А. Волков и его сказки
план-конспект занятия по литературе (5 класс) по теме

Шустова Наталья Владимировна

Урок литературы внеклассного чтения по сказкам Волкова "Волшебник Изумрудного города" и другим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_volkov.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

А. М. Волков

Сказки

5 класс

Внеклассное чтение

Удивительны сказки Александра Мелентьевича Волкова. Над серией сказок А. Волков работал более 20 лет. Первая – «Волшебник Изумрудного города» (1939) написана по мотивам сказки американского писателя Фрэнка Лимана Баума, «Мудрец из страны Оз» (1899). Повести «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (1963), «Семь подземных королей» (1967), «Огненный бог Марранов» (1972), «Желтый туман» (1974). До опубликования последней сказки «тайна заброшенного замка» (1982) писатель не дожил. Родился он 15 июля 1891 года. Уроки по сказкам проводить интересно. Это выставка книг писателя. Оформление карты «Волшебная страна». Выразительное чтение отрывков. Анализ сказки «Огненный бог Марранов». Основная мысль сказки взята в основу: волшебной силой победы овладевает умный и смелый, верный в дружбе человек; без доброго товарищества не могут быть побеждены силы зла. Урок проведен как литературный монтаж. Вопросы урока:

  1. Что мы знаем об Александре Мелентьевиче Волкове?
  2. Какова история создания Фантастических сказок писателем-волшебником?
  3. Как появилась Волшебная страна, кто ее населяет?
  4. Что за чудесные события произошли в Волшебной стране («дела недавних дней»)?
  5. Кто принес свободу и счастье робким Жевунам и Мигунам?
  6. Как удалось Элли совершить такой подвиг?!
  7. Как помогли ей верные друзья?
  8. Что за тревожные события случились в Волшебной стране, когда Энни и Тиму представился случай попасть в такую родную им страну?
  9. Простился ли Урфин Джюс с мыслью повелевать Волшебной страной?

Урок начинаем со слов учителя, который приглашает детей в Волшебную страну. «Юные мои друзья, давайте помчимся далеко-далеко, в Волшебную страну, которая отделена от всего мира Великой пустыней и цепью огромных гор. Там, под вечно жарким солнцем, обитают милые и смешные маленькие человечки – Жевуны, Мигуны, Болтуны и много разных других племен. Они все добрые, благодарные и цветные: голубые, фиолетовые, розовые. А столица этой страны – Изумрудный город. Там все зеленое. Волшебная страна создана воображением американского писателя Фрэнка Баума. Она лежит где-то в центре Северо-Американского материка. Попасть туда нелегко. Сначала надо пересечь Великую песчаную пустыню. Затем перейти почти неприступные Кругосветные горы. Они кольцом окружают Волшебную страну. Но если окажемся там волей случая, то чудес насмотримся вдоволь. Сказка Ф. Бума «Мудрец из страны Оз» написана в 1899 году. Когда в 1900 году она вышла в свет, ее ожидал невиданный успех. Читатели требовали продолжения. Баум написал еще 13 книг. Поэтому, прочитав эту книгу, Волков решил перевести ее на русский язык, ведь по образованию он был педагог. Основательно переработав, писатель создал сказку «Волшебник Изумрудного города».

Рассказ о писателе. Александр Мелентьевич Волков родился в 1891 году, в старинной крепости городка Усть-Каменогорска. Его отец там служил. Волков закончил городское училище, а потом учительский институт. Трудное это было дело в дореволюционные годы для крестьянского юноши, солдатского сына. Помогла ему твердая вера в свое призвание учителя и жажда знаний. Представьте, что когда Волкову исполнилось 40 лет, он подает документы на математический факультет Московского университета. Зачем это нужно взрослому человеку, в университете случился переполох. И все же его приняли. Он закончил пятилетний курс факультета за 7 месяцев. Почти 50 лет отдал Волков педагогической работе. Он учил арифметике и высший математике, истории и русскому языку, латинскому, немецкому, французскому и английскому. Написал несколько трудов по математике. Победило увлечение литературой. В последние годы жизни он – доцент Московского института цветных металлов и золота, преподаватель математики и писатель. В 12 лет пытался написать приключенческий роман. Писал пьесы для школьных постановок. Как у него это все получалось? Он отвечал, что виной всему школа.

