Урок по рассказу В.П.Астафьева "Людочка"
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Тихонова Марина Владимировна

Урок нравственности для учащихся 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lyudochka.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

по рассказу

 В.П. Астафьева «Людочка»

10 класс

…потому что все согрешили и лишены славы Божией…

Посл. Римлянам, 3: 23

…всякий, кто призовет имя Господне, спасется…

Посл. Римлянам, 10: 13

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством писателя В.П. Астафьева;
  • проанализировать рассказ «Людочка»;
  • разобраться в обстоятельствах трагедии Людочки;
  • понять злободневность проблем, поднятых писателем;
  • сопоставить образы Людочки и Катерины из пьесы А.Н. Островского «Гроза», выяснить причины их гибели;
  • Людочка и Соня Мармеладова, почему Соня оказалась сильнее Людочки.

Эпиграф к уроку: «Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом – суть бесчеловечности». (Б. Шоу)

Учитель: Сегодняшний урок мы начнем краткого очерка о личности Виктора Петровича Астафьева, его творчестве.

Ученик: …

Учитель: Есть у Виктора Петровича Астафьева маленький рассказ из сборника «Затеси», который называется «Чтобы боль каждого…». На плите, под которой похоронен царь Давид, написан завет, знакомый каждому грузину: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на мое сердце, чтобы слышал я боль его…» Автора поразили эти слова. Мудрые слова, в которых заключена великая доброта по отношению к людям, готовность принять чужую боль и откликнуться на нее. Виктор Астафьев всю свою долгую жизнь умел чувствовать человеческую боль, у него болела душа за все происходящее в нашей стране: за поруганную природу, разрушающуюся культуру, душу человеческую. «Как произошло, что в жизни стал господствовать беспредел, культ силы, безверие в человеческую доброту и искренность?» Этот вопрос задает себе писатель, наблюдая за изменениями в нашей жизни. Этот вопрос он ставит перед нами, своими читателями.

На наших глазах происходит грандиозный научно-технический прогресс, совершенствуются средства передвижения, средства коммуникации, способы добычи энергии, а «энергия любви» находится у нас на стадии каменного века, люди теряют духовные ориентиры, порывают с вечными нравственными ценностями.

Не понаслышке, а своими пытливыми умудренными опытом глазами видит писатель суровую, порой жестокую правду и привносит на страницы своих произведений. Эта правда жизни нашла свое воплощение в рассказе «Людочка», написанном в 1989 году. Я думаю, и ваше сердце не осталось равнодушным к истории, рассказанной Астафьевым.

Определите фабулу рассказа.

Ученик: В этом произведении автор рассказывает о судьбе деревенской девушки. Окончив школу, Людочка вынуждена была покинуть родной дом и уехать в ближайший городок. Она нашла работу, жилье. Однажды, возвращаясь домой через парк, девушка столкнулась с группой парней, которые надругались над ней. После этого она покончила жизнь самоубийством.

Учитель: Кто, по-вашему, виноват в случившемся? Как вы думаете, в чем главная трагедия героини?

Ученик: Душевное одиночество, равнодушие окружающих. Людочка столкнулась с холодной стеной людского равнодушия, непонимания, отсутствием человеческого сострадания.

Учитель: Но где искать истоки этого равнодушия? Когда мы начинаем терять интерес к человеку, к его судьбе? Писатель пытается ответить на эти вопросы, а чтобы понять авторскую позицию, давайте обратимся к трем сюжетным «пластам» рассказа.

Первый «пласт» - мир природы. Картины природы в произведении не просто фон, на котором происходят действия, они имеют важное значение в структуре рассказа. В них заключается глубокий смысл, т.к. в отношении к природе раскрывается духовный облик человека.

Найдите описание небольшой угасающей деревеньки Вычуган.

Ученик: Отец Людочки пел: «В Вычугане мы живем, не работаем, но пьем». Да и сама деревня одичала. «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, с едва натоптанной тропой, была в закрещенных окнах… с разваленными огородами дворов… с угасающими садовыми деревьями. И смородинник и бурьян чах, и малина по огородам дичала… Примерли бабы в деревне Вычуган, овдовевшие по причине войны и всенародных побед на всех фронтах сражения за социализм».

