Дидактический материал к урокам литературы
учебно-методический материал по литературе на тему

Матвеева Светлана Борисовна

дидактический материала к урокам литературы в 5-6 классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskiy_material_k_urokam_literatury.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

В.П.Астафьев  «Конь  с розовой гривой».

План к рассказу   «Интересно и весело проведённый день в лесу».

План

Аналитическое чтение

Выпишите художественные детали

1. По дороге к увалу.

1) какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

2) как ведут себя по дороге соседские ребята?

3) какие глаголы помогают понять отношение автора к их поведению?

2. Сбор земляники.

4) как противопоставлены герои в сборе ягод?

3. Драка левонтьевских ребятишек.

4. Решение идти к Малой речке.

5) как герой оказался в зависимости от Саньки?

6) какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался  от того, чему его учила бабушка?

5. Развлечения на берегу Малой речки.

6. Приключения Саньки в пещере.

7) как жестоко развлекались ребята?

7. Весёлое возвращение домой.

8. Ожидание рассказчиком кары за «содеянное злодейство».

8) как левонтьевские ребята и рассказчик относятся к своим поступкам?

9) почему герой решил обмануть бабушку?

10) только ли страх перед бабушкой мучит героя?

11) как герой меняется в ходе своих размышлений?

В.Г.Распутин «Уроки французского».

Самостоятельная работа с текстом.

Отрывок

Вопросы в помощь.

                    Сходства                

                Различия

    Со слов «Федька повёл меня

 за огороды…»

    до слов «Мы подошли…»

    Со слов «За мной кинулся было Птаха…»

    до слов «Не было в тот день

и не могло быть во всём

белом свете человека несчастнее меня» 

1. Как выглядит поляна?

2. Что изменилось?

3. Как два описания

передают различные

внутренние состояния героя?

4.Как пейзажная зарисовка

помогает охарактеризовать героя?

Домашнее задание.

Работа с лексикой.

  1. Какие факты, детали рисуют нам образ трудного послевоенного времени?
  2. В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Что это значит – самостоятельная?
  3. Какие испытания ожидали его?
  4. Почему мальчик начинает играть на деньги? Почему это осуждают взрослые?

Анализ эпизода «Разговор с учительницей после уроков».

  1. Что испытывает мальчик, ожидая этот нелёгкий для него разговор?
  2. Как начала разговор Лидия Михайловна?  (Обратите внимание на интонацию её вопросов). Какую цель она преследует?
  3. Что неожиданного для вас в этом разговоре?
  4. Что необычного в этом эпизоде?  (Что присутствует внутри диалога).

Н.А.Заболоцкий.  Стихотворения.

I. «Меркнут знаки Зодиака».

Комментированное чтение.

1) Как вы думаете, почему слова: Собака, Камбала, Паук, Корова, Муха (в дальнейшем в стихотворении к ним присоединится растение Картошка!) пишутся у Заболоцкого с большой буквы?

2) О какой «плошке опрокинутой воды» говорится в стихотворении? Как называется это средство выразительности (олицетворение, эпитет, сравнение, метафора)?

3) Докажите, что Заболоцкий в стихотворении стремится показать великое и малое, реальность и сказку, которые одинаково необходимы для существования гармонии (порядка) в мире.

II. «Журавли».

Аналитическое чтение.

1) Прочитайте первое и второе четверостишия.

    Какая картина возникает перед нами в первом и втором четверостишиях? Каким настроением она проникнута?

2) Какое слово впервые вселяет тревогу, предупреждает об опасности?

3) Прочитайте третье и четвёртое четверостишия.

    Как вы думаете, какими звуками наполнена первая часть стихотворения (первое - четвертое четверостишия)? Какая строфа самая тихая?

4) Прочитайте стихотворение до конца.

    Как вы понимаете слова: «…В искупленье собственного зла им природа снова возвратила…»?        О каком зле природы по отношению к журавлям идёт речь?

