Главные вкладки

    Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества. Материал будет полезен как учителям, так и школьникам, готовящимся к уроку.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon mayakovskiy.doc45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий, посвященный жизни и творчеству В. Маяковского

    «Слушайте, товарищи потомки!»

    В1: «Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом», - так начинает Маяковский свою автобиографию «Я сам».

    В2: Маяковский родился 7 (19) июля 1893 года в небольшом селении Багдади вблизи Кутаиси.

    В1: Отец, Владимир Константинович Маяковский, лесничий, - умный, веселый человек, снискавший любовь и уважение крестьян. После переименования в 1940 году с. Багдади в пос. Маяковский многие из его старожилов были убеждены, что сделано это в честь В.К. Маяковского.

    В2: Бабушка поэта по отцу происходила из рода известного в прошлом веке писателя Г.П. Данилевского, имевшего общие корни в родословной Гоголя и Пушкина.

    В1: Мать Маяковского, Александра Алексеевна, урожденная Павленко, посвятила себя воспитанию детей. Их в семье было трое.

    В2: детские годы Маяковского прошли среди величественной, привольной природы Кавказа. С малых лет впитал он так поражавшую в нем потом современников широту и щедрость земли Грузии, чеканную напевность ее языка, искренний и горячий нрав ее народа.

    В1: Вспоминая детство, Маяковский напишет впоследствии:

            Я знаю:

            глупость – эдемы и рай!

            Но если

            пелось про это,

            должно быть,

            Грузию, радостный край,

            подразумевали поэты.

    В2: В 1902 году Маяковский поступает в Кутаисскую гимназию, принимает участие в революционных событиях 1905 года.

    В1: «В гимнастической церкви, - писал Маяковский сестре Людмиле в Москву, - мы пели Марсельезу». Революция входила в его душу ритмом, гулом песен и митингов, мечтами о России.

    В2:   Разворачивайтесь в марше!

            Словесной не место кляузе.

            Тише, ораторы!

            Ваше

            слово,

            товарищ маузер.

            Довольно жить законом,

            Данным Адамом и Евой.

            Клячу историю загоним.

            Левой!

            Левой!

            Левой!

    В1: В 1906 году, после внезапной смерти отца, семья Маяковских переезжает в Москву. Чтение марксистской литературы, работа в социал-демократическом кружке оттеснили занятия Маяковского в гимназии на второй план, а в начале 1908 года он решил полностью отдать себя партийной работе и живописи.

    В2: Учеба в Строгановском училище, прерываемая арестами 1908-1909 гг., участие в подпольном большевистском движении завершились «так называемой дилеммой»: «Что я могу противопоставить навалившейся на меня эстетике старья? Разве революция не требует от меня серьезной школы? Я прервал партийную работу. Я сел учиться.»

    В1: Этому решению предшествовали «11 бутырских месяцев» одиночной тюремной камеры. «Важнейшее для меня время…- как скажет потом о нем Маяковский. – Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!» тетрадку эту Маяковский уже после революции разыскивал в тюремных архивах, а 1909 год считал началом своей литературной работы.

    В2:    Хотите –

            Буду от мяса бешеный

            - и, как небо, меняя тона –

            хотите –

            буду безукоризненно нежный,

            не мужчина, а – облако в штанах!

            Не верю, что есть цветочная Ницца!

            Мною опять славословятся

            Мужчины, залежанные, как больница,

            и женщины, истрепанные, как пословица.

    В1: Выход Маяковского из тюрьмы был в полном смысле выходом в искусство. В 1910 году он поступает в студию художника П. Келина, где начинает готовиться к экзаменам в Училище живописи.

    В2: Летом 1913 года Маяковский работает над первым крупным произведением-трагедией, своеобразным драматургическим вариантом своей ранней лирики. Уникальность трагедии «Владимир Маяковский», поставленной в Петербурге в том же 1913 году, определялась тем, что поэт был и автором текста, и режиссером, и исполнителем заглавной роли, и одним из художников-сценографов.

    В1: В трагедии «Владимир Маяковский» впервые прозвучал столь характерный впоследствии для поэта мотив разочарования в любви, неприкаянности, одиночества, безумия любящего человека, близкого в своем отчании к самоубийству.

    В2:   Ищите жирных в домах-скорлупках

            и в бубен брюха веселье бейте!

            Схватите за ноги глухих и глупых

            и дуйте в уши им, как в ноздри флейте.

            Разбейте днища у бочек злости,

            ведь я горящий булыжник душ ем.

            Сегодня в вашем кричащем тосте

            я овенчаюсь моим безумием.

    В1: С декабря 1913 по март 1914 года Маяковский предпринимает поездки по семнадцати городам России, задуманные как турне футуристов. Говоря о новых задачах нового искусства, Маяковский связывал их с изменением самой жизни, на улицах и площадях хотел он «словами простыми как мычание» открыть свою душу, кричащую о безумии и катастрофичности буржуазной действительности.

