"Носите бремена друг друга..."(Гал.6:2).(Тема бремени, креста в рассказе В.П.Астафьева "Людочка".)
статья по литературе (11 класс) по теме

Статья  " Носите бремена друг друга..." ( Гал. 6:2)  относится к разделу " Литература ". Тема бремени, креста  актуальна сегодня. Цель данной работы - показать на примере рассказа В.П. Астафьева " Людочка" важность ответственности каждого за свои действия.Проблемы современного общества, личной жизни  вызваны отречением человека нести ношу свою и ближнего.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nosite_bremena_drug_druga.docx43.18 КБ

Предварительный просмотр:

Лазарева Н.А.

г.Арзамас

«Носите бремена друг друга…»(Гал.6:2).

(Тема бремени, креста в рассказе В.П. Астафьева «Людочка».)

Заложен мир на прочном камне,

Земля была как рай земной.

Такое время было давним,

Теперь она стала иной.

К. Грехов  (Богословский).[1]

Придите ко Мне все труждающиеся

И обременённые, и Я успокою вас

(Мф. 11: 28).

«Режим земной во всём нарушен»[2]- вот о чём звонят колокола XXI века. В обществе, семье сегодня утрачены многие культурно-религиозные традиции, извращены нормы отношений между женщиной и мужчиной, родителями и детьми. За последнее десятилетие число самоубийств среди молодёжи выросло в три раза, в данных статистических материалов  за 2011год основными причинами суицида названы одиночество, конфликт с родителями, неразделённая любовь, страх перед будущем. Глубоко понять и осмыслить актуальные проблемы сегодняшнего дня помогает рассказ В.П. Астафьева «Людочка»(1987).

Автор старается донести до читателя, что  каждый должен как бы  вновь долгими усилиями в поте лица своего обретать истину, данную в Откровении Божием и запечатлённую  в полноте Православия. В рассказе повествуется о Людочке, деревенской девушке, которая приехала в город жить и работать, но была  изнасилована. Совершилось страшное преступление против человека, а значит, и против самого Бога (« … сотворил Бог человека по образу своему» (Быт. 1: 27)). Лейтмотивом  рассказа является  описание яблони: «В то лето, как Людочке закончить школу, каждый  цветок на одинокой ветви взялся завязью, и такие ли вдруг яблоки  крупные да румяные налились на нагом-то дереве <…>.  И однажды  ночью живая ветка яблони, не  выдержав тяжести плодов, обломилась. Голый, плоский ствол остался посреди расступившихся домов, словно крест с обломанной поперечиной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке»[3]. Не выдержала своей ноши и Людочка: покончила жизнь самоубийством. Семы «ноша», «крест», «тяжесть» указывают на тему бремени, креста в произведении. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова слово «бремя» означает «тяжелую ношу», «груз», «нечто тяжкое», «трудное», «тяжесть»[4]. Слова «бремя», «забота», «крест», «ноша», «обуза», «обременение», «угнетение» «тягота», «тяжесть»[5] в «Словаре синонимов русского языка» находятся  в одном  ряду. В Википедии слово «крест»  имеет и другие значения: «Крест (праслав. *krьstъ < д.-в.-н. krist, christ «Христос») — древний знак, обозначающий Бога, Всевышнего, Творца миров, <…  > символ, обозначающий  жизнь как всеобщую связь всего и вся, символ всего сущего,  вечной жизни и бесконечности мироздания. В христианстве символ рождения, распятия и воскресения Иисуса Христа, Бога и Сына Божьего, символ Божьей любви и вечной жизни, обещанной Богом всему человечеству через Иисуса Христа»[6]. В духовных поучениях преподобных Старцев  Оптинских «Нужно жить нелицемерно» преподобный Антоний пишет о кресте: «Так устроено Господом Богом, пекущимся о душевном спасении нашем, чтобы всякий человек в жизни сей имел крест, который и должен он с детскою покорностию к Отцу нашему Небесному несть».[7] Крест, по мнению преподобного Макария, «есть не одних видимых и внешних скорбей ношение, но и внутреннее, душевное: мрак, томность»[8], которые  нужно  переносить, так как Бог посылает это к уничтожению нашей гордыни и к  снисканию  смирения.

В послании Галатам апостол Павел советует: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:2). Экзегет А.П.Лопухин комментирует: «Не только грех брата, но и всякая тяжесть (бремена), какая чувствуется нашими братьями, должна и нами восприниматься как угнетающая нас самих. Поэтому мы должны помогать брату нести тяжесть, под которой нужно понимать всё, что удручает человека, с чем он не может сам справиться – и духовные, и материальные его невзгоды. Таким образом исполнится закон Христов, или заповедь Христа о любви, в которой  и состоит существо закона Христова»[9] (Мф.22:37 – 40; Ин.13 – 34).

