Главные вкладки

    Урок по литературе 5 класс Нравственные проблемы рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Акулова Елена Николаевна

    Урок внеклассного чтения,проводится после изучения творчества В.П.Астафьева в 5 класс по программе Меркина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_zachem_ya_ubil_korostelya.docx32.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  по литературе 5 класс
    Нравственные проблемы  рассказа  В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”
     слайд 1

    Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?”

    Задачи:

    Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

    Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.

    Совершенствовать устную и письменную речь школьников.

    Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

    В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

    Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

    Используемые приёмы работы: "Древо предсказаний”, "Толстый и тонкий вопросы”, "Письмо по кругу”, "Написание эссе”, "Чтение с остановками”.

    Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.

    Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

    Ход урока

    1 стадия - "Вызов”.

    Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как всегда, я рада встрече с вами… На предыдущих уроках мы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева "Васюткино озеро”. Я поняла, что это произведение произвёло на вас большое впечатление, которое вы активно выразили в групповых работах, а написании сочинений. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением замечательного писателя.

    тема  урока….

    -Какие вопросы могут возникнуть, глядя на неё ?

    -Как вы думаете, чем сегодня мы будет заниматься?

    -выражение нравственные проблемы,давайте разбремся,что же это такое?( после ответов ребят, показывается слайд 2,3,4)

    • Нравственность — есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным.
    •  Проблема (от греч. problema — задача), в широком смысле сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения.
    • Нравственные, вечные проблемы всегда являлись одной из основных тем русской литературы: вопросы добра и зла, совести, человеческого достоинства,поведения, справедливости и другие. Нравственные проблемы возникают тогда, когда начинаешь поступать и жить не по совести.

    -Итак, сегодня, ребята, мы с вами попробуем разобраться со всеми вопросами, которые у нас с вами возникнут при знакомстве с этим рассказом.

     Фронтальная беседа:

    Обратим своё внимание на заглавие рассказа Астафьева. слайд 5

    -Что содержится в этом названии? "Зачем я убил коростеля?”

    -Можно ли этот вопрос назвать риторическим? Почему?

    -О чём говорит местоимение Я в заглавии? А кто это Я?

    -Какие эмоции этот содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)

    -Кто же такой КОРОСТЕЛЬ? (давайте послушаем сообщение) слайд 6,7,8

    КОРОСТЕЛЬ

    Коростель — название охотничье и книжное; дергун, дергач — вот русские народные имена. Городская жители мало знают коростеля; но зато все деревенские жители,вдоволь наслушались его неугомонных криков.

    Коростель немного больше перепелки объемом своего тела, только несколько длиннее, но при первом взгляде кажется гораздо ее больше; причиною тому длинная шея, длинные ноги и перья. Несмотря на то, все его устройство чисто куриное. Коростель покрыт перьями красно-бурого цвета, с небольшими, продолговатыми, темными полосками или пестринками;  крылья у него гораздо краснее; по всей спине лежат длинные перья, темноватые посредине и со светло-коричневыми обводками по краям. Эта пестрота простирается к хвосту и даже на верхние части ног, покрытые мелкими перышками; хвост коротенький, также пестрый.

    Полетом своим он отличается от всех птиц: задняя часть у него всегда висит, как будто он подстрелен, отчего дергун держится на лету не горизонтально, а точно едет по воздуху, почти стоя; притом он имеет ту особенность, что, взлетев, не старается держаться против ветра, как все другие птицы, но охотно летит по ветру, отчего перья его заворачиваются и он кажется каким-то косматым.

    Давайте составим "древо предсказаний” слайд 9, на каждом листике, которого  запишем свои версии: что произойдет в рассказе? (Версии ребят)

    Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии интересны, сюжет получился бы занимательным.

    А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

    2 стадия – "Осмысление”.

    Чтение учителем первой части рассказа:

    Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

    Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…

    (ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

    Вопросы учащимся:

    - Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).

    -Коростели, обычно, быстро уходят от погони. А как автор передает беспомощность этой

    птицы? (с помощью глаголов «присела», «притаилась», «пугалась», наречия

    «неуклюже», деепричастия «заваливаясь»)

    - Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

    Чтение учителем второй части рассказа:

    … От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

    Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

    (ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

    Вопросы учащимся:

    - Как вы поняли фразу "дикий азарт”? (Эпитет «дикий» азарт, то есть необузданный, не

    имеющий отношение к человеку.)

    - Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?

    - Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).

    Чтение учителем третьей части рассказа:

    Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем.  Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

    И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

    Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

    (ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

    Вопросы учащимся:

    - Какое чувство у нас вызывает описание мертвой птицы?  (Описание мёртвой птицы вызывает чувство жалости и сострадания. Усиливается это чувство, когда мы узнаём, что у коростеля не было одной лапки: он лишился её летом, попав под литовку. Тем более такая птица нуждается в защите!)

    -Какие слова использует автор, чтобы подчеркнуть безжизненность птицы? (Эпитеты: завядшее, бескостное, невесомое тельце; мертвые, бесцветные веки.)

    - Почему так подробно дано описание мертвой птицы? (мальчик внимательно рассматривает на ладони ее завядшее тельце, как бы определяя степень своей  вины. Подробности в описании птицы усиливают чувство вины)  

    -Как вы оцениваете поступок героя? Зачем он убил птицу? ("Сдуру”, "без надобности”).

    - Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

    Чтение учителем четвёртой части рассказа:

    … С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

    Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

    Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

    И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.