    В2:    А если сегодня мне, грубому гунну,

            кривляться перед вами не захочется – и вот

            я захохочу и радостно плюну,

            я – бесценных слов транжир и мот.

    В1: В 1915 – 1919 гг. Маяковский живет в Петрограде, знакомится с М. Горьким, И. Репиным, сотрудничает в журнале «Новый Сатирикон», где публикуется цикл гротескно-сатирических «гимнов», издеваясь над всеми основными столпами общества.

    В2: Догадкой о нарушенной, но исконно гуманной связи человека и мироздания исполнено стихотворение «Послушайте!».

    В1:   Послушайте!

            Ведь, если звезды зажигают –

            значит – это кому-нибудь нужно?

            Значит – кто-то хочет, чтобы они были?

            Значит – кто-то называет эти плевочки жемчужиной?

            И, надрываясь

            в метелях полуденной пыли,

            врывается к богу,

            боится, что опоздал,

            плачет,

            целует ему жилистую руку,

            просит –

            чтоб обязательно была звезда! –

            клянется –

            не перенесет эту беззвездную муку!

            А после

            Ходит тревожный,

            но спокойный наружно.

            Говорит кому-то:

            «Ведь теперь тебе ничего?

            Не страшно?

            Да?!»

            Послушайте!

            Ведь, если звезды

            зажигают –

            значит – это кому-нибудь нужно?

            значит – это необходимо,

            чтобы каждый вечер

            над крышами

            загоралась хоть одна звезда?!

    В2: Одним из высших проявлений универсальной связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь.

    В1: Как отмечают исследователи, «Облако в штанах» - по сути вторая «трагедия» Маяковского и пронизана она прежде всего любовной стратью. Любовная мука определяет центральные мотивы и образы поэмы: «пожар сердца», «отчаянную чечетку» нервов, «обугленный поцелуишко», «слезы из глаз», «обращение к любимой и богу с единым вопросом: «Хочешь? Не хочешь?», безнадежность, отчаяние, трагизм переживания героем своей отверженности и ненужности.

    В2: «Облако» несло в себе эмоционально-художественную память о трех пережитых Маяковским любовных драмах. Первая – о еще не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая – о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России – в Одессе, где Маяковский выступал вместе с Бурлюком и Каменским. Здесь поэт влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю «сходил с ума». Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено «Облако в штанах», вошла в жизнь Маяковского  во время работы над поэмой.

    В1: В июле 1915 года Маяковский читал Горькому «Облако в штанах». В эти месяцы Маяковский был увлечен Эльзой Каган (впоследствии – Триоле, женой известного французского писателя Луи Арагона), настойчиво ухаживал за ней, но успеха не имел. Старшая сестра Эльзы – Лили Брик откликнулась на страстную потребность поэта в любви и стала той женщиной, которая до конца жизни Маяковского оставалась – так или иначе – необходимой и близкой ему.

    В2: По словам Л. Брик, она только в 1918 году сказала мужу, О. М. Брику, о своих отношениях с Маяковским. О. М. Брик не тяготился ситуацией и не собирался устраняться, до конца своих дней формально оставаясь мужем Лили Брик.

    В1:   Алло!

            Кто говорит?

            Мама?

            Мама!

            Ваш сын прекрасно болен!

            Мама!

            У него пожар сердца.

            Скажите сестрам, Люде и Оле, -

            ему уже некуда деться.

    В2: В течение осени-зимы 1915 г. Маяковский работал над новой поэмой «Флейта-позвоночник», продолжавшей вслед за «Облаком» трактовку любви как знамени и знамения нового мира и нового человека.

    В1:   Забуду год, день, число.

            Запрусь одинокий с листом бумаги я,

            творись, просветленных страданием слов

            нечеловеческая магия!

            Сегодня , только вошел к вам,

            почувствовал –

            в доме неладно.

            Ты что-то таила в шелковом платье,

            и ширился в воздухе запах ладана.

            Рада?

            Холодное

            «очень».

            Смятеньем разбита разума ограда.

            Я отчаянье громозжу, горящ и лихорадочен.

    В2: В октябре 1915 года Маяковский был призван на военную службу. «Теперь идти на фронт не хочу, - напишет он в автобиографии. – Притворился чертежником. Ночью учусь у какого-то инженера чертить.»

    В1: Весной 1917 года в «Новой жизни», газете, организованной Горьким, Маяковский напечатал поэтохронику «Революция», затем «Сказочку о Красной Шапочке», критиковавшую кадетов, памфлет «К ответу» и в августе – 3 часть поэмы «Война и мир».

    В2: На этом сотрудничество Маяковского в газете, политическая позиция которой становилась все более чуждой ему, закончилось.

    В1: В сентябре Маяковский выступает в Москве в Политехническом музее с докладом «Большевики искусства».

