Урок-викторина в 5 классе "Путешествие по литературному лабиринту"
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Урок в игровой форме поможет повторить и проверить материал, изученный на уроках литературы в 3 четверти, а также мотивирует учащихся внимательнее заниматься в будущем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_po_literaturnomu_labirintu.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

Путешествие по литературному лабиринту

Литературная викторина для обучающихся 5 класса

Данная викторина по литературе предназначена для обучающихся 5 класс, занимающихся по учебнику В.Я.Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина. Она может быть проведена в конце 3 четверти как проверочная работа.
Цели: 

  • проследить степень усвоения пройденных произведений, биографий писателей.
  • повысить уровень мотивации к изучаемому предмету;
  • способствовать развитию наблюдательности и внимательного отношения к деталям произведения;
  • обобщить и систематизировать знания учащихся по изученным темам.
  • Выяснить знания пословиц,
  • Развивать логические мышления, память, творческие способности обучающихся.
  • Прививать любовь к русскому народному фольклору, литературе.
  • Воспитывать чувство коллективизма.

Оборудование: иллюстрации к произведениям, конверты с индивидуальными заданиями, звонок, номера участникам команд, проектор.

Ход работы - викторина

- Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Сегодня мы совершим с вами удивительное путешествие в мир литературы, где нас ждут самые разные испытания и запутанные задания. Чтобы преодолеть все препятствия, вам понадобятся те знания, которые вы получили на уроках и, конечно, дружная работа всей команды.

- Оценивать правильность ответов будет самое справедливое в мире жюри в составе учеников 10  класса:

 В интеллектуально-творческом соревновании   участвуют 3 команды.

1 конкурс будет называться "Подготовка к путешествию"- представление команд

(реализация домашнего задания: придумать литературное название своим командам и девиз сопутствующий успехом.) (конкурс оценивается по 5-бальной системе)

В это время жеребьевка между капитанами, определяющая порядок ответов в некоторых конкурсах

-  Итак, наше путешествие по литературному лабиринту начинается! Будьте внимательны и соблюдайте дисциплину.

2 конкурс "Разминка"(на размышление - 30 сек, первой отвечает команда, раньше подавшая сигнал, если ответ неправильный, отвечает другая команда. Оценивается по 1 баллу)

1. Устное народное творчество (фольклор)

2. Назовите двух русских пленников из рассказа Л.Н.Толстого. (Жилин и Кастылин)

3. Назовите имена  самых знаменитых русских богатырей (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

4. Как называется созвучие концов стихотворных строк?

а) Ритм  б)Рифма  в)Размер  г)строфа

5. Герой какого произведения обидел коня, после чего началась сильная метель и наступил небывалый мороз?

а) «Теплый хлеб» К. Г. Паустовского; б) «В дурном обществе» В. Г. Короленко;

в) «Двенадцать месяцев» С.Я.Маршака

6. Чей это портрет?

(слайды:1.- А.П.Чехов; 2. – И.А. Крылов; 3. – А.С. Пушкин; 4. – В.Г.Короленко; 5. - С.А.Есенин; 6. - П.П Бажов)

 3  конкурс "Пословицы и поговорки"

Задание: собрать пословицу или поговорку из двух половинок, (время - 1 минута, за каждый правильный ответ 1 балл)

1 команда

2 команда

 Что на уме,    то и на языке.

Что посеешь,  о и пожнешь.

Человек не грибок- в день не вырастешь.

Умей взять-  умей и отдать.

Цену вещи узнаёшь, как её потеряешь.

Плох мастер-  плоха и работа.

Чужого не надо  - своего не отдам.

Что с возу упало,   то пропало.

Чует кошка, -   чье мясо съела

Кто за все берется, тому ничего не даётся.

3 команда

Чем длиннее день,-

 тем короче ночь.

Красна птица пением,

а человек - умением

Храни себя от бед,-

пока их нет.

Тот будет рад, -

кто найдет клад.

Расти большой,-

да не будь лапшой.

