УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»
план-конспект урока литературы (11 класс) по теме

1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».

2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувствие к судьбе Людочки.

 

1. Вызвать желание, проявить протест против несправедливости, желание изменить мир в лучшую сторону.

2. Формировать у учащихся чувство собственного достоинства и уважение к личности и индивидуальности другого человека.

 

1. Развивать монологическую речь школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon astafev.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРЕДЕЛ МИЛОСЕРДИЯ». УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ

В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»

Предварительно

Д/з (по прочитанному)

        1. Отношения с матерью. Что можно сказать о матери? (трудная жизнь и вдруг – муж, помощник, боязнь потерять свое счастье). Стр. 14. Предала («не стала облегчать ее ношу»).

        2. Отчим. Не знала его, «побаивалась» в детстве. Неразговорчив, ничего е понимал в крестьянском труде, но учился и за все брался.

        • Когда Людочка перестала его бояться? (во время купания, увидела в нем ребенка стр. 16).

        • Как мать характеризует отчима? (стр. 17)

        3. Гавриловна почему пустила к себе? («угадала в ней деревенскую родню»; «почуяла «слабинку» в характере постоялицы» (стр. 5) – какую?)

        • Какую жизнь прожила Гавриловна? (тяжелую, весь век на свой угол копила, не брезговала никакой работой).

        • Как она относится к Людочке? (сложно, но больше любит свое хозяйство).

        • Почему именно Людочке рассказывает Гавриловна свою жизнь? (чувствует праведницу). Предала (стр. 12) – не беда; попросила уехать в общежитие.

        4. Артемка – мыло (стр. 7) «Повелел не лапать». Предал, не защитил, струсил (стр. 12)

В беде, в одиночестве все люди одинаковы.

И нечего…

В. Астафьев

Цели:

Обучающие:

Воспитывающие:

Развивающие:

1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».

2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувствие к судьбе Людочки.

1. Вызвать желание, проявить протест против несправедливости, желание изменить мир в лучшую сторону.

2. Формировать у учащихся чувство собственного достоинства и уважение к личности и индивидуальности другого человека.

1. Развивать монологическую речь школьников.

        Слова Астафьева о литературе (новой)

        - Начался 21 век. Мы уже можем подвести итог литературе века 20-го. «Современная литература, основанная на традициях великой русской литературы, начинается заново. Ей, как и народу, предоставлена свобода…» В.П. Астафьев.

        - Какие произведения В.П. Астафьева вам запомнились?

(«Конь с розовой гривою», «Фотография…», «Васюткино озеро»)

        - О чем ни говорил нам писатель – в центре его рассказа – человек и природа, как нечто неразрывное, целое, неотделимое друг от друга.

        Сообщение о писателе

О. Баранецкая

                        - вспомни некоторые моменты биографии писателя.

В. Ольшевская

                        (коротко)

        - произведения Астафьева продолжают неоклассическую традицию русской литературы с ее проповеднической ролью, с традициями реализма, с обращением к этическим и нравственным проблемам жизни.

        - сегодня мы попытаемся понять художественный мир рассказа В.П. Астафьева «Людочка» и попробуем разобраться в причинах трагедии, случившейся с героиней рассказа.

        Д/з

        ■ Тип повествования (рассказ на основе услышанного).

        ■ Стиль рассказа: художественно-публицистический. (Докажите, что не просто художественный, а и публицистический: много авторских размышлений и автор явно выражает свое отношение к событиям, происходящим в рассказе).

        ■ Какие темы затронуты в рассказе?

                - предательства;

                - разрушение природы;

                - «маленького человека» (гоголевские традиции);

                - тема милосердия «в беде, в одиночестве все люди одинаковы. И нечего…» стр. 21 «Людочка»

        ■ Что такое рассказ?

        (этическое произведение малой формы; основу рассказа составляет одно событие, связанное с главным героем рассказа, с ним же связана одна сюжетная линия – возрастает роль детали с значимость каждого эпизода).

        - наш рассказ назван именем главной героини. Как вы думаете, почему (на основании определения, что такое рассказ). (Все герои и все события связаны с ней).

        Д/з

        Понравился или нет рассказ? Почему? Каково ваше отношение к героине? Обоснуйте свое мнение.

        - Ключом к пониманию глубинного смысла рассказа является его название – «Людочка».

        - Как относится к ней писатель?

        - Какой была Людочка?

        (Писатель с особой тщательностью показывает нам необычный, трогательный внутренний мир ничем не приметной, скромной в желаниях, стеснительной в общении в людьми девушки).

        - Какова основная черта ее характера? (скромность: в быту, в желаниях).

        - Была ли она глупенькой?

        (Читаем стр. 16 – «Она была робкой, да, но не дурочкой»).

        - Сейчас в тетради мы попытаемся изобразит художественно-композиционное пространство рассказа.

