Внеклассное мероприятие:"И.Я.Яковлев : жизнь и творчество. "
материал на тему

Это мероприятие можно проводить в неделе чувашского языка. Яковлев-просветитель чувашского языка.За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлев был для чувашей всем : создателем письменности и литературного языка ,писателем-реалистом .историком .этнографом ,фольклористом,автором первых чувшских учебников ,переводчиком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakovlev.docx36.3 КБ

Предварительный просмотр:

И. Я. Яковлев (1848 - 1930): ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Дата проведения: 06.10.14 Оборудование:

  1.    Книжно-иллюстративная выставка «И.Я.Яковлев: жизнь, деятельность, педагогические идеи» со следующими разделами:
  • Богатое наследие И.Я.Яковлева
  • Страницы великой жизни
  • И.Я.Яковлев и его современники
  • Идеи И.Я Яковлева через призму времени
  1.    Фотоэкспозиция «Встречи с И.Я.Яковлевым» (на основе ксерокопий фотографий И.Я.Яковлева из книг, журналов и т.п.)
  2.    Плакаты с высказываниями о И.Я.Яковлеве, например:

                   «Яковлев не может умереть, дух его вечно будет жить в его просветительских делах - пока         будут существовать народы - русский и чувашский». Г. Александров.

  1.   Декорации (плакаты или большая ширма) с изображением Волги, ее высоких берегов, леса и пристани города Симбирска поздней осенью.
  2. Плакат-кроссворд и конверты с вопросами викторины.
  3. Презентация «И.Я.Яковлев».

Действующие лица:

Ведущий 1: Петрова Ольга

Ведущий 2: Семёнова Екатерина

Ведущий 3: Васильева Мария

Ведущий 4: Смирнова Кира  

Ведущий 5: Николаева Наталья

Ход сценария.

Ведущий 1: Дорогие друзья! Сегодня мы с Вами раскроем книгу под названием «Иван Яковлевич Яковлев. Моя жизнь. Воспоминания» и пройдемся по некоторым главам этой удивительно интересной книги воспоминаний нашего замечательного земляка

Кто же такой Иван Яковлевич Яковлев? Нынче в Чувашии вряд ли найдется человек, который не знал бы этого выдающегося педагога-просветителя.

«Будь всем, кого не хватает чувашам»,- говорил он каждому своему ученику. За свою долгую педагогическую деятельность сам Иван Яковлевич был для чувашей всем: создателем письменности и литературного языка, писателем-реалистом, историком, этнографом, фольклористом, автором первых чувашских учебников, первоклассным переводчиком, издателем и распространителем первых книг.

                   Ведущий 2: Именно о нем в 1872 году в газете «Вестник Европы» была опубликована статья, в которой говорилось следующее: «В нашем захолустье явилась личность, не пользовавшаяся официальным положением, никем не признанная, никем не поощряемая к деятельности, не имевшая гроша за душой, в одно и то же время боровшаяся с крайней нуждой и при всем этом пробудившая внимание сонного нашего общества к темному, все еще остававшемуся в первобытном диком состоянии, чувашскому населению нашей (Симбирской) губернии. Этот малооцененный, малоизвестный деятель, чуваш по происхождению, невероятными усилиями выбился из темной чувашской деревушки на свет божий. Он начал с народной школы и кончил университетом, но, продвигаясь вперед, кое-как перебиваясь уроками и вынося то что под силу одному железу, он ни на минуту не расставался с мыслью служить просвещению своих собратий и непонятным образом, еще, будучи гимназистом, успел вырвать из дебрей нескольких чувашских мальчиков и открыть в нашем городе первую чувашскую школу. При веем этом ему удавалось с неизвестным постоянством заниматься переводом книг религиозного содержания на чувашский язык».

      Ведущий 3: Об Иване Яковлевиче Яковлеве у нас в дальнейшем и пойдет речь. И первое, с чего хотелось бы начать свой рассказ - это детские годы великого сына чувашского народа.

