Русская литература 11 класс. II полугодие. Дополнительный материал к урокам литературы.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Мисикова Инна Геннадьевна

Русская литература  11 класс.

II  полугодие.

Дополнительный материал к урокам литературы.

                                                                     Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                    МБОУ Ефремовская СОШ

                                              Неклиновского района

                                         Ростовской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_literatura_11_klass_2-e_polugodie.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

Русская литература  11 класс.

II  полугодие.

Дополнительный материал к урокам литературы.

                                                                     Автор: Мисикова Инна Геннадьевна,

                                                                           учитель русского языка и литературы

                                                    МБОУ Ефремовская СОШ

                                              Неклиновского района

                                         Ростовской области

1.1  Рассказать о жизни и творчестве В.Г. Короленко.

     Владимир Галактионович Короленко родился в 1853 году в г. Житомире. Отец – чиновник судебного ведомства, отличался неподкупной честностью. Мать – дочь помещика средней руки. В 1868 году отец умер, оставив семью без всяких средств существования. В это время будущий писатель был гимназистом шестого класса ровенской реальной гимназии. В 1871 году Короленко окончил гимназию и переехал в Петербург, где поступил в Технологический институт. В 1874 году он уехал в Москву и там перешел в Петровскую сельскохозяйственную академию.Из академии был исключён и выслан за подачу коллективного протеста против политического режима. Три года прожил в Кронштадте под надзором полиции. В 1877 году поступил в Петербургский Горный институт, потом был арестован и сослан в Глазов, затем в Берёзовые Починки. В 1881 году за отказ от присяги новому царю Короленко поплатился ссылкой в Якутскую область, там провёл целые три года. После ссылки десять лет прожил в Нижнем Новгороде. За этот период жизни в творчестве Короленко появляются самые замечательные его произведения, принёсшие ему известность и славу. Короленко умер в суровом 1921 году. Людской поток желавших проститься с ним не прекращался трое суток.

1.2  Охарактеризовать творчество писателя (обзор).

      На протяжении многих лет русские писатели стремились пробудить наши души своими произведениями. Через все произведения В.Г. Короленко проходит тема благородства и веры в человека. В книгах Короленко идёт постоянное размышление о жизни и судьбе. Так, по его мнению, жизнь – вечное движение и преодоление. Это каждодневный подвиг борьбы с обстоятельствами на пути к счастью. Короленко работал в разных жанрах : очерки, рассказы, повести, миниатюры. Например, повесть «Слепой музыкант», миниатюра «Огоньки», очерк «Парадокс», повесть «Дети подземелья».

2.1  Жизнь и творчество М.Горького.

      Максим Горький – псевдоним писателя Алексея Максимовича Пешкова. Горький прожил большую интересную и очень трудную жизнь. Родился в 1868 году, в Нижнем, в семье красильщика В.В. Каширина, по ремеслу драпировщика.

      Отец писателя умер в Астрахани, когда Горькому было пять лет, мать умерла в Кунавине-слободе. После её смерти Горького дедушка отдал в магазин обуви, ему тогда было девять лет. Мальчик сбегает из дома и поступает в иконописную мастерскую, потом устраивается на пароход в поварята, затем садовником. В пятнадцать лет появляется у Горького огромное желание учиться, и он отправляется в Казань. Работал на Устье, пилил дрова, таскал грузы. Летом 1884 г. Шестнадцатилетний Горький приехал в Казань в надежде поступить в университет. Однако за недостатком средств он ограничился общением со студентами, посещением кружков самообразования. С 1888 по 1892 г. Происходят знаменитые странствия будущего писателя «по Руси». Первоначально он публикует свои произведения в газетах, становится постоянным сотрудником «Самарской газеты», где им написано около 200 фельетонов. В 1899 – 1906 гг. Горький становится ведущей фигурой в общественно – культурной жизни России. Крепнут дружеские отношения Горького с А.П.Чеховым, И.Е.Репиным, Ф.И.Шаляпиным, Л.Н.Толстым. В начале нового века появляются романы и пьесы («Фома Гордеев», «На дне», «Дети солнца», «Дачники»). В 1913 году вышла первая часть автобиографии «Детство». В 1916 году – «В людях». В 1921 году «Мои университеты». Горького считают основоположником социалистического реализма, «буревестник революции». В 1921 г. Горький уехал за границу, побывал в Германии, Чехословакии, несколько лет прожил в Италии, на острове Капри. В Мае 1928 г. Горький возвратился в СССР…

2.2 Дать характеристику романтическим произведениям Горького «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе».

