Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева
статья по литературе (11 класс) на тему

Текст «Людочки» – знаковое отражение особенностей русского постмодернизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudochka_v.p._astafeva.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Авторская позиция в современном литературоведении        

2. Характеристика творчества Астафьева В.П.        

3. Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева        

Заключение        

Литература        


1. Авторская позиция в современном литературоведении

Слово «автор» (от лат. аuсtог — субъект действия, основатель, устроитель, учитель и, в частности, создатель произведения) имеет в сфере искусствоведения несколько значений. Это, во-первых, творец художественного произведения как реальное лицо с определенной судьбой, биографией, комплексом индивидуальных черт. Во-вторых, это образ автора, локализованный в художественном тексте, т. е. изображение писателем, живописцем, скульптором, режиссером самого себя. И наконец, в-третьих (что сейчас для нас особенно важно), это художник-творец, присутствующий в его творении как целом, имманентный произведению. Автор (в этом значении слова) определенным образом подает и освещает реальность (бытие и, его явления), их осмысливает и оценивает, проявляя себя в качестве субъекта художественной деятельности.

Авторская субъективность организует произведение и, можно сказать, порождает его художественную целостность. Она составляет неотъемлемую, универсальную, важнейшую грань искусства (наряду с его собственно эстетическими и познавательными началами). «Дух авторства» не просто присутствует, но доминирует в любых формах художественной деятельности: и при наличии у произведения индивидуального создателя, и в ситуациях группового, коллективного творчества, и в тех случаях (ныне преобладающих), когда автор назван и когда его имя утаено.

В литературоведении существуют следующие точки зрения на проблему автора в художественном произведении.

До сегодняшнего времени остаются актуальными противоречия между теориями М.М. Бахтина и В.В. Виноградова. По замечанию Н.К. Бонецкой, Виноградов авторский стиль или авторскую точку зрения  с образом автора, а Бахтин считал, что образ автора не может быть «образом» [Бонецкая Н.К., 1986. С. 242].

Важную роль в рассмотрении проблемы автора сыграли работы Б.О. Кормана: «Автор всегда опосредован субъектными или внесубъектными формами. Представление об авторе складывается из представления об этих формах, их выборе и сочетании» [Корман Б.О., 1971. С. 200].

В последние годы в литературоведении исходным положением является «понятие об авторе-творце как выразителе общей концепции произведения, который в художественном тексте представляет собой сложную структуру, диалектически сочетающую субъектно-объектные связи» [Перевалова С.В., 1997. С. 13].

2. Характеристика творчества Астафьева В.П.

В 1951 в газете «Чусовский рабочий» был опубликован первый рассказ Астафьева В.П. «Гражданский человек». В Перми вышла и первая книга Астафьева «До будущей весны» (1953).

В 1959–1961 учился на Высших литературных курсах в Москве. В это время его рассказы начали печататься не только в издательствах Перми и Свердловска, но и в столице, в том числе в журнале «Новый мир», возглавляемом А.Твардовским. Уже для первых рассказов Астафьева было характерно внимание к «маленьким людям» – сибирским староверам (повесть «Стародуб», 1959), детдомовцам 1930-х годов (повесть «Кража», 1966). Рассказы, посвященные судьбам людей, которых прозаик встретил во времена своего сиротского детства и юности, объединены им в цикл «Последний поклон» (1968–1975) – лирическое повествование о народном характере.

В творчестве Астафьева в равной мере воплотились две важнейшие темы советской литературы 1960–1970-х годов – военная и деревенская.

В повести «Пастух и пастушка» (1971), жанр которой был обозначен автором как «современная пастораль», рассказывается о безысходной любви двух молодых людей, на краткий миг сведенных и навеки разлученных войной.

Деревенская тема наиболее полно и ярко воплотилась в повести «Царь-рыба» (1976; Государственная премия СССР, 1978), жанр которой Астафьев обозначил как «повествование в рассказах».

В пьесе «Прости меня» (1980), действие которой происходит в военном лазарете, Астафьев также пишет о любви и смерти. Еще более жестко, чем в произведениях 1970-х, и абсолютно без патетики показано лицо войны в повести «Так хочется жить» (1995) и в романе «Прокляты и убиты» (1995). Вскоре после публикации романа «Прокляты и убиты» Астафьев был награжден премией «Триумф», ежегодно присуждаемой за выдающиеся достижения в литературе и искусстве.

3. Образная система в повести «Людочка» В.П. Астафьева

Текст «Людочки» – знаковое отражение особенностей русского постмодернизма.

Проблема противостояния деревни и города, с особой силой зазвучавшая в «деревенской» литературе, в повести В. Астафьева доведена до абсурда.

