Урок внеклассного чтения по сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок обощения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vneklassnogo_chteniya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения по сказке Х.К.Андерсена     « Снежная королева»

5 класс

Тема урока - В гостях у великого сказочника.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Обучающие цели:

-организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы;

-создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом;

- выявить особенность авторского стиля.

Цели, ориентированные на развитие личности учащегося:

- создать условия для развития у школьников умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее;

- создать условия для развития умения находить в произведении отличительные особенности авторского стиля, задумываться над их художественным значением.

Воспитательные цели:

- Создать условия для формирования жизненной позиции учащихся, основанной на приоритете добра, любви и взаимовыручке.

Методы: репродуктивный, словесный, наглядный, практический.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

Систематизация комплекса знаний

организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний теории литературы.

принятие целей учебной деятельности

готовность к выполнению работы с текстом

Самостоятельное применение знаний в измененных условиях.

создать условия для применения изученного материала в ходе работы с текстом

закрепить речевые навыки, навыки работы с текстом

умение формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать ее

Оценка и коррекция знаний

организация контроля и коррекции знаний

организация самоконтроля

уровень усвоения темы

Рефлексия

организация самооценки

реальное осмысление своего личностно-образовательного роста

рейтинг успешности усвоения темы

Ход урока.

1 этап.

Начало урока задает тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности.

Слово учителя: Вы слышали,  ребята? Сегодня у нас не просто урок – сегодня мы приглашены в гости к сказке. Сказка желает проверить нас, что мы о ней знаем, ведь у нас сегодня заключительный урок по сказкам. Но сказка не любит случайных посетителей. Чтобы попасть в неё, нужно всё о сказке рассказать. Ставни сказки закрыты на замок, и открыть их будет непросто. Итак, попробуем!

Повторение.

- Что такое сказка? (Это жанр устного народного творчества, основанный на выдумке, фантазии)

- Что такое жанр?

- Что такое фольклор?

- Чем отличается сказка народная от литературной?

2 этап. 

Беседа по вопросам

Видите, ребята! Ставни не открываются. Видимо, что-то мы ещё не назвали. Как вы думаете, что нужно ещё знать, чтобы попасть в гости к сказке?

- Попробуйте отгадать, в гости к какому автору мы сегодня пришли?

Родился в Дании, в Копенгагене. Сын прачки и сапожника. Учился на казённый счёт в гимназии, работал ткачом, служил в театре, стал знаменитостью, когда его хоронили, то за гробом шёл сам король и целая толпа блестящих принцесс и принцев. А теперь его называют великим сказочником. Кто это? (Ханс Кристиан Андерсен).

- Но ставни наши ещё закрыты. Что ещё нужно знать? (название)

У меня на столе цветы. Это розы. Вы знаете многие сказки Андерсена. Для героев какой сказки эти цветы были любимыми? (Кай и Герда. «Снежная королева»).

- Верно. Вот теперь ставни наши открылись, и мы отправляемся в гости к сказке. (Показывается отрывок из фильма «Тайна Снежной королевы», звучит песня про Снежную королеву)

Работа с текстом. 

-Сказку о Снежной королеве вы хорошо знаете с детства. А сейчас мы определим, кто лучше всех знаком с текстом. Перед вами названия глав сказки. Ваша задача расположить эти названия в той последовательности, в которой они расположены у автора. (Ребята выполняют задание.  Оценивается работа того учащегося, кто закончил первым)

-Сегодня нет смысла заниматься пересказом сказки, потому что задача наша более сложная. Ведь мы должны узнать, за что же Х.К.Андерсен получил звание великого сказочника. Мы должны сначала  доказать, что перед нами действительно сказка, а потом  найти отличительные особенности авторского стиля. Перед вами тексты с отрывками из сказки «Снежная королева». Прочитайте внимательно эти отрывки и найдите в них признаки жанра. ( Элементы волшебства, сказочные герои, короли, принцессы, волшебный дворец)

-Итак, ребята, мы с вами доказали, что перед нами действительно сказка. А теперь мы должны определить особенности авторского стиля.

Посмотрите внимательно ещё раз на тексты. Как вы думаете, чем отличается сказка Андерсена от народных сказок? Что необычного вы можете найти в ней?

(Сюжеты его  сказок  и  «историй», как он их называл, почерпнуты  из обычной жизни. И чудеса происходят не в тридевятом царстве, а в доме, на дворе. Конечно,  в  сказке Андерсена есть короли и принцессы,  волшебные дворцы, но попадают в них обычные дети)

- Какова же цель создания такой необычной сказки, где простые дети совершают чудеса не с помощью волшебства, а благодаря силе воли, характера, благодаря  чувству горячей любви и желанию помочь другу в беде? О чем хотел сказать автор именно нам, читателям, детям 21 века?

(Цель автора - выразить мысль о силе простого человека, которым движет чувство любви, сострадания. Самое удивительное то, что силу эту воплощает не мощная личность, а хрупкая девочка из простой семьи. Читая сказки Андерсена, мы понимаем, что и такие дети, как мы способны совершать чудеса, если в нашем  сердце горит огонь любви и дружбы. Такой огонь способен растопить и ледяной дворец, и ледяную душу.

Вывод: сказки Андерсена не только делают нас добрее и великодушнее. Они учат видеть прекрасное во всём: в капле дождя, в пении птиц, в цветах. Они учат нас мечтать. Они адресованы людям разных возрастов и хранят в себе мудрость народа.

3 этап урока. Оценка и коррекция знаний

- Оценивание работы учащихся.

-Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по предложенным темам:

1. За что я люблю сказки Андерсена.

2. Роль сказки в моей жизни

3. Нужны ли нам сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по сказке В.Роньшина "Злушка"

Автор: Голайденко Аниса Гаплахановна – учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ№14(НОЦ) Губахинского муниципального района Предмет: литература Тема урока: «Сказка-ложь, да в...

Методическая разработка урока внеклассного чтения по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во все времена в человеке ценились такие качества, как чуткость, восприимчивость к окружающему миру, доброта, умение дружить, чувство ответственности за тех, кто рядом. Этот урок может быть одной из с...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Урок внеклассного чтения по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах"

Урок внеклассного чтения  по сказке Л.Петрушевской "Сказка о часах" разработан с использованием  приемов  технологии критического мышления.Может быть проведен  в  классах...

Урок внеклассного чтения по сказкам А.С.Пушкина

Урок по сказкам Пушкина в форме командной игры для 5 класса...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....