Анализ эпизода "Герасим и Муму"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

Труфанова Наталья Константиновна

методическая разработка урока литературы в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok2.docx41.75 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 5 классеМБОУ «Аверинская СОШ»

Учитель русского языка и литературы:Труфанова Наталья Константиновна

Предмет Литература

Класс 5

Тема: Анализ эпизода. «Герасим и Муму»

Тип урока: Урок развития речи

Цели урока:  

Ι. Образовательные: проанализировать эпизод «Герасим и Муму», образ Герасима; формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать  свои мысли, оценивать поступки героев,  делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметныерезультаты:

  • регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

  • познавательные УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно.

  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  предложение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение,  построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, брифинг.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок из мультипликационного фильма «Муму» режиссера Валентина Караева,  аудиозаписи, наглядный  материал (иллюстрации, детские рисунки).

Дидактическая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

3 мин

Сегодня у нас особенный урок. К нам пришли гости. Подарите им свои улыбки, посмотрите, как они улыбаются вам в ответ, и начнём занятие. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только радость.

Загадка для учащихся

У нее четыре лапы,
Черный нос и хвост лохматый,
Очень часто громко лает,
и плохих людей кусает!
Она бывает забияка!
Это кто у нас? (Собака!)

Приветствие учителя

Отгадывание загадки

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование (Я должен посмотреть...)

3) Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Ребята! Как вы думаете, почему именно эту загадку я вам загадала?

Запишите тему урока И.С.Тургенев: «Анализ эпизода «Герасим и Муму»

Потому что мы будем продолжать изучать повесть И.С.Тургенева «Муму».

Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г  l  л  g  у  d  х  s  о  n  н  i  е  w  м  z  о  й

ГЛУХОНЕМОЙ

        - Что обозначает это слово? (Лишённый способности говорить вследствие врождённой или приобретённой глухоты)

- Как вы думаете,  кому  будет посвящен наш урок? (Герасиму)

Определите тему урока.

Целеполагание

3мин


Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)

- Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)

- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)

- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)

Приложение 1.

На слайде у нас получился кластер, который поможет  нам при знакомстве с Герасимом.

Определите ваши цели урока?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Актуализация знаний

5мин

Проверка домашнего задания: беседа по прочитанному тексту(дома ребята читали повесть «Муму»)

У вас на столах карточки, выскажите свое отношение к повести.

Понравилось- зеленая, не понравилось – белая

назовите героев повести

Фронтальный опрос:

1.Какие чувства у вас возникали во время чтения?

2.Кто вызывал у вас эти чувства?

3.Давайте вспомним и назовем основных героев рассказа» (после каждого ответа учитель записывает имена героев на доску)

4.- Чем была скрашена безрадостная жизнь Герасима после расставания с Татьяной?

- Какую роль сыграла в его жизни Муму? Или Важно ли, что Герасим нашёл собаку сразу после отъезда Татьяны?

( Новые радостные заботы разогнали мрачные мысли, и Герасим «очень доволен был своей судьбой».)

-Пересказать эпизод, как Герасим нашёл Муму

– Изменился ли с появлением Муму сам Герасим? Как он ухаживал за своей питомицей?

Что произвело на вас самое сильное впечатление в повести?

Главные и второстепенные герои

Герасим         Капитон

Барыня           Гаврила

 Муму            Татьяна

                       Степан

                       Дворня

Кто они? Автор-создатель? История? Прототипп?

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Этап реализации.

6-7 мин

Работа в паре.

Итак, портрет включает в себя не только описание внешности, но и другие качества героя, Сейчас мы с вами поработаем в группах, каждая группа получит свою памятку и составим свой рассказ о Герасиме.

- Посмотрите на рисунки ваших одноклассников и иллюстрации известных художников.

- Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передали художники на рисунках?

- Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Кто удачнее всего изобразил Герасима? И не просто Герасим лучше нарисован, а правильнее раскрывает замысел автора и соответствует портретной характеристике? Аргументируйте свой ответ.

Работа по памятке-инструкции по группам

(см. приложение)

Составление портрета литературного героя по памятке, опорным вопросам.

Анализ рисунков.

Выявление затруднений и пути построения из затруднений

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

2) Логические:

- анализ, сравнение, синтез.

