Урок-размышление «Нравственное начало. История, которая «жжёт сердце» (по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ковальчук Наталия Ярославовна

Мы живем в век сумасшедших скоростей, огромного информационного потока, быстро сменяющихся, как в калейдоскопе, событий. 

Как не утонуть в этом водовороте, не потеряться в череде дневных и ночных событий, не упустить главное за мелкими, суетными, сиюминутными, но очень важными, как нам кажется, и неотложными делами, не потерять свое, внутреннее, человечное?!

Как в наш прагматический век не стать бездушной машиной по зарабатыванию денег и приобретению благ, когда в погоне за материальным комфортом, мы теряем комфорт душевный? 

Когда, оказавшись в сложной ситуации, мы вдруг понимаем, что среди тысяч людей, окружающих нас, нет ни одного человека, который протянул бы руку помощи или просто выслушал? 

«Людочка» - это рассказ - предупреждение. Человечество обречено на гибель, если не осознает ответственности за все, что так предельно обострилось в мире, не вернет утраченное милосердие, готовность сострадать чужой боли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-размышление в 11 классе на тему:

«Нравственное начало. История, которая «жжёт сердце» (по рассказу В.П. Астафьева «Людочка»)

Цели урока:

Образовательная цель – провести глубокий анализ художественного произведения с помощью вопросов и различных заданий. 

Развивающая цель – создать условия для самостоятельной творческой деятельности, активизировать познавательный интерес, способствовать формированию навыка анализа, развитию речевых и коммуникативных навыков.

Воспитательная цель – создание условий, в которых происходит осознание каждым своей индивидуальности, принятие нравственных ценностей, выстраивание своей системы духовно-нравственных ценностей, самоанализ. Вызвать желание, проявить протест против несправедливости, желание изменить мир в лучшую сторону.

Задачи урока: понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувствие к судьбе девушки. Формировать у учащихся чувство собственного достоинства и уважение к личности и индивидуальности другого человека.

Тип урока: урок-размышление

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация,

Эпиграф к уроку:                                Ты камнем упала, я умер под ним.

                                                        Ты миг умирала, я - долгие дни.

                                                                                 Владимир Соколов        

                                                Ход урока                

I. Организационный момент.

Слайд 2 Упражнение-энергизатор «Комплимент». Каждый участник должен сказать своему соседу, что-нибудь приятное. Это делается для сплочения ребят, для настроя на урок.

II. Изучение нового материала.

  1. Вступительное слово учителя.

Слайд 3 Мы живем в век сумасшедших скоростей, огромного информационного потока, быстро сменяющихся, как в калейдоскопе, событий. Вокруг нас кипит жизненный водоворот всевозможных счастий и несчастий, радостей и огорчений, взлетов и падений своих и чужих. Как не утонуть в этом водовороте, не потеряться в череде дневных и ночных событий, не упустить главное за мелкими, суетными, сиюминутными, но очень важными, как нам кажется, и неотложными делами, не потерять свое, внутреннее, человечное?! Как в наш прагматический век не стать бездушной машиной по зарабатыванию денег и приобретению благ, когда в погоне за материальным комфортом, мы теряем комфорт душевный? Когда, оказавшись в сложной ситуации, мы вдруг понимаем, что среди тысяч людей, окружающих нас, нет ни одного человека, который протянул бы руку помощи или просто выслушал? Оказал милость: просто выслушал. 

Слайд 4 Одиночество в толпе… Не один из …, как часть чего-то большого и целого, а один среди… Один…

Милость, милостыня, милостивый, милостивый сердцем, милосердный – это не просто слова одного корня. Это одна из составляющих нравственного начала человека, отсутствие которой может отразиться на судьбе, не только этого человека, но и окружающих его людей.

Многим кажется, что милосердие и сострадание – пережиток старины. Неисполнение, искажение нравственных законов привело к тому, что чувства эти обесценены.

  1. Объявление темы и задач урока.

Слайд 5 Тема нашего урока «Нравственное начало. История, которая «жжёт сердце» (запись в тетради).

