«Здравствуй, сердцу милый край!»
методическая разработка (6 класс) по теме

Гавриленко Надежда Ильинична

Конспект урока в 6 классе по творчеству Николая Поснова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gavrilenko_n.i._n.posnov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 классе по творчеству Николая Поснова

«Здравствуй, сердцу милый край!»

Цели: познакомить учащихся с творчеством Николая Поснова;

          Развивать у учащихся самостоятельность, познавательные и творческие способности; умения анализировать, сопоставлять лирические произведения;

          Воспитание мыслящего человека-творца, способного развивать себя.

         

Оборудование урока: презентации: «И потянет в родные места…»

 «Если ты здесь, на родине, значит Ты в раю, дорогой человек»; проектор, экран; выставка рисунков «Мой отчий край»

                                       

                                           Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

 (чтение наизусть)/ на фоне презентации «И потянет в родные места…»

Мне приснилась отцовская хата,  

Куст сирени под белым окном,

На крыльце примостился горбатый

Синий месяц, как сказочный гном.

И пушистыми лапами ели

В голубой, словно май, тишине

Колокольцами звезд прозвенели

Об ушедшем давно, обо мне.

Без меня много дней там бессчетных

Под луной серебрится трава…

Да и сам я живу всем доволен –

Есть любовь и жар-птица мечта.

Только нет-нет да станет мне больно

И потянет в родные места.

И пройтись мне захочется садом

Тет-а-тет со своею судьбой.

Дом лаская светящимся взглядом

С жестяным петушком над трубой,

Тот же месяц, раскидистый ясень.

Тот же куст под окошком в цвету,

Вдруг поняв до безумия ясно –

Что моё корневище вот тут.  1968

Николай Иванович Поснов — поэт своеобразный. Его стихи нельзя не выделить из массы других. Они  написаны богатым, образным языком; изображение в них всегда строго подчинено внутренней логике, и каждая деталь в этом изображении оправдана и необходима.  

Неослабевающую притягательную силу поэзии Поснова со ставляют глубокий патриотизм и гуманизм. Тематически его поэзия разнообразна. В ней можно выделить темы родины, отчего края, свободы, темы любви, роли по эта и поэзии в общественной жизни. Утвержде ние любви к родине,  провозглашение идеала свободной личности, служение красо те, возвышающей человека,— вот в чем состоит пафос луч ших из них.

- Итак, сегодня мы познакомимся  с творчеством поэта-земляка Николая  Поснова.

- Мы окунемся  в удивительный мир поэтических образов, почувствуем аромат свежескошенной травы, услышим звонкие птичьи голоса, откроем уходящие до горизонта родные просторы. Увидим неповторимую красоту до боли родного, ОТЧЕГО Брянского края.

2. Опережающие индивидуальные задания: чтение наизусть стихотворений:

«Вот и поле, вот и речка…» (1978) 

«В просторной избе, где смехом платят…» (1967)

«Снегири» (1987)

«Сельский пейзаж» (1980)

3. Беседа по прослушанным стихам

- вы послушали несколько стихотворений Н.Поснова. Поделитесь своими первыми впечатлениями.

(обратил внимание, что поэт в каждом стихотворении говорит о родном крае, ему все до боли знакомо, все он помнит и любит; мне показалось любовь к родной деревне, к людям, которые там живут, даже корове и снегирю переполняет поэта и он этой любовью хочет поделиться с нами).

- скажите, какие яркие образы запомнились вам?

( «осень машет морозным крылом», «Кусты разбрелись, словно овцы», «ручей… как длинный пастушеский кнут», «и солнце, как рыжий мальчишка», «туман, как овчарник», «пташка учит слушать родину свою»).

- Я думаю, что мы с вами готовы уже познакомиться поближе с Николаем Ивановичем Посновым.

4. Индивидуальное задание  «Редкостного дара лирик»- о творчестве поэта с показом презентации

(Изморозь – маленькая российская капелька, малый узор, малый штрих на огромных пространствах нашей Родины... Но она вбирает в себя боль и ра дость целого Отечества — моей России. Здесь, как в любом уголке большой страны, познают радость открытий, мир друга, а в нем — как отражение — свой собственный. Здесь находят дружескую поддержку будущие Ломоносовы, Пироговы, Тютчевы, Гагарины. Здесь учатся любить человека и гордиться именем «россиянин».

Изморозь на Орловщине – родина Николая Поснова, поэта искреннего, многогранного. Он всей душой любил свою малую Родину: её цветущие луга, бескрайние золотящиеся поля, тенистые рощи и дубравы. И, конечно, людей, односельчан-земледельцев, – открытых, щедрых, в любую минуту готовых прийти на помощь. И прославлял в своих стихах.

Родился Николай Иванович Поснов 10 января 1946 года в деревне Изморозь Хотынецкого района Орловской области в семье сельского учителя-фронтовика. После школы учился в Орловском машиностроительном техникуме. К этому времени относятся первые публикации в местных газетах.Позже окончил Литературный институт имени Горького.

Николай Иванович работал в карачевской газете «Заря», на Брянском телевиденье, возглавлял отделение Приокского книжного издательства., Брянское отделение Союза писателей России, был секретарём правления Союза писателе СССР, руководил издательским товариществом «Дебрянск». Он автор-составитель историко-художественного повествования «Брянщина. Век ХХ» и известного вам альбома «В Брянском лесу тишина…»

В 1996 году творчество Н.И.Поснова получило высокую оценку – ему была вручена Всероссийская премия им. Ф.И.Тютчева и 2001-м присуждена Международная премия им. К.Симонова.