    И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

    Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

    Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

    Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

    Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

    (ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

    Вопросы учащимся:

    - Коростель. Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту). Чем трудна жизнь коростеля и других перелетных птиц? Почему очень подробно автор рассказывает о коростеле?

    Хочет показать, что рассказчик интересуется нелегкой жизнью этих птиц. Знает о них практически всё. Подчеркивает, что именно у нас, «где зори маковые вянут….» коростель выводит и выхаживает потомство, потом добирается на зимовье в Африку, но не остается там, а возвращается на родину)

    -Приходит ли к герою осознание того, что он совершил?

    - Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

    Чтение учителем пятой части рассказа:

    … Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти. слайд 10

    Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

    Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

    Вопросы учащимся:

    – Вот мы подошли к финалу рассказа. Сюжет рассказа выстроился следующим образом, посмотрите на слайд11

    Совпадает ли финал рассказа с предполагаемым.

     -Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?

    -Почему автор заканчивает рассказ по сути одним и тем же вопросом «…зачем я убил

    коростеля? Зачем?» ( чтобы показать, насколько мучителен он для рассказчика. На него

    нет ответа, как нет возможности повернуть все вспять)

    - Почему автор дал такое название рассказу? ("Застарелое мучение”.Вопрос, на который не может дать ответ сам).

    3 стадия – "Рефлексия”.

    - О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

    -Чему учит это произведение?

     -Как вы думаете, почему герой рассказа, человек взрослый, много повидавший на своем веку, не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой, героя мучает совесть)

    -Что же это за застарелое мучение, которое не отпускает героя?

    -Что же такое совесть? Вам было дано домашнее задание найти определение словам совесть и стыд? Давайте вас послушаем Сергей  Иванович  Ожегов «Толковый словарь рус яз.»

    Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

    Стыд - чувство сильного смущения, неловкости от сознания предосудительности, неблаговидности своего поступка, поведения.

    Как вы думаете, слова "стыд” и "совесть” близкие по своему значению? (Сначала мнения учащихся, а затем – обращение к толковому словарю:Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).Стыд и совесть, эти нравственные понятия очень близки, есть совесть ,есть и стыд – говорится в народной пословице.

    -Ребята, наверно, каждый человек в своей жизни испытывал эти чувства, но в тоже время обладаетположительными,хорошими качествами характера .

    Предлагаю вам сейчас составить Свиток положительных качеств вашего класса. Сейчас каждый ряд получит листик, своеобразный свиток, а нем вы напишете свою фамилию, передаете соседу, который записывает ваше положительное качество, потом пишет уже свою фамилию и т. д. ( играет музыка)

    Листы крепятся на доске, частично зачитываются.

    Если время остается Кто освободится, внимательно прочтите поговорки на слайде и ответьте на вопрос:

    «Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят?» слайд 10

    От человека утаишь, от совести не утаишь.

    Совесть без зубов, а загрызет.

    Заключительное слово учителя

    Сегодняшний урок подходит к концу, давайте в заключение послушаем стихотворение М.Дудина « Берегите землю»,прочитает его нам Жукова Елизавета. слайд 12

    Берегите Землю. Берегите

    Жаворонка в голубом зените,

    Бабочку на листьях повилики,

    На тропинке солнечные блики…

    Берегите Землю! Берегите

    Чудо песен городов и весей,

    Мрак глубин и волю поднебесий…

    Берегите Землю! Берегите

    Времени крутые повороты,

    Радость вдохновенья и работы,

    Древнего родства живые свойства,

    Дерево надежд и беспокойства,

    Откровение земли и неба,

    Сладость жизни, молока и хлеба.

    Берегите доброту и жалость,

    Чтоб они за слабого сражались.

    Берегите будущего ради,

    Это слово из моей тетради.

    Все дарю! И все от вас приемлю!

    Только берегите эту Землю!

    Вывод

    Может ли остаться без следа поступок, совершенный в детстве? Можно ли оправдать свою жестокость малым возрастом? Зачем нам дана совесть? Должны ли мы  чувствовать  ответственность за все, что совершаем? Можно ли было поступить иначе? Над этими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

    К сожалению, жизнь не имеет черновиков, «дублей», как в кино. Все набело, навсегда, не вычеркнуть, не стереть, не исправить.

    А теперь, я хотела бы, чтобы вы оценили свою работу на уроке сами, для этого вам необходимо в листочках, которые лежат у вас на парте, поставить себе оценку.

    4 стадия – "Домашнее задание” слайд 13

    -Напишите небольшое рассуждение по данному высказыванию."Берегите всех зверей природы – убивайте лишь зверей внутри себя!”Е.Евтушенко.

    -Нарисуйте обложку книги В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

    -Опишите случай из жизни, за который вам было стыдно.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

    Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

    Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

    Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

    Презентация по рассказу В. Астафьева "Зачем я убил коростеля"

    Презентация сопровождает выразительное чтение рассказа В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля" в 5 классе на уроке внеклассного чтения...

    Интегрированный урок развития речи «Обучение лингвистическому анализу текста (на примере рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

    Выполнение лингвистического анализа текста – рассказа В.П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», то есть выявление арсенала средств, используемых автором для создания художественного образа, художестве...

    Методическая разработка урока литературы "Проблема нравственной памяти в литературных произведениях (на примере рассказа В.П.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)".

    План-конспект урока литературы в 8 классе проблемно-ориентированного обучения (PBL). (Урок в рамках экспериментальной деятельности. Сингапурская технология)Опишите запуск проблемы (вы расскажете/прочи...