Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества. Материал будет полезен как учителям, так и школьникам, готовящимся к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mayakovskiy.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий, посвященный жизни и творчеству В. Маяковского

«Слушайте, товарищи потомки!»

В1: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом», - так начинает Маяковский свою автобиографию «Я сам».

В2: Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в небольшом селении Багдади вблизи Кутаиси.

В1: Отец, Владимир Константинович Маяковский, лесничий, - умный, веселый человек, снискавший любовь и уважение крестьян. После переименования в 1940 году с. Багдади в пос. Маяковский многие из его старожилов были убеждены, что сделано это в честь В.К. Маяковского.

В2: Бабушка поэта по отцу происходила из рода известного в прошлом веке писателя Г.П. Данилевского, имевшего общие корни в родословной Гоголя и Пушкина.

В1: Мать Маяковского, Александра Алексеевна, урожденная Павленко, посвятила себя воспитанию детей. Их в семье было трое.

В2: детские годы Маяковского прошли среди величественной, привольной природы Кавказа. С малых лет впитал он так поражавшую в нем потом современников широту и щедрость земли Грузии, чеканную напевность ее языка, искренний и горячий нрав ее народа.

В1: Вспоминая детство, Маяковский напишет впоследствии:

        Я знаю:

        глупость – эдемы и рай!

        Но если

        пелось про это,

        должно быть,

        Грузию, радостный край,

        подразумевали поэты.

В2: В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, принимает участие в революционных событиях 1905 года.

В1: «В гимнастической церкви, - писал Маяковский сестре Людмиле в Москву, - мы пели Марсельезу». Революция входила в его душу ритмом, гулом песен и митингов, мечтами о России.

В2:   Разворачивайтесь в марше!

        Словесной не место кляузе.

        Тише, ораторы!

        Ваше

        слово,

        товарищ маузер.

        Довольно жить законом,

        Данным Адамом и Евой.

        Клячу историю загоним.

        Левой!

        Левой!

        Левой!

В1: В 1906 году, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. Чтение марксистской литературы, работа в социал-демократическом кружке оттеснили занятия Маяковского в гимназии на второй план, а в начале 1908 года он решил полностью отдать себя партийной работе и живописи.

В2: Учеба в Строгановском училище, прерываемая арестами 1908-1909 гг., участие в подпольном большевистском движении завершились «так называемой дилеммой»: «Что я могу противопоставить навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не требует от меня серьезной школы? Я прервал партийную работу. Я сел учиться.»

В1: Этому решению предшествовали «11 бутырских месяцев» одиночной тюремной камеры. «Важнейшее для меня время…- как скажет потом о нем Маяковский. – Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!» тетрадку эту Маяковский уже после революции разыскивал в тюремных архивах, а 1909 год считал началом своей литературной работы.

В2:    Хотите –

        Буду от мяса бешеный

        - и, как небо, меняя тона –

        хотите –

        буду безукоризненно нежный,

        не мужчина, а – облако в штанах!

        Не верю, что есть цветочная Ницца!

        Мною опять славословятся

        Мужчины, залежанные, как больница,

        и женщины, истрепанные, как пословица.

В1: Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1910 году он поступает в студию художника П. Келина, где начинает готовиться к экзаменам в Училище живописи.

В2: Летом 1913 года Маяковский работает над первым крупным произведением-трагедией, своеобразным драматургическим вариантом своей ранней лирики. Уникальность трагедии «Владимир Маяковский», поставленной в Петербурге в том же 1913 году, определялась тем, что поэт был и автором текста, и режиссером, и исполнителем заглавной роли, и одним из художников-сценографов.

В1: В трагедии «Владимир Маяковский» впервые прозвучал столь характерный впоследствии для поэта мотив разочарования в любви, неприкаянности, одиночества, безумия любящего человека, близкого в своем отчании к самоубийству.

В2:   Ищите жирных в домах-скорлупках

        и в бубен брюха веселье бейте!

        Схватите за ноги глухих и глупых

        и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.

        Разбейте днища у бочек злости,

        ведь я горящий булыжник душ ем.

        Сегодня в вашем кричащем тосте

        я овенчаюсь моим безумием.

В1: С декабря 1913 по март 1914 года Маяковский предпринимает поездки по семнадцати городам России, задуманные как турне футуристов. Говоря о новых задачах нового искусства, Маяковский связывал их с изменением самой жизни, на улицах и площадях хотел он «словами простыми как мычание» открыть свою душу, кричащую о безумии и катастрофичности буржуазной действительности.

