Главные вкладки

    Разработка урока "Слово о Гоголе"
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Байрамгулова Динара Талгатовна

    Разработкам урока "Слово Гоголе"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon slovo_o_gogole_otkrytyy_urok.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературе. 8-й класс. «Слово о Гоголе»

    Цели урока:

    - повторить изученный материал,   подчеркнуть место творчества Н. В. Гоголя в русской мировой  литературе;

    -  организовать деятельность учащихся для обобщения по творчеству   Гоголя;

    - воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя.

    - воспитать внимательного читателя,  любовь к литературе, формировать читательский вкус к чтению произведений Н.В. Гоголя.

    Тип урока: урок объяснения нового материала

    Ход урока.

    1.Организационный момент.  (настрой на урок)

    -Добрый день, дорогие друзья.  Меня зовут Динара Талгатовна. Сегодня мы с вами проведем открытый  урок по литературе. Я очень надеюсь, что вы поддержите меня и будете активно работать в течение всего урока.

    Посмотрите, ребята, друг на друга, мысленно пожелайте себе и всем людям здоровья, мира и добра. 
    Положите руку на сердце и повторяйте за мной: 
    Я есть любовь, 
    Я есть воля, 
    Я есть сила, 
    Я есть добро, 
    Я есть всё прекрасное. 
    Я есть Человек, 
    Всё зависит от меня, 
    Всё в моих руках. 

    фаза вызова

    2. Целевая установка. Определение цели урока.

    -А сейчас обратите внимание на портрет. Вы узнали этого писателя? Кто он?       (Николай Васильевич Гоголь)

    - Опишите его. Как он смотрит? (внимательно)

    - Какой у него взгляд?  ( серьёзный)

    - Каково выражение лица? (серьёзное, наблюдательное)

    - Итак, как вы думаете, о чём будем говорить на уроке? Какова тема нашего урока?  (О Гоголе, о творчестве писателя)

    - Напишем в тетрадях тему урока: Слово о Гоголе.

    - Какие цели мы поставим перед собой?

    - Используя  опорные слова: УЗНАТЬ, УМЕТЬ, НАУЧИТЬСЯ, попробуйте сформулировать цели нашего урока.

    - Мы должны узнать – (биографию Гоголя)

    - Должны уметь – (отвечать на вопросы, рассуждать)

    - Научиться – (делать выводы)

    -  Да, это наши главные цели урока.
    3.
    Актуализация знаний

    В повседневной жизни мы окружены людьми. Десятки, может быть, сотни лиц за день, начиная с собственного отражения в зеркале по утрам. О чём говорят эти лица? Большинство из них наша память стирает быстро, некоторые  остаются в памяти навсегда. Узнаете ли вы гоголевских героев? Предлагаю вам пройтись по портретной галерее.  Итак, чей портрет скрыт за описанием? Прочитайте

    - Разве чёрные брови и очи мои, - продолжала красавица, не выпуская зеркало, - так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздёрнутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши мои чёрные косы? Ух!  

    -  Кто это?  (Оксана, повесть «Ночь перед Рождеством»)

    - Прочитайте следующий отрывок.

    - … был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава… Теперь он тешил себя заранее мыслью, как он явится с двумя сыновьями своими на Сечь …  

    - О ком идёт речь? (Тарас Бульба, повесть «Тарас Бульба»)

    - О ком говорится в следующем отрывке? Прочитайте. Пожалуйста.

    - …считался одним из лучших товарищей… , не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. (Остап. Повесть «Тарас Бульба»)

    - А как вы думаете, чей портрет будет следующим в этой галерее? Давайте прочитаем стихотворение и попробуем догадаться сами. Кто прочитает?

    - Решает обмануть он всех, 
    Едва приехал  в город.
    Ведь обмануть таких - не грех.
    И был он очень молод.
    За все грехи, что натворили,
    Они ведь денежки платили.
    Решаясь дать ему немаленькую мзду

    - Какие незнакомые слова вам встретились?

    -Мзда – это устаревшее слово, что обозначает взятку.

    - О ком говорится в нем? (О ревизоре)

    - Откуда вы узнали?

    -   В чём необычность данного стихотворения?

    Акростих (от греч. Akrostichis – краестишие) - это стихи, в которых начальные буквы при чтении сверху вниз образуют слово или фразу.

    4. Объяснение нового материала.

    - Об одном из необычных героев гоголевских произведений – о ревизоре – вы будете говорить на следующих уроках. А сегодня мы постараемся познакомиться с личностью самого писателя. Для этого я вас приглашаю в творческую лабораторию. Мы все будем исследователями  и поработаем в группах.

     1-я группа будет работать по статье из учебника (стр.260-262), а 2-ой группе предлагаю небольшую статью Дмитрия Николаевича Овсянико-Куликовского о Гоголе. 3-я группа познакомится со стихотворением Николая Алексеевича Некрасова «Блажен незлобивый поэт», тоже посвящённым  писателю.

     Вы должны внимательно прочитать эти тексты, выделите и выпишите ключевые слова, которые помогут нам представить личность  Гоголя. А потом мы на доске вместе составим кластер – своего рода графическую схему, при помощи которой мы можем получить как можно больше информации о Гоголе.

