Анализ эпизода рассказа " Муму" И.С. Тургенева
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Ведерникова Татьяна Геннадьевна

Данная работа рассчитана на два урока. Использованы различные приемы смыслового чтения: антиципация, чтение с вопросами, прием компрессии текста, творческое задание, верное и неверное утверждение, составление плана и др. Цель- точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon analiz_epizoda_rasskaza.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Текст художественного произведения имеет название «МУМУ», предположите, о чем будет он?

Слайд 2

Текст художественного произведения написал Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883 г.) Известный русский писатель и поэт. Родился в богатой семье, с детства владел несколькими иностранными языками, включая английский, французский и немецкий, получил хорошее образование, был знаком со многими писателями. Побывал во многих странах, но его всегда тянуло к родине.

Слайд 3

- Обратим внимание на слова, которые нам встретятся в тексте, попробуйте объяснить их значение. Каморка, конюшня, прорезались, солома, фыркая, ухаживал, возился, тщедушный, понемногу, справилась, неусыпным попечениям, кликали , бог весть, караулила, барахтался,сунуть в пазуху.

Слайд 4

Каморка = комната

Слайд 5

Конюшня – помещение для лошадей.

Слайд 6

Армяк – верхняя мужская одежда.

Слайд 7

Солома – сухие стебли растений без листьев.

Слайд 8

Прорезались= только открылись; фыркая -издавать недовольство; ухаживать =заботиться; возиться =заниматься; т щедушны й=худой,слабый, болезненный; понемног у=постепенно; справиться, выровняться = преодолеть болезнь, набраться сил; неусыпное попечение- внимательная, усердная забота; кликали =называли; бог весть- никто не знает; караулила =ждала; барахтаться - стараться выплыть; сунуть в пазуху- положить между грудью и одеждой; ладная собачонка - хорошая собачонка.

Слайд 9

( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке

Слайд 10

Читаем первый фрагмент текста ( 1) Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который, несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился, скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом.

Слайд 11

Читаем первый фрагмент текста - В какое время происходит событие? -Кто рассказывает нам о случившемся? -Кого увидел герой? -Что произошло с щенком? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: Нашел щенка, щенок в беде, находка) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Слайд 12

Читаем второй фрагмент текста . ( 2) Герасим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Слайд 13

Читаем второй фрагмент текста - Что происходит? -Кто спасает собачонку? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: Спасение щенка, спас щенка) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Слайд 14

Читаем третий фрагмент текста (3) Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув армяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном. Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей.

Слайд 15

Читаем третий фрагмент текста - Куда делает Герасим с собачонкой? -Зачем пошел на кухню? -Что принес из конюшни? -Что можете сказать о бедной собачонке? -Найдите в тексте информацию о том, как пил молоко щенок? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: Забота о щенке, ухаживал за собачонкой) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Слайд 16

Читаем четвертый фрагмент текста ( 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами.

Слайд 17

Читаем четвертый фрагмент текста - Какой была первое время собачонка? -Какой стала? -Что принес из конюшни? -Благодаря чему изменился щенок? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: превращение в ладную собачонку, превратилась в красивую собаку) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Слайд 18

Читаем пятый фрагмент текста . ( 5) Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима. Герасим сам ее любил без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее гладили: боялся он, что ли, за нее, ревновал ли он к ней – бог весть! Она его будила по утрам, дергая его за полу, приводила к нему за повод старую водовозку, с которой жила в большой дружбе, с важностью на лице отправлялась вместе с ним на реку, караулила его метлы и лопаты, никого не подпускала к его каморке

Слайд 19

Читаем пятый фрагмент текста - Как относился Герасим к щенку? -Как назвал герой собачонку? -Как вела себя Муму по отношению к Герасиму? Как окружающие кликали ее? -Озаглавьте этот фрагмент (Примерные ответы: Преданные друзья, привязанность друг к другу) - Еще раз прочитайте фрагмент, перескажите.

Слайд 20

План 1. Нахождение щенка. 2. Спасение собачонки. 3. Забота Герасима о животном. 4.Превращение в ладную собачонку. 5. Привязанность друг к другу. Еще раз прочитайте текст, перескажите по плану.