Учитель: Такой видит Астафьев русскую деревню – умирающей, теряющей последние силы, без хозяев-мужиков, с женщинами, в вечных трудах забывшими, с какого плеча креститься. И попадает Людочка в город, который даже после вот такой убогой деревни кажется не просто неприятным, а чем-то большим. Как нам рисует писатель этот город?

Ученик:  Пейзаж, традиционно рисующий духовный мир человека, превращает нас в очевидцев картины уничтожения, унижения природы: «…разрослось, как ему хотелось, всякое дурнолесье и дурнотравье: бузина, малинник, тальник, волчатник, и всюду – развесистая полынь… Елки срубались к Новому году догадливыми жителями, сосенки ощипывались козами… просто так, от скуки обламывались мимо гулявшими рукосуями… Всегда тут, в парке, стояла вонь…»

Учитель: Какой же русский пейзаж без реки, даже маленькой? Только это не «Золотая осень» и не «Свежий ветер на Волге», - это другое, мерзкое. Найдите описание.

Ученик: «… по канаве текло какое-то горячее месиво из грязи, мазута, мыльной воды… прели в канаве колесные шины, комья бумаги и оберток… иногда проносило какую-нибудь диковинку…»

Учитель: Дерево очень много значит для русской души. Вспоминается чудесная пословица-примета: «В березовом лесу – веселиться, в сосновом – Богу молиться, в еловом – удавиться». Как описываются деревья в рассказе?

Ученик: «Кое-где дурнину эту непролазную пробивало кривоствольными черемухами, две-три вербы, одна почерневшая от плесени береза росла, цвели в середине лета кособокие липы».

Учитель: К какому выводу можно прийти, описав природу в рассказе?

Ученик: В отношении к природе, земле раскрывается духовный облик человека.

Учитель: А в нашей жизни, в нашем городе можно видеть примеры такого же отношения к природе?

Ученик: …

Учитель: Вот мы и переходим ко второму «пласту» рассказа – миру людей. Опустошение в природе, равнодушие к ней ведут к опустошению в душах людей. Вспомните, как Людочка попадает в центральный городской парк на танцы, «в загон, похожий на звериный».

Ученик: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному… бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред… Музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости, билась в судорогах, трещала, гудела, грохотала, барабанила, стонала, выла».

Учитель: Еще в рассказе есть песня, которая традиционно выражала русскую душу. Как у Астафьева звучит песня?

Ученик: «Одна особа, отдаленно похожая на женщину, совсем почти раздетая, кричала в фигуристый микрофон, держа его в руке с каким-то срамным вывертом. Людочке сперва показалось, что кричит та особа что-то на иностранном языке, но, прислушавшись, разобрала: «Приходи. Любофь. А то…»

Учитель: Почему именно в парке происходит с Людочкой беда?

Ученик: Здесь шло уничтожение природы и человеческого в человеке. Искалеченная природа формирует искалеченный характер.

Учитель: Порождение вэпэвэрзовской культуры – выродок стрекач. Что мы узнаем о нем? Какова его внешность.

Ученик: …

Во внешности Стрекача нет ничего человеческого: с виду он напоминал «черного узкоглазого жука», правда, под носом у него вместо щупальцев-усов «была какая-то грязная нашлепка, при улыбке, точнее, при оскале, обнажающая порченые зубы…» По-зверски он ведет себя и с Людочкой, заставляет и шпану «испачкаться», чтобы не он один был виновником.

Учитель: Что мы узнаем о родителях Людочки? Как отнеслись близкие к беде героини?

Ученик: «Мать… не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу… пусть горем и бедами испытывается, закаляется…», «но через эту неизбежность все бабы должны пройти… Сколько их еще, бед-то, впереди…» «…Людочка почувствовала, что слова ее повисли в пустоте… - мать не слушала и не слышала ее», «…не лугу, за покинутой деревней, она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неодолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: побежать бы в леспромхоз, за семь верст, найти отчима, прислониться к нему и выплакаться на его грубой груди…»

Учитель: Если мать на беду не откликнулась – кончена жизнь! Так рушится еще одна традиционная надежда русской литературы, надежда на чуткое материнское сердце.