Ведущий 1: «Детство». Ребята! Давайте вместе с Вами заглянем в прошлое Чувашии, а именно, перенесемся 160 лет назад и посмотрим, как же жили чувашские крестьяне и их дети, во что они одевались, что ели, чем занимались. Это поможет Вам представить условия жизни маленького Ивана Яковлева и его родителей.

Ведущий 2: Деревня, где 25 апреля 1848 года родился Иван Яковлевич Яковлев, называется Кошки-Новотимбаево. Она расположена в живописной местности на правом берегу реки Кильна, впадающей в Свиягу.

Ведущий 3:        Здесь Яковлев родился - с лишним век

Тому назад, нелегкою была.

Его судьба, но этот человек.

Нес знанья в мир насилия и зла.


              Ведущий 1: Еще, будучи грудным ребенком, Иван осиротел. Его мать - Анастасия - умерла на второй день его рождения. Отца он не знал. Фамилия и отчество даны были Ване при крещении по крепостному крестьянину Якову Яковлеву. Его приняла и воспитала семья удельного крестьянина Кириллова (в воспоминаниях И.Я.Яковлева - Пахомова) из той же деревни. Глава семьи, дед. Пахом, был слепой, и Иван, немного повзрослев, стал его поводырем.

Ведущий 2: Как в большинстве крестьянских семей того времени, в семье Пахомовых детей с малых лет приучали к труду. «Часто, по ночам,- вспоминает И.Я.Яковлев, - я пас лошадей с другими мальчиками деревни Кошки, ездил со старшими в город Тетюши летом и осенью, когда туда возились для продажи огурцы, картофель. Бороновал поле, сидя верхом на лошади, жал рожь, косил. Водил лошадей на водопой».

              Ведущий 3: При этом, как вспоминает И.Я.Яковлев: «В раннем детстве я был больным, хилым, тщедушным, малорослым, молчаливым ребенком». Вот, что записано в книге И.Яковлева «Моя жизнь»: «Семью Пахомовых я считаю моей родной. К этой семье до сих пор я храню самые родственные теплые чувства. В семье этой меня не обижали, относились, как к родному ребенку. Я долго не знал о том, что семья Пахомовых мне чужая... Только когда мне исполнилось лет 17, то есть, когда я уже учился в гимназии, увидев свою метрику о рождении и крещении, я узнал, что это не родная моя семья...».

Ведущий 1: Когда Ване исполнилось 8 лет, его отправили в удельную начальную школу в село Бурундуки Иван Яковлев обладал хорошей памятью, был смышленым, поэтому учеба давалась ему легко. В этой школе он проучился четыре года (с 1856 по 1860 гг.). Вскоре его перевели в только что открытые землемеро-таксаторские классы, которые готовили таксаторов - оценщиков земли, леса, землемеров.

   Ведущий 2: По окончании Иван Яковлев работал землемером в разных местах поволжских губерний, населенных русскими, чувашами, татарами. В семье управляющего имениями княгини

Долгорукой поляка О.Л.Косинского он впервые увидел, что у поляков, как у русских и татар, есть книги

на родном языке. «Почему же, думалось мне.- вспоминает Яковлев, - нет таких книг на чувашском языке у чуваш?.. Мне было досадно и обидно».

Ведущий 3: У Косинского Иван заработал значительную сумму денег. Он решил, используя их, получить образование в гимназии и университете, чтобы осуществить свое стремление дать чувашскому народу возможность писать и читать на родном языке. Таким образом определилась у него великая цель всей жизни

Ведущий 4: А теперь я приглашаю восемь человек для участия в небольшой викторине.

Желающим участвовать в викторине вручаются конверты с карточками внутри, на которых написаны вопросы викторины.