       Среди гордых и свободолюбивых героев умудрённая жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки. Старуха Изергиль, рассказывающая чудесные сказки и так любящая «красивых и сильных», прожила жизнь, наполненную «жадной любовью». Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для неё как бы умирал. Через всю свою жизнь пронесла она чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. История её в жизни – это история свободы и красоты высших нравственных ценностей человека.

       Её рассказ о самоотверженном, героическом подвиге Данко кажется нам реальной историей. Кто же те люди, ради которых Данко пожертвовал своей жизнью, кого он вывел из тьмы леса и болот на свет и свободу, осветив им дорогу своим горящим сердцем? Это те же люди, против которых борется и Изергиль. Этим произведением Горький призывает современников к борьбе за свободу и счастье народа.

         В 1895 году Горький пишет свою «Песню о Соколе». В контрастных образах Ужа и Сокола воплощены две формы жизни : гниение и горение. Чтобы ярче показать мужество борца, автор противопоставляет Соколу приспосабливающегося Ужа, душа которого гниёт в мещанской самоуспокоённости. Горький выносит беспощадный приговор обывательско-мещанскому благополучию : «Рождённый ползать – летать не может». В этом произведении Горький поёт песню «безумству храбрых», утверждая его как «мудрость жизни».

2.3  Что важнее : истина или сострадание?

      В пьесе «На дне» Горький противопоставляет не истину и ложь, а истину и сострадание. Лука – странник, даривший людям ложную надежду, считавший людей ничтожными, жалкими, слабыми, неспособными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и жалости. Довольно тонкий психолог – он гораздо умнее, проницательнее своих собратьев. Лука – сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались слабые люди. «Ложь во имя спасения» - вот принцип, которому он следует.

     Обитатели ночлежки с благодарностью встречают и принимают утешительную ложь Луки. Ему верят, так как хотят верить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться в другую жизнь, хотя пути к ней не ясны.

2.4 Гуманизм подлинный и поддельный в пьесе «На дне».

     В пьесе «На дне» М. Горький рисует потрясающие картины жизни капиталистического «дна» ,которое представлено в виде костылёвской ночлежки. На этом «дне» оказались люди разных характеров и социальных условий, испытавшие голод,  побои, безработицу, тюремные заключения , холод. Все эти несчастные жертвы, сброшенные на «дно» волчьими законами общества, старались забыться, навеять на себя «золотой сон».

    В пьесе Горького есть один персонаж, который помогает людям верить в эти иллюзии. Это странник Лука, выступающий в роли утешителя. Но ложь Луки не может помочь людям, она, наоборот, усиливает их трагизм. Сила лжи его основана на вере человека в лучшую жизнь. Несмотря на то, что все люди были искалечены и раздавлены жестокой судьбой, у них ещё были силы для борьбы. Лука же вместо того, чтобы собрать и объединить эти силы для борьбы, наоборот, расслабляет их. Желая успокоить умирающую Анну, он рисует ей чудесные картины загробной жизни, и этим он пробуждает в ней страстное желание к жизни, усиливая её предсмертные муки. Утешая людей, он в то же время равнодушно относится к их смерти. Мы видим, что его жалость переплетается с равнодушием. У него нет никакой веры в человека. Люди для него все одинаковы. В пьесе Горький показал вред и несостоятельность лжи, которую распространяет Лука. Ложь Луки носит реакционный характер. Он уверяет, что изменить и перестроить мир нельзя, что всё    устроено так, как и должно быть. Из-за лживой проповеди Луки герои пьесы оказываются бессильными изменить свою судьбу.

    Гуманистическая идея пьесы оказалась выше всех рамок, которые обозначил сам автор. Образ Луки оказался более гуманным и вечным, чем пламенные монологи шулера Сатина.