Христос «нёс крест свой» (Ин.19:17), но после бессонной ночи и многократных избиений ослабел на столько, что не мог нести свою перекладину. Римляне, воспользовавшись своим законным правом, заставили Симона Киринеянина нести его крест (Мк.15:20 – 21). Преподобный Варсонофий поясняет: «Бог нёс крест, и Его крест был самый тяжёлый, как заключавший в себе все кресты всех людей! И заметьте: Бог несёт крест, а человек помогает <… > тем, что берёт от Него крест и сам несёт его. Значит, мы, неся свой крест, помогаем  Господу в несении креста, то есть готовимся быть Его слугой на небесах. Какое высокое назначение!»[10]

 В.П. Астафьев в своем рассказе всем ходом развития событий показывает, что каждый на своём месте должен нести свою ношу. Отвержение человеком креста приводит к духовному кризису, который влечёт за собой  кризис всех других сторон жизни. Вымирает духовно деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции, народная  культура, православный культ. Человек забывает божественную заповедь о труде - возделывать и хранить «Эдемский сад»(Быт.2:15). Славой и честью увенчал Господь человека, даровав право обладать землёй. Господство над природой нужно понимать как ответственность его за разумное пользование  различными естественными силами природы и за хранение её богатств. Уклонение человека от ответственности есть отречение от ноши, предназначенной для него. Это ведёт к разобщённости людей.

 Жители города равнодушно относятся к проблемам других. Здесь каждый сам за себя и некому помочь, не на кого надеяться. Люди безразличны  к  нуждам страдающих. Они предпочитают не нести бремя другого, не видеть чужого горя, чтобы самим не страдать. В результате такой жизнедеятельности человека город гибнет духовно. Гибель города - это деградация общества, его будущего в лице молодёжи. Дискотека в парке  - наглядный пример, раскрывающий  безнравственность, сексуальную распущенность, пошлость молодых людей, не имеющих истинного смысла жизни и нравственного идеала. Автор сравнивает  танцплощадку с загоном, а находящихся в ней подростков – со стадом: «Со всех сторон потешался и ржал клокочущий, воющий, пылящий, перегарную вонь изрыгающий загон. Бесилось,  неистовствовало стадо <…>. Музыка, помогая стаду в бесовстве  и  дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала барабанами,  стонала,  выла».[11] Озверевшая молодежь на танцплощадке – это олицетворение морального состояния общества, ориентирующегося  на атеистическую систему  нравственных ценностей. У молодого поколения утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа, без которого трудно преодолеть порок.  Нести свой крест – это значит бороться с грехом. Не хватило силы духа и  Людочке, чтобы пройти и достойно завершить свой крестный путь.

 Героиня была физически и душевно слабой, так как выросла в атмосфере разрушенной нравственности, греха, духовной отчуждённости. На психологическое пространство семьи повлияла атеистическая идеология  государства, которая оказалась духовно несостоятельной. В советском государстве понятие власти ставилось выше понятия общества, семьи. В системе нравственных ценностей провозглашался лозунг «Общественные интересы выше личных». Бога в этой  иерархии вообще не было. Отсутствие духовных оснований брака исказило всю систему внутрисемейных отношений. Родители Людочки близки друг другу лишь как представители определённого социального класса: «Мать её была колхозницей, отец - колхозником»[12]. Они утратили взаимную признательность. Отец из-за давнего, закоренелого пьянства неспособен был нести тяжести семьи, отвечать за её благополучие и честь. Он «исчез из жизни давно и незаметно. Мать и дочь без него жили свободнее, лучше и бодрее».[13] Родные не взяли на себя ношу больного отца. Нести бремя ближнего - значит иметь готовность всё принять от него: и благое, и скорбное, поступать по слову Писания: «Любовь всему веру емлет,  любовь вся переносит, вся терпит, никогда же отпадает»(1Кор.13:4). Употреби  мать Людочки всю силу любви, и исцелена была бы душа страдающего мужа. Какое великое счастье назначалось ей Богом: быть орудием в деле спасения близкого человека. Схиигумен Савва поясняет: «Крест всем даётся по силам, и  каждый должен нести свой крест, то есть <…> всякие испытания. А если кто ропщет, тот бросает свой крест и не идет за Христом, который говорит:  «Иго Моё благо и бремя Моё легко есть».[14] Без Христова кенозиса, без истощения себя, без несения тягот совместной жизни не может быть спасительного служения друг другу.  Путь каждого лежит через отвержение себя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и  возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф.16:24). Семейная жизнь требует от обоих супругов ежедневного подвига.

