Организация экскурсии как форма знакомства с биографией писателя
статья по литературе на тему

Статья для выступления перед учителями-словесниками на ШМО или на районном объединении. В ней говорится, что экскурсии нужны, чтобы помочь учащимся полнее освоить курс литературы, для формирования литературоведческого мировоззрения. Экскурсии бывают различных видов: учебные, познавательные, развивающие, воспитательные. Большое значение в последние годы имеет виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм  организации учебного процесса на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_4.docx53.07 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление  на  заседании  ШМО  учителей  русского  языка  и  литературы:    

« Организация  учебных  экскурсий  как  форма  знакомства  с биографией  писателя»   ( Учитель - Зарицкая В.М.)

    Сегодня для преподавателя литературы одной из актуальных проблем является организация учебных экскурсий как форма знакомства с биографией писателя. В современных условиях для успешной организации учебного процесса необходим поиск новых форм, методов и средств подачи материала.

  "Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной", - эти слова академика Д.С.Лихачева близки каждому учителю, воспитывающему у подрастающего поколения любовь к «малой родине», славной своим прошлым и настоящим, неповторимой красотой.

     Огромную роль в активизации деятельности учащихся играет поисковый метод. Активный поиск литературоведческой информации. Экскурсия – это интеллектуальная деятельность, способствует прочному усвоению знаний (эмоциональная сторона). Познавательно-воспитательная направленность, воспитание эстетического вкуса. Экскурсия как форма учебной работы. Единство обучения и воспитания в экскурсиях. Дифференцированный подход к обучающимся.

     Литературные  материалы не только приобщают нас к культуре и истории родного края, к миру чувств и мыслей его замечательных людей, но помогают по-новому осветить некоторые моменты творчества писателей и глубже осмыслить процесс развития всей русской литературы.

Учебные экскурсии в школе имеют, прежде всего, образовательные и воспитательные цели и задачи - открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире - в людях и природе, пробудить у них чувство любви к Родине.

     Экскурсии делают процесс обучения более интересным, качественным и результативным. Сегодня именно от школы  в огромной степени зависит, приобретут ли обучающиеся набор знаний. Проблемы воспитания и обучения диктуют необходимость внедрения новых форм работы. Экскурсии являются этой формой учебной работы. Главный  смысл состоит в том, чтобы с помощью экскурсий применять новые информационные технологии, погружение обучающихся в историческую эпоху, происходит сплочение коллектива. Поэтому актуальность данной темы не вызывает сомнения.

    Цель.

     Основная цель организации учебных экскурсий как формы знакомства с биографией писателя - помочь обучающимся полнее освоить курс литературы, исследование возможности использования экскурсий для формирования литературоведческого мировоззрения.

     Задачи:

     а) обучающие.

- закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на занятиях;

- освоение новых форм поиска, обработки и анализа информации;

     б) воспитательные.

- развитие коммуникативных навыков;

- приобретение навыков групповой работы;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающим, сплочение коллектива.

     в) развивающие.

- формирование потребности в самопознании и самореализации;

- анализ форм и методов проведения экскурсий;

- изучение предмета через образы, обогащение теоретическими знаниями.

Глава 1. Теория. Учебно-воспитательное значение экскурсий.

     Экскурсии возникли в конце XVIII – начале XIX века как метод обучения, способствующий развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у учащихся. Они внедрялись в учебный процесс прогрессивными педагогами Западной Европы и России, выступавшими против схоластики в преподавании. В течение XIX века экскурсии постепенно становятся органичной частью учебного процесса в школе. Многие учёные - дидакты (такие, как П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, Е.Я. Голант, В.В. Голубков и многие другие) обращались к экскурсиям как одной из форм учебной работы.

     Экскурсия (от лат.  поездка) – коллективное или индивидуальное посещение достопримечательных мест, музеев  в учебных или культурно-просветительских целях под руководством экскурсовода.

     К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного.

        Экскурсия – это не простое времяпрепровождение, это интеллектуальная деятельность в свободное или учебное время, требующая определенной затраты физических и духовных сил. Благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности экскурсия является чрезвычайно эффективной формой получения знаний обучающимися, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на формирование духовного облика человека.

       Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо (произведений искусства, памятников прошлого, каких-либо сооружений, механизмов и т.д.), проводимый по определенному плану с образовательной или ознакомительной целью.

