Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для 6-8 классов "Рассыпала осень волшебные краски..."
    материал по литературе (6, 7, 8 класс) на тему

    Линник Ирина Владимировна

    Данное внеклассное мероприятие адресовано преподавателям русского языка и литературы и классным руководителям 6-8 классов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл stsenariy_vm_rassypala_osen_volshebnye_kraski.docx35.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий литературно-музыкального вечера для 6-8 классов

     «Рассыпала осень волшебные краски…»

    Цели вечера: 

    1. Прививать учащимся интерес к поэзии и классической музыке, любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

    2. Развивать эстетический вкус, внимательное отношение к слову, чувство прекрасного, навыки выразительного чтения стихотворений.

    3. Воспитывать патриотизм, культуру поведения при проведении литературных вечеров, творческих мероприятий.

    Оборудование: 

    • компьютер и мультимедийный проектор;
    • презентация;
    • выставка детских рисунков «Осень. Какая она?»;
    • видеоролик «Очей очарованье»;
    • музыкальное сопровождение (А.Л.Вивальди, Ф.Ф.Шопен, П.И.Чайковский).

    Ход вечера:

    Ведущий: 

    Добрый день, дорогие друзья! (Слайд 1) Сегодня мы проводим одно из завершающих  мероприятий, посвящённых уходящей поре – осени – под названием «Рассыпала осень волшебные краски…».

    Учащийся 1:

    (Слайд 2)

    Рассыпала осень волшебные краски,

    Летит над землею оранжевый лист.

    Плывут в облаках разноцветные сказки,

    И воздух звеняще - прозрачен и чист.

    Умылись деревья дождливой слезою,

    И нежно ласкает поля ветерок.

    Расстались березки с последней листвою,

    И только всё так же журчит ручеек.

    В задумчивой грусти застыло молчанье,

    Луч солнца блеснул на опавшей листве.

    Красавица осень царит, в ожиданье,

    Волшебные краски рассыпав в траве.(Александр Мецгеир «Рассыпала осень волшебные краски…»)

         

    Ведущий:

    (Слайд 3) В истории культуры природа часто была предметом восхищения, размышления, изображения, источником вдохновения. Человек стремится выразить в искусстве свое ощущение природы, свое отношение к ней.

    Действительно, как можно не любить осень? Во всей природе чувствуется покой и умиротворение: летняя жара уже спала, но солнце светит все еще ярко, глаз радуют золотистые и багряные оттенки листвы. Тоскливые монотонные дожди и тучи не могут затмить строгую красоту этой поры.

    Ребята, а за что любите осень вы? (Ответы учащихся.)

         

    Ведущий: 

    Тема осени звучит в произведениях многих писателей, поэтов, художников, композиторов. 

    Как же изображали осень великие поэты? Об этом нам расскажите именно вы. Итак, начнем?

                       

    (Слайд 4) Осень…разноцветная, разнообразная. Сначала она пышная, золотая и солнечная, а затем грустная, дождливая, холодная. Осенью красиво. Листва деревьев постоянно меняет цвет, а потом и вовсе опадает на землю. Хорошо идти по такому ковру, шурша листьями, вдыхая пряный воздух, вглядываясь в прозрачный дали. Об этом и говорит Иван Сергеевич Тургенев в стихотворении «Как грустный взгляд, люблю я осень…».

    Учащийся 2:

    Как грустный взгляд, люблю я осень.

    В туманный, тихий день хожу

    Я часто в лес и там сижу —

    На небо белое гляжу

    Да на верхушки темных сосен.

    Люблю, кусая кислый лист,

    С улыбкой развалясь ленивой,

    Мечтой заняться прихотливой

    Да слушать дятлов тонкий свист.

    Трава завяла вся... холодный,

    Спокойный блеск разлит по ней...

    И грусти тихой и свободной        

    Я предаюсь душою всей...