3.1  Жизненный и творческий путь А. Блока.

А. А. Блок родился в Петербурге, детство провел в семье деда — известного ботаника, ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, в "старинной дворянской атмосфере с литературными вкусами", научными интересами и гуманистическими идеалами. Мальчик был воспитан на стихах А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, Я. П. Полонского, А. А. Фета, А. Н. Апухтина и Аполлона Григорьева. Сочинять сам он начал очень рано, "чуть ли не с пяти лет", издавал детские рукописные журналы, в юношеские годы участвовал в любительских спектаклях в подмосковном имении Шахматове. Летом 1898 г. Блок познакомился с Л. Д. Менделеевой — своей будущей женой, в это время он уже "ко всему относился как поэт, был мистиком, в окружающей тревоге видел предвестие конца мира". Предмет юношеской влюбленности приобретает в его лирическом творчестве черты мистического "небесного" Идеала. Героиня его стихов (Она) превращается в емкий, не поддающийся однозначной расшифровке символ: это — молодая прекрасная девушка, но в ней сквозят черты "чистой мадонны", богородицы (Дева, Купина); она то принимает образ "лучезарного виденья", сказочной Царевны, то предстает "Зарей", "тайным свет! лом". Лишь позже, во время подготовки первого сборника, этот образ-символ с легкой руки Брюсова получает имя Прекрасной Дамы.

В январе 1904 г. он вместе с женой совершил поездку в Москву, где состоялось его личное знакомство с Андреем Белым.

В конце 1904 г. выходит в свет первая поэтическая книга Блока "Стихи о Прекрасной Даме". Сборник проникнут пафосом эсхатологических ожиданий, все явления внешнего мира поэт воспринимает как символы или знаки происходящего в мирах иных.

В лирике Блока 1910-х годов нарастают щемящие, горестные ноты тоски, бездомности, безотчетной тревоги, ощущения грядущей гибели окружающего его мира. Голос поэта воспринимается современниками как "трагический тенор эпохи", его лирический герой несет на себе печать "испепеляющих" "страшных лет России".

В 1911 — 1912 гг. в издательстве "Мусагет" выходит в свет "Собрание стихотворений" Блока в 3 книгах. Из "стихотворного" материала 1898 — 1910 гг.

После революции Блок сотрудничает в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса, в издательстве "Всемирная литература", входит в дирекцию Большого драматического театра. В это время поэт почти не создает новых стихов, если не считать шуточных и написанных на случай. Он активно переделывает и публикует свои ранние поэтические опыты, в основном относящиеся к 1897 — 1903 гг., в сборниках "Отроческие стихи", "За гранью прошлых дней" и на страницах периодических изданий. В 1918 г. он задумывает издать "Стихи о Прекрасной Даме" по типу дантовской "Vita nuova", снабдив их авторскими комментариями.

"Музыкальное" восприятие революции как разрушительной стихии отразилось в знаменитой поэме "Двенадцать". Финальный образ ее, Иисус Христос, возглавляющий шествие двенадцати красноармейцев, вызвал "бурю страстей" в литературном стане. Поэма была резко негативно встречена 3. Н. Гиппиус.

3.2  Доказать, что ранний Блок – поэт – символист.

      Символ становится «знаком иного мира». Символизм не отвергает повседневного, но стремится дознаться его скрытого смысла. Мир и всё в мире рассматривается как символ бесконечного, обострённое восприятие улавливало отпечатки иной реальности : «Я стал всему удивляться, на всё уловил печать». Весна, туманы, ветер, сумрак, заря, сны становятся сквозными образами книги Блока. Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.

       «Младосимволисты», познакомившись со стихами Блока, восторженно объявили поэта «продолжателем Соловьёва», а его книгу – программным произведением своего направления, его вершиной.

3.3  Назвать основные мотивы лирики Блока.

