Это интересно...
занимательные факты по литературе по теме

Максимова Наталья Александровна

Предварительный просмотр:

 «Что за прелесть, эти сказки!» (Урок – игра)

Оформление:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

  •  Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 
  • Кто такая была Арина Родионовна?
  • Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

 

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

 Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой. «Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

 

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.



Предварительный просмотр:

УРОК ПО ТЕМЕ «ДЕНЬ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Оформление кабинета

1) Кирилл и Мефодий

2) Михаил Васильевич Ломоносов

3) Александр Пушкин

Задачи урока:

1. Познавательные:

а) повторить усвоенные прежде сведения о родном языке;

б) расширить и углубить сведения о русском языке.

2. Практические:

а) сформировать навык составления связного текста на заданную тему.

3. Общепредметные:

а) воспитывать интерес к родному языку, языковую личность учащегося, моральные качества школьников, эстетическое восприятие ими высказываний о родном языке;

б) развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь, эмоции, способности;

в) формировать умение самостоятельно находить информацию при обращении к справочной литературе и навыки продуктивной интеллектуальной работы учащихся.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя. Добрый день, ребята. Сегодня наше занятие приурочено ко Дню русского языка, который празднуется ежегодно 6 июня. Мы поговорим о роли языка в жизни каждого человека, о значении русского языка в России и в мире.

3. Основная часть

1) Значение языка в жизни человека (работа со словарем, беседа).

Учитель. Слово "язык" многозначно. Мы говорим: "положить таблетку под язык", "говяжий язык", "язык колокола" и т.д. Найдите то значение слова "язык", которое употребляется в словосочетании "русский язык".

[Ученик. "Система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым и грамматическим строем и служащая средством общения людей. Древние языки. Французский я. История языка. Мёртвые языки"]

Учитель. Зачем нужен человеку язык?

[Ученик. Чтобы выражать свои мысли, эмоции, обмениваться информацией, решать проблемы, получать знания]

Учитель. В качестве домашнего задания вы должны были прочитать легенду о знаменитом баснописце древней Греции Эзопе, который был рабом мыслителя Ксанфа. Кто готов пересказать ее содержание?

[Ученик. Однажды философ Ксанф попросил Эзопа приготовить лучшее для гостей, и Эзоп принес блюда из языков, объяснив это так:

«Ты велел купить лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С его помощью строятся города, развивается народная культура. С помощью языка мы постигаем науки и приобретаем знания,  объясняемся друг с другом, решаем разнообразные вопросы, можем просить, приветствовать, мириться, отдавать, приобретать, выполнять просьбы, выражать радость, ласку, вдохновлять на подвиги,  объясняться в любви. Поэтому следует считать, что нет ничего лучше языка».

А в другой раз Ксанф попросил, чтобы Эзоп купил к обеду  худшее. И Эзоп вновь отправился покупать языки. Все удивились этому, а он объяснил это так:

«Ты велел мне отыскать худшее. А что на свете хуже языка? С помощью языка люди огорчают друг друга и разочаровываются,  могут лицемерить, лгать, хитрить, ругаться. Язык может сделать друзей врагами, может спровоцировать войну, он приказывает крушить города и нередко целые страны, он вносит в нашу жизнь зло и горе. Может ли быть что-нибудь хуже языка?»]

Учитель. О каких свойствах языка говорит эта легенда?

[Ученик. Язык - средство, которое может использоваться во благо (для развития науки, получения знаний, выражения радости, признания в любви) или во зло (для лжи, лицемерия, ссор, выражения ненависти). Это уже зависит от человека]

Учитель. Сколько языков существует в мире?

[Ученик. На Земле насчитывается более 7000языков. Это живые и мертвые языки]

2) Русский язык в системе языков (работа с генеалогической классификацией языков)

Рис. Индоевропейская семья языков

Учитель. Вы, вероятно, знаете о том, что существует генеалогическая (родословная) классификация языков по имеющимся между ними родственным связям. А кто знает, к какой языковой семье относится русский язык?

[Ученик. Индоевропейская семья]

Учитель. Индоевропейская языковая семья является самой многочисленной и объединяет примерно сотню языков. Посмотрите на генеалогическое древо и ответьте на вопрос: какие из перечисленных языков: азербайджанский, английский, армянский, итальянский, литовский, немецкий, румынский, сербский, финский, чешский, шведский, эстонский – родственны русскому?

[Ученик. Английский, армянский, итальянский, литовский, немецкий, румынский, сербский, чешский, шведскийродственны русскому. Все эти языки, в том числе и русский,  относятся к индоевропейской языковой семье. Не являются родственными русскому языки: финский, эстонский (финно-угорские языки), азербайджанский (тюркские языки)].

Учитель. На какие три группы делятся славянские языки?

[Ученик. Южнославянские, западнославянские, восточнославянские].

Учитель. В какую группу славянских языков входит русский язык?

[Ученик. В восточнославяскую, вместе с украинским и белорусским].

Учитель. Прослушаем несколько фрагментов. Попробуйте угадать, что это за язык [звучат  фрагменты на украинском и белорусском языках]. Почему нам понятно, о чем говорят люди?

