Русская литература 10 класс. II – полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Мисикова Инна Геннадьевна

Русская литература 10 класс.

II – полугодие.

Дополнительный материал к урокам литературы.

                                                                     Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                    МБОУ Ефремовская СОШ

                                              Неклиновского района

                                         Ростовской области

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_literatura_10_klass.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература 10 класс.

II – полугодие.

Дополнительный материал к урокам литературы.

                                                                     Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                    МБОУ Ефремовская СОШ

                                              Неклиновского района

                                         Ростовской области

1.2 Дайте общую характеристику романов Салтыкова – Щедрина.

      Тема крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя Салтыкова – Щедрина. В конце 70 - х годов писатель подошел в своём творчестве к решению темы, за которую он мог взяться, только накопив необходимый жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, стоя на твёрдых революционных – позициях. Герой задуманных им произведений должен был олицетворять собой все пороки и язвы крепостнического права.

         «Губернские очерки» были первым сатирическим произведением и подготовили появление сатирического романа – обозрение «История одного города». В 1870 году он публикует в журнале «Отечественные записки» главы романа. Он считал, что его «Современная идиллия», «Головлёвы», «Дневник провинциала» настоящими романами : в них несмотря даже на то, что они составлены как бы из отдельных рассказов, взяты целые периоды нашей жизни. История одного города – это не сатира на прошлое, тем не менее, он говорил о проблемах современного ему общества.

          Наиболее развёрнутое изображение дворянства Щедрин дал в романе «Господа Головлёвы». Это дворянство обречено на нравственное и физическое вырождение. Салтыков-Щедрин назвал этот роман «общественным». Он считал, что старый любовный семейный роман исчерпал себя. В романе Головлёвы легко приспособились к пореформенным порядкам и не только не разоряются, а стремительно богатеют. По мере их материального преуспевания в душе героя происходит внутреннее опустошение, которое и интересовало Щедрина.

          Щедрин прослеживает в своих романах, как паразитизм господствующих классов, слепая жажда стяжания, холодный расчёт и лицемерие отравляют человеческую душу, приводят к распаду семьи, личности.

1.3 Основные образы сказок.

          «Сказки» Салтыков-Щедрин писал с 1883 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Его сказки возникали по типу фольклорных сказов. К зоологизмам Щедрин прибегает ещё в начале своего творчества. Так эквивалент помещика намечен в образе зверя («Дикий помещик»). Он одичал, весь оброс волосами. Ходил всё больше на четвереньках.

          Сказки наиболее доступны массам, в них писатель как бы создавал малую сатирическую энциклопедию для народа. В идейном смысле можно выделить основные четыре темы : сатира на правительство, обличение обывателей, изображение народных масс и пропагандирование социального идеала. В сказках Щедрина мы встречаем героев, образы которых типичны для эпохи, в которой жил писатель. Здесь и тупые, невежественные правители народа, и сам народ, трудолюбивый, талантливый, могучий и покорный своим эксплуататорам («Медведь на воеводстве», «Орёл – меценат», «Повесть о том, как мужик двух генералов накормил»).

1.4 Докажите злободневность и политическую остроту сказок.

       Источник художественного богатства «Сказок» - народное искусство. Салтыкову-Щедрину приходилось постоянно совершенствовать свою иносказательную манеру, сделать её доступной читателю. Для этого он слова и образы берёт из народных сказок, легенд, пословиц и поговорок. Ему удалось создать произведения, цель которых – пробудить народ, воспитать его в духе революционной идеологии. Великий сатирик стремился к тому, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

1.5 Охарактеризовать образ одного из градоначальников из «Истории одного города».

