Презентации
презентация к уроку по литературе на тему

Дорохова Ирина Вячеславна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческая тема в творчестве Лермонтова Презентация учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №10 Дороховой И.В.

Слайд 2

М.Ю.Лермонтов (1814 – 1841) Историческая тема – одна из важнейших тем лирики Лермонтова – разрабатывается на протяжении всего творчества поэта. Лермонтова можно без преувеличения назвать поэтом прошлого и настоящего

Слайд 3

Произведения на историческую тему «Поле Бородино» «Два великана» «Бородино» «Вадим» «Предсказание» «Умирающий гладиатор» «Спор» «Боярин Орша» «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 4

Отечественная война 1812 года Образ Наполеона – олицетворение свободы для романтиков, он был идеалом молодёжи XIX века. М.Ю.Лермонтов как поэт-романтик не мог в своём творчестве обойти вниманием образ этой личности.

Слайд 5

Отечественная война 1812 года При всём своём восхищении этой неординарной личностью Лермонтов видит в нём врага, побеждённого «московскими стенами». Поэтому в стихотворениях («Два великана», «Поле Бородино», «Бородино») Лермонтову важно говорить не столько о Наполеоне, сколько о богатырстве русского народа. Так входит в лирику Лермонтова тема героического прошлого

Слайд 6

Пугачёвский бунт Создавая романтические поэмы, стихотворения на историческую тему, поэт творил образы свободных и гордых людей, гибнущих за Родину, за идею, за независимость

Слайд 7

Пугачёвский бунт «Вадим» (незаконченный юношеский роман, 1833 – 1834 гг.) – роман о пугачёвском движении, имел в своей основе материал устных преданий, легенд, воспоминаний старожилов.

Слайд 8

«Предсказание» Настанет год, России чёрный год, Когда царей корона упадёт; Забудет чернь к ним прежнюю любовь , И пища многих будет смерть и кровь ; Когда детей, когда невинных жён Низвергнутый не защитит закон; Когда чума от смрадных, мёртвых тел Начнёт бродить среди печальных сел , Чтобы платком из хижин вызывать,

Слайд 9

«Предсказание» И станет глад сей бедный край терзать ; И зарево окрасит волны рек: В тот день явиться мощный человек, И ты его узнаешь – и поймёшь, Зачем в руке его булатный нож: И горе для тебя! – твой плач, твой стон Ему тогда покажется смешон; И будет всё ужасно, мрачно в нём, Как плащ его с возвышенным челом

Слайд 10

Обращение к фольклорным образам «Боярин Орша» «Герой нашего времени» (фрагменты) «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Слайд 11

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Центральное произведение Лермонтова, посвящённое теме исторического прошлого России. Объектом внимания Лермонтова становится сложное и кровавое время правления Ивана Грозного, одно из наиболее драматичных моментов истории Руси

Слайд 12

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Все три героя «Песни…» исключительны. Каждый из них является своего рода высшим проявлением царской мощи, буйного молодечества и чести и достоинства

Слайд 13

«Мцыри» Поэма написана в 1839 г. Первоначальное название – « Бэри » (монах) Впоследствии заглавие заменено на «Мцыри» ( неслужащий монах, нечто вроде послушника)

Слайд 14

«Мцыри» В 1 главе поэмы описаны древний Мцхетский собор и могилы грузинских царей Ираклия II и Георгия XII , при котором в 1802 г. Восточная Грузия была присоединена к России

Слайд 15

«Мцыри» 24 строфы поэмы из 26 занимает исповедь героя – рассказ о трёх днях, проведённых на свободе, вне стен монастыря

Слайд 16

«Мцыри» Живой и конкретный образ Мцыри близок самому М.Ю.Лермонтову и передовым людям его эпохи – страдающим, непокорным, рвущимся к свободе


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА « КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» презентация учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 Дороховой Ирины Вячеславны МБОУ СОШ № 10 г. Железнодорожного

Слайд 2

ЦЕЛЬ: ознакомление учащихся с историей создания повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ЗАДАЧИ: Систематизация сведений об А.С.Пушкине, ранее полученных учащимися; Ознакомление учащихся с основными принципами пушкинского историзма; Повышение интереса к творчеству А.С.Пушкина.