К присущим экскурсии признакам следует еще добавить непременное наличие у нее цели и задач, которые диктуют выбор экскурсионных объектов, разработку маршрута, подбор литературных источников, иллюстраций, общего эмоционального настроя экскурсии и всего остального, из чего она состоит. Экскурсовод должен заставить экскурсантов не просто смотреть и слушать, но сопереживать вместе с ним. Увиденное и услышанное должно вызывать у экскурсантов ответные чувства: восхищение, возмущение, радость от познанного.

1.1 Методика учебных экскурсий по литературе.

      Учебные экскурсии подразделяются  на литературные и исторические  объекты являются особой формой организации учебного процесса; их можно проводить и во внеурочное время, и в дни школьных каникул. Реальное планирование календарных сроков проведения экскурсий - дело очень сложное, зависящее от ряда обстоятельств, иногда связанное и с выездом школьников в областной центр и другие регионы и страны. Это не означает, что экскурсию следует рассматривать как дополнительное мероприятие, оторванное от урока. Наибольший учебно-воспитательный эффект дает экскурсия, проведенная как своеобразный урок. Рекомендуется проводить не менее одной экскурсии за учебный год.

          Самостоятельная роль экскурсии в процессе образования. Сочетание образования и воспитания учащихся в ходе экскурсии. Экскурсия как педагогический процесс: цель, действие, конечный результат. Использование экскурсоводом основных педагогических компонентов: конструктивного, организаторского, коммуникативного, познавательного. Единство обучения и воспитания в экскурсиях. Методы воспитания: метод примера, метод упражнения, убеждения. Использование дидактических принципов в экскурсии: научности, доступности, наглядности, действенности.

           После экскурсии рекомендации педагога: для самообразования обучающихся; список литературных источников по теме; рекомендации по посещению цикла экскурсий по данной тематике.

Преподавание литературы в школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который учащиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии по литературным местам.

Экскурсии имеют не только познавательное значение, но еще и большое воспитательное значение.

Учебные экскурсии повышают квалификацию учителя. Они позволяют ему полнее увязывать учебный материал с жизнью, более конкретно и эмоционально излагать его, что в свою очередь способствует более глубокому и прочному усвоению знаний учащимися.

 1.2 Выбор объекта экскурсии.


     
Каждая из литературных экскурсий должна быть проведена с максимальным учебно-воспитательным эффектом, что требует тщательной подготовки, как учителя, так и учащихся. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся. Методика проведения любой экскурсии должна исходить из специфики её как небольшого путешествия.

         Подготовка учителя к проведению учебных экскурсий начинается с выбора объекта экскурсии еще при составлении годового календарного плана. С учетом программных требований и  доступности расположения  литературно-исторических  мест учитель еще до начала учебного года намечает объекты учебных экскурсий. При этом он стремится к тому, чтобы каждый учащийся в период изучения литературы посетил те места, с творчеством писателя, с которым знакомимся на уроках литературы в этом учебном году.      Понятно, что проведение всех  экскурсий невозможно, так как объекты не могут быть расположены вблизи школы. Учитель может провести учебные экскурсии лишь на те объекты, которые будут доступны учащимся.  

        Самое верное средство прикоснуться к поэту своим сердцем - посетить его родину, воспринять ландшафт, краски, звуки, которые вызывали у него вдохновение, увидеть рядом с собой окружающие его предметы. Чтобы экскурсия обогатила учащихся неповторимыми впечатлениями, ее нужно подготовить: не только разработать программу и маршрут похода, но и настроить учащихся на активное чтение доступных им книг о поэте и его произведении. Заученные школьниками стихотворения зазвучат во время экскурсий и помогут воспринимать окружающее глазами, слухом и языком поэта.

       Выбирая литературные места для школьных учебных экскурсий, учитель должен руководствоваться следующими критериями: соответствия содержания экскурсии программе; доступность экскурсии для понимания учащимися; значимость данного объекта с исторической точки зрения. Все это свидетельствует о том, что выбор объекта для учебной экскурсии по литературе всякий раз должен происходить с учетом значимости объекта и познавательных возможностей учащихся.

      Для внеклассных занятий характерны свои особые формы работы, встречи с поэтами-земляками; занятия-концерты, на которых звучат стихи в исполнении учеников, экскурсии в лес, литературно-краеведческие экскурсии, экскурсии по памятным местам родного края; уроки внеклассного чтения. Именно такая целенаправленная работа позволяет учителю выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

       

             Посещение мест, воспетых в художественной литературе, вызывает обостренное чувство красоты природы. Духовный подъем, вызванный пребыванием в заповедных местах, радость познания, обилие впечатлений, памятные встречи - все это может вызвать у школьников стремление занести свои впечатления в дневник. Ведение дневника, в свою очередь, способствует обогащению словарного запаса, воспитывает интерес к литературному творчеству.