         Наиболее интересен Угрюм-Бурчеев, последний глуповский градоначальник. Его фамилия созвучна с фамилией реального исторического деятеля, Алексея Андреевича Аракчеева. Преданный своему начальнику, Угрюм-Бурчеев отрубает себе палец в доказательство своей любви к нему : «Сделавши это, он улыбнулся. Это был единственный случай во всей многоизбиенной его жизни, когда в лице его мелькнуло что-то человеческое». Поступок его искренен. Как известно, Павел I своей рукой написал на гербе Аракчеева «Вез лести предан». Начальник возлюбил Угрюм-Бурчеева сторицею «и послал его в Глупов». Там он живёт одной идиотской мечтой – превратить город в поселение из бараков с площадью посередине. По плану градоначальника городское начальство должно насильственно распределять людей по баракам, по семьям. Горожане должны все вместе питаться, работать, отдыхать. Угрюм-Бурчееву мешает текущая река. «Зачем?» - непонимающе спрашивает он, глядя на катящиеся волны. Известно, что у Аракчеева был план превратить всю Россию в военное поселение, и он начинал претворять его в жизнь на окраинах империи. Конец правления Угрюм-Бурчеева – это своего рода сатирическое изображение Апокалипсиса.

2.1 Проанализировать одно из произведений Некрасова.

     Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я. Панаевой.

      Стихотворение относится к любовной лирике и отражает момент  внутренней жизни человека, его переживания, поэтому нет развёрнутого описания событий, имеющих начало и конец, сложенного взаимодействия характеров, сюжетной мотивировки :

                                   Я не люблю иронии твоей,

                                   Оставь её отжившим и не жившим,  

                                   А нам с тобой, так горячо любившим,

                                   Ещё остаток чувства сохранившим-

                                   Нам рано предаваться ей!

       Далее видим переживания, вызванные намечающимся разладом в жизни лирического героя :

                                    Пока ещё застенчиво и нежно

                                    Свидание продлить желаешь ты,

                                    Пока ещё кипит во мне мятежно

                                    Ревнивые тревоги и мечты –

                                    Не торопи развязки неизбежной.

    В последней строфе наш герой оценивает взаимоотношения с любимой женщиной как угасающее «кипение», продиктованное лишь «последней жаждой», а в сердце на самом деле «тайный холод и тоска». Это стихотворение правдиво и точно передаёт сложный процесс душевной жизни, отсюда – напряжённый драматизм лирической исповеди.

2.2 Рассказать об истории создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

       «Кому…» Некрасов задумал как «народную книгу». Он хотел включить в неё все сведения о народной жизни, накопленные «по словечку» в течение 20 лет. Поэт мечтал, чтобы его книга дошла до крестьянства и была ему понятна. К созданию поэмы Некрасов приступил в 1863 году и работал до последних дней своей жизни. Но поэму он так и не закончил. Некоторые части её сохранились лишь в набросках. Поэт не успел рассказать о встречах странников с чиновниками, купцом, министром и царём. Но и те части поэмы, которые Некрасов закончил, печатались не полностью, вразбивку, а «Пир – на весь мир» цензура запретила. Поэтому поэма «Кому …» - воплощение народности, которая свойственна всей поэзии Некрасова.

2.3 В чём смысл названия поэмы.

      Поэма Некрасова «Кому…» создана в последний период жизни поэта. Идейный замысел её обозначен в её заглавии, а затем повторяется в тексте : кому на Руси жить хорошо ? Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом народ. Картины народной жизни написаны с широтой, что даёт право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами – правдоискателями. Они живут в деревнях : Заплатово, Дырявино, Знобишино, Разутово, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотдивость, желание найти счастливого на пути. Правдоискателям видится такое счастье для русского народа :

                                                  Не надо мне ни серебра,

Ни золота, а дай Господь,

                                                  Чтоб землякам моим

                                                  И каждому крестьянину

Жилось вольготно, весело

                                                  На всей святой Руси!

