Конспект урока "Суд над Митрофаном Простаковым" по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Конспект данного урока сможет помочь учителю литературы в игровой форме подвести учащихся к мысли автора пьесы: "Вот злонравия достойные плоды" на итоговых уроках по изучению комедии "Недоросль".

Используемые технологии:

1.Игровая.

2.Личностно-ориентированная.

3.Критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_sud_nad_mitrofanom_20.10.16.docx26.11 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

на семинаре заместителей по УВР

в МБОУ СОШ №3.

Суд над Митрофаном Простаковым.

(По комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».)

Подготовила

учитель русского языка и литературы ВКК

МБОУ СОШ №3 г. Пушкино

Лавренко Е. К.

20 октября 2016 г.

Суд над Митрофаном.

(по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

Цели:

  1. Обучающие:
  1. Определить сущность образа главного героя – Митрофана, найти в его характере противоречивые черты.
  2. Выявить новаторство Фонвизина – драматурга в создании  характера литературного героя.
  1. Развивающие:
  1. Развитие навыка монологической речи.
  2. Умение доказывать свою точку зрения.
  3. Создание условий для развития творческих способностей.
  1. Воспитательные:
  1. Воспитание интереса к художественной литературе.
  2. Воспитание нетерпимого отношения к невежеству, бескультурию.

Задачи:

  1. Обвинить в невежестве, невоспитанности и бескультурии Митрофана; составить его характеристику.
  2. Осудить принципы воспитания госпожи Простаковой, показав «злонравия достойные плоды».
  3. Доказать, что каждый гражданин должен быть полезен своему Отечеству.

Технологии:

  1. Игровая.
  2. Личностно-ориентированная.
  3. Критического мышления.

Действующие лица:

  1. Секретарь
  2. Судья: Стародум
  3. Обвинитель: Правдин
  4. Свидетели: Цыфиркин, Кутейкин, госпожа Простакова.
  5. Подсудимый : Митрофан Простаков.
  6. Адвокат: Вральман
  7. Присяжные: учащиеся 9 класса.

Оборудование:

  1. Текст комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».
  2. Толковый словарь С. И. Ожегова.
  3. Бейджи с указанием действующих лиц.
  4. Элементы костюмов.
  5. Презентация к урокам по комедии.

Эпиграфы к уроку:

  1. …Сатирик превосходный невежество казнил в комедии народной

                                             (А. С. Пушкин «Послание к цензору»).

  1. Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком – на это трудно отвечать утвердительно…

                               (В. Г. Белинский «Литературные мечтания» 1834);

  1. …Над ним опасно смеяться: забавны только его размышления, а поступки – нисколько.

                                                                            (В.И.Ключевский.)

Ход урока:

  1. Приветствие.
  2. Организационный момент.
  3. Слово учителя:

Идея суда над литературными героями не нова. Они были очень популярны в начале 20-ого столетия.

Фонвизин и сам осуждал пороки, которые наблюдал в современном ему обществе, высмеивая их в своих произведениях. Это о нем писал А. С. Пушкин в своем послании к цензору : (на доске эпиграф №1).

Давно уже имя Митрофанушки и само слово «недоросль» стали нарицательными и вызывают ироническую улыбку при их упоминании.

Великий мастер – сатирик Д. И. Фонвизин смог создать по-настоящему яркий и живой образ юного болвана, вступающего в жизнь. То, что он отрицательный персонаж, – не вызывает сомнения, ведь именно он постепенно становится героем, вокруг которого разгорается конфликт в доме Простаковых.

  • Но вот с каким чувством мы относимся к нему?
  • Насколько он виновен в том, каким мы видим его в финале комедии?
  • Каково место этого героя среди других отрицательных?

На эти и другие вопросы нам предстоит ответить сегодня, попытавшись разобраться в логике поступков и фраз этого персонажа и других героев комедии Д. И. Фонвизина.

Итак, начнем…

Секретарь: Прошу всех встать, суд идет!

Судья: Здравствуйте, прошу садиться!

Судебное заседание считается открытым! (молоточек)

Слушается дело по обвинению дворянина Простакова Митрофана в невежестве, невоспитанности, бескультурии: в грубом обращении с членами семьи, в грубости и резкости по отношению к дворовым ( в том числе, к няне – Еремеевне). Его вина будет доказана в ходе судебного заседания.

Попрошу выйти сюда Обвинителя. 

(выход Обвинителя)

Обвинитель: Ваша честь! Господа присутствующие!

Сегодня я обвиняю недоросля Митрофана в том, что сей отпрыск дворянского рода, достигнув 16-летнего возраста, к труду не приучен, невежественен, до сих пор ни читать, ни писать не научился (чему будут даны свидетельские показания его учителей – господ Цыфиркина и Кутейкина).

Разрешите задать оным господам вопросы?

Судья: Разрешаю!

Секретарь: Суд вызывает свидетелей, учителей Митрофана Простакова – Цыфиркина и Кутейкина для дачи свидетельских показаний.

(клятва на книге Фонвизина)

Обвинитель: Скажите, господин Кутейкин, каких успехов достиг подсудимый в чтении?

Кутейкин: Четвертый год мучу свой живот. По сей час, кроме задов, новой строки не разберет.

Обвинитель: А как обстоит дело с арифметикой, господин Цыфиркин?

Цыфиркин: Дал Бог ученичка, дворянского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. А госпожа Простакова все бранится на нас с Кутейкиным да говорит, что не тому учим! Да и не платила нам.