Викторина (здесь и далее правильный ответ указан в скобках):

  1. Что обычно ели чувашские крестьяне в середине XIX века? (Растительную пищу: картофель, капусту и пр.; хлеб, ржаную кашу, кисель и др.)
  2. В каких случаях, кроме праздников, чуваши готовили лучшие блюда? (В случае прихода | гостей.)
  3. Опиши одежду чувашских детей середины XIX века. (Дети носили рубаху, кафтан, брюки, лапти. Одежду в основном шили из холста и кожи. Обувь - лапти.)
  4. Как назывались дома чувашей середины XIX века? Из чего их строили? (Изба. Строили избы из липы, хвойных деревьев, глиносоломенной смеси.)

   5. Читали ли чуваши в середине XIX века? (Нет, так как население Чувашии было большей частью неграмотным и книг на чувашском языке было мало, они были недоступны и непонятны.)

  1. Чем обычно занимались чувашские крестьянские дети Вашего возраста? (Самостоятельно пахали, жали, сеяли, косили, помогали родителям продавать выращенный урожай, то есть трудились наравне со взрослыми.)
  2. Как Вы думаете, чем занимались чувашские дети в свободное время?

(Тем, кто ответит полно и правильно, вручаются сладкие призы.)

Ведущий 4: «В гимназии и университете».

| В 1867 году И.Я.Яковлеву удалось осуществить мечту о поступлении в Симбирскую гимназию. Симбирская гимназия дала многое: кроме массы сведений по разным отраслям знаний, научил сознательно читать на русском языке. И.Я.Яковлев вспоминал: «Для лучшего усвоения русского языка, будучи в гимназии, я много читал газет и книг, хотя многого и не усваивал. С восторгом я прочел роман «Война и мир» Л.Толстого. Читал Белинского... Коснувшись курса, пройденного мною в гимназии, могу сказать, что у меня не существовало каких-либо особо любимых предметов. Русская литература, хотя интересовала меня, но не увлекала. Любимых писателей у меня не было».


Ведущий 5: Во время учебы окончательно окрепло решение относительно просвещения чуваш и необходимости создания для них с этой целью чувашской школы. В октябре 1868 года Яковлев открыл в городе Симбирске частную школу, пригласив на учебу сельского юношу А.В.Рекеева, а затем и других. Ко времени окончания гимназии с золотой медалью в 1870 году в этой школе обучалось четыре мальчика, которых содержал Иван Яковлевич на средства, добываемые частными уроками и на пожертвования.

Ведущий 4: В благородном деле просвещения неоценимую помощь И.Я.Яковлеву оказывали И.Н.Ульянов, Н.А.Бобровников, другие педагоги. Благодаря всесторонней помощи Ильи Николаевича Ульянова Симбирская чувашская школа, постепенно развиваясь, превратилась в среднеё педагогическое учебное заведение. В 1920 году она была преобразована в Чувашский институт народного образования - первый вуз в истории чувашского народа.

Ведущий 5: В Симбирской школе учились дети разных возрастов. В учительскую школу принимали с 12 лет, а в начальные школы при них - с 9 лет. Поступали сюда представители многих народов. 25 % учащихся составляли русские. Предпочтение отдавалось крестьянским детям, которые, получив образование, возвращались в свою среду для распространения научных знаний.

| Ведущий 4: Все это способствовало быстрому росту авторитета школы среди народа, превращению в культурный центр чувашского народа, желающих поступить в школу с каждым годом становилось все больше и больше. Яковлев заранее предупреждал, что школа принимает только тех, кто идет «работать в школу не из-за денег и других материальных выгод, а так сказать, по убеждению, для того, главным образом, чтобы принести пользу народу чувашскому, а значит и русскому».

Ведущий 5: Симбирская чувашская учительская школа под руководством Ивана Яковлевича Яковлева внесла огромный вклад в подготовку учительских кадров для начальных школ. Начавшись с одного ученика, она к 1917 году выпустила более 1200 учителей. Имена ее лучших воспитанников стали известны всей Чувашской Республике и далеко за ее пределами.