4 конкурс «Исторический» (В это время по 2 игрока от команды получают индивидуальное задание(см. ПРИЛОЖЕНИЕ.задание 1)

Задание: одновременно всем командам задаётся 1 вопрос . Но прежде чем озвучить ответ, его необходимо зафиксировать на листочке. (За каждый правильный ответ 2 балла)

1. Где родился Л. Н. Толстой? А) В Москве   Б) в Ясной Поляне   В) в селе Константиново

2. Рассказ, основанный на реальной истории о том, как один студент вырвал здоровый зуб вместо больного.

А) «Муму» И.С.Тургенева; Б) «Хирургия» А.П.Чехова; В) «Косцы» И.Бунина

3. Где родился Александр Сергеевич Пушкин? 

А) В Петербурге Б) В Москве В) В Киеве

4. Какой русский писатель-сказочник рассказывал необыкновенные истории из жизни горных мастеров?

А) А.С.Пушкин   Б) С.Я. Маршак   В) П.П.Бажов

5. Кто родился в селе Константиново Рязанской губернии

А) Н.В.Гоголь  Б) П.П.Баженов   В) С.А.Есенин

6. Назовите псевдонимы А.П.Чехова. (Антоша Чехонте, Человек без селезенки, Брат моего брата)

? 7. Кого из приведенных ниже русских знаменитостей можно назвать одновременно физиком, художником, астрономом, металлургом, географом, просветителем и государственным деятелем?

А) Александр Сергеевич Пушкин.

Б) Михаил Васильевич Ломоносов.

В) Василий Андреевич Жуковский.

5 конкурс «Путаница» ( индивидуальный ответ игроков) (за каждый правильный ответ ( полную цепочку) – 1 балл, макс. – 4 балла)

6. Конкурс «Узнай героя»

( в это время дается задание для теоретического конкурса)

Задание: назвать героя, название произведения и его автора (вопросы задаются поочередно каждой команде, очередность - по предварительной жеребьевке;

 если ответа нет, может ответить другая команда, за каждый правильный ответ – 2 балла)

  1. «Хотел он подняться, а уж на нем два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он , скинул с себя татар, да еще соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался.» (Жилин, «Кавказский пленник», Л.Н.толстой)
  2. « …по косе  видать – девка. Коса ссизачерная…ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позваниваю, будто листовая медь…девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит».( Хазяйка Медной горы, «Медной горы Хозяйка», П.П.Бажов)
  3. «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца, несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо…шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее..»(Маруся, «В дурном обществе, или Дети подземелья», В.Г.Короленко)
  4. «он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слезы.заяц тихо дрожал под засаленной курткой» (Ваня, «Заячьи лапы» К.Г.Паустовский)  
  5.  «Наружность его не имела в себе ничего аристократического. Роста он был высокого, крупные черты лица были грубоватовыразительны. Короткие, слегка рыжеватые волосы торчали врозь; низкий лоб, несколько выдававшаяся вперед нижняя челюсть и сильная подвижность лица напоминали что-то обезьянье; но глаза, сверкавшие из-под бровей, смотрели упорно и мрачно, и в них светились вместе с лукавством острая проницательность, энергия и ум» (пан Тыбурций, «В дурном обществе», В.Г.Короленко)
  6. «До того она мне надоела, сказать не могу. За ворота выйти нельзя – все соседи только про нее и говорят: «Ах, сиротка несчастная!», «Работница – золотые руки!», «Красавица – глаз не от вести!» ( Падчерица, «Двенадцать месяцев», С.Я. Маршак)

Переменка "Наши рисунки" (отвечают все желающие, кто быстрее поднял руку. Каждый ответ оценивается в 1 балл, если отвечаю гости, им дарят поощрительные призы) 

( в это время двум участникам от каждой команды дается задание для поэтического конкурса)

1. Угадай героя по портрету.

2. Иллюстрация к какому произведению?