Обвинитель: Прошу суд вызвать свидетельницу Простакову!

Секретарь: Вызывается свидетельница Простакова!

( героиня приносит клятву).

Обвинитель: Ваша честь, госпожа Простакова ,как дама малообразованная, понимает указы в буквальном, практическом смысле.

С какой целью Вы пригласили в Ваш дом этих господ?

Простакова: Известное дело, настала пора учиться моему любимому, ненаглядному Митрофанушке. Готовлю его в люди – мой век проходит.

Обвинитель: А известно ли Вам, что означенные учителя – один служивый, а другой не закончил семинарии? Чему же, по Вашему мнению, они могли научить Вашего сына?

Простакова: Вот и я, батюшка, говорю, что не тому они учили моего сыночка; вот поэтому и бранилась я на них, и недоплачивала.

Так и что? Холопы они как есть!

Обвинитель: Ваша честь, прошу обратить внимание на заявление этой дамы.

Будучи малообразованной по сути, она и к образованию собственного сына относилась соответственно.

Кого может воспитать сия женщина? Только свое подобие!

Что может выйти из Митрофана, за которого невежды-родители платят еще деньги невеждам-учителям?

Простакова (озлобленно): Ничего! И без наук люди живут и жили! Покойный мой батюшка не умел грамоте, а имел достаточек нажить и сохранить. На сундуке с деньгами умер! Да и что за радость выучиться! Бог знает, как вы нынче судите! А мой Митрофанушка ни в чем не виноват!

Обвинитель: Ваша честь! У меня больше нет вопросов к свидетельнице, итак все ясно.

Судья: Слово для защиты предоставляется адвокату Вральману.

Вральман: Ваша честь! Ай-ай-ай! Уморить хотят ребенка! Таких на свете, не знающих грамоты, миллионы живут! Как будто русский дворянин без грамоты не проживет! Как-нибудь устроится в жизни: не он первый, не он последний! А я дитя сам не неволил. Да и что может произойти с ребенком, который, и так себя плохо чувствуя, «набьет свою голову «лишними» знаниями?

Секретарь: Подсудимый, Вам предоставляется последнее слово.

Митрофан: Ваша честь! Я дите малое, барское, неразумное , живу по указу Матушки. Пострел их побери, всех учителей. Не хочу учиться, а хочу жениться! У Софьи богатое наследство. Хотел с ней жить припеваючи! А что до холопьев – матушка с ними так завсегда разговаривает. Мы по-другому и сами не знаем и не умеем.

Секретарь: Судебное заседание объявляется закрытым. Суд переходит к заслушиванию мнения присяжных.

Судья (молоточком): Слово предоставляется присяжным заседателям. Напоминаю, что каждый из вас должен вынести свой вердикт о виновности/невиновности подсудимого Митрофана и обосновать свою позицию.

Выступления присяжных(учащихся класса):

Судья: Господа присутствующие! Суд переходит к стадии оглашения приговора. Прошу всех встать!

На основании доказательств, полученных в ходе судебного разбирательства и вердикта присяжных, суд признает виновным дворянина Простакова Митрофана в абсолютном невежестве, невоспитанности и бескультурии и назначает ему наказание в виде бессрочной военной службы.

Подсудимый, Вам понятен приговор?

Митрофан (махнув рукой): По мне, куда велят!

Госпожа Простакова: Митрофанушка! Сыночек мой! (кидается к сыну, тот отталкивает ее).

Митрофан: Отвяжитесь, матушка, как навязалась!

Госпожа Простакова: Ах! Неблагодарный! (падает в обморок).

Судья: Вот злонравия достойные плоды!

Секретарь: Судебное заседания считается закрытым! (молоточек).

Слово учителя: Худшее наказание невежественным родителям – предательство подобного сына.

Ведь быть полезным своему отечеству и обществу – долг каждого человека. А пользу эту принести может только грамотный, образованный, воспитанный человек.

Ведь ничегонеделанье есть бесчестие. В воспитании Митрофана, этого эгоистичного, лицемерного и бессердечного к окружающим и даже к своей матери человека, виноваты и среда, и быт, и условия его жизни.

Невежество – источник зла. А «Золотой болван – все болван» и «Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум)

Домашнее задание:

Поэтому в качестве домашнего задания я предлагаю вам подумать над словами В. Г. Белинского (к эпиграфу) и объяснить их смысл в творческой маленькой работе.

Итак, как вы понимаете смысл

  1. высказывания В. Г. Белинского: «Фонвизин был человек с необыкновенным умом и дарованием; но был ли он рожден комиком – на это трудно отвечать утвердительно…»;
  2. Ключевского: «…над ним опасно смеяться: забавны только его размышления, а поступки – нисколько».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")

Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....

Конспект и презентация к уроку литературы по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор" "По страницам гоголевской комедии..."

Тип урока: обобщение и закрепление изученного. В ходе урока учащиеся включаются в различные формы и виды учебной деятельности. Семиклассники разгадывают кроссворд, выполняют задания литературного дикт...

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (базовый уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 68 часов....

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко)

Рабочая программа по истории (профильный уровень) 10 класс (О.В. Волобуев, А.А. Митрофанов, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин; Н.И. Павленко), рассчитана на 136 часов....

Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")

Конспект открытого урока по теме: "Смешная или грустная комедия?"(по комедии Н. В. Гоголя "Ревизор")...