       В поэзию Блока входят со временем новые темы, новые образы. Чуткость его поэзии ко времени была необычайна. Для стихов Блока становятся характерны тревожные ритмы. Тема столкновения героя, носителя светлых идеалов, со страшным миром действительности, в котором не дано торжествовать добру, свету и гуманизму, главное в творчестве поэта на исходе 900-х годов. Образ России проявляется в стихах Блока постепенно : она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно сильное чувство пронизывает весь поэтический мир – безоглядная любовь к Отечеству («Осенняя воля», «Россия»). Ожидание очистительной бури, сметающей старый, ненавистный поэту мир, определило отношение Блока к революции : «Всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию».

3.4  О чём поэма Блока «Двенадцать»?

       Поэма «Двенадцать» была написана в 1918 году. Блок предчувствовал революцию. В старом мире, помимо его жестокости и бесчеловечности, поэт видит нарастание народной стихии, стихии необузданной, неостановимой. Революция у Блока изображена сплошным, захватывающим, весь мир разгулом стихии. В силу своей стихийности революция у Блока не может существовать классово. Недаром «неугомонный враг»так  и не появляется, а единственное убийство – это убийство даже не стоящего на перекрёстке буржуа, а убийство Катьки. Как и все решения двенадцати красногвардейцев, идея убийства появляется неожиданно:

                                                       Эх, эх !

                                                       Позабавиться не грех!

   Революция для Блока – это общечеловеческая катастрофа, катастрофа всемирная. Соответствен и масштаб поэмы – от всей Вселенной до конкретного человека, его души. Стихия революции у Блока рушит старый мир. Однако после революции так и не рождается «третья правда». Впереди, сколько поэт ни вглядывается, кроме Христа, никого нет. Вопрос «Что впереди?» остаётся без ответа, хотя сзади, совершенно определённо, идёт «старый мир, как пёс бездомный». Революция была слишком значимым событием, чтобы Блок как великий русский поэт не отреагировал на неё в своём творчестве. Но принять её поэт не смог. Не случайно творческий путь Блока фактически заканчивается революцией, ибо места его творчеству в этом разгуле стихии нет.

     Блок  в революции видит искры предстоящего «мирового пожара». Огонь революции – очищающее и очистительное пламя, уничтожающее скверну старого мира и озаряющее путь добродетели. Из «мирового пожара», как в сказке, возродится птица Феникс – олицетворение нового, справедливого общества, построенного в новой России. Именно так можно сформулировать основную идею этого произведения.

4.1 Рассказать о жизни и творчестве С. Есенина.

Родился 21 сентября (3 октября н. с.) в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. С двух лет "по бедности отца и многочисленности семейства" был отдан на воспитание зажиточному деду по матери. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Учился Есенин в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей. После окончания школы год жил в селе. Семнадцати лет уехал в Москву, работал в конторе у купца, корректором в типографии; продолжая писать стихи, участвовал в Суриковском литературно-музыкальном кружке. В 1912 поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, проучился полтора года.

С начала 1914 в московских журналах появились стихи Есенина. В 1915 он переехал в Петроград, сам пришел к Блоку знакомиться. Радушный прием в доме Блока, одобрение его стихов окрылили молодого поэта. Его талант признали Городецкий и Клюев, с которыми его познакомил Блок. Почти все стихи, которые он привез, были напечатаны, он стал известен. В этом же году Есенин примкнул к группе "крестьянских" поэтов (Н. Клюев, С. Городецкий и др.). В 1916 выходит в свет первая книга Есенина "Радуница", затем — "Голубень", "Русь", "Микола", "Марфа Посадница" и др. (1914 — 17).

В 1916 был призван на военную службу. Революция застала его в одном дисциплинарном батальоне, куда он попал за отказ написать стихи в честь царя. Самовольно покинул армию, работал с эсерами ("не как партийный, а как поэт"). При расколе партии пошел с левой группой, был в их боевой дружине. Октябрьскую революцию принял радостно, но по-своему, "с крестьянским уклоном". В 1918 — 1921 много ездил по стране: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Туркестан, Бессарабия. В 1922 — 1923 вместе с Айседорой Дункан, известной американской танцовщицей, предпринял длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца жил в США.

В 1924 — 1925 появились такие известные стихотворения, как "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы"; особое место занимают "Персидские мотивы".