Глава 2. Практика.  Организационные вопросы подготовки экскурсии.

2.1. Классификация экскурсий
    Классификация – это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

     Организационная сторона экскурсии выражается в четком продуманном плане ее организации. Учителю заранее необходимо посетить место экскурсии, продумать наиболее целесообразный путь следования. Содержательную сторону экскурсии, должно составлять четко определенное программное содержание наблюдений, их последовательность, целесообразный отбор материала для рассматривания, система и последовательность вопросов, тематика групповых и индивидуальных заданий.


    Начиная с 20-х гг. XX века в истории предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Наиболее актуальной  представляется классификация, предложенная Б.В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:
1) по содержанию;
2) по составу участников;
3)по месту проведения;
4) по способу передвижения;
5) по продолжительности;
6) форме проведения.
По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

   

Литературные экскурсии подразделяются:

- на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга);

- историко-литературные, (посвященные определенным периодам развития русской литературы);

-  литературно-художественные (по местам, которые были местом действия в произведениях того или иного писателя);

- литературно- краеведческие (по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта).

           В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику ее проведения и продолжительность вносятся изменения. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии в теории экскурсионного дела называют дифференцированным.
По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.
          По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

        Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты.

2.2.  Проведение экскурсий.

     Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяются:
– экскурсия–урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
– экскурсия–демонстрация в наиболее наглядной форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

– пробная экскурсия проводится на завершающем этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий и представляет собой форму проверки знаний и навыков у студентов или работающих экскурсоводов при разработке ими новой экскурсионной темы.

        Цель показательной экскурсии – продемонстрировать образец того или иного методологического приема (показа, рассказа, логического перехода от одной темы к другой) на конкретном объекте, раскрыть определенную тему. Тот, кому доводилось проводить экскурсии всем классом в музеи или места, связанные с жизнью писателя, знает, что это нелегкое мероприятие, требующее немалой выдержки от учащихся. Продуктивность экскурсии не всегда бывает ровной, так как часть класса из-за пассивности или недостаточности времени для вдумчивого осмотра (комнаты тесны, витрины невелики) так или иначе выпадает из актива экскурсантов. Обычно и руководители музейных экскурсий предпочитают вести осмотр с небольшими группами учащихся. Да и вообще пассивно слушать руководителя экскурсии способны далеко не все учащиеся: это закономерно и вовсе не связано с недисциплинированностью учащихся. Они хотят сами осмотреть, сами узнать, сами выбрать то, что их интересует. Поэтому весьма целесообразно (особенно для старших классов) внести самостоятельность и самодеятельность в экскурсию.

2.3. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы.

     Одной из актуальных проблем является проблема применения инновационных педагогических технологий. В настоящее время лидирующее положение занимают методы и приемы обучения, основанные на использовании современных компьютеров, что привело к коренным изменениям в теории и практике образования. Поэтому в современных условиях для успешной организации учебного процесса перед педагогом встает необходимость поиска новых форм, методов и средств подачи материала. И в связи с тем, что и персональный компьютер и Интернет очень прочно вошли в нашу жизнь, а современные ученики  проявляют к ним значительный интерес, задача учителя заключается в том, чтобы данные средства появились и в системе образования. Ведь и персональный компьютер, и Интернет могут выступать в роли непосредственного помощника учителя. Один из вариантов применения новых информационных технологий в учебном процессе – виртуальная  экскурсия. Перед нами раскрывается понятие литературной виртуальной экскурсии. Дается примерная классификация виртуальных экскурсий, которые можно использовать на уроках литературы. Особенности проведения виртуальных экскурсий как с использованием ресурсов среды Интернет, так и без подключения к данной среде.

В связи с внедрением новых информационных технологий в процесс образования существенно изменился подход к экскурсиям, возникли новые виды экскурсий – виртуальные, интерактивные экскурсии.

Термин «виртуальный» происходит от английского слова virtual – похожий, неотличимый. Первые виртуальные музеи стали появляться в Интернете в 1991 году. Они представляли собой небольшие сайты с информацией о самом музее, о его географическом положении и режиме работы. В дальнейшем на страницах виртуальных музеев стали появляться виртуальные экспозиции. Многие музеи создавали несколько виртуальных экспозиций и объединяли их в виртуальные экскурсии. В настоящее время количество и глубина изложенного материала, доступного через сеть Интернет, непрерывно растёт, и возможно, уже через несколько лет свои собственные виртуальные экскурсии будут иметь все музеи мира.