  1. Дать характеристику одному из героев поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

Более полно Некрасов раскрывает образы крестьян – борцов, которые не смиряются со своим рабским положением. В страшной нищете живёт Яким Нагой из деревни Босово. Он до смерти работает, спасается под бороной от жары и дождя. Читая описание лица крестьянина, понимаем, что Яким, всю жизнь маясь на сером, бесплодном кусочке, и сам стал как земля. Он признаёт, что большая часть его труда присваивается «дольщиками», которые не трудятся, а живут на труды таких же крестьян. Всю свою долгую жизнь Яким трудился, испытал много лишений, голодал, побывал в тюрьме и, «как липочка ободранный, вернулся он на родину». Но он находит в себе силы создать хоть какой-то быт, какую-то красоту. Яким украшает свою избу картинами, любит меткие слова, речь его полна пословиц и поговорок. Яким – образ крестьянина нового типа, сельского пролетария, побывавшего в отхожем промысле. Его голос – голос самых решительных крестьян.

2.5  Проблемы счастья и смысла жизни в поэме.

       На вопрос – кто счастлив? – включается весь народ. Народный идеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья : кто всех богаче, тот и всех счастливей, - воспитанный в условиях классового общества, где всё сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного. Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом – что делать, чтобы счастье стало возможным? Так, новые выводы, к которым пришли странники-правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Каждый герой поэмы счастлив по-своему.

3.1  Рассказать о жизни и творчестве Достоевского.

Родился 30 октября (11 ноября н.с.) в Москве в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. Отец, Михаил Андреевич, дворянин; мать, Мария Федоровна, из старомосковского купеческого рода.Получил прекрасное образование в частном пансионе Л.Чермака — одном из лучших в Москве. В семье любили читать, выписывали журнал "Библиотека для чтения", который давал возможность знакомиться с новейшей иностранной литературой. Из русских авторов любили Карамзина, Жуковского, Пушкина. Мать, натура религиозная, с малого возраста познакомила детей с Евангелием, возила на богомолье в Троице-Сергиеву лавру.Тяжело пережив смерть матери (1837), Достоевский по решению отца поступил в Петербургское военно-инженерное училище — одно из лучших учебных заведений того времени. Новая жизнь давалась ему с великим напряжением сил, нервов, честолюбия. Но была и другая жизнь — внутренняя, сокровенная, неизвестная окружающим.В 1839 неожиданно умирает отец. Это известие потрясло Достоевского и спровоцировало тяжелый нервный припадок — предвестие будущей эпилепсии, к которой у него была наследственная предрасположенность.Окончил училище в 1843 и был зачислен на службу в чертежную инженерного департамента. Через год вышел в отставку, убежденный, что его призвание — литература.Первый роман Достоевского "Бедные люди" был написан в 1845, опубликован Некрасовым в "Петербургском сборнике" (1846). Белинский провозгласил "появление... необыкновенного таланта...".Повести "Двойник" (1846) и "Хозяйка" (1847) Белинский оценил ниже, отметив растянутость повествования, но Достоевский продолжал писать по-своему, не согласившись с оценкой критика.