    Чего не вспомню я? Какие

    Меня мечты не посетят?

    А сосны гнутся, как живые,

    И так задумчиво шумят...

    И, словно стадо птиц огромных,

    Внезапно ветер налетит

    И в сучьях спутанных и темных

    Нетерпеливо прошумит.

    Ведущий:

    Многие художники создавали картины об осени. Обычно осень — это время увядания природы, которое вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников: Исаака Ильича Левитана, Василия Дмитриевича Поленова, Ивана Ивановича Шишкина, Клода Моне, Архипа Ивановича Куинджи и других. Осень на картинах этих художников – это скромная, неброская красота равнин, небольших рощ, парков. Наверное, это делает полотна еще более ценными, потому что увидеть красоту в привычном дано не всякому. 

    Своё видение красоты осеннего пейзажа представят учащиеся 1 и 2 (Берут в руки свои рисунки и рассказывают, что они изобразили).

    Учащаяся 3:

    И все-таки какая она, осень? Разнообразная. Можно сказать, что она бывает золотая, разноцветная, дивная и в тоже время она грустная, дождливая, пасмурная. Люди-оптимисты отметят, что осень – золотая пора, когда лес, играя красками, напоминает "золотой терем". Человек-пессимист обязательно возразит и будет нас убеждать в том, что  эта пора очень короткая, и чаще всего осенью моросит холодный нудный дождь. В любом случае, осень – время года, когда возникает особое вдохновение у творческих людей. Во все времена ее изображали художники на своих полотнах, поэты и писатели описывали в своих произведениях, а многие композиторы посвящали осени свои музыкальные шедевры.

    Учащаяся 4:

    Осень…Разноцветие падающих листьев…Высокое голубое небо, яркое ласковое солнышко… 
    Невесомые белые пушистые облакa…Последние теплые дни…Летающие в воздухе серебристые паутинки…Теплый ласковый ветерок, пропитанный далеким дождем…Осень контрастна… 
    Зима – белая, весна – зеленая, лето – жаркое-красное, а осень… какая она, осень? Да-да – она и желтая, и яркая, и красная, и золотая ... осень! 

    Ведущий:

    Иван Алексеевич Бунин изображает детальную картину увядания природы. Описание начинается с ближнего плана: осыпаются садовые цветы и желтеет клен, растущий под окном. Затем взгляд лирического героя смещается…он замечает туман на полях и лес, великолепный осенний наряд которого уже заметно облетел.

    Учащийся 5:

    Осыпаются астры в садах,

    Стройный клен под окошком желтеет,

    И холодный туман на полях

    Целый день неподвижно белеет.

    Ближний лес затихает, и в нем

    Показалися всюду просветы,

    И красив он в уборе своем,

    Золотистой листвою одетый.

    Но под этой сквозною листвой

    В этих чащах не слышно ни звука...

    Осень веет тоской,

    Осень веет разлукой!

    Поброди же в последние дни

    По аллее, давно молчаливой,

    И с любовью и с грустью взгляни

    На знакомые нивы.

    В тишине деревенских ночей

    И в молчанье осенней полночи

    Вспомни песни, что пел соловей,

    Вспомни летние ночи

    И подумай, что годы идут,

    Что с весной, как минует ненастье,

    Нам они не вернут

    Обманувшего счастья...

    Викторина для зрителей:

    1. Куда осенью исчезают бабочки? (Прячутся в щели, под кору деревьев)
    2. Какие птичьи тайны раскрывает листопад? (Гнёзда)
    3. Собирают ли птицы запасы на зиму? (Да, совы и сойки)
    4. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают входы-выходы муравейника)
    5. Куда исчезают на зиму лягушки? (Прячутся на глубину под камни, в ил)
    6. Когда от нас улетают последние утки? (Когда замерзают реки)
    7. Какие садовые цветы цветут до первого снега? (Астры, хризантемы)
    8. Листья каких деревьев осенью краснеют? (Осин, рябин и клёнов)
    9. Кто собирает яблоки спиной? (Ёж)

    Ведущий:

    Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень» – шедевр пейзажной лирики. Неспешное любование красотой наступающей осени придает стихотворению характер философского размышления о жизни, о смене времен года, о вечности природы.

