Систематизация литературного материала при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Лукьянова Ольга Леонидовна

Методический материал для учителей 11 классов (на основе личного опыта)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistematizatsiya_literaturnogo_materiala.docx20.85 КБ

Предварительный просмотр:

                Систематизация литературного материала  

                при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе

                                                Учитель русского языка и литературы высшей                                                         категории Лукьянова Ольга Леонидовна.                                                                ГБОУ  СОШ № 401 Колпинского   района                                                                Санкт  - Петербурга.

 В текущем учебном году мне как учителю пришлось столкнуться с   проблемой: как в течение достаточно сжатого времени обеспечить качественную подготовку к сочинению в 11 классе при условии, что подход к проведению аттестации изменился и  темы будут сформулированы под другим углом зрения  в расчете на сопоставление или даже сравнение.

 Во - первых, встал вопрос о  планировании работы, а также о систематизации литературного  материала, которым можно воспользоваться в качестве доказательной базы. Необходимо  было повторить  изученный материал по литературе за период обучения  с  5 по 11 класс ( естественно, выборочно), вспомнить уроки внеклассного чтения, подготовить для учащихся рекомендательный список  чтения для повышения читательской культуры и общего кругозора.  В целях подготовки учащихся к сочинению был составлен  план  дополнительных  занятий. В начале сентября учащиеся были ознакомлены с ним и  со списком литературы. (Приложение  № 1).

В целях активизации познавательной деятельности учащихся и формирования у них устойчивого интереса к предмету  я сделала  для них «подарок»: каждому  вручила  «цитатник», составленный  «как бы» для повышения читательского кругозора, а на самом деле преследовала более конкретную и определенную  задачу: зародить интерес к собиранию афоризмов и крылатых выражений, ведь цитирование – одно из условий высокого  качества итоговой  работы. Продолжением  такой формы обучения стало домашнее задание на  самостоятельное нахождение цитат и выражений на указанные  в направлениях темы,  а также  любых  афоризмов, отмеченных учениками. (Приложение №2)

 К сожалению, надо признать, что учащиеся даже выпускных классов делают  в сочинении грубейшие фактические ошибки. В течение сентября я решила провести  проверочные работы на  фактическое знание литературного материала.  Возможно задание  такого плана: определить по цитате  или  портрету литературного героя   автора и название произведения,  найти соответствие между героем  и произведением,   решить  небольшой кроссворд (Приложение №3).

  Главным  стержнем нашей подготовки стала работа по систематизации литературного материала в форме таблицы, разделенной на 3 раздела: 1. Фамилия писателя, название произведения 2 .главные герои  3. Основные  проблемы, идея.

Такая таблица составлялась по каждому тематическому направлению. Привожу пример.

Направление               Победа и поражение

Л.Н.Толстой  «Война и мир»

 роман-эпопея

Князь Андрей Болконский - от побед и поражений на поле битвы до победы над своим тщеславием и эгоизмом

Народный полководец Кутузов. Сатирическое изображение Наполеона.

На поле Аустерлица – победоносное несение знамени ( момент славы) – поражение (ранение).  Небо Аустерлица. Тишина в сердце. Наполеон. Победа над своей гордыней. Поражение в семейной жизни, в любви. Научился любить  через страдания ( через поражения). Герой Бородинского сражения. Совесть русского дворянства. Победил в себе эгоизм, обретение Бога.

Исторический аспект. Войны справедливые, освободительные, и несправедливые. Аустерлицкое сражение проиграно, т.к. цели кампании не понятны русск. народу. Бородинское сражение справедливое, выполнялся замысел божий. Истинное величие русского полководца, обеспечившего победу. Ложное величие Наполеона, потерпевшего победу.  «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.»

«Слово о полку Игореве»

 Жанр - слово

Князь Игорь Новгород- северский.

Его брат Всеволод. Сын Игоря Владимир.

Святослав, Киевский князь.

Поход на половцев в 1185 году. Обуяла князя обида и гордыня – главные спутники в войне. Знамение. Поражение во втором бою.  «Бились день, бились два, а на третий одолел окаянный». Плен - поражение. Побег удался. Это  победа над врагом. «Худо телу без головы, а Русской земле без Игоря». Поражение Игоря стало объединяющим фактором для удельных князей. «Золотое слово Святослава». Актуальность темы единства народа в наше время.

Ф.М.Достоевский.

роман

Родион Раскольников «заражен» нигилистскими теориями о праве сильного.

Соня Мармеладова - «вечная Сонечка»

Поражение теории «разрешения крови по совести».  Муки совести. Ненависть к  близким.  На грани безумия.  «Я себя убил, а не старушонку».

Победа над собой и своей гордыней. Помогла любовь Сонечки. Воскресение души Раскольникова.

М.Булгаков. «Собачье сердце»  

повесть

Профессор Преображенский. Полиграф Полиграфович Шариков.

В основе сюжета – научный эксперимент по превращению собаки в человека. С точки зрения медицинской, опыт удался- победа, прорыв в медицине.  С точки зрения социальной,  – поражение, т. к. физические изменения с телом не привели к изменению глубинному.