Позднее вышли "Белые ночи" (1848) и "Неточка Незванова" (1849), в которых обнаруживались черты реализма Достоевского, выделявшие его из среды писателей "натуральной школы": углубленный психологизм, исключительность характеров и ситуаций.Удачно начавшаяся литературная деятельность трагически обрывается. Достоевский был одним из членов кружка Петрашевского, объединявшего приверженцев французского утопического социализма (Фурье, Сен-Симон). В 1849 за участие в этом кружке писателя арестовывают и приговаривают к смертной казни, замененной затем четырьмя годами каторги и поселением в Сибири.После смерти Николая I и начала либерального царствования Александра II участь Достоевского, как и многих политических преступников, была смягчена. Ему возвратили дворянские права, и в отставку в 1859 он вышел уже в чине подпоручика (в 1849, стоя у эшафота, услышал рескрипт: "...отставного поручика... в каторжную работу в крепостях на... 4 года, а потом рядовым").В 1859 Достоевский получил разрешение жить в Твери, затем в Петербурге. В это время он опубликовал повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" (1859), роман "Униженные и оскорбленные" (1861). Почти десять лет физических и моральных терзаний обострили восприимчивость Достоевского к человеческим страданиям, усилив напряженные поиски социальной справедливости. Эти годы стали для него годами душевного перелома, краха социалистических иллюзий, нарастания противоречий в его мировоззрении. Он активно участвовал в общественной жизни России, выступал против революционно-демократической программы Чернышевского и Добролюбова, отвергая теорию "искусства для искусства", утверждая социальную ценность искусства.После каторги были написаны "Записки из Мертвого дома". Летние месяцы 1862 и 1863 писатель проводит за границей, посетив Германию, Англию, Францию, Италию и др. страны. Он считал, что исторический путь, который прошла Европа после французской революции 1789, был бы гибельным для России, так же как и внедрение новых буржуазных отношений, отрицательные черты которых потрясли его во время поездок по Западной Европе. Особый, самобытный путь России к "земному раю" — вот социально-политическая программа Достоевского начала 1860-х.В 1864 были написаны "Записки из подполья", важное произведение для понимания изменившегося мировоззрения писателя. В 1865, будучи за границей, в курортном Висбадене, для поправки здоровья, писатель начал работу над романом "Преступление и наказание" (1866), в котором отразился весь сложный путь его внутренних исканий.В 1867 Достоевский женился на Анне Григорьевне Сниткиной, своей стенографистке, ставшей для него близким и преданным другом.Вскоре они уехали за границу: жили в Германии, Швейцарии, Италии (1867 — 71). В эти годы писатель работал над романами "Идиот" (1868) и "Бесы" (1870 — 71), который закончил уже в России. В мае 1872 Достоевские уехали на лето из Петербурга в Старую Русу, где они впоследствии купили скромную дачу и жили здесь с двумя детьми даже зимой. В Старой Русе написаны почти целиком романы "Подросток" (1874 — 75) и "Братья Карамазовы" (1880).С 1873 писатель стал ответственным редактором журнала "Гражданин", на страницах которого начал печатать "Дневник писателя", являющимся в то время учителем жизни для тысяч русских людей.В конце мая 1880 Достоевский приехал в Москву на открытие памятника А. Пушкину (6 июня, в день рождения великого поэта), где собралась вся Москва. Здесь были Тургенев, Майков, Григорович и другие русские писатели. Речь Достоевского была названа Аксаковым "гениальной, историческим событием".Здоровье писателя ухудшалось, и 28 января (9 февраля н.с.) 1881 в Петербурге Достоевский скончался. Похоронен на кладбище Александре-Невской лавры.

3.2  Охарактеризовать романы Достоевского (обзор).

      В своих романах Ф.М. Достоевский разработал особый тип философского, психологически углублённого реализма, основанного на обострённом внимании к наиболее сложным и противоречивым формам бытия и общественного сознания его эпохи, на умение достоверно раскрыть в них отражение её основных, глубинных противоречий. Подвергая беспощадному анализу болезни ума и совести индивидуалистически настроенного интеллигента Достоевский сумел проследить на самых сложных фактах душевной жизни отражение общих процессов исторической жизни человечества, обусловленных развитием буржуазного общества в России. «Преступление и наказание» - наиболее сложное произведение русской литературы. Повествование держит читателя в постоянном напряжении. Роман «Униженные и оскорблённые» близок по духу к «Бедным людям». Та же великолепная и украшенная многочисленными памятниками столица, где в подвалах и на чердаках ютятся и погибают бедняки, те же благородные, честные, но униженные и оскорблённые бедняки-люди; та же неутихающая боль за поруганного человека. Идеал «положительно прекрасного» человека Достоевский выразил в романе «Идиот». «Братья Карамазовы» (1879-1880) – название отражает характер всего творчества писателя. В этом произведении звучит голос человека, истерзанного сомнениями. Сомнения мучают и его героя.

3.3  История создания романа «Преступление и наказание».

Роман написан в 1866 году, создавался в условиях невыносимой нужды. Работа над ним началась за границей. Жизненные тупики, которые возникали на пути героев будущего романа, стали страшной реальностью для самого писателя. В романе нашли отражение явления общественной жизни середины 60-х годов – эпохи реакции, наступившей после разгрома революционно-демократического движения, эпохи бурного развития капитализма в России, роста богатства и нищеты, роста числа преступлений, о которых ежедневно сообщали газеты. Это социально-психологический роман.