- Как появилась Волшебная страна?  

Используем карту и беседуем с учениками о жителях этой страны: кто и где живет в ней, как называются эти племена. Каковы их нравы. Обычаи. Кто ими правит?

- Почему Урфину Джюсу удалось подчинить себе Марранов и вновь завоевать Волшебную страну? Урфин использовал невежество, отсталость, суеверность Прыгунов, их доверчивость.

- Почему Энни и ее друзья победили? Почему Урфин потерпел поражение? Помогли дружба и верность.

Как вы считаете, научился ли чему-нибудь Урфин Джюс, понял ли, что его попытки завоевать Волшебную страну бесполезны?

- Верите ли вы в исправление Урфина?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте сказки «Желтый туман» и «Тайна заброшенного замка».

Аннотация сказки «желтый туман».

На ее страницах мы встречаемся со Страшилой, Железным Дровосеком, Энни, Тимом, Чарли Блеком, с вороной Каггикар, с драконом Ойххо и другими. На Волшебную страну обрушилась беда. От очарованного сна, продолжавшегося 5 тысяч лет в уединенной пещере  Кругосветных гор, проснулась великанша Арахна. Эта колдунья захотела подчинить своей власти Волшебную страну, стать ее императрицей. И когда своболюбивые народы отвергли ее, колдунья навела на страну ядовитый Желтый туман. Призванные на помощь Энни и Тим и случайно оказавшийся в Канзасе одноногий моряк вступили в борьбу с великаншей. Чарли Блек создал огромного железного рыцаря Тилли-Вилли. Борьба была долгой и упорной. Волшебная страна находилась на краю гибели, но мужество и дружба наших героев победили. Прочитайте эту сказку!

Сказка «тайна заброшенного замка» - славные обитатели Волшебной страны жили спокойно и счастливо. Но грозный космический звездолет с планеты Рамерия уже приближался к Земле. …

Вот и закончился урок по сказкам Волкова, помните, что мы учились самому дорогому, что есть на свете – дружбе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка (музыкотерапия - интеграция здоровьесберегающих технологий по сказке «Волк и семеро козлят»)

Аннотация Проблема укрепления и сохранения здоровья не компания одного дня деятельности и одной здоровьесберегающей технологии, а целенаправленные, систематические занятия в виде комплекса интегр...

Цикл уроков по слушанию музыки в ДШИ и ДМШ "Композиторы детям" - "С.С.Прокофьев детям», "Симфоническая сказка "Петя и волк".

В цикле уроков, посвященных творчеству С.С.Прокофьева дети вводятся в волшебный мир музыки. Знакомство с творчеством Прокофьева усит детей чувствовать и понимать классику, получать удовольствие от соп...

Сказка "Волк и семеро козлят" на новый лад

Данный сценарий может использоваться при подготовке новогоднего выступления класса....

Симфоническая сказка "Петя и волк" С. Прокофьева

Знакомство детей со звучанием и изображением отдельных инструментов симфонического оркестра...

Сценарий к сказке "Волк и семеро козлят"

Сценрарий к сказке "Волк и семеро козлят", инсценируемой в рамках внеклассного мероприятия. Сцены из сказки сопровождаются презентацией и музыкой А. Рыбникова....

Сценарий сказки "Коза и волк"

Цель: развитие творческого воображения, логики, внимания, смекалки; умения слушать сверстников; чувства коллективизма; развивать планирующую речь, умение последовательно рассказывать, поддерживать диа...

Сценарий Новогодней сказки по мотивам русской народной сказки "Волк и семеро козлят"

В сказке соединены русская народная сказка, музыка из музыкального фильма "Мама" и авторские задумки. Авторы сценария: Смирнова О.А. и Роабеш У.Н....