Ведущий 4:

                            Сын пастуха запомнил навсегда.

И он возглавил к знаниям поход

                            Бесправного народа своего...

Сказал татарский молодой поэт,

Что Яковлев и ныне - Прометей,

                             Несущий людям знания и свет.

И этот свет все ярче и сильней.

Г.Ефимов «Начало пути».

                  Ведущий 5: Первым из чувашей поступил И.Я.ЯковлевКазанский государственный университет. Здесь он учился в 1870-1875 годах.

Ведущий 4: В августе 1870 года, отбывая на учебу в Казанский университет, И.Яковлев просил директора Симбирской гимназии И.В.Вишневского поддержать его школу материально и морально. Вначале она была оставлена на попечение Вишневского, но вскоре перешла под ведение инспектора народных училищ Симбирской губернии, видного педагога-демократа И.Н.Ульянова, который в 1871 году добился ее принятия на государственное содержание.

Ведущий 5: В книге «Моя жизнь» И.Я.Яковлев описывает годы учебы в университете, вспоминает людей, с которыми познакомился. На первом курсе университета ему выпало великое счастье познакомиться с Николаем Ивановичем Ильминским. Яковлев мечтал о просвещении инородцев, о поднятии их духовно-нравственного уровня и материального благосостояния, но у него не было ясной, определенной и последовательной программы действий. Н.И.Ильминский открыл перед молодым человеком широкие горизонты, указал великие цели и надежные пути их достижения, утвердил на выбранной дороге, укрепил силы и вдохнул свою непоколебимую силу и воодушевление.

Ведущий 4: С этого времени И.Я.Яковлев полностью посвятил себя просветительской деятельности и стал заниматься обучением не только чувашских детей, но и детей других губерний. В то время велико было и стремление самих крестьянских детей учиться.

Ведущий 1: «Алфавит, переводы и издания».

   Еще обучаясь в землемеро-таксаторских классах, Иван Яковлев познакомился с книгами на чувашском языке и убедился, что они недоступны и непонятны простым чувашам, потому что чувашские слова, написанные русскими буквами, часто теряли свой истинный смысл, национальный колорит, а это нередко искажало смысл всего текста. Яковлев понимал, что нужно усовершенствовать алфавит чувашей, а целый ряд чувашских звуков требует особых знаков для их выражения. Вплотную к составлению алфавита он подошел в университете, когда, обучаясь, консультировался у опытных филологов, языковедов. Позднее они оказали ему практическую помощь в разработке нового чувашского алфавита.

Ведущий 2: Приспособить русский алфавит к чувашскому языку пытался еще исследователь чувашского языка Н.И.Золотницкий (1829-1880). но не довел дело до конца. А до него в своей переводческой деятельности русский алфавит для обозначения чувашских звуков использовал видный ученый-тюрколог Н.И.Ильминский (1822-1891). Он же глубоко исследовал звуковой строй чувашского языка с целью составления алфавита.


С учетом опыта предшественников, И.Я.Яковлев со своими помощниками и единомышленниками создал в 1871 году ныне существующий новый алфавит, состоящий из 23 букв

Ведущий 3: В дальнейшем И.Я.Яковлев выпустил десятки учебников: по истории, естественным наукам, медицине, сельскому хозяйству, а также художественных книг на родном языке. С его именем связано возникновение и становление чувашской художественной литературы.

Ведущий 1: Помимо работы по культурному просвещению народов Чувашии, а также разработки чувашской письменности, И. Яковлевич работал над переводом Библии на чувашский язык, об этом умалчивалось, потому что религия была объявлена в СССР орудием угнетения и одурманивания трудящегося народа.

Ведущий 2: Сейчас мы приглашаем желающих, разгадать кроссворд, чтобы узнать зашифрованное слово.