В своей поэзии Есенин сумел выразить горячую любовь в своей земле, природе, людям, но есть в ней и ощущение тревоги, ожидания и разочарования. Незадолго до смерти создал трагическую поэму "Черный человек".

М. Горький написал о Есенине: "...не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой "печали полей", любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком". Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

4.2 Назвать основные темы лирики С. Есенина.

     Высшим смыслом, стержнем лирики Есенина явилась тема России. «Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моём творчестве», - говорил Есенин. В его стихах воплотились важнейшие черты всей его лирики: бесконечная любовь к России и родной Рязанщине, чувство общности со всем живым на земле.

    Октябрьскую революцию поэт принял, как он сам признавался, «с крестьянским уклоном». Поэта захватывает вихревое начало, вселенский, космический размах событий, грядущие изменения в России. Стремясь отозваться на эти события, он обращается к мифологии, библейским легендам.

4.3  Раскрыть народно-песенную основу лирики поэта.

      Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что он выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

      Все стихи Есенина, от певучих и нежных стихов о стране «берёзового ситца», шире её степных раздолий, сини озёр, шума зелёных дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый образ, каждая строка согреты чувством безграничной любви к Родине. Есенин умел передать не только богатство и красоту русской природы, но и мироощущение, сыновнюю любовь русского человека к своей земле. Его считают певцом Руси, в его стихах, по-русски искренних и откровенных, ощущаем биение беспокойного, нежного сердца. Стихи Есенина музыкальны, он является автором слов многих песен. Народная основа поэзии органически вытекает из народной философии жизни.

4.4  Драматизм и глубокая искренность поэзии.

       Лирический герой есенинских стихотворений тонко чувствует природу. Не случайно сказано : «Я последний поэт деревни…». Но Русь не определяется только деревней. Постепенно Русь становится железной, городской. И лирический герой оказывается между городом и деревней. Появляется мотив ухода, усталости.

                                            Да, теперь решено без возврата,

                                            Я покинул родные поля.

        «Поэт деревни» становится лишь «захожим богомольцем». Герой уходит, но вновь стремится возвратиться. Полное возвращение невозможно. Герой переживает мучительный разлад с миром, который усугубляет наступающая революция. Герой пытается принять новую родину, переосмыслить для себя значение революции. Он понимает, что России нужно обновление, но внутренне он не может согласиться с такими переменами. «Я» героя как бы раздваивается, разрушается. «Конь стальной победил коня живого». В этом и состоит трагедия, трагедия дисгармонии с миром.

5.1  Дайте определение «серебряному веку» русской поэзии.

       В переломную эпоху начала ХХ века, в период кризиса в общественно-политической, экономической жизни страны наступает и духовный кризис, происходит потеря нравственных ориентиров, и поэтому именно в это время предназначение становится особенно важным.

       Поэзия «серебряного века» находится в поиске новых тем, образов, новых поэтических форм, но у неё есть главное – яркие самобытные неповторимые личности самих поэтов. Такое определение литературы рубежа веков и начала ХХ века получило название Серебряного века. Это определение введено в 1933 году Н.А. Оцупом. Определение «серебряный век» относили и к русскому искусству в целом – к творчеству живописцев, композиторов, философов. В литературе этот термин закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими терминами – символизмом, акмеизмом, футуризмом.

5.2  Каких поэтов можно отнести к «серебряному веку» русской поэзии?

       Каждый из поэтов «серебряного века» по-своему видел свою роль в литературе, в умах и душах людей, но все вместе они выполняли главную миссию – верили в будущее России, в её нравственное возрождение. И не важно, что они принадлежали к разным литературным течениям : В. Брюсов, Ф. Сологуб, К. Бальмонт – к символизму; Н. Гумилёв – к акмеизму; В. Хлебников, И. Северянин – к футуризму, - важно то, что все они приобщают читателя к вечным духовным ценностям, к миру прекрасного.

6.1  Нравственная проблематика романа В.Г. Распутина «Живи и помни».

       Распутин, писатель, прошедший войну, в своих произведениях прежде всего определяет нравственные аспекты поведения человека на войне. Однажды но признался в том, что его «герои чаще всего безоружны. Вооружены они лишь душой».

