Х.-К. Андерсен. "Снежная королева"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Урок литературы в 5 классе по сказке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_h.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка Х.-К. Андерсена

«Снежная королева»

5 класс

Снежная королева состоит из семи рассказов. Это существенно. Цифра 7 в христианском сознании  - число магическое, имеющее множество толкований: «доброго, удачного» до «трагического, недоброго». Первый этап – творческое чтение сказки. Принцип медленного чтения и эвристической беседы после каждого рассказа. После чтения рассказа «Зеркало и его осколки» дети должны осознать, что была недобрая затея тролля. Зеркало раскололось, осколки наделали много бед. Каких? Какую из этих бед можно считать самой ужасной и почему? Второй рассказ «Мальчик и девочка». Как относятся  друг другу Кай и Герда? Приведите примеры. Почему, когда Кай решительно сказал о Снежной королеве: «Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает», бабушка быстро завела разговор о другом? Бабушка понимает, что Снежная королева – это нечистая, злая сила. А упоминать ее в христианском доме не принято – это привлечет ее в дом. Это грех. Первое появление Снежной королевы в доме Кая. Расскажите о нем подробно. Какие выразительные средства речи использует Андерсен для создания ее образа? Приведите примеры. Как вы думаете, почему после изображения Снежной королевы Андерсен повествует о приходе весны, лета, о ярком и ласковом солнце, красоте распустившихся роз? Найдите и прочитайте их описание в этом фрагменте. Самый простой ответ – оттягивается развязка драмы. Но возможен и другой – злая сила еще не проникла в героя. Еще все хорошо – и мир полон красок и тепла. Как в художественном времени происходит смена событий? Сопоставьте эпизоды «Явление Снежной королевы», «Приход весны и лета», «Осколки попали в Кая» и сделайте вывод. Учащиеся постепенно понимают, что реальное время отличается от того, что в сказке. Что изменилось в Кае после того, как в него попали осколки зеркала тролля? Дайте пересказ, близкий к тексту; введите в свое изложение 2-3 цитаты из нескольких эпизодов. Как бы вы назвали случившееся с Каем во время катания его на санках: исчезновением, похищением, чудом? Может быть, вы дадите свое объяснение и найдете другие слова? Поцелуй Снежной королевы «был холоднее льда». Что стало результатом встречи и ее поцелуя? Дайте ответ словами из текста. Какой теперь представляется Снежная королева Каю? Воссоздайте устно ее портрет. Рассказ «Цветник женщины, умевшей колдовать» противопоставлен всему повествованию, вернее той ее части, где речь идет о колдовстве. Если семантическое поле Снежной королевы связано с «холодом» (синонимичным понятию зло), то поле «женщины, умевшей колдовать» - с красотой и теплом. Эта глава помогает понять происходящее в Герде: увидеть ее способность не поддаваться искушениям.  Герда была готова поверить в смерть Кая, но ее убеждают в обратном силы природы – и надежда снова появляется в сердце девочки. Это – сказочный прием, но не только. Солнце, ласточки – силы добра. Чему они противопоставлены? Похоже ли исчезновение Герды на исчезновение Кая? Герда у старушки-волшебницы. Есть ли общее в желании колдуньи и поступке Снежной королевы? А различия? Герде хорошо было у старушки, но она смогла вспомнить о Кае. Благодаря чему ей это удалось? Почему после ухода из дома старушки-волшебницы весь белый свет казался Герде серым и унылым? Потому что пришла осень? Рассказ «Принц и принцесса». Этот рассказ занимает особое положение в сказке. Какие события происходят в главе? Герда продолжает поиск Кая. Но как же описан этот поиск? Рассмотрим эпизод за эпизодом. Слева записи происходящего, а справа – смысл волшебной сказки.

  1. Встреча Герды с лесным вороном4 расспросы о Кае – поиск героя.
  2. Рассказ ворона о принцессе – помощь доброй силы.
  3. Решение принцессы о замужестве – препятствие для героя. Условия для жениха. Неудачное сватовство (1-2-й дни); выполнение условий (3-й день) – преодоление препятствий.

Рассказ о замужестве принцессы с выполнением условий различными претендентами является вставным эпизодом, ведь Герда не знает главного: здесь ли Кай, но предполагает, что тот, кто выполнил условия принцессы, похож на Кая. Таким образом, сам эпизод является для Герды дополнительным своеобразным препятствием. Эпизод построен по принципу многих сказок, где говорится о сватовстве и женитьбе. Принцесса (или король, королева, принц) ставит условия. Тот, кто их выполнит, станет мужем (женой). Масса желающих, но они не могут выполнить условия. Наконец (3-й день, как правило) появляется тот, кто эти условия легко выполняет (препятствия легко преодолевает).