    В2: Вернувшись в Петроград, Маяковский пишет двустишие «Ешь ананасы, рябчиков жуй, // день твой последний приходит, буржуй», ставшее его любимейшим стихом, поскольку, по свидетельству петроградских газет первых дней Октября, напевая эти строки, матросы шли на штурм Зимнего дворца.

    В1:   Я сразу смазал карту будняя,

            плеснувши краску из стакана;

            я показал на блюдце студня

            косые скулы океана.

            На чешуе жестяной рыбы

            прочел я зовы новых губ.

            А вы

            ноктюрн сыграть

            могли бы

            на флейте водосточных труб?

    В2: Работа Маяковского на революцию, «делание жизни» были конкретными. В 1918-1922 гг. он как поэт и художник защищает молодую республику, пропагандирует построение нового государства в «Окнах РОСТА», работает в рекламе, снимается в фильмах «Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой».

    В1: Жизнь и творчество Маяковского этого периода пронизаны оптимизмом, утопическими идеями социально-нравственного переустройства не только советской России, но и всего мира, исполнены счастливым предвкушением «всеобщего братства», к которому ведет человечество коммунистическая партия. Таковы написанные в эти годы «Мистерия-буфф» (1918), поэмы «150 000 000» (1921), «Четвертый Интернационал» и «Пятый Интернационал» (1922-1924).

    В2:   Пришла –

            деловито,

            за рыком,

            за ростом,

            взглянув,

            разглядела просто мальчика.

            Взяла,

            отобрала сердце

            и просто

            пошла играть –

            как девочка мячиком.

            И каждая –

            чудо будто видится –

            где дама вкопалась,

            а где девица.

            «Такого любить?

            Да этакий ринется!

            Должно, укротительница.

            Должно, из зверинца!»

            А я ликую.

            Нет его –

            ига!

            От радости себя не помня,

            скакал,

            индейцем свадебным прыгал,

            так было весело,

            было легко мне.

    В1: Поэма Маяковского «Про это» - про любовь -  писалась после тяжелейшей для поэта размолвки с Л. Ю. Брик в 1922 году. Соответственно  поэма преломила всю катастрофичность мироощущения поэта, потрясенного трагической невозможностью любви, отсутствием подлинной любви, ее имитацией «землей обезлюбленной».

    В2:   В этой теме,

                            и личной

                                        и мелкой,

            перепетой не раз

                                    и не пять,

            я кружил поэтической белкой

            и хочу кружиться опять.

            Эта тема

                         сейчас

                                         и молитвой у Будды

            и у негра вострит на хозяев нож.

            Если Марс,

                                и на нем хоть один сердцелюдый,

            то и он

                        сейчас

                                скрипит

                                               про то ж.

            Эта тема придет,

                                         калеку за локти

            подтолкнет к бумаге,

                                          прикажет:

                                                         - Скреби! –

            И калека

                           с бумаги

                                            срывается в клёкоте,

            только строчками в солнце песня рябит.

    В1: В последние месяцы жизни он работал над поэмой «Во весь голос», задуманной как подведение итогов большого периода своей жизни, как осмысление своего творчества в связи с трудным, героическим и противоречивым путем, пройденным советским народом, партией, государством.

    В2: Маяковский успел закончить только вступление к поэме, но в нем определились уже все основные проблемы рассказа «о времени и о себе».

    В1: Последние, неоконченные стихи Маяковского, как и вступление к поэме «Во весь голос», исполнены некой торжественной созерцательности человека, связь которого с миром, эпохой, возлюбленной обрела, наконец, мужественную, мудрую простоту и ясность.

    В2: 14 апреля 1930 года в 10 часов 15 минут Маяковский покончил жизнь самоубийством выстрелом из револьвера.

    В1:   Уже второй, должно быть, ты легла.

            В ночи Млечпуть серебряной Окою.

            Я не спешу, и молниями телеграмм

            Мне незачем тебя будить и беспокоить.

            Как говорят, инцидент исперчен,

            Любовная лодка разбилась о быт.

            С тобой мы в расчете и не к чему перечень

            взаимных болей, бед и обид.

            Ты посмотри, какая в мире тишь.

            Ночь обложила небо звездной данью.

            В такие вот часы встаешь и говоришь

            векам истории и мирозданью.

    В2: Этими строками, так и озаглавленными в черновиках – «Последнее», - подвел Маяковский итог своей жизни, итог своей любви.

            

            

            

            

            

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие по литературе, посвященное творчеству С.Есенина "Родился я с песнями в травном одеяле..."

    Урок литературы в 11 классе. Итоговое внеклассное мероприятие по творчеству поэта Есенина. Очень ценно на уроке услышать стихи и песни в исполнении учащихся и учителя. Такие моменты есть награда для у...

    Внеклассное мероприятие:"И.Я.Яковлев : жизнь и творчество. "

    Это мероприятие можно проводить в неделе чувашского языка. Яковлев-просветитель чувашского языка.За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлев был для чувашей всем : создателем письменно...