       Андрей Гуськов и Настёна встретились после голодного 1933 года. На долю Настёны выпало много бед. В шестнадцать лет, оставшись сиротой, она с сестрёнкой работала у своей тётки. Когда же Настёна встречает Андрея, она влюбляется в него. И после нескольких встреч он предлагает ей выйти за него замуж. Разразилась война. Андрей ушёл на фронт и честно воевал, пока не попал в госпиталь. Выздоравливая, он думал об одном : война кончается, а значит, ему дадут отпуск. Но он узнал, что его отправляют на фронт. Все его мечты были разрушены в тот же миг. Он принимает решение : съездить домой, повидать родных.  

     Бывают обстоятельства, в которых человек может дрогнуть. Он не управляет своей судьбой, судьба управляет им. Андрей отправляется домой. Встреча героя с женой происходит в холодной  бане, где он остаётся жить, прячась от сельчан.Такое решение в будущем разрушит всю его жизнь, сделает совсем другим его человеком. Насте кажется, что он настоящий оборотень. Его душа черствеет, он становится жестоким ( случай с косулей ).своей жене он говорит: «Скажешь кому – убью. Мне терять нечего». Андрей стремительно удаляется от людей. Он задаётся вопросом : «Чем я провинился перед судьбой, что она так со мной – чем?» И вдруг рождение ребёнка. Но Настя погибает, а с ней не родившийся ребёнок. Этот момент явился карой для Андрея, который преступил все нравственные законы. Андрей обречён на мучительную жизнь.

       Повесть показывает нам, сколь ущербён, беден нравственно, а иногда и опасен человек, поставленный или поставивший себя вне общественных связей и отношений, исключивший себя из общества, ограничивший свой жизненный круг, внутренние интересы и потребности только биологическими помыслами.

6.2  В чём заключается смысл названия романа «Живи и помни»?

       Оказавшись между двух огней, Настёна выбирает страшный путь – самоубийство. Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настёну. Перед смертью она слышит крик Максима Вологжина : «Настёна, не смей!» Он, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь – самая большая ценность. После того как тело Насти нашли, её похоронили не как утопленницу, а на кладбище, но с краешку. Слова Настёны : «Живи и помни», - будут до конца дней стучать в воспалённом мозгу Андрея. Этот призыв обращён не только к Андрею, но и к жителям Атамановки, вообще ко всем людям. На глазах у людей всё чаще происходят такие трагедии, но редко кто отваживается предотвратить их. Люди боятся быть откровенными. Такое произведение на тему нравственности – это всегда шаг вперёд в духовном развитии общества.

7.1  Каковы нравственные проблемы, поставленные Ч. Айтматовым в романе «Плаха»?

       Экологические проблемы, затронутые в романе, писатель стремится постичь прежде всего как проблемы состояния души человеческой. Роман начинается темой волчьей семьи, перерастающей потом в тему гибели Мойюнкумов по вине человека: человек врывается в саванну как преступник, как хищник. Он уничтожает всё живое, что есть в саванне: сайгаков, волков. На уничтожение обрекается и их среда обитания. Этим и определяется неотвратимость схватки волчицы Акбары с человеком. Это единоборство заканчивается трагически.

       Волки в романе наделены высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им. Именно в Акбаре и Ташчайнаре олицетворено то, что присуще человеку: чувство любви к детям, тоска по ним. Акбара наделена даром нравственной памяти. Она несёт в себе не только образ беды, постигшей её род, но и осознаёт её как нарушение нравственного закона, который никогда и нигде не должен быть нарушен. Пока не трогали её саванну, Акбара могла, встретив в степи беспомощного человека, отпустить его. Теперь, загнанная в тупик, отчаявшаяся и озлобленная, она обречена на схватку с человеком. Очень важно при этом, что в борьбе гибнет не только Базарбай, заслуживший кару, но и невинный ребёнок. Айтматов особо подчёркивает вандализм банды Кандалова. Это проблема социальная.

       Роман пронизывает убеждение: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют базарбаи и кандаловы, в ответе всё человеческое общество.