Людочка и Гавриловна. Реакция Гавриловны на случившееся?

Ученик: Людочку Гавриловна пустила оттого, что угадала в ней деревенскую родню, не испорченную еще городом, да и стала тяготиться одиночеством на старости лет. Гавриловна свалила на Людочку все домашние дела. «Людочка варила, мыла, скребла, белила, красила, стирала, гладила». Гавриловна сочувствовала Людочке, но не видела ничего страшного в том, что с ней случилось. «Ну, сорвали плонбу, подумаешь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на это дело…»

И когда случится с Людочкой беда, прогонит ее Гавриловна, чтобы не быть замешанной в чужом горе.

Учитель: В этом рассказе не будет и любви, которая раскрывает самые красивые качества человека?

Ученик: Артемка, парень, неравнодушный к Людочке и ее ограждавший от неприятностей, не только не решится защитить девушку, но и с трудом будет удерживать себя, чтобы не заглянуть туда, в кусты, где терзает девушку мерзавец.

Учитель: Мир людей… Каков он в рассказе?

Ученик: Людочка столкнулась с жестокостью, равнодушием. Это, пожалуй, сильнее повлияло на девушку, чем то, что случилось с ней в парке. А ей и нужно-то было выплакаться на родной груди, чтобы погладили по голове, пожалели.

Учитель: Каков мир людей в настоящее время?

Ученик: …

Учитель: (зачитывает эпиграф к уроку). Как вы понимаете эти слова?

Есть в рассказе своеобразная вставная новелла, уводящая от повествования. Какая?

Ученик: Людочка, еще школьница, оказалась в больнице и увидела там лежащего в коридоре, умирающего по недосмотру парня-лесоруба. Бредит он, что-то шепчет, и Людочка, стремясь хоть чем-то помочь, пытается читать перед ним молитву, но слов не знает, и тогда она вспоминает строчки стихов, но что это за стихи! «Любовь – это бурное море, любовь – это злой океан… чтобы жить да жить на тучных нивах колхозных труд счастливый осуществить…» Нет в сердце молитвы, только рифмованные лживые слова!

Учитель: Зачем в рассказе появляется эта история?

Ученик: Рядом с умирающим парнем не оказывается никого, кто хотел бы разделить с ним его боль, а в одиночку он не одолел смерти. Только теперь Людочка ощутила вину перед этим парнем, его одиночество.

Учитель: Героине «предстояло до конца испить чашу одиночества…». И выбрать свою судьбу: либо смириться и продолжать жить, как раньше, либо каким-то образом изменить сложившуюся ситуацию.

Какой путь выбирает Людочка? Почему?

Ученик: По пути в парк, где она собиралась покончить жизнь самоубийством, Людочка прочитала объявление о наборе юношей и девушек в лесную промышленность. Промелькнула спасительная мысль: может, уехать, «да тут же и другая мысль перебила первую: там, в лесу-то, стрекач на стрекаче и все с усами».

Учитель: Возможно, уходом из жизни она надеялась разбудить холодные сердца окружающих, что-то изменить в жизни.

Кого из героинь русской литературы напоминает вам Людочка?

Ученик: Катерину из драмы А.Н. Островского «Гроза».

Окруженная материнской заботой, Катерина была очень счастлива. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попадает в обстановку жестоких нравов города Калинова. Катерина томится в доме Кабановой, где нет свободы, понимания. Только любовь к Борису могла утолить ее, но он был слишком безвольным. Терзаемая злобой, непониманием, Катерина находит выход в смерти.

Людочка, выросшая в «угасающей деревеньке Вычуган», не получила материнской заботы и любви. Она оказалась одинока и в провинциальном городке, в котором царили «жестокие нравы», как и в городе Калинове.

Когда с Людочкой случилась беда, никто не пришел ей на помощь. Людочка нравственно слабее Катерины, но и перед ней встает вопрос: как жить дальше? Как и Катерина, Людочка выбрала смерть, потому что не смогла вынести душевных мук.

