Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?"
план-конспект занятия по литературе (5 класс)

Череповская Майя Анатольевна

Урок литературы по рассказу В. П. Астафьева "Зачем я убил коростеля?" ( технология СДО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация к уроку584.67 КБ
Файл Рабочий лист учащегося13.59 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Разъезженская средняя школа» Урок литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?» Череповская Майя Анатольевна, учитель русского языка и литературы 02.11.2022г.

Слайд 2

Заявка на оценку: «5» – 20 баллов и более «4» – 16 – 19 баллов «3» - 11 – 15 баллов

Слайд 3

Виктор Петрович Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

Слайд 4

Коростель - небольшая птица, также называемая дергач, с прямым клювом, серо-ржаво-рыжим оперением и длинными ногами.

Слайд 5

«Промах мгновенен, длинно раскаяние»

Слайд 6

Слово « бочАжина » употребляется в значении глубокая лужа. Слово « тальнИк » употребляется в значении «кустарниковая ива». Слово «азарт» обозначает «возбуждение, вызванное горячей увлеченностью чем-либо». Слово «литовка» обозначает «традиционное название большой русской косы, которой косят, не нагибаясь». Слово « угор » обозначает «возвышенность, холм, а также высокий берег реки».

Слайд 7

Задание: назовите существенные признаки произведения и определите его жанр. Докажите с помощью дедуктивного умозаключения по карточке №6

Слайд 8

Задание: найдите в тексте фрагмент, в котором написано, почему герой рассказа убил коростеля. Прочитайте выразительно.

Слайд 9

С помощью каких средств автор показывает нам птицу, чтобы мы могли понять, что она не жива? Выпишите средства изображения (словесные образы) в таблицу и определите их вид. Понятие, характеризующее неживую птицу Средства изображения Вид 1. Тельце 2. Веки 3. Шейка 4. Перо 5. Спина

Слайд 10

Словесные образы, характеризующие неживую птицу Понятие, характеризующее неживую птицу Средства изображения Вид 1. Тельце завядшее эпитет бескостное эпитет 2. Веки мёртвые эпитет бесцветные эпитет 3. Шейка будто прихваченный морозом лист сравнение болталась описание действия 4. Перо желтовато уменьшительно-ласкательный суффикс со ржавинкой уменьшительно-ласкательный суффикс 5. Спина словно темными гнилушками посыпана сравнение

Слайд 11

Задание: найдите в тексте аргументы, подтверждающие истинность тезиса: «Жизнь коростеля трудна»

Слайд 12

1. Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её 2. Птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. 3. Много тысяч коростелей гибнет в пути

Слайд 13

Выявите в тексте причинно-следственные связи и укажите не менее 2-х примеров в следующей форме: Причина:… Следствие:…

Слайд 14

1. Причина: птица услышала меня, следствие: присела, притаилась, пугалась, бросилась бежать. 2. Причина: от мальчишки не надо убегать, следствие: бросится в погоню. 3. Причина: я догнал птицу, следствие: захлестал её удилищем.

Слайд 15

Сравните отношение героя рассказа к коростелю в начале рассказа и отношение жителей Франции к этой птице. Сформулируйте ответ с опорой на конструкции карточки №3.

Слайд 16

Сравнивая отношение героя рассказа к коростелю в начале рассказа и отношение жителей Франции, можно сказать, что во Франции эту птицу боготворят, почитают, устраивают в её честь праздники, пекут фигурки из теста, а герой рассказа захлестал её до смерти.

Слайд 17

Чем объяснить тот факт, что повествователь «с нетерпением и виной… каждое лето» ждёт домой коростелей?

Слайд 18

Тот факт, что повествователь «с нетерпением и виной… каждое лето» ждёт домой коростелей можно объяснить тем, что он чувствовал себя виновным в гибели птицы.

Слайд 19

Соотнесите описание коростеля в тексте В. П. Астафьева с иллюстрациями, укажите иллюстрацию, на которой изображен коростель. Ответ дайте в форме суждения. №1 №2 №3

Слайд 20

В тексте В. П. Астафьева говорится о том, что перо у коростеля было со ржавинкой по бокам, а спина «словно темноватыми гнилушками посыпана», на иллюстрации №1 изображена птица с рыжеватыми перьями, следовательно, на иллюстрации №1 изображен коростель.

Слайд 21

Какие подробности свидетельствуют о том, что случившееся запомнилось автору на всю жизнь? Ответ сформулируйте в форме умозаключения.