[Ученик. Потому что это самые близкие русскому языки]

3) Сведения о русском языке (викторина)

Учитель. Вы учитесь в 9 классе, а значит, довольно много уже знаете о русском языке. Давайте попробуем проверить это. Для этого необходимо разделиться на 2 команды. Каждая выберет лидера, который будет вытягивать вопрос викторины и выбирать ответ из тех, которые предложит команда.

Вопросы:

- С каким человеком связано празднование Дня русского языка и почему? (6 июня - день рождения Александра Пушкина)

- Алексей Толстой писал в 1934 году: «Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) – русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара». Сбылись ли слова Толстого? (Да, русский язык является мировым: на нем говормт свыше 250 000 000 человек, он занимает 5 место в мире)

- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий)

- Когда появилась первая печатная книга на Руси и как она называлась? (В 1563 году первопечатниками на Руси стали Петр Мстиславцев и Иван Федоров. Самым первым, точно датированным печатным изданием стала книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для изучения духовенства)

- Назовите фамилию великого русского учёного, создавшего «теорию трёх штилей» (Ломоносов)

- Сколько букв в кириллице было до Петра I? (43 буквы, при Петре I алфавит сократили до 36 знаков)

- Какие буквы придумали в XVIII веке для звуков, не существовавших в Старославянском языке? (в 18-м веке для звуков, не существовавших в старославянском, появились буквы: й – в 1735 г., ё – в 1797 г.)

- Кто из писателей впервые использовал букву «ё» в своих произведениях? (Букву ё впервые использовал писатель Н.М.Карамзин, автор «Истории государства Российского»)

- Что значит слово «азбука»? (Слово АЗБУКА составлено из первых славянских букв – аз и буки. Оно имеет несколько значений. Во-первых, это совокупность букв, принятых в данной письменности и расположенных в определенном порядке. Во-вторых, система условных знаков)

- Кто автор высказывания: «Карл Пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским – с друзьями,  немецким – с неприятелем, италианским – с женским полом говорить прилично… Но если бы он российскому был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл бы в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков» (Ломоносов).

- Что общего между словами «азбука» и «алфавит»? (Слово «алфавит» составлено из названий тех же первых букв по-гречески «альфа» и «бета», в ином произношении  «вита».)

- Одна из славянских азбук, ставшая основой русского алфавита? (Кириллица).

- Когда возникла письменность у славян? (9 век н.э., 863год).

- Сколько букв в глаголице? (40 букв).

- Сколько букв в кириллице? (43 буквы).

- Сколько букв в современном алфавите? (33 буквы).

4) Закрепление знаний (презентация)

1 слайд

«Международное значение русского языка».

2 слайд

Современный русский язык сложился из множества восточнославянских диалектов и церковнославянского языка (старославянского языка).

3 слайд

Оба эти языка принадлежат к индоевропейской языковой системе. Предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры в индоевропейской языковой системе выделился протославянский диалект, который во 2 тысячелетии до нашей эры трансформировался в праславянский язык.

В 6 – 7 веках нашей эры он распался на три группы: восточную, западную и южную.

4 слайд, 5 слайд

В 9 веке нашей эры Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

6 слайд

На основе восточнославянского языка в 14-15 веках сложились русский, украинский и белорусский языки.

Современный русский язык сформировался примерно на рубеже 17-18 веков.

7 слайд

Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы.

5) Подготовка к написанию сочинения по высказыванию «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык» (К. Паустовский)

Учитель. В чем проявляется богатство языка на лексическом, синтаксическом и т.д. уровнях? Какие средства художественной выразительности вам известны?

4. Подведение итогов

Домашнее задание. Написать сочинение по высказыванию Константина Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий и поистине волшебный русский язык»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Международное значение русского языка»

Слайд 2

Современный русский язык сложился из множества восточнославянских диалектов и церковнославянского языка (старославянского языка).

Слайд 3

Оба эти языка принадлежат к индоевропейской языковой системе. Предположительно в 3 тысячелетии до нашей эры в индоевропейской языковой системе выделился протославянский диалект, который во 2 тысячелетии до нашей эры трансформировался в праславянский язык. В 6 – 7 веках нашей эры он распался на три группы: восточную, западную и южную.

Слайд 4

В 9 веке нашей эры Святые Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку.

Слайд 5

На основе восточнославянского языка в 14-15 веках сложились русский, украинский и белорусский языки. Современный русский язык сформировался примерно на рубеже 17-18 веков.

Слайд 6

Сегодня русский язык – один из восточнославянских языков наиболее распространённых по количеству говорящих и по количеству стран языков мира, национальный язык русского народа, основной язык международного общения в Центральной Евразии, в Восточной Европе, в странах бывшего Советского Союза, один из рабочих языков ООН. Является самым распространённым языков Европы.