Вышли в свет 6 сборников стихотворений и поэм. Последний - «Прости-прощай!..» в 2005 году, уже после смерти поэта. Его не стало 30 мая 2005 года.

Чистые, добрые, живые строчки как подарок для нас, слушающих его голос через года. И, кА сказал поэт, у него «…рассыпанные строчки, как будто ягоды по кочкам, росой хрустальною горят…»

Готовясь к сегодняшнему уроку, я прочитала много стихов. Одно из них я хочу почитать.

«Я отвык от простора такого…» - читает наизусть

- Когда читала это стихотворение, показалось, что я в деревне, у бабушки. Когда туда приезжаю, то чувствую тоже, что и герой стихотворения: и хочется бежать босяком, без оглядки, в пахнущие медом луга, зовущие тенью леса. И мне там «все и родимо, и близко». Но больше всего поразило «журавелюшки»… никогда не слышала такого слова, но оно не показалось незнакомым, а родным и ласковым, как «ладушки» из детства).

5. Думаю, вы готовы поработать творчески – работа по группам

4 группы, у каждой свое стихотворение:

- «Чуть колышутся ветви и травы…», 1983

- «Мне приснилась отцовская хата…»,  1968

- «Распахнут полдень нараспашку»,   1976  

- «Нет, не правда, что меня забыли»,  1970

План к анализу поэтического текста (каждой группе)

  1. Прочитайте выразительно текст стихотворения.
  2. Ваши чувства при чтении этого произведения?
  3. Понятны ли вам чувства поэта?
  4. Что хотел сказать своим произведением нам, читателям?
  5. Каковы особенности текста? (Образы, лексика, синтаксис, сочетание звуков).

                           

6. Вы послушали выступление каждой группы. Сделайте вывод:

- что объединяет все эти стихотворения?

(безграничная любовь к родному краю, к своей деревне, к тому уголку России, откуда родом, где его «корневища»).

7. Ребята, на уроке изобразительного искусства вам дали домашнее задание: нарисовать пейзаж «Отчий край». Но принести рисунки вы должны были сегодня на наш урок.

- как вы думаете, почему?

(показать, что мы тоже любим свой край; что то, о чём читаем у поэта, мы видим тоже, просто не можем так ярко сказать;  просто как иллюстрация к стихам Н.Поснова).

- Да, вы правы, я хотела показать, что вы тоже талантливы, и то, о чем пишет поэт близко вам.

Поэтому, уверена, вы без труда найдёте строчки у Николая Поснова для выражения главного содержания вашего рисунка, а у кого не получится, это задание останется на дом.

(учащиеся создают на доске картинную галерею, а в место речи экскурсовода – «живое слово Поснова»)

8. Итог урока

Поэтическая сила и обаяние лирики Поснова прежде всего в непосредственности чувства, задушевности тона, в умении раскрыть душу перед читателем».  

 Я  хочу закончить  наш разговор своим любимым стихотворением.

Белый песчаный берег,

Сизая в глубе вода.

Облако в розовых перьях

Долго плывёт, в никуда.

Трав луговое безумство

В синем свечении дня…

Сново щемящее чувство

Тайно объяло меня.

Сердце наполнилось в волю

В этом далёком селе

Светом, добром и любовью

К вечно прекрасной земле.

Значит, летящие годы

Не охладили кровей:

Голос любви и природы

В сердцем усталом слышней.

Пусть и живёт он, как прежде,

И до минуты, когда

Облаком тихой надежды

Я уплыву в никуда…  

Надеюсь, поэтическое слово Поснова затронула самые высокие ноты вашей души. И вы щедро понесете в жизнь добро, красоту, преданность, патриотизм.

Дом.зад.: 1. выучить наизусть понравившееся стихотворение, проанализировать по плану;

2. написать сочинение «Если ты здесь, на родине, значит Ты в раю, дорогой человек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра «Нет дерева сердцу милей».

ТеУрок-игра «Нет дерева сердцу милей». ма урока: «Отряды птиц»...

Научно-исследовательская работа "Сердцу милый уголок"

Научно-исследовательская работа по краеведению разработана учащимся 9 класса под руководством музыкального руководителя Карташовой С.Н. приложением идёт презентация и видео о нашем хуторе...

Сердцу милый уголок

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной юбилею родного города - Воскресенска....

Литературно-музыкальная композиция «Россия! Сердцу милый край!» (тема Родины и родной природы в творчестве С.Есенина)

Две основные темы — Родина и природа — переплетаются в творчестве Есенина и вытекают одна из другой.    Вдохновленный близкими для него темами, Сергей Есенин создает в своих стихах прекрасны...

«Россия – сердцу милый край»

Сценарий литературно-музыкальной композиции«Россия – сердцу милый край»(В гостях у Кашиной)...

"Сердцу милый, родимый мой край" - классный час по краеведению

Классный час к 80-летнему юбилею Кетченеровского района Республики Калмыкия...

Презентация "Маньково - сердцу милый край"

Достопримечательности села Маньково-Калитвенское...