                                Предала                                        На лесосеке

Движение к новой жизни, открытие мира

                                Деревня Вычуган                        Отчим                                           Мать

                                                                                                Предала

                                                                        Гавриловна

ЛЮДОЧКА

                                               Трагедия               Артемка-мыло

                  Умирающий парень

        (вызывает жалость ко        

        всем, взывает к милосердию)

Предал        

                                                Стрекач                                      

Поселок

и «парк» ВПВРЗ

Вывод: в этой атмосфере не может родиться ничего доброго, плодотворное (ветка с яблоками).

        Ни деревня Вычуган, ни ВПВРЗ ни приспособлены для жизни нормального человека – шпана.

        Д/З

        - Подберите из текста ключевые слова, характеризующие деревню Вычуган и поселок («пари») ВПВРЗ.

        - С Людочкой случается беда, трагедия с приездом в поселок Стрекача.

        - К кому же Людочка может обратиться за помощью? (тема предательства).

        Она едет домой. С момента предательства над Людочкой начинается «обратный отсчет». Все близкие люди словно бы проверяются, насколько они сострадательны, то есть милосердны.

        - Все близкие ее люди оказались черствы и ее беде, ее горю.

        - К кому же решает тогда обратиться Людочка? (к Богу). Почему это у нее не получается? (не умела молиться, Гавриловна на просьбу девушки пойти с ней в церковь налагает вдруг странный запрет: «недостойна»). Таким образом Гавриловна сама не знает Бога и зачем она сама ходит в церковь. С какой героиней роднит это чувство с Людочкой? («Гроза» Катерина).

        - Какое чувство испытывает Людочка после случившегося с ней? (чувство вины и стыда).

        - А кто бы мог понять Людочку и, может быть, помочь ей?

        - Какую историю вспоминает  Людочка?  (историю парня-лесоруба) стр. 18-21.

        - Кем чувствует себя Людочка, вспоминая эту историю с парнем? (предательницей) – стр. 21. Тема милосердия (жалость Людочки ко всем потерянным, неприкаянным в этом мире).

        - Почему Людочка решается на самоубийство? Сцена гибели Людочки.

        - Почему Людочка одевается во все старое, ношеное? (чувствует себя грязной, недостойной) (читаем молитву Людочки) (стр. 22.

        - «А душа? Да кому она нужна, та простенькая. В простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?» (стр. 22)

        - А разве была душа Людочки «простенькой»? (глубокое страдание и понимание людей. Прощение их; милосердие по отношению к ним).

        Вывод:

        Утрата Людочки оказалась слишком неожиданной и несоизмеримой с ее «простеньким обликом.

        - Обращение к эпиграфу урока (Ев. От Иоанна).

        - Что мы чувствуем после смерти Людочки? (преступление подразумевает наказание)

        - Кто наказывает Стрекача?

        - Оправдан ли, по-вашему, такой поступок отчима Людочки? (наказание было необходимо и должно быть неотвратимо).

        - Сколько же смертей в рассказе (Людочка, стрекач, автор – эпиграф к рассказу).

        Вывод:

        Смерть Людочки неожиданно приводит к необратимым последствиям: все знавшие ее люди ощущают сильнейшую утрату, как будто из мира ушла какая-то ощутимая часть «рассеянного» в нем добра. И люди после смерти Людочки изменились:

        - мать: раскаяние (стр. 26);

        - Гавриловна: стр. 23-24;

        - отчим: «пригрел» мать (стр. 26).

                Не знаю, плакать или молиться,

                Дождаться дня, уйти ли в ночь,

                Какою верой укрепится

                Каким неверием помочь?

                И пусть вины своей не знаем,

                Она в тебе, она во мне;

                И мы горим и не сгораем

                В неочищающем огне….. (…)

        Д/З (1 ответ на выбор)

  1. Расскажите о людях, которых, по-вашему мнению, можно назвать милосердным. В чем проявилось их милосердие? (письменно).
  2. Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).

                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"

Конспект урока и презентация по рассказу В. П. Астафьева "Васюткино озеро"...

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок литературы в 6 классе по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"...

"Носите бремена друг друга..."(Гал.6:2).(Тема бремени, креста в рассказе В.П.Астафьева "Людочка".)

Статья  " Носите бремена друг друга..." ( Гал. 6:2)  относится к разделу " Литература ". Тема бремени, креста  актуальна сегодня. Цель данной работы - показать на примере рассказа В.П. ...

Конспект занятия по литературе по рассказу В.П.Астафьева «Людочка» и роману «Печальный детектив"

Реализация темы урока  по дисциплине «Литература»  «Нравственные проблемы произведений В.Астафьева» происходит последовательно согласно интегративной технологии.Интеграция материала ...

Урок-размышление «Нравственное начало. История, которая «жжёт сердце» (по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)

Мы живем в век сумасшедших скоростей, огромного информационного потока, быстро сменяющихся, как в калейдоскопе, событий. Как не утонуть в этом водовороте, не потеряться в череде дневных и ночных ...

Урок по рассказу В.П.Астафьева "Людочка"

Урок нравственности для учащихся 10 класса...