Как лучи спектра сходятся в одной точке, так и мнимое противостояние города и деревни стекается во вполне межличностный конфликт. Стилистически градуированное, зло становится действием, как бы нанизанное, накопленное, оно изливается криминалом. Стрекач и Людочка – это не просто палач и жертва. Бесспорно, ярко отрицательный герой, творит бесчинство над бедной девушкой. Но гротескно изображенный преступник (с «бетонной спиной-плахой», в «одеянии жокея, швейцара или таможенника не нашей страны», «ликом смахивающий на черного узкозадого жука, летающего по деревенской рухляди», «хан», которому «малое население поселка приносило дань и все, что он велел и хотел»), нужен, прежде всего, для того, чтобы оттенить главную героиню – Людочку.

Так же, как и Стрекач, Людочка рождена в атмосфере зла. «Ушибленная нездоровой плотью» отца-пьяницы, росшая болезненной и плаксивой, вялая, «как примороженная трава», молчаливо-старательная, без успехов отучившаяся в школе, но по-деревенски проворная в быту, девочка вынуждена была приехать для устроения своей жизни в город. Выбрав из двух зол меньшее, так казалось Людочке, ютилась бы она в доме пригревшей ее Гавриловны до конца своих дней. Но автор считает, что не испорченной городом душе нет места в реальной действительности. Астафьев вынужден «убить» героиню. И Стрекач всего лишь средство. В контексте повести автор не видит смысла бороться со злом гуманным способом. И если бы традиционная литература выдвинула бы злу противовес в положительном образе, то постмодерн профанирует добро. Появление героя-мстителя, народного освободителя, отчима Людочки оправдано было бы в другой, традиционной культуре. Сусальнось образа осознается автором, но он как бы нарочито делает отчима все более и более идеальным. И хотя в самосуде над преступником он одержал победу, читатель осознает ее условность.

Людочка изображается вполне в духе «новой литературы», становясь «героиней парадоксальных поступков». Она сама начинает играть, принимая правила игры вэпэвэрзэшных пацанов. Вот состоявшийся диалог, когда «саранопалы» снова подловили ничуть не остерегающуюся девушку:» – Жаль, нету вашего вождя – такой видный кавалер!.. Жаль! – повторила она вслух и громче сказала в темноту: – А ну отвалите, мальчики! Хватит! Одно платье порвали! Плащик спортили! Пойду, в ношеное переоденусь. Не из богачек я, уборщицей тружусь. – Дуй! Да смотри… Любовь и измена – вещи несовместимые, как гений и злодейство. – Ишь ты, грамотный какой! Отличник, небось? – Все и всегда делаю на пять! Не хуже Стрекача. Испытаешь мои способности, похвалишь. – А ты мои» (Астафьев, 2002. С. 21).

Людочка играет с вэпэвэрзэшниками по их же правилам, играет с собой («Может уехать? – мелькнула мысль, да тут же и другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами» (Астафьев, 2002. С. 26)), и судьба играет с ней (выбранный ею сук, оказался трухлявым и, по воле необъяснимой силы, в нужный момент почему то не обломившийся). Все вполне в духе постмодернизма. Астафьев не может изображать эпоху, не говоря на ее языке.

Писатель стремится к такому изображению, когда читатель получает возможность не только увидеть, но буквально ощутить живой ток жизни в картине, что встаёт перед ним. Сюжет не только и не просто видимая событийная, но чаще и больше сокрытая подтекстовая связь, сцепляющая текст направляющим движением авторской мысли.

Смерть героини это её «взлёт». Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, её заметили. Рассказ на редкость трогателен, потому что читатель чувствует, как сам автор удивительно заботлив и добросердечен к этой девушке. В уста Гавриловны Астафьев вложил большое число афоризмов, устойчивых оборотов («золотко моё», «голубонька сизокрылая», «ласточка», «касаточка»). Это используется автором для характеристики хозяйки, эмоциональной оценки её индивидуальных качеств. Герои Астафьева наследуют стиль и дух своего времени и их речь не просто говор, а «выразитель всех сил умственных и нравственных». «Плохие» выписаны до мелочей точно («рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан»). Русские пословицы, поговорки и другие устойчивые словосочетания и выражения занимают значительное место среди используемых писателем изобразительных средств прежде всего потому, что в них заложены большие выразительные возможности: высокая степень обобщенности, эмоциональность, экспрессивность.

