Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, коллеги, что у нас, у дворян, всё красиво!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок литературы по изучению рассказа "Чистый понедельник" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы для 11 класса учителя Фроловой Т.В..
Урок № 2.
Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Цель:
- формировать знания по теме: рассказ как жанр;
- формировать умения и навыки исследовательской деятельности учащихся;
- в ходе анализа рассказа выявить художественные особенности.
Ход урока:
- Вступительное слово учителя.
Во вступительном слове, учитывая значение основных биографических сведений о писателе, учитель расскажет, что сборник «Темные аллеи» был создан в 1937-1945 годах. В него вошли тридцать восемь рассказов. Любимую книгу Бунина неслучайно называют книгой любви, но любовь видится автору в трагической обреченности или недолговечности. Это связано с мироощущением писателя, с восприятием им драматичности окружающей жизни. В статье Ф. А. Степуна, напечатанной в первом томе восьмитомного собрания сочинений И. А. Бунина (М., 1993 г.), отмечено: «Настаиваю, что сущность «Темных аллей» не в описании мимолетных встреч, а в раскрытии неизбывной трагедии человека, единственного в мире существа, принадлежащего двум мирам: земле и небу, полу и любви».
«Темные аллеи» были написаны в основном в Грассе в годы оккупации Франции. Бунин писал самозабвенно, сосредоточенно, он весь отдался написанию книги, о чем свидетельствуют его дневниковые записи. В письмах Бунин вспоминал, что перечитывая Н. П. Огарева, остановился на строчке из его стихотворения: «Кругом шиповник алый цвел, стояла темных лип аллея». Он писал Н. Теффи, что «все рассказы этой книги только о любви, о ее «темных» и чаще всего очень мрачных и жестоких алееях» (Бунин И. А. Сочинения: в 3-х т. Т. 3. – М., 1982 г., стр. 522). Любовь в «Темных аллеях» чаще всего не просто кратковременна, она на мгновение озаряет жизнь человека и уходит, но всегда остается в его памяти. На этом построено большинство сюжетов сборника.
Вопрос урока: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина – это рассказ о любви или иносказание об огненном змее и огненном ангеле, которые сжигают человеческую душу? Что такое любовь? Служение ангелу или демону?»
- Анализ рассказа.
Беседа:
- Понравился ли вам рассказ?
- Как воспринимает писатель мир города?
- Назовите неожиданные для вас метафоры, эмоционально окрашенные причастия.
- С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу выявите значение таких названий и понятий, как Охотный ряд, Иверская, Рогожское кладбище, «воздухи», «икона Богородицы Троеручицы», стихира, театральный «капустник», канкан, рипида, трикидий, «крюки».
- Имена каких деятелей литературно-художественной жизни России начала века встречаются в рассказе?
- Какое место они занимают в истории и как относится к ним Бунин?
- Можно ли почувствовать в тексте степень авторских пристрастий к Андрею Белому, Валерию Брюсову?
- Как соотносятся приметы конкретной эпохи и напоминания о древности? Какими штрихами писатель добивается эффекта исторической глубины?
- Размышляя об особенностях временной организации, обратите внимание на то, как уже в экспозиции рассказа создается эффект неопределенности будущего, непрозрачности судьбы героев.
I группа:
«Странная любовь» (занятия героини, совместные поездки, надежды героя на счастье).
1) Что лежит в основе отношений героев?
2) Как описывает Бунин их душевное состояние?
3) Сравните глубину и выразительность образов героя и героини, сопоставьте их мироощущения.
- Какую роль в передаче «эмоциональных вихрей», испытываемых героями, играют приемы лирического «заражения» (ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста).
II группа.
Прощенное воскресенье и Чистый понедельник в рассказе.
- Как соотносятся образы природы с чувствами человека?
- Каково основное настроение рассказа?
- Как вы понимаете «ее» просьбу – не ждать, не искать?
III группа.
«Странная героиня» - «Шамаханская царица».
- Насколько серьезно предыстория героини мотивирует ее поведение и предопределяет ее будущее?
- Важна ли, с вашей точки зрения, «социальная родословная» для персонажей бунинской прозы эмигрантской поры?
- Случайно ли в описаниях «типических обстоятельств» жизни бунинских героев преобладают «небунинские» характеристики «зачем-то», «что-то», «почему-то»?