Как вы считаете, какая главная задача стоит перед нами сегодня?

Слайд 6 Главная задача на уроке:

- понять причину трагической гибели Людочки;

- узнать, какой нравственный урок содержит произведение В.П. Астафьева?

  1. Словарная работа.

Давайте, обратимся к словарям и узнаем значение слова НРАВСТВЕННОСТЬ.

Слайд 7 Термин «нравственность» берёт своё начало от слова «нрав». По латыни нравы звучат как «moralis» (мораль). «Нравы» - это те эталоны и нормы, которыми руководствуются люди в своём поведении, в своих повседневных поступках.

Слайд 8 У С.И. Ожегова читаем: «Нравственность – это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку для жизни в обществе, а так же выполнение этих правил, поведение».

Слайд 9 «Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности». В.И. Даль

  1. Задание «Закончи фразу»

Слайд 10 Закончите, пожалуйста, фразу: «Я думаю, нравственные качества, которыми должен обладать человек, – это…»

Слайд 11 Сочувствие, милосердие, миролюбие, сострадание, доброта, любовь, смирение, бескорыстие, скромность, честность, искренность, целомудрие, отзывчивость, сила воли, жертвенность, мужество, чуткость, ответственность, долг, честь…

  1. Проблемный вопрос

Слайд 12 Смерть героини – взлёт или падение?

  1. Работа над рассказом В.П. Астафьева «Людочка»

► Почему рассказ назван «Людочка»? На что настраивает название? Есть ли предчувствие, что история будет трагическая?

(Со страниц небольшого по объему произведения встает целая жизнь обычной деревенской девушки. Читаешь название и понимаешь, что речь пойдет о чем – то близком, дорогом писателю. Ничто не предвещает трагедии.)

Слайд 13 Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова Владимира Соколова «Ты камнем упала, я умер под ним. Ты миг умирала, я - долгие дни». Эти же слова являются и эпиграфом рассказа. Соотнесите эпиграф с названием. Меняется ли представление о том, что ждёт при чтении рассказа?

(Представление о рассказе меняется, появляется ощущение тревоги. Уже ждёшь что-то, связанное со смертью).

► Вспомним сюжет рассказа. Что лежит в основе произведения?

(«…история мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная…» о простой деревенской девушке Людочке).

Слайд 14 Как вы понимаете, центральным образом произведения является образ Людочки. Расскажите о Людочке. Дайте характеристику героине.

(Людочка родилась слабенькой, болезненной, плаксивой. В школе училась слабо, плохо запоминала материал, но была усидчивой. Выросла Людочка робкой, нерешительной, старательной, трудолюбивой. По хозяйству выполняла любую работу. Город, куда приехала героиня после окончания десятилетки, не вскружил ей голову. Девушка осталась тихой, скромной, спокойной, услужливой, послушной).

► Имя Людмила славянского происхождения – «людям милая».  Почему же именно её, Людочку, такую добрую, нежную, чуткую, умеющую сострадать, постигла беда?

(С одной стороны, Людочка сильна тем, что не свернула с истинного пути, глядя на девчонок с танцплощадки. А с другой стороны, характер Людочки, ее поведение, образ жизни – её слабое место.

Город не научил девушку пить, хамить, но город не научил её и защищаться. Выросшая в деревне, среди девственной чистоты полей, лугов, она и не подозревала, что есть другой мир – грубый, жестокий, грязный, мир, в котором порой нет ничего святого, светлого, доброго.

Героиня рассказа оказалась неготовой к жизни в мире, где незаслуженно правят такие, как Артемка-мыло, Стрекач).

► МОЗГОВОЙ ШТУРМ.

Кого вы считаете виновным в смерти Людочки?

► РАБОТА В ГРУППАХ.

Мнения разделились. Давайте попробуем разобраться: в чем виновата сама Людочка, в чем – мать, Стрекач, Гавриловна? Разделимся на четыре группы. Время для обсуждения 4 минуты.