Виртуальные литературные экскурсии можно разделить на следующие виды:

  • литературно-биографические – это экскурсии, связанные с жизнью и биографией писателя;
  • литературно-краеведческие – это экскурсии по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга;
  • историко-литературные – экскурсии, раскрывающие определённые периоды развития русской национальной культуры и литературы;
  • литературно-художественные – экскурсии по мировым выставочным залам;
  • обзорные сайты, где собрано несколько виртуальных экскурсий в рамках знакомства с одним писателем.

На практике деление экскурсий на чётко определённые группы носит условный характер.

Проведение экскурсии следует начинать со вступительной беседы с учащимися. Во вступительной беседе педагог определяет цели и задачи экскурсии, раздаёт маршрутные листы. Особое внимание учащихся следует обратить на способы навигации по сайту, от одной экспозиции к другой.

     Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском литературоведческой информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий. Во время проведения экскурсии учащиеся могут записывать тезисы в тетрадь, копировать материалы с сайта в свои папки, делать пометки.

     Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, систематизирует увиденное и услышанное, выделяет самое существенное, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся; намечает творческие задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы.

      Несмотря на кажущуюся простоту проведения виртуальных экскурсий на уроке, учитель может столкнуться с рядом проблем. Первая и главная проблема — это отсутствие подключения школы к сети Интернет. Следующей проблемой может быть ограниченное количество компьютеров и компьютерных классов в школе. В данном случае на помощь учителю могут прийти интерактивные, мультимедийные экскурсии, разработанные самим учителем. Такие мультимедийные экскурсии также относятся к разряду виртуальных, но для их организации нет необходимости подключения к сети Интернет. Достаточно иметь в кабинете компьютер и мультимедийный проектор. Достоинства данных экскурсий в том, что учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. В материалы таких экскурсий могут быть включены литературоведческие термины и определения, исторические карты, тезисы по теории литературоведения.

     Таким образом, использование информационно–компьютерных технологий (в том числе и виртуальных экскурсий) делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным.

Глава 3. Формы внедрения. Методические разработки.
        Экскурсии на литературные темы, их типы, значение и роль. Приемы освещения литературы определенной исторической эпохи, воссоздание ее характерных черт для раскрытия литературного периода или периода жизни и творчества поэта или писателя.
Освещение в экскурсиях литературно-краеведческого материала, устного народного творчества.
     Использование литературных произведений для раскрытия экскурсионного объекта, прием литературного монтажа. Включение в экскурсии записей мастеров художественного слова, писателей, поэтов.

          Наглядные пособия для экскурсий на литературные темы, их особенности в освещении литературных произведений, их героев, биографии и творчестве поэтов и писателей.

        Литературно-мемориальные и литературные музеи, их роль в подготовке и проведении экскурсий на литературные темы, использование экспозиций других музеев.
Образы литературных героев, их связь с действительностью, отражение в экскурсионных объектах.
             Традиционная методика изучения литературных тем задает определенную последовательность знакомства с материалом:

1. Общая характеристика исторической эпохи, в которую жил тот или иной писатель.
2. Знакомство с творческой биографией писателя.

3. Текстуальное изучение художественных произведений.

4. Знакомство с различными интерпретациями художественного произведения в других видах искусства (изобразительном, сценическом, кинематографическом и т.д.)
         Очевидно, что каждый из этапов изучения темы, имеет различные цели и задачи, которыми и определяется отбор материала, позволяющего их реализовать. Знакомство с исторической эпохой требует широкого привлечения документальных материалов, характеризующих определенный временной период.

       Изучение биографии писателя связано с литературными экскурсиями, позволяющими почувствовать "власть места". Атмосферу жизни писателя передадут фотографии его самого, его родных, друзей, близких и современников, а также памятных мест, связанных с творческой деятельностью. Чтение и анализ художественного произведения окажутся более эффективными, если ученики сумеют заглянуть в творческую лабораторию писателя, услышат фрагменты текстов в исполнении лучших мастеров художественного слова.