Слайд 21

Составьте неподробный план прочитанного текста. План 1. Спасение собачонки. 2.Забота Герасима о щенке. 3. Муму.

Слайд 22

Прочитайте еще раз четвертый фрагмент, подчеркните те слова, которые не несут смысловой нагрузки 4) Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами (43 слова).

Слайд 23

Запишите, что у вас получилось. 4) Первое время она была слаба, тщедушна и некрасива, но понемногу справилась и выровнялась, а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку (21 слово) -Каким словом можно заменить словосочетание первое время ? ( Сначала) -Каким одним словом можно заменить слова слаба, тщедушна , учитывая, что тщедушный –это слабый, худой, болезненный (больна). - Каким словом или словосочетанием обобщить глаголы справилась и выровнялась? (набралась сил)

Слайд 24

Напишите, что у вас получилось. Сначала она была больна , некрасива, но понемногу набралась сил , а месяцев через восемь превратилась в ладную собачку испанской породы (19 слов)

Слайд 25

Верно ли утверждение? Животное было худым. Щенок умел пить молоко. Собачонку окружающие кликали Мумуней. Герасим не полюбил Муму. Щенок превратился в ладную собачонку.

Слайд 26

Заполните пропуски в тексте: Все люди в доме ее _________ и тоже _________ Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но _______ одного Герасима. Герасим сам ее _______ без памяти… и ему было неприятно, когда другие ее _______: боялся он, что ли, за нее, __________ ли он к ней – бог весть!

Слайд 27

Вставьте пропущенное слово несчастную или несчастливую . Объясните разницу между ними Герасим поглядел на ___________ собачонку, подхватил ее одной рукой, сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой.

Слайд 28

Найдите в предложении имена существительные в форме винительного падежа: Он вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, прикрыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за соломой, потом в кухню за чашечкой молока.

Слайд 29

Перед вами предложение, состоящее из трех слов. Как по-разному можно составить вопрос, меняя интонацию? Герасим1 спас2 Муму3? Герасим спас Муму? Герасим спас Муму? Герасим спас Муму ?

Слайд 30

– Как вы понимаете фразу «…немые знают, что мычание их обращает на себя внимание других».

Слайд 31

- Как вы думаете, чем закончилась история Герасима и Муму? Напишите небольшое сочинение- продолжение данного текста (5-10 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ 2-х эпизодов: 1. "Встреча Аксиньи с ландышем" по роману М. А. Шолохова "Тихий Дон" (Т.4, ч. 7, гл.1.) 2. Сочинение. Анализ эпизода "Изображение снежного заноса" по роману М.А. Шолохова "Тихий Дон" (Кн.3,ч.6,гл.50).

Раскрыть душевное состояние персонажа через описание картин природы ( по роману М.А.Шолохова "Тихий Дон"). 1. Урок анализа эпизода. 2. Сочинение - анализ эпизода....

«Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...»)

Статья «Есть в близости людей заветная черта…» (сопоставительный анализ эпизода романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» и стихотворения А.А. Ахматовой «Есть в близости людей...») для учителей, работа...

Конспект урока "Радости и печали в жизни крестьянских детей. Анализ рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»"

1. Образовательные задачи урока: познакомить детей с необходимыми для работы фактами биографии И. С. Тургенева, историей создания и проблематикой книги «Записки охотника», рассказать об основных функц...

Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Анализ рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» на основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: изучение нового материалаФорма проведения: анализ с остановкамиТехнология: развитие критического мышления через чтение и письмоФорма организации учебной деятельности: фронтальная, групповая...

Опорная схема для анализа эпизода "Спор Базарова и Павла Петровича Кирсанова" (урок литературы в 10 кл. по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Одним  из самых интересных моментов в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", безусловно, является спор Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, который выявляет полярность их мировоззрений, жизненн...

Анализ эпизода «Последняя встреча Базарова с Одинцовой» (по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети")

Урок литературы (технология "Развития критического мышления через чтение и письмо")...