Нравственные аспекты прозы В.Крупина
статья по литературе на тему

Статья посвящена творчеству современного писателя Владимира Крупина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nravstvennye_aspekty_prozy_v.krupina.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

        НРАВСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЗЫ ВЛАДИМИРА КРУПИНА

Школьники часто спрашивают, почему читаем больше классическую литературу, неужели современная литература умирает? 

Говорить о смерти или закате литературы нельзя. Литература жива! Но она подвергается серьёзным структурным изменениям: обновляется, приспосабливается к новому ритму жизни, к новому читательскому восприятию действительности. Современные направления в литературе развиваются по двум направлениям: классические и модные. К модным можно отнести постмодернизм, концептуализм, интеллектуальную литературу, магический реализм, фэнтези и многочисленные книжные сериалы. Сюда же относятся графические романы (комиксы), электронный эпистолярный жанр и новые формы фольклора в виде песен, анекдотов, скетчей, лингвистических экспериментов. Перефразируя известное высказывание, хочется отметить: мода приходит и уходит, а классика остается, потому что она вне времени, вне моды, она вечна!

Но, как сказал директор Государственного литературного музея Москвы Дмитрий Бак,  «преподавать классическую литературу, не зная, что происходит в современной, — невозможно. Меня часто спрашивают: а где ваши Блоки, где ваши Пастернаки? Не знаю, кто именно, но они точно есть. Потому что в свое время и Пушкин, и Лермонтов далеко не всем казались классиками — в университетах-то преподавали Ломоносова и Хераскова. Живое восприятие новейшей литературы дает необходимую прививку, заставляет понять, что нет готовой истории литературы, нет готового подхода к тексту» [ 9].

Современная литература - одна из форм отражения действительности - продолжает решать прежде всего нравственные задачи. Поэтому мне хочется обратиться к творчеству яркого и самобытного современного писателя Владимира Крупина, которое развивается в русле социально-философской прозы, представленной именами Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Распутина. А это мощный духовный пласт современной литературы, который, по справедливому утверждению А.Ланщикова, составляет «разомкнутую духовную систему, которая не только повседневно питает нашу <…> духовную жизнь, но и сообщает литературному процессу плодотворное развитие» [6, с.144].

«Проза Крупина – это нечто особое в нашей литературе, нечто выдающееся и на удивление простое, - писал В.Распутин. - <…> Его герой весь на виду и ничего в себе не умеет скрывать, для Владимира Крупина личность не в том, чтобы уйти в себя, а в том, чтобы бескорыстно прийти к людям» [8, с.3].

Обращение В.Крупина в своем творчестве к проблемам нравственности не случайно. «Вырастая в безбожном образовании, в идеологии официального атеизма, - вспоминал писатель, - я со всех сторон был окружен православным мировоззрением. Пусть иногда наивным, граничащим с язычеством или суеверностью, но, то, что в моих родителях, дедушках, бабушках, было благоговение перед Богом, - это спасло меня на всю жизнь…» [5, с.6].

Уже первые рассказы Крупина («Полонез Огинского», «Песок в корабельных часах», «Чужая мишень», «Черные березы») о молодости и любви, о красоте поддельной и настоящей, о жестокости, о коварстве, изменах и своенравии женщин свидетельствовали о серьезных творческих поисках автора. С начала 70-х годов он напишет множество «коротышек» [3, с.150], в два-три небольших абзаца, на полстранички, страницу, две, которые войдут в первый сборник «Зерна» и принесут прозаику известность и имя.  «За этими маленькими, почти дневниковыми записями мерцает нечто трогающее даже зачерствевшие человеческие сердца, давно, казалось, окостеневшие в ровном и равнодушном восприятии мира», - отмечал В.Коробов [3, с.150]. Действительно, первая книга Крупина вбирает в себя тот духовно-практический опыт русского народа, который определяет православное мироотношение. Художественная трансформация евангельской притчи о сеятеле (а именно ее символика переходит в название «Зерен»), ориентирует читателей на постижение авторской концепции, созвучной идеям И.Ильина, говорившему: «Человеку не дано «быть» и не «сеять»; ибо он «сеет» уже одним бытием своим <…> Добрый человек есть живой очаг добра и силы в добре; а злой человек есть живой очаг зла, силы во зле и слабости в добре <…> Поэтому каждый отвечает не только за себя, но и за то, что он «передал другим, что он послал им, влил в них, чем он их заразил или обогатил» [ 1, с.89].

О чем бы автор не заводил речь, его в первую очередь интересует духовная сторона дела. Не отступает В.Крупин от этого кредо и в повести «Сороковой день» (1981), которая объединила под общим заголовком 14 писем героя-повествователя к жене, написанных из российской глубинки. Эта повесть получила широкий общественный резонанс из-за неприкрашенного показа российской деревни начала 80-х годов. Говоря словами исследователя А.М.Любомудрова, книга «исполнена боли о родной земле, лежащей в нищите и пьянстве, скорби о пропадающих без применения душевных сил народа» [7, с.688]. Герой Крупина становится свидетелем душевных переживаний людей старшего поколения, которые прожили нелегкую жизнь, прошли через горнило войны, а теперь их тревоги связаны с молодыми, которые, по словам отца, «не знают ни креста, ни пояса» [ 4, с.323].