5) В связи с чем в стихотворении звучит обращение к молодым? Какие человеческие ценности напоминает поэту гордый полёт журавлей?

6) Объясните смысл следующих перекличек в тексте стихотворения:

серебряные крылья – в рубашке из металла

вытянув серебряные крылья через весь широкий небосвод – два крыла, как два огромных горя, обняли холодную волну

утопая в небе – погружался медленно на дно

7) Чем необычно сочетание слов в строках:  «И заря над ним образовала

                                                                              Золотого зарева пятно…» ?

8) Прочитайте стихотворение целиком.

Домашнее задание.

  1. В чём трагедия картины, нарисованной Н.А.Заболоцким в стихотворении «Журавли»? Только ли гибель птицы создаёт ощущение непоправимости происходящего?
  2. Словарная работа:

а) Какие слова помогают понять, что рушится чья-то жизнь и гармония мироздания (докажите строками стихотворения)?

б) Как состав слова «мироздание» помогает понять его значение?

      3.   Как вы думаете, почему не назван в стихотворении человек – виновник трагедии (мы видим лишь «чёрное» (символика мрака, смерти) «зияющее» (символика пустоты) дуло)?

III. «Одинокий дуб».

Письменный анализ стихотворения по плану.

1. Опишите дуб.

    В чём поэт видит контраст между внешним и внутренним его содержанием?

2. Докажите, что стихотворение является рассказом о человеческой судьбе.

3. Как пунктуационная организация стихотворения помогает понять его смысл?

4. Какую известную поговорку использует поэт в последнем четверостишии?

    Почему он спорит с поговоркой?

5. Нарисуйте одинокий дуб (используйте приём олицетворения).

IV. «Не позволяй душе лениться».

1. Найдите в тексте стихотворения и объясните фразеологизмы, пословицы, поговорки.

     ДЛЯ  СПРАВОК:

        Воду в ступе толочь (перен.) – заниматься пустыми разговорами, бесполезным делом (разг.)

        Снимать … последнюю рубашку (перен.) -  доводить до нищенского состояния (разг., неодобр.)

        Держать в чёрном теле – сурово, строго обращаться с кем-либо.

2. Слово «душа» имеет ряд лексических значений:

1) внутренний, психический мир человека, его сознание.

2) то или иное свойство характера (добрая душа).

3) в религиозных представлениях: сверхъестественное, нематериальное бессмертное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к уроку литературы в 11 классе "Тест по творчеству А.А.Ахматовой"

Цель: проверить уровень знаний учениками  фактов жизни и творчества А.А.Ахматовой, степень понимания мотивов лирики поэта, тем, идей, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтическог...

Дидактический материал к урокам литературы в 6 классе по теме "Стихосложение".

Материал представляет собой задания для контроля знаний по теме "Стихосложение", а также для тренировки умений определять размер и способ рифмовки стихотворений....

Дидактический материал к урокам литературы

Дидактический материал к урокам литературы(8-10 класс) и внеклассным занятиям по литературе: викторины по творчеству писателей и их произведениям. Данный материал поможет учителю словеснику, преподающ...

Дидактический материал к уроку литературы в 9 классе по повести А.Лиханова "Высшая мера"

Работа выполнена в виде карты. Помогает обучающимся в подготовке к уроку при опережающем обучении....

Дидактический материал к урокам литературы. 10 класс.

Схемы, таблицы, алгоритмы, разноуровневые задания, тесты....

Дидактический материал к уроки литературы по повести Н.В. Гоголя "Шинель

Дидактический материал представлен в виде таблицы с ключевыми вопросами по произведению и направлен на иследовательскую деятельность учащихся на уроке...

Дидактический материал к уроку литературы в 7 классе "Сочиняем былину"

Данный материал будет полезен педагогам, которые хотят выйти за пределы школьного учебника и научить детей самим сочинять былины....