Кроссворд

А

Н

А

С

Т

А

С

и

Я

К

О

Ш

К

И

Н

О

В

О

Т

И

М Б А Е В О

И

Л

Ь

М

И

Н

С

К

И

И

Б

И

Б

Л

И

Я

А

Л

Ф

А

В

И

Т

У

Н

И

В

Е

Р

С

И

Т

Е

Т

У     Ч    

Ч

И

Т

Е

Л

Ь

С

К

А

Я

Я

К

О

В

Л

Е

В

Вопросы к кроссворду:

  1. Имя матери И.Яковлева. (Анастасия.)
  2. Название деревни, в которой родился И.Яковлев. (Кошки-Новотимбаеэо.)
  3. Видный ученый-тюрколог, друг И.Яковлева. (Ильминский)
  4. Величайший памятник духовной культуры, частично переведенный на чувашский язык И.Я.Яковлевым, (Библия.)
  5. Письменность в буквенном выражении. (Алфавит)
  6. Высшее учебное заведение, которое окончил И.Яковлев (Университет.)
  7. Название чувашской школы, созданной И.Яковлевым. (Учительская.)
  8. Его имя носит Чувашский государственный педагогический университет. (Яковлев.)

Зашифрованное слово - СИМБИРСК

Ведущий 3: «Инспектор чувашских школ. Общественное признание».

В августе 1875 года Яковлев был назначен инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, объединявшего Симбирскую, Самарскую, Саратовскую, Казанскую, Астраханскую и Вятскую губернии. В них он обязан был открывать новые школы, преобразовывать существующие.

Ведущий 4: Иван Яковлевич Яковлев был не только талантливым педагогом и воспитателем, но и крупным общественным деятелем. Так, для крестьянского населения им были организованы кружки трудовой помощи, бесплатные библиотеки, школьные и общественные столовые. Кроме этого, И.Я.Яковлев много сил приложил для того, чтобы устроить в школу детей-сирот.

И.Я.Яковлева знали по всей России..

Ведущий 5: Благодарные потомки чтят память о И Я Яковлеве, День его рождения - 25 апреля - ежегодно отмечается в Чувашской Республике как День чувашского языка. Его именем названы в Чувашии первое высшее учебное заведение республики - Ордена Трудового Красного Знамени государственный педагогический университет (при котором был создан впоследствии музей им.И.Я.Яковлева), один из крупнейших проспектов столицы, две районные средние общеобразовательные школы - Бичуринская и Апиковская

Ведущий 1: В Чебоксарах перед зданием Национальной библиотеки Чувашской Республики сквере воздвигнут бронзовый памятник И.Я.Яковлеву. В 1985 году Совет Министров утвердил в педагогическом университете стипендию имени И.Я.Яковлева Так, всенародным признанием отмечена роль великого просветителя в жизни республики.

               Известность И.Я.Яковлева давно вышла за пределы Чувашии. В Ульяновске (бывшем Симбирске) его имя носит улица, в Татарстане - Кошки-Новотимбаевская средняя общеобразовательная школа.


Ведущий 2: Знают чувашского педагога-просветителя и за рубежом. Ученые Венгрии, Германии, Австрии, США, Англии и других стран написали о нем немало работ.

В память о его выдающихся заслугах постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1997 года в апреле 2008 года  отметили 160-летие со дня рождения И.Я.Яковлева как праздник дружбы и духовного единения народов.

Ведущий 3:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа;

Хоть и не выше он главой своей покорной      Александрийского столпа.

Нет! Весь я не умру! Душа, не умирая,

Сотрудники мои, труд не оставит Ваш.

И славен буду я, доколь в Приволжском крае Жить будет хоть один чуваш.

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, Благословят ещё мою, за гробом, тень На родине моей, уж не презренно дикой - В глуши чувашских деревень.