      Объявление темы, целей и задач, этапов будущего урока в форме презентации значительно повышает уровень устойчивого внимания. Разработки-презентации, дополненные иллюстративным материалом, повышают интерес к изучаемым темам, уровень восприятия материала. При объяснении нового материала использование ИКТ позволяет осуществлять принцип наглядности на более высоком современном уровне. Презентации сопровождают объяснения учителя интерактивными таблицами, анимационными моделями, словарными статьями, сведениями о писателях. Большую помощь оказывают электронные учебники и энциклопедии. Например, "Русская литература", "Энциклопедия русской литературы", "Библиотека мировой художественной культуры", "Энциклопедия Кирилла и Мефодия" и подобные. Все они имеют систему управления и переходов между различными разделами, включают готовые тестовые задания разных уровней сложности.

         Систематизируя полученные из опыта работы результаты, с уверенностью можно утверждать, что без использования ПК на уроках контроля ЗУН учащихся на выполнение и проверку результатов уходило от 30 минут до часа. При использовании его весь процесс занимает 10-15 минут, что даёт учителю не только выигрыш во времени, но и позволяет сразу увидеть и оценить результативность работы каждого ученика в режиме реального времени. Следовательно, урок становится более плотным, появляется возможность выполнения большего количества заданий разного типа, расширяются возможности использования дифференцированного подхода в обучении: тот, кто справился с заданием, может переходить к более трудному (следующему) виду работы, кто не справился, повторить изученный (требуемый) материал и попробовать свои силы ещё раз.
    Перед учителем всегда стоят вопросы: как же заинтересовать учеников, как привлечь внимание каждого? Убеждена в том, что не только разнообразие видов деятельности на разных этапах современных литературы, но и внеклассная работа по предмету поможет решить поставленные задачи. Ученик должен идти в класс с желанием работать, без этого невозможно получение прочных, качественных знаний. И для словесников естественно стремление искать (и находить) новые эффективные приемы и средства обучения, чтобы  более успешно решать образовательные и воспитательные задачи. В этом помогает внеклассная работа, которая является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы школы.

      Продолжая и подкрепляя классные занятия, она (внеклассная работа) в то же время отражает присущую только ей специфику в содержании, организационных формах, методах и приемах реализации стоящих перед нею задач.

       Основные задачи внеклассной работы по литературе:

- осуществление нравственного, патриотического, эстетического воспитания школьников путем вовлечения их в разнообразные внеклассные мероприятия, связанные с приобщением к сокровищнице литературы;

- развитие творческих способностей учащихся, удовлетворение их индивидуальных запросов, интересов, склонностей;

- активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся;

-   воспитание толерантности, уважительного отношения друг к другу, умения общаться в коллективе, формирование культуры общения.

          Особую активность приобретает индивидуальный подход к детям: учет их интересов и запросов, опора на их инициативу и самостоятельность, стимулирование любознательности и познавательной активности.

       Внеклассная работа имеет свою систему принципов.

-  Принцип научности требует, чтобы внеклассные занятия строились на познавательной базе, а не превращались в средство забавы или развлечения. Любой материал внеклассных занятий, даже если он подается в неожиданной и необычной форме, соответствует научным данным без лишнего упрощения или усложнения.

-  Важное значение имеет на внеклассных занятиях принцип наглядности. Научность, глубина излагаемого на внеклассных занятиях материала, выявление его практической значимости должны сочетаться с увлекательностью формы.

 - Внеклассная работа в большей мере, чем классная основывается на принципе занимательности, который находит свое отражение в разнообразии и вариативности форм, методов, конкретных приемов, заданий, лингвистических игр, позволяющих с наибольшей эффективностью добиваться поставленной цели. Именно учитывая эти специфические принципы, использование ИКТ является неотъемлемой частью моей внеклассной работы. Виды и формы внеклассной работы многообразны.

      Жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к русской литературе, к словесному искусству. Этому способствуют прежде всего средства и возможности ИКТ, применение которых позволяет проводить заочные экскурсии по литературным местам с использованием сайтов и форумов сети Интернет, а также дисков. Подобные виды целенаправленной деятельности позволяют выявить способных, талантливых детей, а им в свою очередь раскрыть свои творческие способности, окунуться в мир словесности вне школьной программы.

3.1 Мои уроки.

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний.       

            Роль самого учителя на таком "уроке" необычно велика, он дает всему направление: свести ли все к обычной прогулке на свежем воздухе или одухотворить этот выход из внеклассной комнаты соединением поэзии книг с поэзией вечно юной природы. Много впечатлений оставляют у школьников экскурсии по памятным местам края, посещение дома, в котором родился или жил писатель. Это о них, о человеческих предметах, наполненных живой мыслью и чувствами людей, писал С. Я. Маршак:

Все то, чего коснется человек.