       5МИНУТ

    - Итак, каким предстаёт перед вами Гоголь?  Какие ключевые слова или словосочетания мы напишем в кластере?

    СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА    (юморист, талантливый, гениальный, добродушный, историк, реалист, дерзкая сатира, творческий дух и т.д.)

    - Вот таким увидели мы Гоголя сегодня.

    -А сейчас предлагаю вам минутку отдыха. Расслабьтесь, сядьте поудобнее и приготовьтесь услышать несколько интересных фактов из жизни Н..В.Гоголя.

     Оказывается,

    1.Гоголь испытывал страсть к рукоделию, вязал на спицах

    2 Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.

    3 Николай Васильевич очень боялся грозы.

    4.Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты.

    5. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости.  

    6. Гоголь стеснялся своего носа.

    8 Его любимым напитком было козье молоко.

    5. Обобщение. Выводы урока.

    - Итак, ребята, в  результате нашей работы на уроке мы составили кластер о Гоголе. А теперь обобщим всё сказанное и вырастим цветок – «Ромашку Блума».

    - Для этого вам нужно ответить на вопросы, которые написаны на лепестках. Кто первым выйдет? Пожалуйста.  

    1. Какие произведения Гоголя вам известны?
    2. Какой гоголевский герой вам ближе, почему?
    3. Согласны ли вы с тем, что Гоголь – интересная личность?
    4. Как вы понимаете  высказывание  Гоголя: «моё имя после меня будет счастливее меня»?
    5. Как вы думаете,  чем интересен для нас Гоголь?
    6. Почему произведения Гоголя читают и сегодня?

    - Какой вывод следует из наших ответов?  Почему современен Гоголь и сегодня?  Беседа (учит любить родину, быть смелым, не предавать)

    -Ребята, мы все знаем, что очень непростые отношения сегодня между Россией и Украиной, а как вы знаете, Гоголь родился в Полтавской губернии, на Украине. Как вы думаете, что сказал бы писатель о сегодняшней ситуации? (2-3 ученика)

    - Он патриот своей Родины, и, наверно, ему было бы больно видеть, как на его родной земле совершается предательство и гибнут люди от рук своего же народа.

    6. Домашнее задание на выбор

    - На следующем уроке вы приступаете к изучению бессмертной комедии Гоголя «Ревизор», где автор предстанет перед вами как сатирик. Поэтому предлагаю вам домашнее задание на выбор:

     1)попробуйте  сочинить акростих «Сатирик»  или  2) написать эссе «Слово о Гоголе»

    - Запишите, пожалуйста, домашнее задание в дневниках.

                                                   
    7. Оценивание

    - Спасибо вам за урок. Конечно, у меня нет возможности ставить вам оценки в журнал, но я надеюсь, что ваши учителя, которые присутствуют на уроке, оценят вашу работу. А я, в свою очередь, хочу поблагодарить вас за поддержку. Вы мне очень понравились.

    8.  Рефлексия «Все в твоих руках».

    - А сейчас подведём итог урока.  Что нового вы открыли для себя на уроке?  

    Перед вами лист бумаги. Обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

    Большой – для меня было важным и интересным…

    Указательный –   я узнал (а)

    Средний – мне было трудно (мне не понравилось)

    Безымянный –   моё настроение…

    Мизинец – для меня было недостаточно…  

    -Кратко  запишите свою мысль на листочках     (1 минута) 

    -Итак, что для вас было важным и интересным – 1 ученик

      - А что нового узнали вы на уроке? – 1 ученик

     - Что было вам трудно? – 1 ученик

    - Каково ваше настроение?  - 1 ученик

     - Что для вас оказалось недостаточным? – 1 ученик

    - Конечно, ещё много непонятного, неизведанного остаётся для вас.  Но я верю, что вы будете целеустремлёнными, настойчивыми , ведь всё в ваших руках. Сейчас внимание на экран.

       Видео «Всё в твоих руках»

    - Завершая наш разговор. Я ещё раз хочу подчеркнуть, какую интересную личность  Гоголя открыли мы для себя. Он и историк, и патриот, и мистик, и реалист. А какой личностью станете вы – зависит от вас самих, ведь всё в ваших руках.

    - Ребята, я была рада познакомиться с вами. Вы оставите во мне приятные воспоминания о нашей встрече. И я хочу передать вам своё настроение – эти смайлики. Удачи вам!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Путимец» (из апокрифических рассказов о Гоголе).

    Знакомлю с новым неизвестным рассказом Н.С.Лескова о юном Н.Гоголе....

    Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

    Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике.1.      Общие положения....

    Методическая разработка положения о системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихся и форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике

    Положениео системе оценивания знаний, умений, навыков, компетенций учащихсяи форме, порядке и периодичности текущего контроля по математике1. Общие положения2. Цель и задачи разработки сист...

    Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

    Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

    Память о Гоголе в Петербурге

    Учебно-методические материалы по краеведению на тему: Память о Гоголе в Петербурге...

    Самоанализ урока "Слово о Гоголе"

    Самоанализ урока "Слово о Гоголе"...