Слайд 3

1. А.С.Пушкин. Историко- биографическая справка. 2. Произведения А.С.Пушкина на историческую тему. 3. «История Пугачева». 4. «Капитанская дочка». План урока:

Слайд 4

Александр Сергеевич Пушкин Псевдонимы: Александр НКШП, Иван Петрович Белкин,Феофилакт Косичкин (журнальный).P., Ст. Арз. (Старый Арзамасец), А. Б. Дата рождения: 26 мая (6 июня) 1799 Дата смерти: 29 января (10 февраля) 1837 Род деятельности: поэт, прозаик, драматург Годы творчества: 1813—1837 Направление: романтизм, реализм

Слайд 5

В библиотеке Пушкина хранилось более четырехсот книг по истории, в том числе: Феофан Прокопович, Татищев, Щербатов, Карамзин, Тацит, Вольтер, Шатобриан, Тьерри, Гизо и др. В итоге этих исторических занятий у Пушкина сложился собственный взгляд на ход развития человеческой цивилизации вообще и на судьбу России, в частности. ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

Слайд 6

Зимой 1824/25 года идет усиленная работа Пушкина над русской исторической темой. Он изучает «Историю государства Российского» Карамзина, русские летописи, просит брата прислать ему материалы о жизни Пугачева, интересуется личностью другого вождя крестьянских восстаний в России - Степана Разина, о котором в 1826 году пишет несколько песен в духе народной поэзии . ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ПУШКИНА

Слайд 7

Произведения А.С.Пушкина на историческую тему: «Песнь о вещем Олеге» (баллада) «Полтава» (поэма) «Медный всадник» (поэма) «Борис Годунов» (трагедия) «Арап Петра Великого» (неоконченный роман) «История Пугачева» (исторический труд) «Капитанская дочка» (повесть)

Слайд 8

«ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА» В последние годы жизни Пушкина тема крестьянского восстания была одной из центральных в его творчестве

Слайд 9

«ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА» Сначала было создано произведение историческое – в 1833-1834. Пушкин скрупулезно собирал факты и свидетельства для этого труда. Он объездил несколько губерний, где еще помнили Пугачева, где еще живы были люди, его знавшие, где гуляли из уст в уста предания о нем. Все это было записано поэтом-историком и передано потомству с самой строгой объективностью, пунктуальностью и деловитостью.

Слайд 10

В результате Пушкин создал первую в исторической науке документированную биографию вождя крестьянского восстания, в условиях жесткой цензуры сумел достоверно описать многие обстоятельства его жизни. «ИСТОРИЯ ПУГАЧЕВА»

Слайд 11

ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЕВ Изображение исторического деятеля в качестве представителя определенных общественных кругов составляет могучую силу Пушкина как художника-реалиста.

Слайд 12

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Историческая повесть “Капитанская дочка” занимает особое место в творчестве А. С. Пушкина. А.С. Пушкин приступил к работе над повестью "Капитанская дочка" в 1833 году и закончил ее в 1836 году.

Слайд 13

«КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» Основная проблема повести - проблема чести и долга, о чем говорит и эпиграф к произведению - русская народная пословица: “Береги честь смолоду”. События, описанные в произведении, охватывают около двух лет: с начала зимы 1772-1773 годов по январь 1775 года. Повествование ведется от лица главного героя, который в молодости был свидетелем и непосредственным участником описываемых событий.

Слайд 14

« КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» «Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» – предостерегающе восклицает поэт.

Слайд 15

ВЫВОДЫ : Художественное отображение национального прошлого народа в его конкретно-историческом развитии осознается Пушкиным как важная задача русской литературы. В основе содержания исторического романа Пушкина всегда лежит подлинно исторический конфликт, такие противоречия и столкновения, которые являются для данной эпохи действительно значительными, исторически определяющими. Как подлинно народный писатель, Пушкин изображает жизнь не одной какой-либо общественной группы, а жизнь всей нации, причем конечный результат исторического процесса Пушкин видит в переменах судеб народных.