Предварительный просмотр:

«Живой Пушкин»

Дантес и А. С. Пушкин
Французский кавалергард, приёмный сын нидерландского посланника в Петербурге барона Луи Геккерна, познакомился со своей ровесницей Натальей Николаевной Пушкиной, женой поэта, в 1835 в Аничковом дворце. В глазах светского общества Дантес-Геккерен, красивый блондин, предстал блестящим молодым офицером, влюблённым в красавицу-жену ревнивого мужа Анонимные письма и первый конфликт (ноябрь 1836) Придя к выводу об авторстве Геккерна, Пушкин немедленно послал Дантесу вызов на дуэль. Через неделю после вызова Жорж Дантес сделал предложение Екатерине Гончаровой — сестре Натальи Николаевны и, соответственно, свояченице Пушкина. Пушкин был вынужден отозвать свой вызов. Но Пушкин отказывался иметь какие-либо сношения с Дантесом и Геккереном, что задевало их обоих и приводило к дальнейшему обострению отношений.

Екатерина ГончароваЕкатерина Гончарова

Считается, что поводом к дуэли послужила казарменная острота Дантеса, сказанная им Наталье Николаевне 23 января на балу у гр. Воронцовой и услышанная многими: «Je sais maintenant que votre corps est plus beau que celui de ma femme» («Теперь я знаю, что Ваше тело красивее, чем тело моей жены»). Уже в это время Дантесу пришлось жениться на Екатерине, чтобы избежать дуэли. Дело в том, что у Екатерины Николаевны, ставшей женой Дантеса 13 дней назад, и у ее родной сестры, Натальи Николаевны Пушкиной, был один и тот же мозольный оператор, а по-французски слова «cor» («мозоль») и «corp» («тело») звучат совершенно одинаково.

Условия дуэлиУсловия дуэли

Вторая дуэль

Однако уничижительное письмо Пушкин послал не оскорбителю, а его приемному отцу. Почему? И почему вызов на дуэль был послан не Геккереном, кому Пушкин адресовал свое письмо, а Дантесом? Потому что он считал, что Дантес достаточно наказан, женившись на нелюбимой им Екатерине. А во-вторых, потому что считал Геккерена главным своим обидчиком и автором анонимных писем.

Второй вызов
Однако конфликт между Пушкиным и Геккернами не был исчерпан, и вскоре после брака Дантеса с Екатериной началось распространение в свете слухов и шуток по адресу Пушкина и его семьи. 26 января (7 февраля) 1837 Пушкин отправил Геккерну-отцу письмо, где, чрезвычайно резко характеризуя как отца, так и приёмного сына, он отказал им от дома. Пушкин знал, что письмо носит явно оскорбительный характер и приведёт к новой дуэли. В тот же день Луи Геккерен через секретаря французского посольства виконта д'Аршиака письмом объявил Пушкину, что от его имени Дантес делает ему вызов.

https://image.jimcdn.com/app/cms/image/transf/dimension=270x1024:format=jpg/path/se40399142dca370b/image/ie415dffeda5514d2/version/1365431152/image.jpg

Дуэль

Секундантом Пушкина был его лицейский товарищ подполковник К. К. Данзас, секундантом Дантеса — сотрудник французского посольства виконт д’Аршиак. Условия дуэли, по настоянию Пушкина, были смертельными и не оставляли шанса уцелеть обоим противникам: барьер отделял врагов едва на десять шагов, стрелять разрешалось с любого расстояния на пути к барьеру.
27 января (8 февраля) под Петербургом в перелеске близ Комендантской дачи состоялась дуэль, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Ответным выстрелом Пушкин легко ранил Дантеса в правую руку. Раненый Пушкин был повезён с места дуэли на санях извозчика; а у Комендантской дачи пересажен в карету, которую послал старший Геккерен

C:\Users\1\Desktop\image.jpg

Смертельное ранение Пушкина
Пушкина с места дуэли привезли домой, на набережную реки Мойки, дом 12. Рана оказалась смертельной: поэт прожил два дня. Несмотря на усилия врачей под руководством Н. Ф. Арендта скончался 29 января (10 февраля) 1837 года в 14:45. Могли ли врачи спасти
А. С. Пушкина? Рана был смертельной. Пробит живот, а пуля засела в пояснице. В то время не было ни антибиотиков, ни анестезии, кроме опиума. Даже после смерти не удалось извлечь пулю. У постели Пушкина собрался целый консилиум: придворный врач Арендт, друг Пушкина В. И. Даль – составитель знаменитого словаря и врач, домашний врач Спасский. Все пришли к выводу, что спасти Пушкина нельзя. Горят, что спасти его мог бы молодой ещё тогда Пирогов, но его, конечно, к постели Пушкина не пригласили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интересные факты из жизни известных картин

Все знать невозможно. Но кое-что так интересно!...

Факультативный курс "Функция: просто, сложно, интересно".

 Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволяет углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функции, их свойствам, а также раскроет перед школьниками новые знан...

Элективный курс Функция просто, сложно, интересно

Курс «Функция: просто, сложно, интересно» позволит углубить знания учащихся по истории возникновения понятия, по способам задания функций, их свойствам, а также раскроет перед школьниками...

Это интересно.

Интересное в мире биологии....

«Мы интересны друг другу потому, что мы разные»

Цели и задачи: •Ввести и закрепить определение термина "толерантность”, углубить понимание его значения. •Сформировать представление о толерантном отношении. •Используя различные упражнения,...

Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»

Результаты Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....