- Пытается ли Бунин придать впечатление логической мотивированности поступкам героев? Каковы источники внутренней неуспокоенности, духовного «странничества» героини – социально-исторические обстоятельства жизни, нравственно-религиозные поиски или менее прозрачные для нее самой причины иного – метафизического уровня? Можно ли представить героиню в ситуации «земного счастья», устоявшейся и размеренной жизни?
IV группа.
«Прошло почти два года с того Чистого понедельника…»
- Охарактеризуйте состояние героя.
- Воспроизведите сцену последней встречи в обители (перескажите близко к тексту).
- Как вы думаете, почему то, что было у героя с «нею» в течение нескольких месяцев, и то, что было много лет без «нее» потом – композиционно занимает в рассказе столь различные по объему места?
- Раскройте отношение автора к любви, жизни, памяти.
III. Обобщение
Общее задание:
- Ответьте на вопрос урока: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина – это рассказ о любви или иносказание об ее огненном змее и огненном ангеле, которые сжигают человеческую душу? Что такое любовь? Служение ангелу или демону?»
- Как вы понимаете высказывание Н. Гумилева: «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять»?
- Насколько подробно и объективно воспроизведен Буниным портрет героини – позы, жесты, манера держаться – все то, что составляет секрет женского обаяния? Нет ли противоречия в том, что с одной стороны, увлеченный героиней рассказчик видит ее всякий раз в конкретной ситуации («здесь и сейчас»); с другой стороны, он рисует ее портрет «по памяти»?
- События рассказа протекают в январе-марте. В тексте упоминаются религиозные праздники. Как это сказывается на смысловом итоге рассказа? Когда герой повествования в последний раз видит героиню?
- Как сопрягаются в произведении мотивы любви, мучительной радости и неизбежности ее конца, целительной силы памяти?
- В. Ю. Ходасевич давал такую рекомендацию читателям и интерпретаторам творчества писателя: «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую философию». Прокомментируйте это утверждение, используя конкретные примеры из текста.
IV. Подведение итогов урока.
V. Домашнее задание
- Написать сочинение на темы:
1. «Писатели, упоминаемые на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
2. «Противоречие Шамаханской царицы»;
3. «Дьявольское и божественное на страницах рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
4. «Как я понимаю смысл заглавия рассказа «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
5. «Несостоявшаяся встреча…» Как бы я продолжил(а) рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина»;
- Подготовить иллюстрации по рассказу с комментарием;
- Придумать кроссворды, викторину по рассказу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе в 11 классе "Благодарю Бога, что он позволил мне написать "Чистый понедельник" (И. Бунин)
Урок по рассказу И. Бунина "Чистый понедельник" содержит богатый фактический материал, методически составлен таким образом, чтобы были использованы различные формы обучения: социологический опрос, поз...
Урок по литературе для 11 класса. Тема:Тема: «Рассказ «Чистый понедельник» И. А. Бунина. «Чистый понедельник» - это еще одна вариация на тему о том, что «женщине с мужчиной никогда друг друга не понять» (Н. Гумилев).
Урок проблемный. Это моя попытка использовать на уроке исследовательскую технологию и групповую работу, помочь учащимся вникнуть в очень непростой, на мой взгляд, рассказ И.А. Бунина. Согласитесь, кол...
Урок литературы в 11 классе. "Трагедийная концепция любви" ( По рассказу И.Бунина "Чистый понедельник"
Урок литературы в 11 классе на материале рассказа И.Бунина "Чистый понедельник". Попытка учащихся самостоятельно проанализировать текст рассказа, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилис...
Урок по литературе 5 класс Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
Урок внеклассного чтения,проводится после изучения творчества В.П.Астафьева в 5 класс по программе Меркина...
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме: "Рассказ А. П. Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по литературе в соответствии с ФГОС....
Предметный и вещный мир в творчестве И.А. Бунина. Роль книги и книжного мира в духовно-нравственном поиске героев. (На примере рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник».) Технология. Творческая мастерская
Методическая разработка внеурочного занятия по рассказу И.А. Бунина "Чистый понедельник" представлена в форме семинарского занятия. Вопросы разделены на блоки, которые можно разбирать как в ...
Урок по литературе 6 класс. Художественные особенности рассказов А.П. Чехова
Урок посвящен анализу рассказов А.П.Чехова. Это второй урок по теме: «Футлярная трилогия» А.П.Чехова. Тип урока – открытие нового знания в технологии проектной деятельности. При план...