Слайд 16

ЛИТЕРАТУРА . ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ. ru.wikipedia.org/…/ Капитанская _ дочка _(роман) www.BestReferat.ru/referat-14574.html www.xserver.ru/user/itrus/2.shtml www.rusedu.ru/detail_1394.html www.wtweb.ru dist-pro.narod.ru www.repetitor.org/materials/pushkin10.htm www.litra.ru/…/get/coid/00031101184864026364 festival.1september.ru/articles/411661/ Москва


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преступление Раскольникова. Наказание Раскольникова . Презентация к уроку литературы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 Дороховой И.В.

Слайд 2

Цель урока Проследить развитие темы преступления в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Определить, в чем, по мнению автора, заключалось наказание главного героя в романе Содействовать формированию правового сознания, гражданской ответственности и правовой культуры обучающихся

Слайд 3

Федор Михайлович Достоевский

Слайд 4

Роман «Преступление и наказание» - суровый приговор общественному строю .

Слайд 5

Реализация домашнего задания Что такое преступление? (Юридическая консультация)

Слайд 6

Реализация домашнего задания Реализация домашнего задания Место действия в романе

Слайд 7

Вывод: Город в романе производит гнетущее впечатление на человека. Угнетающая атмосфера Петербурга давит на Раскольникова.

Слайд 8

Реализация домашнего задания История преступления и наказания Родиона Раскольникова

Слайд 9

Причины преступления

Слайд 10

«Не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив деньги и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор!.. Не столько деньги мне нужны были, как другое…» (часть 5, глава 4)

Слайд 11

Вывод: Героя к убийству приводит идея, отвечающая всей истории человечества .

Слайд 12

Чтение эпизода (ч.3, гл.5) К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? В чем суть теории Раскольникова? К какому разряду людей принадлежит сам герой ?

Слайд 13

Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает беззаконие, произвол Убийство – своеобразная самопроверка героя Результат – разлад героя с людьми и с самим собой

Слайд 14

Реализация домашнего задания Что такое наказание ? ( Юридическая консультация)

Слайд 15

Виды наказаний (ст.44 УК РФ): Штраф Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью Лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград Обязательные работы Исправительные работы Ограничение по военной службе Ограничение свободы Принудительные работы

Слайд 16

Виды наказаний (ст.44 УК РФ): Арест Содержание в дисциплинарной воинской части Лишение свободы на определенный срок Пожизненное лишение свободы Смертная казнь

Слайд 17

Задание для работы в группах Проанализируйте данный вам фрагмент текста и попытайтесь определить , в чем, по мнению автора, заключалось наказание главного героя в романе

Слайд 18

Реализация домашнего задания Какое наказание было бы определено Родиону Раскольникову по современному законодательству? ( Юридическая консультация)

Слайд 19

Задание на дом: Сочинение-миниатюра «Какое наказание оказывается страшнее для героя – психологическое или юридическое и почему?»

Слайд 20

Благодарим за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. "

Данный урок рассматривается первым по счету в разделе «Компьютерные презентации». На данном уроке  учащиеся знакомятся с программой POWERPOINT, учатся изменять дизайн и макет слайдов....

Презентация "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания"

В презентации "Использование мультимедийных презентаций как универсального средства познания" даются советы по оформлению и наполнению презентаций....

Разработка урока и презентации "The Sightseeng Tours" London and Saint-Petersburg c презентацией

Цели: развитие речевого умения (монологическое высказывание); совершенствование грамматических навыков чтения и говорения (прошедшее неопределенное время, определенный артикль) Задачи: учи...

Презентация "Рекомендации по созданию мультимедийных презентаций"

§Предложить рекомендации по подготовке презентаций; §научить профессиональному оформлению слайдов. ...

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация "Лица Победы". Данную презентацию можно использовать на уроках литературы в день памяти о тех, кто сражался и погиб в годы Великой Отечественной войны.

Данная презентация посвящена событиям Великой Отечественной войны и может быть использована в средних и старших классах  как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях  для пров...

Проектная деятельность на уроках литературы. 7 класс. Стихи Н.А.Некрасова .Презентация. презентация

Презентация к уроку"Проектная деятельность на уроках литературы.Стихи Н.А.Некрасова.7класс"...