    Учащийся 6:

    Осень. Сказочный чертог,
    Всем открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озера.

    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.

    Липы обруч золотой —
    Как венец на новобрачной.
    Лик березы — под фатой
    Подвенечной и прозрачной.

    Погребенная земля
    Под листвой в канавах, ямах.
    В желтых кленах флигеля,
    Словно в золоченых рамах.

    Где деревья в сентябре
    На заре стоят попарно,
    И закат на их коре
    Оставляет след янтарный.

    Где нельзя ступить в овраг,
    Чтоб не стало всем известно:
    Так бушует, что ни шаг,
    Под ногами лист древесный.

    Где звучит в конце аллей
    Эхо у крутого спуска
    И зари вишневый клей
    Застывает в виде сгустка.

    Осень. Древний уголок
    Старых книг, одежд, оружья,
    Где сокровищ каталог
    Перелистывает стужа.

    Ведущий:

    Предлагаем вам прослушать произведение Фридерика Шопена «Ноктюрн. Осень».

    «Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, омывала дождями зелень, рощи делались сквозными. Теплые краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и воздух. Он делался чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Стихотворение Константина Романова «Зарумянились клён и рябина…» .

    Учащийся:

    Зарумянились клен и рябина,
    Ярче золота кудри берез,
    И безропотно ждет георгина,
    Что спалит ее первый мороз.
    Только тополь да ива родная
    Все сдаваться еще не хотят
    И, последние дни доживая,
    Сохраняют зеленый наряд.
    И, пока не навеяло снега
    Ледяное дыханье зимы,
    Нас томит непонятная нега,
    И печально любуемся мы.
    Но промчалося лето с весною,
    Вот и осени дни сочтены...
    Ах, уж скоро мы с этой красою
    Распростимся до новой весны!

    Конкурс для зрителей «Разгадай загадку»:

    1. Вырос в поле дом,
       полон дом зерном,
       стены позолочены,
       ставни заколочены,

        ходит дом ходуном
       на столбе золотом
    (Колос)

    2. Безо рта – три зуба (Вилы)

    3. Не бьет, не ругает, а от него плачут (Лук)

    4. Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана (Капуста)

    5. Моя куртка зелена,

        Рубаха бела,

        Штаны красны,

        Галстук черен (Арбуз)

    6. Это что таково:
       в землю вросло,

        сверху толсто,
       снизу востро,
       собой красно
    (Морковь)

    7. Желтый Демид весь день на солнышко глядит (Подсолнух)

    8. Щука хвостом махнула, лес погнула (Ветер)

    9. Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)

    10. Сивые кабаны все поле облегли (Туман)

    Ведущий:

    Константин Случевский «Осенний мотив».

    Учащийся 7:

    Мой старый клён с могучею листвою,
    Ещё ты густ, и зелен, и тенист,
    А между тем чуть видной желтизною
    Уже слегка озолочён твой лист.
    Ещё и птиц напевы голосисты,
    Ты ими полн, как плеском бег реки;
    Ещё висят вдоль плеч твоих монисты —
    Твоих семян созревших мотыльки.
    В них бывший цвет — твои воспоминанья,
    Остатки чувств, испытанных тобой;
    Но ты сказал им только: «До свиданья!»
    Ты будешь жить и будущей весной.
    Глубокий сон зимы обледенелой —
    Додремлешь ты и, покидая сны,
    Весь обновлён, листвой своей всецело
    Отдашься ласкам будущей весны.
    Для нас — не то. Хотя живут стремленья,
    И в сердце песнь, и грёз душа полна,
    Но, старый друг, нет людям обновленья,
    И жизнь идёт, как нить с веретена.