В личной жизни гнев Господень поражает страданиями тех, кто, желая менее обременённого союза, не сохранил первый. Отвергая крест трудной семейной жизни, мать Людочки берёт другой, более тяжёлый. У неё «бывали мужики, иногда пили, пели за столом, оставались ночевать, и один тракторист из соседнего леспромхоза, вспахав огород, <…> задержался на всю весну».[15] Сожительство – это отношения, не узаконенные в таинстве венчания, не имеющие каких-либо долговременных межличностных обязательств. Такие отношения, с православной точки зрения, есть прелюбодеяние. Это смертный грех, который приводит к омертвлению души, и она становится невосприимчивой к благодатной заботе Господа. Поэтому в  данной семье девушка чувствовала себя чужой: «Постоялец никак не относился к Людочке - ни хорошо, ни плохо <…>. Жил он, жила она в одном доме - и только»[16]. Отчим, получая желаемое без особых усилий, не стал брать на себя ношу женщины,  отвечать за воспитание её дочери. И всё же  в трудную минуту, изнемогая от душевной тяжести, Людочка ищет опору, защиту в семье. Она едет к родной матери. Та сразу поняла, что с Людочкой  произошла «беда: бледна, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась девчонка, руки висят, во взгляде безразличие»[17]. Но она  не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать её ношу. «Пусть сама со своей ношей, со своей долей управляется»,[18] - решила мать, отвергнув бремя ближнего.

Не готова нести бремя других и Гавриловна. Вступая в общение со студентками, не всегда смиряется с тем, что они вносят в её жизнь лишние неприятности. Девочки не очень различали своё и чужое: «то пирожки подъедят, то сахар из сахарницы вычерпают, то мыло измылят»[19]. В огороде хозяйничали, без спросу пользовались дарами природы. Из-за душевной ограниченности Гавриловна с квартиры девушек  прогнала. Сама же старалась переложить свою ношу на Людочку. Пустила жить её к «себе оттого, что <…> тяготиться стала одиночеством».[20] Почувствовав  слабость в характере постоялицы, сбыла на девушку домашние дела и  весь хозяйственный обиход.

Носить бремя другого – значит не осуждать ближнего, а покрывать его немощи своей любовью, восполнять недостающее молитвой к Богу. Не поспешила на помощь Гавриловна и тогда, когда Людочка попросила вместе с ней сходить в храм. Оправдалась тем, что «достойным веры в Бога надо быть».[21] «Пусть <…>  мохом  грех ейный хоть маленько обрастёт»[22], - советовала она. На пути несения креста никто не оказал Людочке  нужной помощи. Именно в кругу людей гибнет Людочка, в мире, в котором нет проторенной дороги к Богу, и, хотя героиня слышала о возможности молитвы, войти в этот спасительный круг она не научена.  

Господь ничего не делает просто так. Испытания посылаются Людочке для того, чтобы она смогла правильно оценить себя и преодолеть свои слабости. «Лишь через страдания <… > освобождается человек от соблазнов зла»[23], - замечает протоирей В.В. Зеньковский. Людочка поняла, что в беде, в одиночестве все люди одинаковы. И укорив себя в гордыни, в равнодушии, вспомнила отчима, тяжкой судьбой которого прежде не интересовалась, духовно больных городских на танцплощадке, умирающего в больнице парня, всю боль и драму которого не хотели понимать живые, так как «своё сострадание дорого».[24] Людочка не знала слов Священного Писания, но через страдания ей открывается смысл истинной любви, которую завещал Господь человеку: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Самопожертвование за братьев есть высшее проявление любви. Ведь если бы и вправду была в ней готовность до конца остаться  с умирающим, принять за него муку, может, и в самом деле появились бы в нём неведомые силы. «Сознание того, что она способна на самопожертвование во имя ближнего своего, способна отдать ему всю себя, до последнего вздоха, сделало бы прежде всего её сильной, уверенной в себе, готовой на отпор злым силам»[25]. Вот тогда свершилось бы чудо, появился  бы такой могучий порыв, что смёл бы  всё на своём пути к воскрешению. «Чудеса, по замечанию святителя Филарета, митрополита Московского, - это дела, которые <…> могут быть сделаны только всемогущей силой Божией»[26]. Без веры не может быть чуда, а Людочка не имеет веры. Она не готова забыть свою боль и принять со смирением крестные страдания ради  спасения  другого. «Веровать в Бога - значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого»[27], - поясняет святитель.