3) Регулятивные:

- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Работа в парах, группах.

   10 мин

Запись на доске

 1852 год –написание повести

1861г –отмена крепостного права

Почему именно в это время Тургенев обращается к теме повести  

Объясните смысл слов: «Ни одна мать так не ухаживала за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей». Но счастье Герасима и Муму длилось недолго. 

Задание прочитать и ответить на вопрос

1.Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

2.Как вы считаете,  что послужило поводом для создания повести «Муму»? Прототипы героев повести.

3.Литературные места России. Имение Спасское – Лутовиново.

Пересказ эпизода о пропаже Муму.

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Физминутка

Потрудились – отдохнём (ходьба на месте),

Встанем, глубоко вздохнём (потягивания).

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот,

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

Аналитическое чтение. Итоги работы в группах

10 мин

Работа в парах

Аналитическое чтение сцены ухода.

Предлагает выписать слова и словосочетания, характеризующие Герасима и его жизнь в деревне.зачитайте словосочетания.

Найдите сравнения в тексте.

Нельзя говорить о Герасиме, забыв дом Барыни. Просмотр мультфильма. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма «Муму» режиссера Валентина Караева и ответить: чем отличается начало мультфильма от начала рассказа И.Тургенева?

С какой целью режиссер добавил эпизод с мухой?    

-Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?

(Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.)

-Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы. Гипербола — сильное преувеличение.

Почему барыня во что бы то ни стало решила убрать собаку? Чем она ей помешала?

– Предпринимает ли Герасим какие-нибудь меры по спасению Муму?

– Почему Герасим решает сам исполнить приказ барыни?

- Какой вопрос вам хочется задать автору, мне, себе? 

- Действительно, а почему герой не ушёл от барыни с собакой?

- А когда к нему пришло решение уйти от барыни и всех тех, кто его окружал?

Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя. (усердно и безостановочно шагал, спешил без оглядки, спешил домой, шёл, торопился )

- Чем не похож на себя здесь главный герой? Что изменилось в нём? ( Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой )

- Что показал Герасим своим поступком? ( Что выражает протест против самодурства барыни )

– Что добавляет заключительное сравнение со львом к нашему представлению о герое?

Выступление учащихся с в группах

Выписывают из текста слова и словосочетания в первый столбик таблицы, объясняя их значение самостоятельно и с помощью толкового словаря (лексическая работа) (см. приложение)

(Режиссер Валентин Караев добавил эпизод с мухой, чтобы показать капризы, смену настроения, самодурство барыни.Самодурство — это поведение человека, который действует по своей прихоти или произволу, при этом унижая достоинство других людей.)

- Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?

- Найдите примеры гипербол в тексте.

 (- он работал за четверых;  

- один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;

- сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)

Защита презентаций

Монолог ученицы в роли барыни.

(Скажи, пожалуйста, что это за собака у нас на дворе всю ночь лаяла? Мне спать не давала! Не знаю, немого ли, другого ли кого, только спать мне не дала. Да я и удивляюсь, на что такая пропасть собак! Желаю знать. Ведь есть у нас дворная собака? Ну, чего еще, на что нам еще собака? Только одни беспорядки заводить. Старшего нет в доме – вот что. И на что немому собака? Кто ему позволил собак у меня на дворе держать? Вчера я подошла к окну, а она в палисаднике лежит, какую-то мерзость притащила, грызет – а у меня там розы посажены… Чтоб ее сегодня же здесь не было… Слышишь? Сегодня же!)

1) Познавательные:

- умение структурировать знания и строить речевые высказывания ;

2Коммуникативные:

-слушать собеседника, строить высказывания,

полно и ясно выражать свои мысли;

Рефлексия

2мин

Изменилось ли ваше отношение к повести? Поднимите карточки.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями. Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

«Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить. Сегодня на уроке мы с вами работали над анализом образа главного героя. А дома вы докажете мнение Тургенева о своем герое.

Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

3 мин

Оценки за урок

Дом.задание: Записать в тетради ответ  на вопрос:«Почему автор назвал своего героя «славным»?

Предметные- уметь составлять письменную характеристику героя

1 группа

Всё население России делилось на несколько групп, называемых сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами .Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным.

Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

Что же такое крепостное право? Что вас поразило в этом явлении российской действительности?