    Ведущий:

    Строки стихотворения Сергея Александровича Есенина «Отговорила роща золотая» подчинены настроению грусти: увядает природа, печально улетают на чужбину журавли. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о своей жизни, о прошедших днях — о «юности весёлой», к которой уже нет возврата.

    Учащийся 8:

    Отговорила роща золотая

    Березовым, веселым языком,

    И журавли, печально пролетая,

    Уж не жалеют больше ни о ком.

    Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

    Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.

    О всех ушедших грезит конопляник

    С широким месяцем над голубым прудом.

    Стою один среди равнины голой,

    А журавлей относит ветром в даль,

    Я полон дум о юности веселой,

    Но ничего в прошедшем мне не жаль.

    Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

    Не жаль души сиреневую цветь.

    В саду горит костер рябины красной,

    Но никого не может он согреть.

    Не обгорят рябиновые кисти,

    От желтизны не пропадет трава,

    Как дерево роняет тихо листья,

    Так я роняю грустные слова.

    И если время, ветром разметая,

    Сгребет их все в один ненужный ком...

    Скажите так... что роща золотая

    Отговорила милым языком.

    Ведущий:

    Живая красота осени дала повод для творчества и великому русскому композитору-лирику – Чайковскому. Пётр Ильич Чайковский в своем произведении «Октябрь» передал тишину осени, задумчивость природы. Это не ранняя, пышно убранная и нарядная осень, а другая – с опадающей листвой, унылая, грустная с тихим плачем осеннего дождя. Давайте насладимся красотой звучания осени в музыкальной композиции Петра Ильича.

    Ведущий:

    Завершить сегодняшнюю нашу встречу хочется строками из стихотворения Александра Александровича Солодовникова «Осень».
    Благодарю Тебя за осень, 
    За беспечальных астр огни, 

    За звёздно-вытканные ночи, 
    За златокованые дни.
    За наши клёны золотые 
    В прощальном запахе садов 
    И за торжественно-пустые 
    Поля без копен и жнецов.
    Благодарю за эту радость 

    Упокоения земли. 
    За яблок сахарную сладость 
    И слив атласный перелив.
    За скирды золотого хлеба, 
    За изобилие во всём, 
    За отдыхающее небо 
    С его лазоревым огнём.
    За глянцевитые арбузы. 

    За каждый пламенный томат. 
    За корабли, где вместо груза 
    Плывёт весёлый виноград.
    Благодарю Тебя за осень, 
    За астр прощальные огни, 
    За звёздно-вытканные ночи, 
    За златокованые дни.

    Список использованной литературы:

    1. https://infourok.ru/razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya_naedine_s_osenyu-134553.htm
    2. http://www.metod-kopilka.ru/igra-_konkurs_na_prazdnike_oseni_quotosennyaya_palitraquot-16676.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе. Писаховский праздник "В гостях у Сени Малины"

    1. Заочная  экскурсия. С.Г. Писахов-«патриарх северной литературы». В 2005г.  в старинном здании на Поморской-10 в г.Архангельске  открыт музей Писахова, в котором представлены интересн...

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Путешествие в Лукоморье» (5 класс)

    Сценарий внеклассного мероприятия  по литературе «Путешествие в Лукоморье» (5 класс)...

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «Поговорим о любви»

    Это литературно-музыкальная композиция для обучающихся старших классов....

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

    Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе "Праздник русского фольклора"

    Праздник русского фольклора - это внеклассное мероприятие политературе для обучающихся 5 - 6 классов.В рамках этого мероприятия углубляем знания детей  о роли устного народного творчества в жизни...

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 5-11 классов "Он любил Отчизну!"

    Данный сценарий внеклассного мероприятия по литературе  посвящен 200-летию со дня рождения великого поэта М.Ю.Лермонтова....