С болью говорит автор об исчезновении вечных крестьянских троп: «Убиты тропинки, убиты. Всегда рядом с большой дорогой была тропинка. Отчетливо помню вдоль тракта, у берез, твердую непрерывную тропинку. Сейчас их нет…» [ 4, с.362].

Единство с природой наполняло во все века жизнь крестьян, которые одушевляли природный мир, стремились сохранить его первозданную красоту для последующих поколений. Глубоко убежден отец героя «Сорокового дня», что «вот ты хоть что делай, а сердце есть у дерева. И оно выше корней. Пилят бензопилой, как коснется, прямо вскрикнет. А когда падает, так застонет и замрет не сразу… Так ухнет, земля вздрогнет, особенно зимой, жалко до невозможности…» [4, с.304].

И рядом со следами разрушительной человеческой деятельности -  первозданное естество природы: и крепкий ночной иней на травах, и колючий шиповник, и мышка, которая убежала в норку, и овальная матовая лужа. С радостью сообщает герой жене о главной новости дня: «Махонький месяц родился, тучи к утру его распеленали. Помнишь, сыночек совсем крохотный не мог оторваться от окна, глядел» [ 4, с.370]. И в этом замечании автора письма улавливается способность к наполненному теплотой и любовью восприятию жизни, которая передалась от отца и от предков не только герою произведения, но через него последующему поколению.

«Книга не является по-солженицынски беспощадным обличением существующих порядков, это скорее стон, плач по России (сороковой день – поминальный)», - указывает А.М.Любомудров  [ 7, с.688]. Важно, что Крупин почти одновременно с В.Распутиным («Прощание с Матерой»), В.Астафьевым («Царь-рыба») создает публицистически заостренную картину жизни, подвергшейся варварскому воздействию цивилизации.

Таким образом, в прозе Владимира Крупина проблемы нравственности стоят на первом месте. С болью в сердце пишет автор об утрате веры в Бога, о пьянстве, о разрыве человека с природой, о проблемах, касающихся семьи и общества.

Писатель не дает руководства к действию. Он лишь обнажает, заостряет проблему, решение которой сугубо индивидуально, но всегда связано с нравственным выбором. И его герои (Варвара «Варвара», Кирпиков «Живая вода», отец «Сороковой день» и другие) делают этот выбор в пользу «быть», делать добро, помнить хорошее, нести молодому поколению мудрый опыт старшего поколения, нравственные традиции русского народа.

 «По работам Владимира Крупина будут судить о температуре жизни в эпоху конца столетия и о том, как эта температура из физического страдания постепенно переходила в духовное твердение. Творческий опыт В.Крупина в этом уникален: он был решительнее большинства из нас, нет, даже самым решительным…» - делает вывод писатель В.Распутин.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою // Ильин И.А., Путь к очевидности. – М.: Республика, 1993.
  2. Карпов А. Наедине со всеми: Автобиографическая проза? О новых произведениях Б.Окуджавы, М.Ганина и Вл. Крупина // Лит. газета. – 1986. - №50. – 10 дек. – С.4.
  3. Коробов В. Поиски «сцепления»: (Заметки о творчестве писателя В.Крупина) // Лит. учеба. – 1981. - №5. – С. 149-157.
  4. Крупин В.Н. Избранное: В 2т. – М.: Молодая гвардия, 1991. – Т.1 – 573с.
  5. Крупин В.Н. путь к церкви // Русь Державная. – 2001. - №4.
  6. Ланщиков А. Целостность бытия// Волга. – Саратов. – 1982.-№9. – С.144-152
  7. Любомудров А. Крупин Владимир Николаевич // Рус. писатели, ХХ век. Библиогр. словарь: В 2ч. / Под ред. Н.Н.Скатова. – М.: Просвещение, 1998. – Ч 1. – С. 687- 690.  
  8. Распутин В. О Родине с любовью и виной/ Предисловие к книге В.Крупина «Дорога домой». – М.: Молодая гвардия, 1985. – С. 3-4.
  9.  foma.ru/dmitrij-bak-vosem-strok-feta-izmenyat-vash-mozg.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"

В данной статье представлен обобщенный опыт работы по теме "Духовно-нравственный аспект на уроках русского языка и литературы"...

Смертная казнь в России – исторические, правовые, нравственные аспекты

Я выступаю против смертной казни. Подтверждением моей позиции служат документы, где отражены основные гуманистические ценности....

Информационная безопасность образовательного процесса. Духовно-нравственный аспект.

Осоновные аспекты осуществления защиты от вредоносной информации....

Лекция "Духовно-нравственный аспект звучащей речи"

Без возвращения риторики – искусства слова - вряд ли возможно возрождение отечественной культуры вообще. Если новое поколение, как и три-четыре предыдущие, будет воспитано в духе словесного нигилизма,...

Здоровая семья - нравственный аспект

Конспект родительского собрания "Здоровая семья - нравственный аспект"...

Родительское собрание «Здоровая семья: нравственные аспекты»

Разработка родительского собрания, для  родителей учащихся среднего и старшего звена, рассчитана на формирование понимания необходимости совершенствования нравственных отношений в семье....