 7. Конкурс «теоретический» (озвучивают ответы) очередность выступления по предварительной жеребьевке)

(за каждый правильный ответ – 2 балла)

Ответы фиксируются на листках:
1 команда

1. Определите по описанию литературоведческое понятие:

 Один из видов эпического произведения, больший по объему и сюжету, чем рассказ, и меньший, чем роман. (повесть)

2. Укажите род(большая группы) литературы, к которому относятся сказки, басни,  рассказы и т.п.(эпос)

3. Укажите средство художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора), используемое автором: «…когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик…» ___(сравнение)______

4. Вставьте слова на месте пропусков:  «_Жили-были старик со старухой»,

2 команда

1. Определите по описанию литературоведческое понятие:

 Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. __(сказка)__________________

2. Укажите род(большая группы) литературы, к которому относятся стихотворения:__(лирика)______________

3. Укажите средство художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора), используемое автором: «…звезды примерзли к небесному своду»   _(метафора)_______________

4. Вставьте слова на месте пропусков:  «В некотором _царстве , _в некотором_государстве___».

 3 команда

1. Определите по описанию литературоведческое понятие:

Краткий нравоучительный рассказ, чаще всего стихотворный, построенный на аллегории(иносказании) и  содержащий мораль. _(басня)_______________

2. Укажите род (большая группы) литературы, к которому относятся пьесы: (драма)__________

3. Укажите средство художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение), используемое автором: «Стережет голубую Русь старый клен..»_(олицетворение)_________

4. Вставьте слова на месте пропусков:

 «Это не сказка, а _присказка_____, сказка будет впереди»,

8. Конкурс «Поэтический» 

очередность выступления по предварительной жеребьевке)

Задание: каждая команда получает 1 отрывок – начало строфы и 1 отрывок, где надо вставить рифмы.

  1. Вспомните продолжение стихотворения(2 б.),  а если назовете его автора – еще 2 балла.
  2. Допишите рифмы в отрывках стихотворений, определите способ рифмовки, а если назовете его автора – еще 2 балла.

1 команда

  1. Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

(бегут и будят сонный брег,

бегут и блещут и гласят….) (Ф.И.Тютчев)

  1. Красавица, миру на …,(диво)

Румяна, стройна, ….,(высока)

Во всякой одежде ….,(красива)

                     Ко всякой работе ….(ловка)

 (Н.А.Некрасов)

2 команда

  1. Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

(Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!) (А.Н.Плещеев)

  1. Где бодрый серп гулял и падал …,(колос)

Теперь уж пусто все – простор …., - (везде)

Лишь паутины тонкий ….(волос)

Блестит на праздной …..(борозде) (Ф.И.Тютчев)

3 команда

  1. Зима не даром злится,

Прошла ее пора-

(Весна в окно стучится

И гонит со двора.) (Ф.И.Тютчев)

  1. Золотою лягушкой …(луна)

Распласталась на тихой …(воде).

Словно яблонный цвет, …(седина)

У отца пролилась в …(бороде). (С.А.Есенин)

9 конкурс "Капитанов"

Задание: за 30 секунд капитану необходимо ответить на 12 вопросов. Если нет ответа, то нужно говорить "Дальше". За каждый правильный ответ капитан получает 1 балл (очередность выступления капитанов по предварительной жеребьевке)

Первому капитану.

  1. Имя и отчество Пушкина

( Александ Сергеевич)

  1. В каких произведениях используется рифма

( в стихотворениях)

  1. Что писал И.А.Крылов

(басни)

  1. Кто говорил : «Да ну тебя»

(Филька)

  1. Кто такая малахитница

(Медной горы Хозяйка)

  1. Зеленая и мокрая царевна

(лягушка)

  1. Где жили Валек и Маруся

( в подземелье, старом склепе)

  1. Герой народной сказки, который дружит со щукой,

(Емеля)

  1. Драгоценный петух из сказки А.С.Пушкина

(золотой)

  1. Собеседница вороны, укравшая у нее сыр

(лиса)

  1. Какой национальности девочка Дина из рассказа «Кавказский пленник»?

(татарка)

  1. Название сказки обо всех временах года

(12 месяцев)

Второму капитану

      1.  Сколько было богатырей у мертвой царевны?