  1. Герда не может попасть во дворец – новое препятствие.
  2. Природная ворона помогает Герде – преодоление препятствий.
  3. Разочарование: это не Кай – новое препятствие.
  4. Принц и принцесса помогают Герде продолжить поиск – преодоление препятствий.  Самостоятельно сформулируйте вывод о том, в чем глава «Принц и принцесса» похожа на  другие волшебные сказки, а в чем вы видите отличие. Глава «Маленькая разбойница» дает возможность сопоставить препятствия, возникающие на пути Герды к Каю с уже встреченными. Работа с различными видами пересказов (сжатым, подробным, с заменой лиц). Главное – закрепить знания. Рассмотрите эпизоды  в главе «Герда и маленькая разбойница». Различие литературного источника от экранизации? Яркий в фильме, он, однако, и содержательно, и стилистически отличается от экранизированного варианта. Рассказ «Лапландка и финка». Над чем размышляют дети вместе с писателем? Какие испытания выдерживает Герда на пути к Каю? Герде помогают не только животные, но прежде всего люди. Кто они? Охарактеризуйте тех, кто изображен в главе «Лапландка и финка»? как изображено сражение Герды с «передовыми отрядами» Снежной королевы? Запишите ключевые слова, которые помогут вам при ответе. Финка говорит оленю фразу, которая помогает понять самое главное в Герде. Найдите эту фразу и прочитайте. Сказка построена на антитезе. И понять это помогает рассказ «В чертогах Снежной королевы и что случилось потом». Какое главное качество Снежной королевы подчеркнуто в описании ее дворца в самом начале главы? Андерсен, говоря о Кае, указывает, что мальчик «посинел, почернел». О чем это говорит? Только ли об изменении цвета лица героя? Определите значение выделенной фразы в характеристике Кая – пленника Снежной королевы: Кай тоже складывал разные затейливые фигурки из льдин, и называлось это ледяной игрой разума. Почему очень важна эта характеристика? Рациональное, разумное, логическое и душевное, сердечное. Эти качества не всегда противопоставлены друг другу. Они могут и не конфликтовать, и тогда наступает гармония. Какое слово должен сложить Кай и почему он не может этого сделать? Как, благодаря чему Герде удалось «растопить» замерзшую душу Кая? Какое значение, с вашей точки зрения, имеет эта деталь «даже льдины пустились в пляс, а когда устали, улеглись и составили то самое слово, которое задала сложить Каю Снежная королева»? Внимательно прочитайте сцену «Оживление Кая». Определите художественные средства, использованные автором в этой главе. Возвращаясь из владений Снежной королевы, Герда и Кай посещают финку и лапландку, встречаются на дороге с маленькой разбойницей. Для чего писатель вводит эти эпизоды в финал повествования? В чем финал «Снежной королевы» совпадает с завершением народных волшебных сказок? Вернемся к прочитанному и перечитаем еще раз несколько эпизодов. Эпизод первый. «Так вот, жил-был «тролль… рассказывали о зеркале, как о каком-то чуде». «Снежная королева» начинается со слов «жил-был». Тролли в германо-скандинавской мифологии – это великаны. Они обитают внутри гор, где хранят свои сокровища. Тролли уродливы, обладают огромной силой, но глупы. В устном народном творчестве тролли, как правило, вредят людям, похищают их и их скот, оказываются людоедами. Тролль у Андерсена близок не мифологической, а фольклорной традиции. Но в самом начале писатель подчеркивает, что его тролль – это дьявол: обратите на это внимание в приводимом отрывке. Дьявол по религиозному представлению – злой дух, черт, сатана. Еще до начала действия вводится первый мотив – дьявольского начала. Дьявол противоположность Богу. Тролль и несет в себе это противоположное Богу: злое дело. И подчеркнуто, что он радуется своим делам. Это только одна часть мотива. Есть и другая. Тролль поселяет зло в сердце Кая. Таким образом, зло и добро – внутри каждого человека. И побороть зло – дело не простое. Побороть дьявола можно только с верой в Бога, постоянно неся его в своей душе. Второй эпизод. «А Снежная королева не сможет войти сюда? – спросила раз девочка. …Я посажу ее на теплую печку, вот она и растает. Бабушка завела разговор о другом». Бабушка знает о злой силе, но это не произносится вслух. В доме. По христианским представлениям имя это – зло. Можно накликать беду в дом. А если слово произнесено, надо перекреститься, чтобы изгнать. Вот почему бабушка заводит разговор о другом. Никак не реагирует на слова Кая. Здесь важно и другое: Снежная королева в начале уже предстает как носительница зла, затеянного дьяволом, троллем. Это объяснение дается на уроке дважды. Третий эпизод. «Розы цвели все лето восхитительно….