3.4  Образ Родиона Раскольникова.

       Главный герой – бывший студент, талантливый, умный молодой человек. Родион из-за бедности бросает учёбу, влачит нищенское существование. Бедность, дошедшая до крайности, жилище – тёмная конура. Он не хочет смириться с действительностью. Встать выше мира и «сломать что надо, раз навсегда» - вот главная идея Раскольникова. Герой погружён в болезненное состояние, порабощён философской идеей – страстью, допускающей «кровь по совести».Наблюдая русскую жизнь, размышляя над историей, Раскольников решает, что исторический процесс осуществляется за счёт чьих – то страданий, жертв и даже крови, что всё человечество подразделяется на две категории. Есть люди, безропотно принимающие любой порядок вещей, - «твари дрожащие» , и есть люди, нарушающие нормы и общественный порядок, - «сильные мира сего». Достоевский пишет, что «он был замечательно хорош собой, с прекрасными и тёмными глазами, тёмно – рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Он человек неглупый, но так нелепо одет, что его пугаются лошади. Желание помочь «униженным и оскорблённым» приводит героя к созданию теории. Раскольников совершает преступление : убивает старуху – процентщицу и её племянницу, и оказывается в тюрьме. Там в душе героя происходит переосмысление жизни.

 

3.5 Суть теории Раскольникова о праве сильной личности на преступление.

       Суть этой теории была изложена героем в статье «О преступлении», которая за два месяца до преступления Раскольникова была опубликована в газете «Периодическая речь». Суть этой теории в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывала жертвы законами прогресса во все эпохи. Это страшная теория, где Раскольников делил людей на две группы : людей обыкновенных, «тварей дрожащих» и людей необыкновенных, «право имеющих». К первой группе он относил наполеона, магомета, они были преступниками, хотя бы только потому, что давали новые законы, тем самым отвергали старые. Т.о. Раскольников оставляет за этими людьми право на преступление. В то время как люди обыкновенные всего лишь «материал». Ничего общного в этом нет, это закон жизни. Люди обыкновенные двигают мир и ведут его к цели. Раскольников уверен, что любые жертвы и преступления могут быть оправданы величием цели, ради которой совершаются, при том забывая, что «мысль бывает светла только когда озаряется изнутри добрым чувством».

3.6  Почему теория Раскольникова несостоятельна и антигуманна.

      Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма. Достоевский стремится убедить читателя, что Раскольникова увлёк идеал сильной личности. Эта мысль родила в герое желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он ? Убийство – своеобразная самопроверка героя : способен ли он «переступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», «переступить» через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять, и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

3.7  Какие жизненные ситуации, изображённе в романе, встают за словами Мармеладова : «…когда уже некуда больше идти»?

      Именно эти слова вспыхивают в сознании Раскольникова на следующий день после встречи с Мармеладовым и, главное, как раз непосредственно перед тем, когда он ясно ощутил, что безобразная мечта его требует немедленного воплощения в дело.

3.8  Почему Соня Мармеладова, для которой ясна теория Раскольникова, сочувствует ему, жалеет его?

       Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского, в смирении и способности к состраданию. Свою вину искупить страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать?» В конце романа герой принимает путь Сони : «…он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал…». Это произошло при первой встрече, когда Раскольников поддаётся обаянию человеколюбия Сони, склоняется перед страданием человеческим в её лице : «…припав к полу, поцеловав её ногу… : Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». Религиозность Сони влияет на него, и он просит её прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждёт теперь Раскольников от Сони.

3.9  В чём состоит правда Раскольникова.

       Родион Раскольников, глубоко сострадая своей матери и сестре, необычайно чутко реагируя на судьбу Сонечки Мармеладовой, обобщая в своём сознании участь всех униженных, обиженных, угнетённых, решает единолично изменить миропорядок, восстановить социальную справедливость, стать «благодетелем» человечества. И он решает это сделать по законам того мира, в котором он живёт.