Автор передаёт своё мироощущение удивительным по художественной выразительности, ёмким, пластичным языком. Устойчивые обороты придают речи героев живость, меткость, свойственную народной речи («втемяшилось в голову», «гнуть спину», «работала как конь»). Богат, колоритен, неповторим в своём мелодичном звучании язык Астафьева. Помимо простых олицетворений (таких, как «деревня задохнулась в дикоросте», «испустившего резиновый дух крокодила Гену») используется множество сложных, полных эпитетами и метафорами, создающих отдельную картину («пьяно шатаясь, ходило вприсядку, поплясывало изношенное сердце», «серебряные заморские пуговицы отстреливались от фрака»). Автор не сосредотачивает внимание лишь на теневых сторонах жизни. В его рассказе присутствует светлое начало, которое, скрашивая многие невзгоды, исходит из сердец тружеников, кои не переводятся на Руси. Вспоминается сцена сенокоса, когда «Людочка и мать метали стог», а потом девушка «в родной реке смывала с себя сенную пыль и труху  с той радостью, которая ведома лишь людям, всласть поработавшим». Художественный приём контраста, удачно применённый здесь писателем, подчеркивает духовную близость человека с природой, которую невозможно ощутить в городе, погрязшем в темноте невежества, нищете и полной отсталости.

Простое событие с его удручающей обыденностью вызывает у автора рефлексию по поводу таких онтологических категорий, как смысл и ценность человеческой жизни, религия, добро и зло… что совсем в духе классической литературы. И то, что в тексте показана полная дискредитация этих традиционных «высших смыслов» не означает, что Астафьев ставит на этом точку, все же расставляет акценты. И главный акцент – в заглавии. В нем явно просматривается отношение автора к своей героине. Несмотря на то, что ей не удалось одержать видимую победу, тем не менее, Астафьев предоставляет ей возможность встать на путь к спасению. В этой связи неслучайна в повести история умирающего парня-лесоруба. Ситуация, при которой обреченный больной погибает на глазах Людочки, зарождает в ее душе понимание некоторых жизненных закономерностей. «Теперь вот, в горе, в заброшенности, она особенно остро, совсем осязаемо ощутила всю отверженность умирающего человека…». И далее: «С тех пор не умолкло в ней чувство глубокой вины перед покойным парнем-лесорубом». Людочка начинает понимать свою греховность: «И зачем она вместе с Гавриловной осуждала их? Чем она-то их лучше? Чем они хуже ее?» (Астафьев, 2002. С. 31). Вероятно, мотив поступка Людочки – самонаказание, но такой греховный способ идет от неведения. И хотя ее самоубийство – акт не столько осознанный (ее предсмертная молитва: «Боже милостивый, Боже милосердный… – И перескочила на тех, кто ближе: – Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите! И ты, Господи, прости меня, хоть я и недостойна, я даже не знаю, есть ли ты?.. Если есть, прости, все равно я значок комсомольский потеряла. Никто и не спрашивал про значок. Никто ни про что не спрашивал – никому до меня нет дела…» (Астафьев, 2002. С. 29)), сколько, экзальтированный, тем не менее, для нее это спасение.

Заключение

Астафьев утверждает, что в яростном мире выживает сильнейший. Необходимо становиться таковым с раннего детства, сопротивляясь обстоятельствам, уверенно идти к намеченной цели, не бояться трудностей и испытаний, иначе жизнь сомнёт тебя, лишит самого главного. Поэтому свою героиню автор называет Людочкой. Она вызывает в душе сочувствие и сожаление: героиня с таким красивым и тёплым именем не превратилась в Людмилу, серьёзную и самостоятельную девушку. «Людмила» - «людям милая» - оказалась жертвой бездуховной жизни и собственной беспомощности. Гибель героини - страшное размышление о жизни и смерти.

Литература

  1. Астафьев, В.П. Жестокие романсы. Рассказы. – М., 2002.

  1. Бонецкая, Н.К. «Образ автора» как эстетическая категория//Контекст-1985. Литературно-теоретические исследования. – М., 1986.
  2. Корман, О.Б. Итоги и перспективы изучения проблемы автора//Страницы истории русской литературы. – М., 1971.
  3. Кухаренко, В. А. Интерпретация текста. – М., 1988.
  4. Перевалова С.В., «Особая география памяти» (Образ автора в русской прозе 1970-1980-х годов – В.П. Астафьев, В.Г. Распутин, В.С. Маканин): Монография. – Волгоград: Перемена, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»

1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувст...

Урок "Система образов повести "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя

Разработка урока литературы в форме урока-размышления с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо". В методическом описании урока определены цель урока, задачи, п...

Конспект урока литературы 10 класс по теме А.П.Чехов. « Вишнёвый сад». Своеобразие образной системы и конфликта комедии.

История создания пьесы, определение особенности сюжета, конфликта, образной системы, роль подтекста, своеобразие жанра....

«ЗМЕЯ» И «ЖАВОРОНОК» В ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЕ ЧЕХОВСКОЙ ПОВЕСТИ «В ОВРАГЕ»

основе чеховского понимания художественности какэстетического эквивалента правдивости, <…> лежит единствопротивоположных принципов: опора на низкое рядом с высоким, злое – сдобрым, ...

Урок литературы "М.А.Булгаков Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров"

Цели:1. Познакомить с жизнью и творчеством М. Булгакова.2. Обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».3.Учить анализировать произведение, доказывать своё собственное мнение, создавать ист...