Слайд 22

Поскольку автор хорошо помнит, что возвращался с рыбалки, в какое время года это случилось: ранней осенью, запомнил, что тем летом была засуха: «высохла бочажина », следовательно, случившееся запомнилось ему на всю жизнь.

Слайд 23

Сравните героя рассказа в начале и в конце произведения. Сформулируйте ответ с опорой на конструкции карточки №3.

Слайд 24

Сравнивая героя в начале и в конце рассказа, можно сказать, что он изменился. В начале рассказа он захлестал птицу удилищем просто так «сдуру». В конце рассказа герой говорит о том, что больше никогда не стрелял без надобности.

Слайд 25

Сформулируйте в виде суждения, какова главная мысль рассказа.

Слайд 26

Главная мысль рассказа заключается в том, что прежде чем совершить какой-то поступок, необходимо подумать, т.к впоследствии можно всю жизнь сожалеть о содеянном.

Слайд 27

«Промах мгновенен, длинно раскаяние»

Слайд 28

Никогда ничего не вернуть, Как на солнце не вытравить пятна. И в обратный отправляясь путь, Всё равно не вернешься обратно. Эта истина очень проста, И она, точно смерть, непреложна: Можно в те же вернуться края, Но вернуться назад невозможно. Н. И. Новиков

Слайд 29

Домашнее задание Поразмышляйте над фразой «После чтения рассказа В. П. Астафьева я возьму с собой в жизнь…». Продолжите данную фразу.

Слайд 30

Цели урока: Цель (прописанная через результат): к концу урока каждый ученик будет: знать: - значение слов: бочажина , тальник, азарт, литовка, угор . - содержание прочитанного произведения; - художественные средства выразительности (эпитет, сравнение); - признаки рассказа. уметь (сможет продемонстрировать): устно высказывать своё мнение о прочитанном; анализировать и делать выводы на основе информации из текста; прогнозировать содержание текста по заглавию; отвечать на вопросы по содержанию; оценивать поступки героя.

Слайд 31

Читательские умения Поиск информации и понимание прочитанного: передавать содержание произведения, опираясь не только на имеющуюся в тексте информацию, но и на жанр произведения, структуру, используемые автором выразительные средства.

Слайд 32

2. Преобразование и интерпретация информации: определять и формулировать в виде суждения тему, которой посвящено произведение, и главную идею автора текста; выводить заключение о цели (намерении) автора, главной мысли текста.

Слайд 33

3. Анализ и оценка прочитанного: определять роль средств выразительности в раскрытии образов героев произведений, их сюжета; анализировать характер героев произведений, их поступки, выделяя в них положительные или отрицательные стороны; обосновывать принадлежность произведения определённому жанру.

Слайд 34

4. Использование информации из текста для различных целей: доказывать свою точку зрения, применяя законы логики.

Слайд 35

Логические умения: формулирование суждения; формулирование умозаключения; установление причинно-следственных связей; анализ информации; сопоставление информации из разных источников; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Слайд 36

Формы работы: фронтальная; индивидуальная; простая кооперация; сложная кооперация.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист

Фамилия, имя____________________________________________________________

Запланированная оценка________________

Задание 1.

Баллы:

С помощью каких средств автор показывает нам птицу, чтобы мы могли понять, что она не жива? Выпишите средства изображения (словесные образы) в таблицу и определите их вид.

Понятие, характеризующее неживую птицу

Средства изображения

Вид

  1. Тельце

  1. Веки

  1. Шейка

  1. Перо

  1. Спина

Задание 2.

Баллы:

Выявите в содержании текста причинно-следственные связи и укажите не менее 2-х примеров в следующей форме:

Причина:…

Следствие:…

  1. Причина - ______________________________________________, следствие - ___________________________________________________________________
  2. Причина - ______________________________________________, следствие - ___________________________________________________________________
  3. Причина - ______________________________________________, следствие - ___________________________________________________________________

Общая сумма баллов:_______________                                                  Оценка:___________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

"Фотография, на которой меня нет" Урок литературы по рассказу В.П.Астафьева

Урок литературы в 8 классе проводился с включением элементов проектной деятельности....

Конспект урока литературы "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак"

Конспект урока по литературе "Анализ рассказа А.П.Чехова "Казак". В уроке используются такие приемы, как кластер, синквейн....

Презентация к уроку литературы по рассказу Б.Екимова "Ночь исцеления"( 5 класс).

Данная презентация познакомит уч-ся с жизнью писателя, поможет проанализировать небольшое произведение Бориса Екимова....

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....