Главные вкладки

    Нет дерева сердцу милей
    план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

    Байрамгулова Динара Талгатовна

    Нет дерева сердцу милей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon net_dereva_serdtsu_miley.doc42.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                           Нет дерева сердцу милей…

                       ( Праздник русской березки)

         Стоит береза, у березы девочки плетут венки.

    1. (Под музыку)

       Ты береза, ты моя береза,

        Раскудрявая моя береза!

    Не лес шумит –

        Смородина вьется.

    С кем я зимушку гуляла,

    Летом не придется.

    На тебе ли, белая береза,

    Вырастали одни листья!

    Не лес шумит –

        Смородина вьется.

    С кем я зимушку гуляла,

    Летом не придется!

    (Входит Аленушка)

    Аленушка: Здравствуйте, люди добрые!

                       Здравствуйте, гости дорогие!

                       Здравствуйте, подруженьки! По какому случаю

                       собрались? Не меня ли дожидаетесь?

    Девочка:    Проходи, проходи, Аленушка! Какая беседа без

                       тебя, какой праздник?

    Аленушка: А какой праздник-то нынче?

    Девочка:    Праздник русской березки.

    Аленушка: А, березка русская. Она и в самом деле дерево  

                       удивительное! Можно весь свет обойти – нигде

                       такого растения не встретишь. У нее -      

                       единственной в мире – белая кора. Разве не

                       чудо?

    1 девочка:  Древние славяне почитали березу священным

                       деревом, и была связана она с весенними

                        церковными праздниками. С приходом теплых

                        дней, в четверг на седьмой неделе после Пасхи,

                        отмечался девичий праздник – Семик, а в

                        воскресенье праздновалась Троица.

    2 девочка:  В эти радостные дни девушки украшали березу

                        водили вокруг нее хороводы, пели песни, плели      

                        венки и гадали.

    3 девочка: С давних пор и посейчас

                       Хоровод в чести у нас.

                       Нынче – праздник! Эй, народ!

                       Заводи-ка хоровод!

    (Хоровод вокруг березки)

    Учитель: А еще у березки девушки гадали: пускали по реке

                     березовые венки. Утонет – к смерти, сразу

                     прибьется к берегу – замужество в своей деревне,

                     уплывет – не быть свадьбе в этом году. Через

                     березовые венки девушки и женщины

                     «кумились» – целовались и становились

                     подружками.

    1 девочка: А знаете, сколько загадок о березе сложил

                     русский народ!

    Вместе:   Знаем, знаем.

    2 девочка: Давайте послушаем!

    1. Стоят столбики беленые,

    На них шапочки зеленые.

    1. В белом сарафане

    Встала на поляне.

                         3) Летели синицы,

                         Сели на косицы.

    1. На полянке девчонки

    В белых рубашонках,

    В зеленых полушалках.

    1. Разбежались по опушке

    В белых платьицах подружки.

      Учитель: А вот старинная крестьянская загадка –целая

                      «энциклопедия березовой жизни». Попробуйте-ка

                      угадать, о чем в ней говорится: «Стоит в поле древо

                      древлянское. На этом древнем древе семь угодьев.

                      Первое угодье – в избе обиходье. Другое угодье -  в

                      кругу вертится. Третье угодье – старому и малому

                      потеха. Четвертое угодье – по церкви крыша. Пятое

                      угодье – по дорожке след. Шестое угодье – во всю

                      ночь свет, седьмое угодье – всему миру масло».

                      ( метелка, веретено, игрушки, березовая дранка для

                      крыши, лапти берестяные, лучина, деготь)

    1 девочка: Но этим не исчерпывается та польза, которую

                      приносит нам белоствольная красавица. Само

                      дерево используют как строительный материал.

                      Кора березы – береста – применяется и как писчая

                      бумага, как ранозаживляющий пластырь при ранах

                      и ожогах. Почти вся домашняя утварь в

                      крестьянской избе делалась из бересты: корзины,

                      посуда для солений, воды.

    2 девочка: А еще и люди, и медведи, и бабочки, и даже

                      муравьи охотно лакомятся по весне березовым

                      соком.

    Песня:       Лишь только подснежник

                       Распустится в срок,

                       Лишь только приблизятся

                       Первые грозы,

                       На белых стволах

                       Появляется сок –

                       То плачут березы.

    Чтец:          Отчего березка плачет?

                       Кто б ответить мне помог?

                       Почему березка плачет?

                       Кто ее обидеть мог?

                       Отчего березка плачет,

                       Хоть кругом звенит весна?

                       Если б говорить умела,

                       Рассказала бы она.

                       Отчего березка плачет,

                       Я ответ теперь нашел.

                       Ведь какой-то злой мальчишка

                       У березки ранил ствол.

    1 девочка: Да, березовый сок – не только вкусный напиток,

                      но еще и лечебное средство, применяемое в

                      народной медицине. Но порой мы забываем,

                      как больно березе, и ведем себя очень плохо.

    2 девочка: И когда заготавливаем березовые веники, нужно

                      быть очень осторожным с нашей белоствольной

                      красавицей, ведь она помогает нам, лечит нас.