4.2  Охарактеризовать одного из героев произведения «Очарованный странник» - Иван Флягин – один из героев – правдоискателей земли русской.

       Иван Северьяныч Флягин – человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы. С самого детства «предназначенный для «монастыря». Все свои дела он согласовывает с собственной совестью. «Я себя не продавал ни за большие деньги, ни за малые и не продам», - говорит он. Поступая по совести, герой Лескова часто расходится с нормами общепринятой морали и готов зачислить себя в «большие грешники». Но хотя по его вине погибает монах и он до смерти забивает плёткой татарского князя из-за кобылы, более того – сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку, автор утверждает, что в житейской «драмокомедии» Флягин – самый лучший и честный актёр. Мне кажется, что писатель слишком критичен по отношению к своему герою. Во всех передрягах жизни Флягина виноваты, по сути, сами пострадавшие от него герои. Очарованный странник был как бы заложником всех трагедий. С точки зрения нравственности Флягин – страстотерпец и мученик Христов. В монастыре герой оказался только потому, что ему «деться было некуда. В стенах монастыря ощущает страх за свой народ и готовность «помереть» за него. Он собирается поехать на войну, с тем чтобы отдать жизнь за родину, потому что понимает – без него, как говорится, там вода не осветится. Поэтому Флягин по значимости стоит выше остальных героев повести.

5.1  «Я лиру посвятил народу своему…»

      Это была эпоха больших ожиданий и надежд, эпоха животворного кризиса старых основ жизни, освобождавшего человека от закосневших традиций, преданий и авторитетов. Это было время радостного узнавания неисчерпаемой сложности и утончённости душевного мира, время раскрепощения чувств и осознания приблизительности и относительности всех попыток определить их с помощью точных слов. Известными поэтами этого периода являются Тютчев, Фет, Некрасов, Майков, Полонский и др.

5.2  Мастерство передачи переживаний и настроений.

       Все поэты этого периода – люди одарённые, чуткие, любящие природу, жизнь. Поэтический инструмент у них очень чуток, любое колебание в природе, изменения состояния души тут же отзовётся в стихах. Так Фет в своих стихах ведёт впечатление о мире, вокруг него, это впечатление живыми образами передаётся человеку, читающему его стихи. Основываясь на чувствах, поэты создают целый яркий, сочный мир вокруг читателя. Искусство поэта обладает волшебной силой, оно подчиняет человека, ведёт его среди житейских невзгод.

5.3  Философская глубина и гуманистический характер образов.

      Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое выражение в лирике этого периода философского характера. В отличие от немецкой философской лирики, рассматривающей проблему познания мира, Земли и Космоса, русская – всегда тяготеет к этическим вопросам, истоки которых – в православии, хранившим единство духа и жизни. Православие с его этическим потенциалом постоянно присутствует у великих русских писателей и поэтов.

5.4  Высокое представление о гражданском призвании поэта.

       Тема гражданской лирики поэта – это судьба народа, крестьянства, русской женщины, России. Эта тема всегда волновала русских поэтов. Фет в своей поэзии демонстративно уходил от злобы дня, от острых социальных проблем, которые волновали Россию. Но это не значит, что поэтическое мироощущение Фета никак не связано с бурной эпохой 60-х годов. Фет чуждался прямой гражданственности. Но поэзия как искусство слова одной гражданственностью не исчерпывается. Фет явил в своём мироощущении другую, не менее существенную сторону жизни России 60-х годов. Поэты этого периода размышляют о судьбе России, о её особом пути, о её самобытности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  11 класс.II  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Русская литература 11 класс. I полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.

Русская литература  10 класс.I  полугодие.Дополнительный материал к урокам литературы....

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема "Привлечение лингвистического материала на уроках литературы"...

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

дополнительный материал к урокам литературы

Материал  к урокам литературы по произведению А.С. Пушкина " Капитанская дочка"...