(7)

  1. Назовите имя, отчество писателя Паустовского.

(Константин Георгиевич)

  1. Где хранится смерть Кощея?

(в яйце)

  1. Мальчик, превратившийся в козленка

(Иванушка)

  1. Сестра Васи из повести «В дурном обществе»

(Соня)

  1. Сборник сказок П.П.Бажова

(«Малахитовая шкатулка»)

  1. «Проказница Мартышка, Осел, Козел и…»

(косолапый Мишка)

  1. Кто помог деду Вани Малявина выбраться из лесного пожара

(заяц)

  1. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая

(лиса)

  1. Русский богатырь, покоривший Соловья Разбойника

(Илья Муромец)

  1. Назови имя и отчество Лермонтова

(Михаил Юрьевич)

Третьему капитану

  1. Назови имя и отчество Крылова

(Иван Андреевич)

  1. Продукт, который помог Фильке помириться с конем

 (хлеб)

  1. В кого превращалась Хозяйка медной горы

( в ящерицу)

  1. Кому принадлежит  избушка на курьих ножках

(Бабе Яге)

  1. Название дерева, у которого Свинья подрывала корни

(дуб)

  1. Что должна была принести Падчерица из леса в сказке С.Маршака «12 месяцев»

 (подснежники)

  1. Герой русской народной сказки, ловивший рыбу хвостом

(волк)

  1. Что принес Вася Марусе, чтобы ее порадовать

(куклу)

  1. Самая маленькая сказочная девочка

(Дюймовочка)

  1. Имя и отчество Есенина

( Сергей Александрович)

  1. Кого угощала лиса манной кашей из плоской тарелки

(Журавля)

  1. Что потеряла ворона из-за лести лисы?

(сыр)

 Жюри объявляет итоги.

Ведущий благодарит за участие.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 Конкурс 5 (соедините линиями автора, название произведения и его героя)

1. А.С.Пушкин.                                а)  «Двенадцать месяцев»                    а) Степан.

 2. С.Я. Маршак                               б)  «Теплый хлеб»                                  б) Елисей.

 3. П.П. Бажов.                                   в) «Сказка о мёртвой царевне»          в) мельник Панкрат

4. К. Г. Паустовский                                г)   «Медной горы хозяйка»                 г) Падчерица

Конкурс 5 (соедините линиями автора, название произведения и его героя)

1. К.Г.Паустовский                                а) «Муму».                                   а) Костылин.

2.Л.Н.Толстой.                                         б) «Свинья под дубом».              б) Герасим.

 3. И.А.Крылов.                                       в) «Кавказский пленник».         в) Ваня

 4. И.С.Тургенев.                                     г) «Заячьи лапы»                  г) Ворон.

Конкурс  5 (соедините линиями автора, название произведения и его героя)

1. А. Погорельский                              а) «В дурном обществе»                               а)  фельшер

2. А.П.Чехов                                          б) «Квартет»                                                   б) Алёша.

3. И.А.Крылов.                                     в)  «Чёрная курица»                                      в)  Маруся.

4.  В.Г.Короленко.                                г) «Хирургия»                                                  г) Соловей

 Задание 1 (соединить пословицы)

1 команда

2 команда

 Что на уме,                 то и на языке.

Что посеешь,                то и пожнешь.

Человек не грибок-   в день не вырастешь.

Умей взять-                 умей и отдать.

Цену вещи узнаёшь,  как её потеряешь.

Плох мастер-                     плоха и работа.

Чужого не надо            своего не отдам.

Что с возу упало,                то пропало.

Чует кошка, -               чье мясо съела

Кто за все берется,  тому ничего не даётся.

3 команда

Чем длиннее день,-

 тем короче ночь.

Красна птица пением,

а человек - умением

Храни себя от бед,-

пока их нет.

Тот будет рад, -

кто найдет клад.

Расти большой,-

да не будь лапшой.