Учитель: Смерть Людочки и Катерины – это приговор обществу, в котором люди лишены человеческого тепла.

В чем же наше спасение? Как решает этот вопрос Ф.М. Достоевский?

Ученик: Для Достоевского нравственное возрождение начинается на духовной основе. Раскольников приходит к мысли о служении людям через доброту и любовь.

Учитель: Есть ли Бог в мире, в котором живет Людочка?

Ученик: Деревенские бабы забыли, «с какого плеча надо креститься», но «охотно возвращались к вере в Бога».

У Стрекача на шее висит крестик, прицепленный к мелкозернистой цепочке, излаженной под золото, и красуется надпись на груди: «Верю в Иисуса Христа, Ленина и опера Наливайко».

Людочка далека от веры, она «не потрудилась выучит ни одной молитвы». И только перед смертью она обращается к Богу, хотя и не знает, не верит, есть ли Он: «Боже милостивый, Боже милосердный… Господи, прости меня, хотя я и не достойна…»

Учитель: Сравните двух героинь – Людочку и Соню Мармеладову.

Ученик: Тихие, стеснительные, они стали жертвами города. Обе испытывают нравственные муки. Соня тоже думает о самоубийстве, которое могло бы избавить ее от позора и мучений. Но мысль о голодных детях заставляет ее смириться. Вера помогает девушке выжить в этом страшном мире. Людочка совершает самоубийство, потому что не видит спасения в окружающих ее людях, не в ней и веры в Бога.

Учитель: С любовью относятся писатели к своим героиням, которые приняли на себя грехи многих людей.

Может быть, победа отчима Людочки над Стрекачом – это то наказание зла, которое всегда предсказывала русская литература?

Ученик: Хотя отчим и растоптал Стрекача, утопил в зловонной яме, не торжествует победа добра. Не добро победило зло, а одно зло поглотило другое, сила одолела.

Учитель: Справедливость восстановлена, в городе ведется работа по оздоровлению общества. С чего, по-вашему, должно начинаться оздоровление общества?

Ученик: Оздоровление общества должно начинаться с внимания к человеку, сочувствия.

Учитель: писатель последовательно разрушил все ценности, гуманистические принципы русской классической литературы. Значит, впереди торжество насилия?

О чем говорят последние строчки рассказа?

Ученик: Устроившись в вагоне, едут с похорон Людочки мать и отчим. И не замечает мать, что плачет и шепчет: «Господи, помоги хоть эту дитю полноценную родить и сохранить… оно скрепит нас , на плаву жизни удержит… А за ту доченьку, кровиночку алую, прости меня, Господи, если можешь, прости…» И лицо ее залито слезами, а «сам», «хозяин», делает вид, что спит, но мы понимаем, что в этом страшном, неведомом человеке просыпается что-то такое, что он и сам определить не может, только вот жену он к себе неловко прижмет, плечо ей подставит, чтобы успокоилась, пригрелась.

Учитель: Так вечная молитва матери спасет мир от бесчеловечности. Да, все согрешили, так сказал апостол Иоанн, его слова приведены в эпиграфе, но всем нам дано покаяние. Астафьев не случайно упоминает, что ждет мать Людочки ребенка. Для нашей литературы ребенок всегда был символом чистоты, света, надежды. Писатель ведет нас к вечному образу дитя, к святой материнской молитве, несущей надежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

Урок литературы по творчеству Астафьева "Жизненные уроки героя рассказа В. Астафьева "Конь с розовой гривой"

Урок в  6 классе Урок проходит в несколько этапов. Цель урока: помочь разобраться  в идейно-нравственном содержании рассказа...

Урок PBL. Разработка урока литературы по теме «В чем суть истинного героизма? (Обобщающий урок по рассказу Л.Н.Толстого «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»)).

Цель:Определение значения героизма в жизни человека через анализ образа Пети Ростова.Задачи:Образовательные:1. Формирование навыков анализа различного рода эпизодов в тексте, умение пересказывать их и...