Приобретает нечто человечье.

Вот этот дом, нам прослуживший век,

Почти умеет пользоваться речью.

Мосты и переулки говорят,

Беседуют между собой балконы.

И у платформы выстроившись в ряд,

Так много сердцу говорят вагоны.

Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский

Весь летний сад - Онегина глава:

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

        Я работаю с учащимися как средних, так и старших классов. По своему возрасту, развитию и уровню знаний ещё не все ребята  способны к систематическому и глубокому изучению литературно-краеведческого материала. Ученики этого возраста выступают главным образом как читатели, слушатели и исполнители произведений.

Естественно, у ребят  появляется желание побывать на родине знаменитых поэтов. К экскурсиям готовимся заранее. Рассказываю о цели посещения литературных мест, советую прочесть биографические, мемуарные и художественные произведения, рекомендую заучить некоторые стихи или отрывки из прозы, указываю справочники, помогающие знакомству с теми местами, куда предстоит отправиться; школьники принимают участие в составлении общего плана экскурсий и распределении конкретных поручений между ее участниками.

      "Есенинские встречи", посвященные  Дню рождения Сергея Есенина - это добрая и уже многолетняя традиция чествования замечательного российского поэта.  Проходят годы, но и сейчас не угасла притягательная сила звонкого есенинского слова. А сила эта не только лирическая.

 

Это пример беззаветной любви к своему Отечеству:

 Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

-Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

К экскурсии в Константиново готовились следующим образом:

Провели урок-концерт, на котором звучали стихи С.А.Есенина о природе родного края. После проведения урока-концерта побывали в музее С.А.Есенина  в с. Константиново. Экскурсия дала учащимся возможность по-новому воспринять знакомые строки его стихотворений, связала новыми нитями с жизнью и творчеством великого поэта, заставила еще больше полюбить свой край.

В самую красивую пору года мы побывали на родине Есенина — осенью. Читали полюбившиеся нам стихи С.А.Есенина.  Прошли по местам юности С.Есенина, где формировались личность и творческие пристрастия, чувство родины и любовь к сельской культуре. Выйдя на берег Оки, мы сразу ощутили высоту птичьего полета, где "только синь сосет глаза".

      Свои  впечатления ребята выразили в сочинениях: "Прекрасное золотое утро! Мы едем на родину Сергея Есенина". "Мы побывали в доме его родителей, в школе, где учился Есенин. Сергей учился на одни пятерки! Нам было интересно узнать подробности о нем и его семье". « На экскурсии я получила много новой информации, и я этому очень рада. У меня и в мыслях не было, что такой знаменитый поэт жил и учился в таком маленьком, но прекрасном месте". "Понравилось, когда мы с учителем читали стихи на берегу реки Оки".

Влияние внеклассного мероприятия на стимуляцию познавательной активности учащихся в учебной деятельности очень велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера. Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Внеурочные занятия необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития их интереса к конкретной области знаний.

Урок № 2. Заочная экскурсия по Пушкинским местам.

При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

• Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий

• Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом

• Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий

• Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и интернет-ресурсов.

При подготовке к экскурсии необходимо определить содержание, способы оформления и презентации материала.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся - рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий. Большую помощь в сборе материала могут оказать ресурсы Интернета: сайты музеев, сайт конференций, специальные образовательные порталы, на которых можно найти не только богатый иллюстративный материал, но и информацию об истории музея, экспонатах, традициях, а также дополнительные биографические сведения.  

Эффектно и современно будет выглядеть выступление, сопровождаемое показом слайд - фильма, выполненного в программе Power Point. Материалы, подготовленные для выступления на занятии по этой теме, могут быть оформлены в виде выставки.

"ПУТЕШЕСТВИЯ НУЖНЫ МНЕ НРАВСТВЕННО И ФИЗИЧЕСКИ …"

Цель урока:

 Открыть восприятию школьников Пушкинские места, очарование природы - источника поэтического вдохновения А.С. Пушкина. Подготовить учащихся к изучению пейзажной и философской лирики поэта.

Задачи:

- использовать компьютерные технологии для создания виртуальной версии обзорной экскурсии по местам А. С. Пушкина;

- создать настроение, способствующее развитию воображения учащихся;

- воспитать патриотические чувства у подростка;

- дать возможность учащимся побывать (виртуально) в тех местах, где был великий поэт;

- повысить интерес к урокам литературы;

- попробовать свои силы в творческих заданиях.

Тип урока: Урок объяснения нового материала.