3 группа

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева, Варвара Петровна), восхитилась гвардейским его ростом и медвежьей силой, пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!
Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.
Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.
Всё вынес…
Кого напоминают герои этой истории?

ПРОТОТИ́П, 1. Реальное лицо как источник для создания литературного образа

2  группа

История создания рассказа

В 1852 г умирает Гоголь. Тургенев тяжело пережил смерть писателя. Рыдая составлял некролог. (НЕКРОЛО́Г-Статья по поводу смерти какого-нибудь человека с сообщением сведений о его жизни и деятельности)

Но власти запретили употреблять имя Гоголя в печати. А за напечатанную статью в «Московских ведомостях» царь лично приказал посадить Тургенева под арест и через месяц выслать на родину под присмотр. Под арестом в полиции  Тургенев жил по соседству с помещением, где секли присылаемых владельцами крепостных слуг.. Каждый  день Тургенев слышал хлест розг  и их крики.

Как вы считаете,  что послужило поводом для создания рассказа «Муму»?

Карточки с заданиями для групп

1 группа

Найдите сравнения в описании работы Герасима в деревне .

Сравнение – изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим.

2 группа

 Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, оказавшегося по воле барыни в городе?

Сравнение – изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим.

3 группа

Найдите сравнения в эпизоде возвращения Герасима в деревню. Что добавляет заключительное сравнение к нашему представлению о герое?

Сравнение – изображение одного явления  с помощью сопоставления с другим.

Памятка-инструкция №1
(для групповой работы)
Портрет Герасима
(внешность, фигура, одежда, походка, жесты)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Каким вы представляете Герасима?
  • Почему автор говорит о герое, что он «сложенный богатырем»?
  • Как вы понимаете выражение «работал за четверых»?
  • Найдите сравнения, помогающие раскрыть силу Герасима.
  • Почему автор сравнивает героя с гусаком?
  • Выберите те рисунки и репродукции, которые больше соответствуют вашим представлениям о Герасиме.

3. Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о качествах Герасима.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №3
(для групповой работы)
Интерьер (обстановка каморки Герасима)

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Найдите описание каморки Герасима.
  • Докажите, что Герасим устроил каморку «по своему вкусу».
  • На какие детали (предметы) в каморке автор обращает внимание?
  • Почему Герасим «не любил, чтобы к нему ходили»?
  • Какие черты характера героя автор раскрывает через описание каморки?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Памятка-инструкция №5
(для групповой работы)
Поступки Герасима, отношение к другим героям.

1. Прочитайте инструкцию до конца.

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя цитаты (примеры) из текста:

  • Какие поступки героя раскрывают его характер? Найдите в тексте.
  • Как Герасим относится к другим героям? Почему?
  • Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

3.  Каждый старайтесь высказать свое мнение. Уважайте мнение другого.

4.  Сделайте выводы о качествах Герасима.

5.  Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6.  Спасибо за работу!

 

Кластер
«Средства создания литературного образа»

Выстраивается схема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по рассказу И.С. Тургенева "Муму"

«Крепостное право и Личность. Такое возможно?» Урок по рассказу И.С.Тургенева "Муму"...

Литературная игра: «Умники и умницы» по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

Литературная игра по типу телевизионной передачи "Умники и умницы" по рассказу Тургенева И.С. "Муму"...

Урок литературы в 5 классе. И.С.Тургенев "Муму"

Конспект урока литературы в 5 классе  «Жизнь Герасима в деревне и в городе»И.С.Тургенев «Муму»…он вырос, немой и могучий, как дереворастет на плодородной почве. ·  Художественно – ...

Тестовое задание по литературе для неслышащих учащихся (6 класс). Тест по теме: И. Тургенев "Муму".

Данный тестовый материал предлагается для проверки  усвоения учащимися изученного учебного материала по теме. Дети должны самостоятельно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов. П...

Анализ эпизода рассказа " Муму" И.С. Тургенева

Данная работа рассчитана на два урока. Использованы различные приемы смыслового чтения: антиципация, чтение с вопросами, прием компрессии текста, творческое задание, верное и неверное утверждение, сос...

Конспект урока по обучению комплексному анализу текста (По рассказу И.С.Тургенева «Муму»).

Данный материал может быть использован учителями русского языка и литературы....