В2:    А если сегодня мне, грубому гунну,

        кривляться перед вами не захочется – и вот

        я захохочу и радостно плюну,

        я – бесценных слов транжир и мот.

В1: В 1915 – 1919 гг. Маяковский живет в Петрограде, знакомится с М. Горьким, И. Репиным, сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикуется цикл гротескно-сатирических «гимнов», издеваясь над всеми основными столпами общества.

В2: Догадкой о нарушенной, но исконно гуманной связи человека и мироздания исполнено стихотворение «Послушайте!».

В1:   Послушайте!

        Ведь, если звезды зажигают –

        значит – это кому-нибудь нужно?

        Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

        Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

        И, надрываясь

        в метелях полуденной пыли,

        врывается к богу,

        боится, что опоздал,

        плачет,

        целует ему жилистую руку,

        просит –

        чтоб обязательно была звезда! –

        клянется –

        не перенесет эту беззвездную муку!

        А после

        Ходит тревожный,

        но спокойный наружно.

        Говорит кому-то:

        «Ведь теперь тебе ничего?

        Не страшно?

        Да?!»

        Послушайте!

        Ведь, если звезды

        зажигают –

        значит – это кому-нибудь нужно?

        значит – это необходимо,

        чтобы каждый вечер

        над крышами

        загоралась хоть одна звезда?!

В2: Одним из высших проявлений универсальной связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь.

В1: Как отмечают исследователи, «Облако в штанах» - по сути вторая «трагедия» Маяковского и пронизана она прежде всего любовной стратью. Любовная мука определяет центральные мотивы и образы поэмы: «пожар сердца», «отчаянную чечетку» нервов, «обугленный поцелуишко», «слезы из глаз», «обращение к любимой и богу с единым вопросом: «Хочешь? Не хочешь?», безнадежность, отчаяние, трагизм переживания героем своей отверженности и ненужности.

В2: «Облако» несло в себе эмоционально-художественную память о трех пережитых Маяковским любовных драмах. Первая – о еще не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая – о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России – в Одессе, где Маяковский выступал вместе с Бурлюком и Каменским. Здесь поэт влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю «сходил с ума». Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено «Облако в штанах», вошла в жизнь Маяковского  во время работы над поэмой.

В1: В июле 1915 года Маяковский читал Горькому «Облако в штанах». В эти месяцы Маяковский был увлечен Эльзой Каган (впоследствии – Триоле, женой известного французского писателя Луи Арагона), настойчиво ухаживал за ней, но успеха не имел. Старшая сестра Эльзы – Лили Брик откликнулась на страстную потребность поэта в любви и стала той женщиной, которая до конца жизни Маяковского оставалась – так или иначе – необходимой и близкой ему.

В2: По словам Л. Брик, она только в 1918 году сказала мужу, О. М. Брику, о своих отношениях с Маяковским. О. М. Брик не тяготился ситуацией и не собирался устраняться, до конца своих дней формально оставаясь мужем Лили Брик.

В1:   Алло!

        Кто говорит?

        Мама?

        Мама!

        Ваш сын прекрасно болен!

        Мама!

        У него пожар сердца.

        Скажите сестрам, Люде и Оле, -

        ему уже некуда деться.

В2: В течение осени-зимы 1915 г. Маяковский работал над новой поэмой «Флейта-позвоночник», продолжавшей вслед за «Облаком» трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека.

В1:   Забуду год, день, число.

        Запрусь одинокий с листом бумаги я,

        творись, просветленных страданием слов

        нечеловеческая магия!

        Сегодня , только вошел к вам,

        почувствовал –

        в доме неладно.

        Ты что-то таила в шелковом платье,

        и ширился в воздухе запах ладана.

        Рада?

        Холодное

        «очень».

        Смятеньем разбита разума ограда.

        Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.

В2: В октябре 1915 года Маяковский был призван на военную службу. «Теперь идти на фронт не хочу, - напишет он в автобиографии. – Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить.»

В1: Весной 1917 года в «Новой жизни», газете, организованной Горьким, Маяковский напечатал поэтохронику «Революция», затем «Сказочку о Красной Шапочке», критиковавшую кадетов, памфлет «К ответу» и в августе – 3 часть поэмы «Война и мир».

В2: На этом сотрудничество Маяковского в газете, политическая позиция которой становилась все более чуждой ему, закончилось.

В1: В сентябре Маяковский выступает в Москве в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства».

В2: Вернувшись в Петроград, Маяковский пишет двустишие «Ешь ананасы, рябчиков жуй, // день твой последний приходит, буржуй», ставшее его любимейшим стихом, поскольку, по свидетельству петроградских газет первых дней Октября, напевая эти строки, матросы шли на штурм Зимнего дворца.