Теоретический конкурс (Ответы запишите)

1 команда

1. Определите по описанию литературоведческое понятие:

 Один из видов эпического произведения, больший по объему и сюжету, чем рассказ, и меньший, чем роман. __________________

2. Укажите род(большая группы) литературы, к которому относятся сказки, басни,  рассказы и т.п.___________________

3. Укажите средство художественной выразительности(сравнение, эпитет, метафора), используемое автором: «…когда же смеялась, то смех ее звучал, как самый маленький серебряный колокольчик…» _________________________________________

4. Вставьте слова на месте пропусков:  «________________ старик со старухой»,

Теоретический конкурс(Ответы запишите)

2 команда

1. Определите по описанию литературоведческое понятие:

 Занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. ____________________

2. Укажите род(большая группы) литературы, к которому относятся стихотворения:________________

3. Укажите средство художественной выразительности (сравнение, эпитет, метафора), используемое автором: «…звезды примерзли к небесному своду»   ________________

4. Вставьте слова на месте пропусков:  «В некотором ___________ , __________________».

 

Теоретический конкурс (Ответы запишите)

3 команда

1. Определите по описанию литературоведческое понятие:

Краткий нравоучительный рассказ, чаще всего стихотворный, построенный на аллегории(иносказании) и  содержащий мораль. ________________

2. Укажите род (большая группы) литературы: ___________________________

3. Укажите средство художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение), используемое автором: «Стережет голубую Русь старый клен..»____________

4. Вставьте слова на месте пропусков:

 «Это не сказка, а _______________, сказка будет впереди»,

 

Исторический конкурс

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Поэтический конкурс. 1 команда

 1) Вспомните  продолжение стихотворения(2 б.),  а если назовете его автора – еще 2 балла.

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –…

____________________________________

____________________________________

2) Допишите рифмы в отрывках стихотворений, определите способ рифмовки, а если назовете его автора – еще 2 балла.

Красавица, миру на __________,

Румяна, стройна, ___________,

Во всякой одежде ___________,

Ко всякой работе ____________.

Поэтический конкурс.  2 команда

  1. Вспомните продолжение стихотворения(2 б.),  а если назовете его автора – еще 2 балла. 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

                  __________________________

                  __________________________

  1. Допишите рифмы в отрывках стихотворений, определите способ рифмовки, а если назовете его автора – еще 2 балла. 

Где бодрый серп гулял и падал   __________,

Теперь уж пусто все – простор _________, -

Лишь паутины тонкий ___________

                   Блестит на праздной ______________…..

Поэтический конкурс.  3 команда

  1. Вспомните продолжение стихотворения(2 б.),  а если назовете его автора – еще 2 балла.

Зима не даром злится,

Прошла ее пора-…

____________________

_______________________

  1. Допишите рифмы в отрывках стихотворений, определите способ рифмовки, а если назовете его автора – еще 2 балла.

       Золотою лягушкой _________

Распласталась на тихой _____________ .

Словно яблонный цвет, _______________

У отца пролилась в ______________ .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-викторина "Памятники литературным героям"

Урок-викторина состоит из небольших отрывков из художественных произведений, прослушав которые ученик должен угадать, кому из литературных героев поставлен памятник....

План-конспект урока-викторины по теме: Starlight of English Викторина среди 6-х классов “BRAIN RING”

Итоговое внеклассное мероприятие по английскому языку среди 6-х классов за I и  II четверть по учебнику Starlight 6 (Звездный английский)., под редакцией : Баранова...

конспект урока-викторины по литературному чтению с использованием ЭОР

Викторина по сказке Г.Х. Андерсена "Снежная Королева"...

УРОК - ВИКТОРИНА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ» ДЛЯ 7 КЛАССА.

Урок-викторина "Литературное путешествие " - это урок повторения, обобщения и систематизации знаний по пройденному на уроках литературы материалу за курс 7 класса. Элемент соревновательности...

Урок-викторина по английскому "Волшебный лабиринт"

Урок-викторина по английскому языку в 8 классе«Волшебный лабиринт» (тема «Путешествие»)Аннотация: Методическая разработка предназначена  для преподавателей, работающи...