Используемое оборудование: 

1. Репродукция портрета А.С. Пушкина.

2. Мультимедийное оборудование. Краткое описание: Учитель и учащиеся путешествуют по Пушкинским местам, раскрывая очарование Псковской природы - источника поэтического вдохновения А.С. Пушкина. Путешествие по литературным местам Подмосковья: Захарово - Большие Вяземы, полотняный завод им. деда Н.Гончаровой. По ходу лекции учащиеся глубже знакомятся с жизнью и творчеством поэта, составляют конспект. Итогом работы в классе является написание сочинения-рассуждения.

Именно эта фраза послужила вступлением к созданию урока – экскурсии по местам, где любил отдыхать А. С. Пушкин, где он провел большую часть своей недолгой жизни, где были созданы многие гениальные произведения.

Где же бывал Пушкин?. Конечно же, все сразу назовут Михайловское, но ведь кроме этого семейного имения есть немало усадеб, сел, которые также были посещены поэтом и не менее любимы им. И естественно они хранят воспоминания об этих посещениях. Так, некоторые села вместе с Михайловским образовали "Пушкинское кольцо". Именно об этом кольце я и хотела рассказать учащимся на уроке.

В ста километрах от Наро-Фоминска расположен великолепный памятник  Х VII века – Полотняный завод, старинная усадьба Гончаровых. Усадьба всегда была знаменита, в свое время ее посещали и Екатерина II, и полководец Кутузов, и многие другие известные личности. Но главный гость усадьбы – великий поэт Александр Пушкин, бывавший здесь дважды, когда устраивал собственную женитьбу на одной из лучших красавиц того времени: Наталье Николаевне Гончаровой. По легенде в здешнем парке долго стояла деревянная беседка - "Миловидна", на скамейке которой рукой гения была вырезана надпись "Я влюблен, я очарован, я совсем огончарован…".

Мой урок-экскурсия нацелен на более углубленное изучение географии и истории, посещенных великим русским поэтом мест, что предполагает собой и более углубленное изучение произведений Пушкина. Я попыталась учесть тот факт, что дети в наше время очень много времени проводят за компьютером, поэтому урок-экскурсия состоит из двух частей:

  • компьютерной презентации о пушкинских местах
  • небольшого теста с использованием буклетов для закрепления учениками полученной информации.

С помощью компьютерных технологий я пытаюсь пробудить интерес детей к литературной истории России, пробую новые методы проведения занятий. Предлагаю ученикам просмотреть своеобразный фильм, так как зрительное восприятие детьми информации выше, тем более, если дети заинтересованы информацией. А тест после фильма должен закрепить в памяти увиденное и услышанное, ведь презентация озвучена.
После проведения урока-экскурсии увеличился процент детей, которые смогли усвоить информацию на уроке.

Но, безусловно, лично я предпочитаю организовывать настоящие реальные экскурсии  по местам, которые связаны с жизнью и творчеством великих русских писателей и поэтов. Со своими ребятами я совершаю в год 2-3 такие экскурсии. Сейчас мой собственный класс-6-ой, но мы уже побывали на родине  С. А. Есенина в Константинове, а также вместе с 10-ым классом посетили усадьбу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне. Поездка к Л .Н. Толстому – это всегда незабываемые эмоции и впечатления. Каждый свой 10-ый класс я обязательно вожу на поклон к Льву Николаевичу: без этого не мыслю изучение творчества великого писателя. Также я посещаю со своими учениками Царскосельский Лицей, где провёл свои детские и юношеские годы  А. С. Пушкин, мы ездим по подмосковным местам великого поэта и даже побывали в Пушкиногорье, где посетили Михайловское, Тригорское и Петровское. Трудно даже передать, какие чувства и эмоции переполняли нас. Мы все были в неописуемом восторге. Такие поездки духовно обогащают не только ребят, но и нас, учителей. Также я побывала со своими детьми и в Тарханах, где прошло детство М. Ю. Лермонтова, и в имении И. С. Тургенева Спасском-Лутовинове, и посетила А. А. Блока в Шахматово. Это безумно интересная, познавательная и, безусловно, полезная работа.

         Заключение.

      С  каждым годом литературные экскурсии занимают все большее место в работе учителя-словесника. Уже не требует особых доказательств то, что на самых различных этапах учебного процесса использование экскурсионного материала играет важную роль как в познавательном, так и в воспитательном отношении. Наиболее эффективными являются те экскурсии и походы, которые связаны с биографией писателя, так как они дают новый материал, стимулируют интерес к жизни и творчеству того или иного автора.