И долго буду я чувашскому народу

Тем дорог, что ему я письменность создал, Что в мой жестокий век в нем духа лишь свободу

И христианство насаждал;

Что школою моей, учительскою скромной,

В Симбирске созданной, почти от юных дней

Я сотни воспитал, в народ пуская темный, Учительниц, учителей;

Что переводами Евангельского слова,

Завета Ветхого, в пол века трудовых,

В душе родных чуваш заложена основа, Которой не было у них;

Что удалось мне в стенах народной школы

И русских, и чуваш культурою спаять

 И общей Родине в судьбе ее тяжелой,

Героев, тружеников дать;

Что для чуваш с тех пор открылся в самом деле

Широкий, славный путь познанья и труда;

Что средь других светил, неведомых доселе,

Взошла чувашская звезда.

Сам из крестьян - чуваш заброшенной деревни,

Воспитан Русью, я недаром полюбил Простой ее народ, согретый верой древней И рост ее природных сил.

Ее предания, заветы и могилы,

И песню волжскую, похожую на стон,

И русской удали размах, столь сердцу милый,

И храмов колокольный звон...

Немало я терпел помехи и гоненья

От бюрократии за труд упорный свой,

За то, что веровал народный русский гений,

Спасал от тьмы народ родной.

Мне всё же повезло: меня любил Ильминский,

Ко мне сотрудники текли со всех сторон,

Я их не затирал с гордыней сатанинской

И шлю им всем земной поклон.

Свет веры нес я по селеньям братским,

Не зная счастья выше тех святых минут... Зато враги меня «апостолом чувашским», «Кирилл-Мефодием» зовут.

Я дожил до того, что видел, как губили

Моих трудов уже вполне созревший плод. Мои же ученики, к несчастью, это были... Но, слава богу, не народ.

«Народ безмолвствует...»

А суд его настанет,

И дело правое, как Феникс, не сгорит... Еще чувашская анафема им грянет

Тем. кто мой труд сейчас чернит.

Язык, мной созданный, живет. Не в силах злоба

Тот светоч погасить, что светит вдаль и вширь.

Когда закроет смерть глаза мои, у гроба Прочтут чувашскую псалтирь.

Веленью Божию покорствуя послушно, Обиды не страшусь, не требую венца; Хвалу и клевету приемлю равнодушно

И не оспаривая глупца...

                                                                                                                                    А. Жиркевич «Памятник»

Просмотр презентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" (Творчество Б.Окуджавы)

Внеклассное мероприятие "На любовь свое сердце настрою" посвящено творчеству поэта-барда Булата Окуджавы. Цель мероприятия познакомить с биографией удивительного поэта, а также с его творческим наслед...

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыкальный турнир по творчеству В. Моцарта".

Представлен материал по творчеству В. Моцарта. Урок обобщения и закрепления учебного материала по творчеству В. Моцарта в форме игры-конкурса....

Внеклассное мероприятие по физике "Физика и народное творчество"

В данном материале размещенно внеклассное мероприятие по физике, показывающее связь физики с произведениями народного творчества: пословицами, поговорками и загадками....

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе, посвященного жизни и творчеству В. Маяковского «Слушайте, товарищи потомки!»

Сценарий подойдет как для проведения урока литературы, так и для внеклассного мероприятия, для проведения литературной гостиной. В сценарии описаны основные события жизни Маяковского и его творчества....

Внеклассное мероприятие по литературе "Литературный КВН, посвященный творчеству А.С. Пушкина"

Цель: знакомство с творчеством поэта, расширение кругозора учащихсяСоздаются две команды (по 8-10 человек в каждой).Каждая команда выбирает своего капитана.Каждая команда подбирает себе название: стро...

Конспект внеклассного мероприятия. Литературная гостиная, посвящённая жизни и творчеству Л.К.Татьяничевой на тему « Как солнце в драгоценной грани, в Урале Русь отражена».

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством поэтессы Южного Урала,способствовать развитию творческих способностей учащихся, работать над выразительным чтением стихов, над развитием устной речи у...