 Отсутствие веры в Бога привело Людочку к  отчаянию, отчаяние - к самому страшному греху - самоубийству. Её раскаяние с отчаянием, без упования и надежды на милость Божию, было не принято, поэтому Людочка не спаслась, а погибла как Иуда. Следуя ему,  познала силу греха, но не познала величия милосердия Божия. Смерть Людочки – самый тяжкий крест, который дан был в исправление тем, кто равнодушно оставил девушку в беде. Гавриловна впервые почувствовала важность Людочки в её жизни: «Всё пополам, кажну крошечку пополам»[28]. Отчим проявил внимание и заботу к жене: « Остановился вдруг, подождал её, взял сумку, чемодан  <…>, помог тяжёлой женщине взняться на высокую <…> ступеньку, место ей нашёл»[29]. Мать Людочки, осознав свою вину, молила: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить. Дитя не в тягость нам будет <…>. А за тую доченьку, кровиночку алую, жертву жизни невинную, прости меня»[30]. Артёмка-мыло, предавший Людочку, поступил в училище связи, женился, стал отцом. Местные власти открыли в городе плавательный  бассейн с целью оздоровления общества. Таким образом автор выражает надежду на исцеление общества.

Итак, В.П. Астафьев в рассказе «Людочка» показывает, что все беды, проблемы в жизни общества, семьи, отдельного человека  возникают из-за духовно-религиозных кризисов, являющихся следствием нарушения православных традиций. Для  духовного оздоровления  общества необходимо обратиться к тем нравственным ориентирам, которые были заданы изначально в Священном Писании. Слово Божие несёт духовный порядок жизни. Путь к возрождению и спасению – это путь Христов, крестоношения. Только отвергнув себя и взяв свой крест и ношу другого, можно преодолеть все испытания на этом пути. Через боль, страдания Творец приближает человека к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).


[1]Грехов К. (Богословский). Вечное движение. - Гороховец – Ильиногорск, 2000.- С.5.

[2] Там же. - С.6.

[3] Виктор Астафьев. Весёлый солдат: Повесть,  рассказы.- СПб.: Лимбус Пресс,2000.- С.455.

[4] Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Русский язык»,1991.- С.64.

[7] Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских. Нужно жить  нелецемерно.- Оптина Пустынь,1997.- С.63.

[8] Там же. – С.63.

[9] Толковая Библия, или комментарии на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А. П. Лопу

хина. Новый Завет. Т.II.- М.: ДАРЪ,2008.- С.869.

[10] Духовные поучения преподобных Старцев Оптинских. Нужно жить  нелецемерно.- Оптина Пустынь,1997.- С.64.

[11] Виктор Астафьев. Весёлый солдат: Повесть,  рассказы.- СПб. :  Лимбус Пресс,2000.- С.446.

[12] Там же.- С.437.

[13] Там же.- С.438.

[14] Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. - М.: Паломник,2001.- С.371.

[15] Виктор Астафьев. Весёлый солдат: Повесть,  рассказы.- СПб.:  Лимбус Пресс,2000.- C. 438.

[16] Там же. – С.438.

[17] Там же. – С.457.

[18] Там же. – С. 457.

[19] Там же. – С. 440.

[20] Там же. – С.441.

[21] Там же. – С.470.

[22] Там же. – С. 470.

[23] Зеньковский В.В. История русской Философии.В 2-х т. Ростов- на-Дону: Феникс, 2004. – С.490.

[24] Виктор Астафьев. Весёлый солдат: Повесть,  рассказы.- СПб. :  Лимбус Пресс,2000.- C. 467.

[25] Там же.- С.468.

[26] Святитель Филарет, митрополит Московский. Православный катехизис.- М.,2003.- С.25.

[27]Там же. – С.33.

[28] Виктор Астафьев. Весёлый солдат: Повесть,  рассказы.- СПб. :  Лимбус Пресс,2000.- C. 474.

[29] Там же. – С.478.

[30] Там же. – С.479.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).

Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...

Исследовательский проект на тему «Как научиться понимать друг друга?»

Данный проект рассматривает причины  возникновения конфликтов в школьном сообществе и пути их преодоления.     Рассмотрение данного вопроса особенно актуально, так как совреме...

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя

Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...

Тема классного часа: «Понимаем ли мы друг друга?»

Цель: развитие  навыков  коммуникативного общения.Задачи занятия: 1. Развивать умение слушать и слышать друг друга.2. Подвести учащихся к пониманию необходимости жить в согласии с собой...

6 кл., занятие по теме: "Понимаем друг друга?!"

Занятие-тренинг для подростков....