                      Русская баня с березовым веником – это еще одно

                      народно-медицинское средство «от всех болезней»

                      недаром, выходя из бани, человек чувствует себя

                      помолодевшим.

    Учитель:   Береза является деревом-донором, достаточно

                       нескольких минут контакта, чтобы избавиться от

                       головной боли, боли в области сердца, ощутить

                       прилив сил. Но помощь от нее может получить

                       только тот, кто ее любит, верит и относится с

                       лаской. К таким людям береза щедра: «Кого

                       береза любит, тот всегда возле него здоров будет».

    Девочка:    А еще на Троицу девушки пели частушки,

                        страдальческие песни. Порой их сочиняли тут же,

                        у березы.

    Песня:        Я страдала больше году,

                        А теперь не буду сроду.

                        Ой, подружка, поверь горю,

                        Я полы слезами мою.

                        Все уж песни перепеты,                                                                    Без ребят веселья нету.                                                                    Ой, подружка, глянь в окошко:

                        Идет милый мой с гармошкой.

                        Ой, девчата, что такое:

                        С гармонистом идут трое.

                         Не страдай, и я не стану,

                         Я не травка – не завяну!

                         Не любовь – одно страданье:

                         В месяц раз одно свиданье.

                          Где ты, милый, где ты, где ты?

                          Почему не шлешь ответы?

    1 девочка:     К березе девушки приносили скатерти и

                          устраивали трапезу. Главным блюдом этой

                          трапезы была яичница.

    2 девочка:     Яичница готовится

                          На Троицу всегда.

                           Яичница на Троицу

                          Первейшая еда.

    1 девочка:     Наряду с яичницей на Троицу пекли

                           всевозможные пироги, ватрушки. Угощайтесь,

                           гости дорогие!

                           / раздают рецепты /

    1 девочка:     А сколько песен сложено о березке! Смотришь

                           на березку и слышишь деревенские хороводные

                           песни, переливчатые звуки гармоники.

    2 девочка:      У нас в каждой песне – береза,

                            береза – под каждым окном.

                            На каждой весенней поляне

                            Их белый живой хоровод.

    3 девочка:       Радуйся, белая березка,

                             Идут к тебе девки красные,

                             Девки красные, косы русые,

                             Несут тебе песню звонкую,

                             Песню звонкую, ленты пестрые.

     Инсценирование песни «Во поле береза стояла…»  

    1 девочка:       Какое милое, очаровательное дерево! Ни одно

                            из деревьев не вмещает столько понятий, не

                            рождает столько образов и сравнений!

    2 девочка:       Сергей Есенин, замечательный русский поэт,

                            назвал Россию «страной березового ситца».

                            дань восхищения отдавали березке многие

                            поэты.

    Чтец:               Если б дали березе расческу,

                             Изменила б береза прическу:

                             В речку, как в зеркало глядя,

                             Расчесала б кудрявые пряди,

                             И вошло б у нее в привычку

                             По утрам заплетать косичку.

    / 1-2 стихотворения /

    1 девочка:       В городе и в лесу, в работе и в праздновании,

                            в беде и радости – всюду и всегда береза

                            радует нас и помогает нам, понимает нас.

    2 девочка:       Березы, белые березы,

                            И вы живете по-людски,

                            Мне ваши вздохи, ваши слезы

                            И ваши радости близки.

    3 девочка:       Конечно, близки и понятны, ведь наша милая,

                            родная березка – символ России, символ

                             Родины.

     Песня «Отчего так в России березки шумят»

    Учитель:        С детской игрушки, с народной сказки

                           начинается наше представление о Родине.

                           И чувство Родины прорастает, как все большое,    

                           из малого зернышка. Этим зернышком в детстве

                           могла быть речка, текущая в ивняках, зеленый

                           косогор с березами. Пусть таким зернышком для

                           вас сегодня станет русская березка, символ

                           нашей Родины.

                           Давайте будем бережно относиться к нашей

                           Родине, к природе, защищать их, чтобы будущие

                           поколения могли с гордостью сказать: «Это моя

                            Родина!» и вслед за Сергеем Есениным могли

                            воскликнуть:  «Как прекрасна Земля и на ней

                             человек!»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Здравствуй, сердцу милый край!»

    Конспект урока в 6 классе по творчеству Николая Поснова...

    Урок-игра «Нет дерева сердцу милей».

    ТеУрок-игра «Нет дерева сердцу милей». ма урока: «Отряды птиц»...

    Научно-исследовательская работа "Сердцу милый уголок"

    Научно-исследовательская работа по краеведению разработана учащимся 9 класса под руководством музыкального руководителя Карташовой С.Н. приложением идёт презентация и видео о нашем хуторе...

    Сердцу милый уголок

    Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной юбилею родного города - Воскресенска....

    Нет дерева сердцу милей

    Творческий классный час...

    "Как эти песни сердцу милы…" (к 200 –летию со дня рождения А.В. Кольцова) - урок-проект

    Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие.   Цели проекта: выявить место поэзии А.В. Кольцова в литературном процессе и музыкальной культуре страны, определить специфику жан...

    Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)

    Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой.    Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...