В1:   Я сразу смазал карту будняя,

        плеснувши краску из стакана;

        я показал на блюдце студня

        косые скулы океана.

        На чешуе жестяной рыбы

        прочел я зовы новых губ.

        А вы

        ноктюрн сыграть

        могли бы

        на флейте водосточных труб?

В2: Работа Маяковского на революцию, «делание жизни» были конкретными. В 1918-1922 гг. он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в «Окнах РОСТА», работает в рекламе, снимается в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой».

В1: Жизнь и творчество Маяковского этого периода пронизаны оптимизмом, утопическими идеями социально-нравственного переустройства не только советской России, но и всего мира, исполнены счастливым предвкушением «всеобщего братства», к которому ведет человечество коммунистическая партия. Таковы написанные в эти годы «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150 000 000» (1921), «Четвертый Интернационал» и «Пятый Интернационал» (1922-1924).

В2:   Пришла –

        деловито,

        за рыком,

        за ростом,

        взглянув,

        разглядела просто мальчика.

        Взяла,

        отобрала сердце

        и просто

        пошла играть –

        как девочка мячиком.

        И каждая –

        чудо будто видится –

        где дама вкопалась,

        а где девица.

        «Такого любить?

        Да этакий ринется!

        Должно, укротительница.

        Должно, из зверинца!»

        А я ликую.

        Нет его –

        ига!

        От радости себя не помня,

        скакал,

        индейцем свадебным прыгал,

        так было весело,

        было легко мне.

В1: Поэма Маяковского «Про это» - про любовь -  писалась после тяжелейшей для поэта размолвки с Л. Ю. Брик в 1922 году. Соответственно  поэма преломила всю катастрофичность мироощущения поэта, потрясенного трагической невозможностью любви, отсутствием подлинной любви, ее имитацией «землей обезлюбленной».

В2:   В этой теме,

                        и личной

                                    и мелкой,

        перепетой не раз

                                и не пять,

        я кружил поэтической белкой

        и хочу кружиться опять.

        Эта тема

                     сейчас

                                     и молитвой у Будды

        и у негра вострит на хозяев нож.

        Если Марс,

                            и на нем хоть один сердцелюдый,

        то и он

                    сейчас

                            скрипит

                                           про то ж.

        Эта тема придет,

                                     калеку за локти

        подтолкнет к бумаге,

                                      прикажет:

                                                     - Скреби! –

        И калека

                       с бумаги

                                        срывается в клёкоте,

        только строчками в солнце песня рябит.

В1: В последние месяцы жизни он работал над поэмой «Во весь голос», задуманной как подведение итогов большого периода своей жизни, как осмысление своего творчества в связи с трудным, героическим и противоречивым путем, пройденным советским народом, партией, государством.

В2: Маяковский успел закончить только вступление к поэме, но в нем определились уже все основные проблемы рассказа «о времени и о себе».

В1: Последние, неоконченные стихи Маяковского, как и вступление к поэме «Во весь голос», исполнены некой торжественной созерцательности человека, связь которого с миром, эпохой, возлюбленной обрела, наконец, мужественную, мудрую простоту и ясность.

В2: 14 апреля 1930 года в 10 часов 15 минут Маяковский покончил жизнь самоубийством выстрелом из револьвера.

В1:   Уже второй, должно быть, ты легла.

        В ночи Млечпуть серебряной Окою.

        Я не спешу, и молниями телеграмм

        Мне незачем тебя будить и беспокоить.

        Как говорят, инцидент исперчен,

        Любовная лодка разбилась о быт.

        С тобой мы в расчете и не к чему перечень

        взаимных болей, бед и обид.

        Ты посмотри, какая в мире тишь.

        Ночь обложила небо звездной данью.

        В такие вот часы встаешь и говоришь

        векам истории и мирозданью.

В2: Этими строками, так и озаглавленными в черновиках – «Последнее», - подвел Маяковский итог своей жизни, итог своей любви.

        

        

        

        

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ, ПОСВЯЩЕННОЕ 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.С.ВЫСОЦКОГО...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное Дню православной книги.

Мероприятие содержит сценарий в форме устного журнала "Книга и книжность на Руси" и презентацию к нему, рассказывает об истории возникновения азбуки, книги, книгопечатания. Интересный и познавательный...

Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

Внеклассное мероприятие:"И.Я.Яковлев : жизнь и творчество. "

Это мероприятие можно проводить в неделе чувашского языка. Яковлев-просветитель чувашского языка.За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлев был для чувашей всем : создателем письменно...

Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...