      После посещения мест, связанных с биографией писателей сами эти писатели стали ближе и дороже, а их произведения интереснее и понятнее. Литературные экскурсии не только развивают эстетическую культуру, учат понимать прекрасное, но и помогают выполнять главную задачу школы — привитие любви к родной земле, приобщение школьников к литературе о родном крае, открывая в  ней животворный родник гражданского становления личности. Знания, приобретенные учащимися на уроках, являются тем фундаментом, на котором построены основные компоненты внеклассных занятий.

     Во время экскурсий, путешествий, как и на уроках литературы, ребята отвечали на сложные вопросы, замечали стилистические особенности, разгадывали литературные загадки, запоминали художественные элементы и символы. Но только с одним существенным отличием: на аудиторных уроках они это делают опосредованно, через репродукции, тексты, видеоматериалы, схемы, документы, а на экскурсионных уроках – непосредственно. Они могут сформулировать свой личный взгляд на тот или иной экспонат и компетентно заявить: «Я это видел собственными глазами!» А как важно в детском возрасте непосредственное эмоциональное восприятие! Его не заменят никакие, даже самые хорошие издания. Использование на уроках современных педагогических технологий: активно - деятельностного и коммуникативного подходов, индивидуализации и дифференциации обучения, технологии интегрированного урока, вовлечение учащихся в научно-исследовательскую и проектную деятельность, информационных технологий.

Внеклассная и школьная работа по литературе помогают воспитывать интерес к книге, знакомит с другими видами искусств. Экскурсии по памятным литературным местам, уроки внеклассного чтения углубляют представление учащихся об исторических и культурных связях родных мест, с жизнью России, раскрывают богатство и разнообразие художественной литературы. Они помогают приблизить к нам писателей, сделать их доступнее, "человечнее".

Сопоставление литературного произведения с изображенной в нем жизнью помогает познанию знаков художественного творчества, способствует проникновению в специфику литературы как образного отражения действительности, способствует воспитанию творческого читателя, прививает интерес к книге, к литературе.

            Одно дело – изучать  биографию писателя на школьных уроках, другое – увидеть шедевры прошлых столетий воочию. Такое запоминается на  всю жизнь!

Литература.

1.Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24.

2.  Скаткина М.Н. Дидактика средней школы. - М.: Просвещение, 1982. - С.180.

3. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред.В. В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: 1983. С.211.

4. Азбука журналистики: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина, Е.Ю. Умнова, А.Е. Зимин и др. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 272 с.: ил.

5. Брыксина О.Ф. Конструирование урока с использованием средств информационных технологий и образовательных электронных ресурсов.//Информатика и образование. 2004. 
6. Гузеев В.В., Дахин А.Н., Кульбеда Н.В., Новожилова Н.В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценность, успех. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2004.

7. Лихачев Д.С. Земля родная. Книга для учащихся 1/1.1983 г. У:- Мамонтов А.З., Щерба Н.Н..



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задание к экскурсии "Жизненные формы растений"

задания для учеников 6 класса, используются во время проведения экскурсии в школьный дендрарий...

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА РАБОТЫ ПО ПРОФОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Сегодня более актуальным является понимание труда, как сферы деятельности, которая снимает ограничения на доступную и целесообразную деятельность для каждого индивида, именно в таком контексте необход...

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников

Экскурсия как форма экологического воспитания младших школьников. Статья....

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зависимости от характера объекта экскурсии делятся на три вид

Экскурсия, как форма внеклассной работы. При подготовке и проведении классных часов используются различные методы и приемы. В нашем классе стало традицией ежегодно организовывать экскурсии. В зав...

Экскурсия как форма урока по курсу ОРКСЭ.

Экскурсия составная часть педагогического процесса....

Статья "Урок-экскурсия - как форма интерактивных технологий, способствующая эффективному решению образовательных задач, развитию коммуникативных умений и навыков, организацию личностно-мотивированной деятельности учащихся".

Данная статья содержит материал из опыта работы учителя по использованию интерактивных форм обучения в преподавания английского языка. Отдельно рассматривается урок-экскурсия как одна из самых эффекти...

Экскурсия как форма организации образовательного процесса: познавательная, эстетическая и духовно- нравственная ориентация школьников

quot;Истинное назначение путешествия-это не место на карте, а новый взгляд на жизнь" (Генри Миллер). Мне кажется , что это изречение подойдёт и для экскурсий-ведь это настолько многообразно, поз...