Природу невозможно подчинить. Бог выше человека. Рассуждение о нравственной стороне научных открытий. Можно коснуться экспериментов  в социальной жизни общества.

И.С.Тургенев «Отцы и дети».

роман

Евгений Васильевич Базаров

 Кирсанов Аркадий

Кирсанов Павел Петрович

Одинцова Анна Сергеевна

Преимущественная победа Базарова в спорах. Он  тип практикующего ученого. Есть последователи, но временные.  Поражение в социуме: нет настоящего друга, не знает истинной любви. Отвергнут Одинцовой. Ранняя смерть Базарова – итог его жизненных  ошибок и поражений. Проигрывает у судьбы, т.к. и перед смертью не смиряет гордыню ( отказ от исповеди)

Б.Полевой. «Повесть о настоящем человеке»

 повесть

Военный летчик Алексе1 Мересьев

  (наст. Маресьев, Герой Советского Союза)

Подбит самолет. Отморозил ноги, несколько операций по ампутации конечностей. Не принимает жизнь инвалида, борется за профессию Тренировки. Перед комиссией. Снова встал в строй. Реальный Маресьев подбил еще несколько  вражеских самолетов. Сила духа. Победа над тяжелой болезнью. Победа в войне.

Борис Васильев  «А зори здесь тихие»

повесть

Старшина Федот Евграфович Васков

Рита Осянина

Лиза Бричкина

Женя Комелькова

Соня Гурвич

 Галя Четвертак

Действие во время ВОВ. Разъезд недалеко от фронта. Май 1942 года. Зенитные установки. Выпь-озеро. Здесь тихо  «как во сне». Васков теряет всех девушек и думает , что «проиграл… всю свою войну».Сам идет на поиск диверсантов. Остановил их. В заброшенном скиту взял четырех и убил одного немца.

После войны здесь «безмашинье и безлюдье».  У  памятника Васков и его приемный сын Альберт (сынРиты). Порбеда дается дорогой ценой - жизнями героических девушек.

Виктория Токарева «Я есть. Ты есть. Он. Есть.»

Повесть

Главная героиня Анна.

Сын Олег. Его молодая жена Ирочка

Помешала сыну в первой любви, развела.  Ощутила победу над женщиной. Второй брак с Ирочкой он скрыл от матери. Молодые уходят из дома Анны. Страшная авария сделала Ирочку  инвалидом. Анна ухаживает за ней. Скучно с подругами, на светских тусовках. Обретает другой смысл жизни – любовь, милосердие, жертвенность. Победила в себе жестокость,  «самость». Ее любовь побеждает болезнь. Ирочка начинает ходить.

И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»

рассказ

Американец без имени,
его жена и дочь

Господин -  победитель в социальном смысле: богат, властен, предпринимает дорогое путешествие по Средиземному морю на корабле «Атлантида». Ему принадлежат все блага мира. Но смерть делает всех людей равными. Деньги не спасли от пошлой смерти, его  тело оказывается в трюме. Нет прежнего почитания и уважения. Никто не оплакивает его. Итог его жизни   -   поражение, он никому не нужен.

Обязательным условием подготовки к сочинению является   практикум по написанию коллективного текста в соответствии с композицией сочинения.  Образец композиции я обязательно раздаю детям  в распечатанном виде.  Я стала также практиковать и такой нестандартный прием как чтение сочинения,  подготовленного самим учителем. Оказывается, очень эффективная и стимулирующая работа. Видимо, увлечение учителя передается  воспитанникам.

На каждое направление я отвожу 2 часа: на первом занятии – обзор литературы, запись в таблицу, подбор цитат, рассматривание аспектов, в котором может формулироваться тема;  затем дается домашнее задание – дополнительное чтение литературы. На втором уроке рассматриваются дополнительные произведения , делается запись в таблицу, даются возможные темы.  Задание на дом – написать сочинение на одну из тем.

 Таким образом отрабатывается каждое направление, все материалы систематизируются, запоминаются цитаты,  сочинение обретает композиционную законченность. Итог  такой системной работы в классе: все учащиеся получили «зачет»; 

 12 работ из 24 написаны качественно, оценены отметкой        «5»  -  5 чел.;   «4»  - 7 чел.

                                Выступление на семинаре в АППО .    19.12.2016.

                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация. Подготовка к итоговому сочинению. 11 класс.

Материал для консультации при подготовке к итоговому сочинению в 11 классе по направлению "Вопросы, заданные человечеству войной"....

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования...

Подготовка к итоговому сочинению 11 класс. Направление "Путь".

Данная презентация может быть использована на уроке подготовки к итоговому сочинению....

Методическая разработка "Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс"

Подходы к разработке формулировок тем итогового сочинения определяются задачами его введения: выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с о...

Задания для подготовки к итоговому сочинению (11 класс).

Данная презентация содержит ряд заданий, которые можно использовать на уроках литературы, готовясь к итоговому сочинению....

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс

Подготовка к итоговому сочинению, 11 класс...