Боль в глазу и в сердце уже прошла, но самые осколки в них остались». Если предыдущие эпизоды подготавливали начало мотива борьбы Христа и антихриста, Богова и дьявольского, доброго и злого, то в данном эпизоде он начинается. Дети произносят слова псалма о Христе, и именно в это время льдинки проникают в сердце Кая. Глубинное начало этого эпизода еще и в том, что доброе начало уже заложено в человеке, оно в нем от рождения. Злое, дьявольское – приходит извне. Главное – сумеет ли человек перебороть и победить его. Четвертый эпизод. «Снег повалил вдруг хлопьями….но в уме его вертелась одна таблица умножения». Кай не сумел заставить себя прочитать молитву, в этом случае дьявольская сила была бы побеждена. Но тогда и повествования не было бы. Это самое простое объяснение. Другое – мы не всегда несем в себе слово Божье, не всегда в мыслях творим молитву, и тогда наша дорога ко злу сокращается. Пятый эпизод. «Герда начала читать «Отче наш»…. Наконец девочка добралась до чертогов Снежной королевы». Герда постоянно делает то, чего не сделал бы Кай. Божье слово в ней, и в трудные минуты она читает молитву – и побеждает. Шестой эпизод. «В это-то время в огромные ворота, входила Герда….она смеялась и плакала от радости». Герда находит Кая. Мальчик не реагирует на Герду до тех пор, пока она не уронила ему на грудь горячие слезы и не запела «Скоро узрим мы младенца Христа». Искренняя  молитва и слово Бога – вот что возвращает Кая Герде и людям. Седьмой эпизод. «Бабушка сидела на солнышке и громко читала Евангелие…». Кай и Герда взглянули друг на друга и тут только поняли смысл псалма. Финал связан с основным мотивом, но если вначале проявляется злая сила – тролль, то теперь он побежден и в сердце героев навсегда – Христос: бабушка читает Евангелие, а дети только теперь осознают смысл стихов из псалма. «Снежная королева» - это глубокое размышление писателя о добре и зле, которые существуют не только где-то, но находятся в самом человеке,  победить зло не просто. Победа будет только тогда, когда человек сумеет сохранить в себе слово Бога, добро. Герда потому побеждает в борьбе за Кая, что искренне верит в необходимость спасения его, готова ради этого пойти на любые трудности, любые испытания. Она ни на минуту не сомневается в правоте своего замысла. На протяжении всего пути она помнит о Боге и обращается к нему, но не с просьбой, а с молитвой. В течение уроков учитель совершенствует речь учащихся с помощью упражнений.
  1. Значение данных слов и словосочетаний определите по контексту или по словарю. С выделенными словами составьте предложения: внутренние потребности, дарование, духовная жизнь, карьера, ландшафт, мансарда, триумфальные ворота, форейтор.
  2. Герда попадает к доброй волшебнице. Каждый цветок в ее саду рассказывает девочке свою историю. Подумайте, какого цветка здесь нет. Придумайте ему его историю и расскажите ее.
  3. Из 3-й главы «Цветник женщины, умевшей колдовать» прочитайте эпизод о нарциссе от слов: «И она подвязала юбочку повыше…» до слов: «И она побежала из сада». Этот эпизод основан на мифе о Нарциссе – прекрасном греческом юноше, гордом и одиноком. Когда Нарцисс отверг страстную любовь нимфы Эхо, она от горя высохла так, что от нее остался только голос. Отвергнутые женщины потребовали у богини наказать Нарцисса. Немезида вняла их мольбам. Возвращаясь с охоты, Нарцисс заглянул в незамутненный источник и, увидев свое отражение, влюбился в него. Он не мог оторваться от лицезрения самого себя и умер от любви к себе. Боги превратили его в цветок, названный нарциссом. Таков один из вариантов мифа.