► Дополнительные вопросы группам:

Что помогает писателю лучше раскрыть образ Стрекача? (Речь героя. Стрекач говорит небрежно. Искажает слова).

С какой целью автор использует нецензурные слова, выражения? (Возможно, для того, чтобы показать ничтожность, «запачканность», если так можно выразиться, дутых «паханов». Речь Стрекача свидетельствует о наглости, невежестве героя рассказа, о его полной убежденности в том, что зло, которое он несет, ненаказуемо. Поведение Стрекача говорит и о другом: в обществе, к сожалению, не все могут противостоять этому злу).

Почему Гавриловна не замечает страданий Людочки? (Гавриловна привыкшая к оскорблениям и не видящая в них ничего особенного).

Осознавала ли Людочка свою вину? (В какой-то момент Людочка осознала, что она сама причастна к этой трагедии. Она сама проявляла равнодушие, пока беда не коснулась ее лично. Не случайно она вспомнила отчима, тяжкой судьбой которого прежде не интересовалась и даже не знала, как его зовут. Не зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые. Живым не хотелось приносить себя в жертву умирающему, ради осознание того, что она способна на самопожертвование во имя ближнего своего, способна отдать ему всю себя, до последнего вздоха, сделало бы прежде всего её сильной, уверенной в себе, готовой на отпор злым силам).

► Молодцы! Конечно, в этой истории виноваты многие. И самое страшное – это то, что в трудный момент своей жизни Людочка оказалась наедине со своей болью. Никто не поддержал ее. С одной стороны, никто не осуждал Людочку, но, с другой стороны, никто и не помог ей справиться с ее болью, не сказал ей ласкового слова в утешение, чтобы хоть как-то облегчить ее страдание. Людочка столкнулась с холодной стеной людского равнодушия. Эта холодность со стороны близких и окружающих ее людей, может быть, сильнее повлияла на девушку, чем то, что произошло с ней в парке. Людочка разочаровалась в людях, неспособных к состраданию, равнодушных к чужому горю. Не найдя ни в ком поддержки, Людочка решилась на отчаянный поступок – уйти из жизни. Возможно, таким поступком она надеялась хоть как-то разбудить холодные сердца окружающих ее людей, что-то изменить  в их жизни. И в какой-то мере ей это удалось. Нашелся человек, который отомстил за смерть Людочки, вступился за нее, хотя с опозданием.

► Кто был тем человеком, который откликнулся на страдания девушки и отомстил за неё?

► Был ли другой выход у Людочки?

(Высказывания учащихся. Два полярных мнения – был другой выход или выхода не было.)

► ВЗАИМООЦЕНИВАНИЕ

► Можно и мне поучаствовать в вашем споре? Всем известно изречение «Любовь спасёт мир». Так вот по этому поводу я вспомнила стихотворение Елены Туркки.

Благодарить?

Благодарить...

За боль?

За боль еще важнее!

Простить обидчика?

Простить...

Он слаб и в страхе. Ты сильнее.

Принять скорбящего?

Принять его все скорби и тревоги...

Поднять упавшего?

Поднять...

Он твой собрат. Один из многих.

Благословить?

Благословить...

И проклинающих?

Их тоже...

Любить жестокий мир?

Любить...

Его спасти любовь лишь может...

Остались ли вы по-прежнему при своём мнении?

► И всё-таки, простив обидчика, смогла бы Людочка жить дальше?

(Высказывания учащихся).

III.  Заключительный этап урока. Решение проблемного вопроса.

Слайд 15 Вернёмся к проблемному вопросу: смерть героини – взлёт или падение?

(Высказывания учащихся).

Смерть героини – это взлёт на «грязью» жизни.

IV. Подведение итогов

Людочка приняла на себя грехи очень многих: Стрекача, матери, школы, Гавриловны, милиции, молодежи городка. Это то, с чем не мог согласиться еще Достоевский, – искупление невинными и непонимающими чьих-то грехов…

Трагедия девушки – недолгая жизнь, беспросветная, однообразная, серая, безучастная, без ласки, без любви.

Смерть героини – это её взлет: она вдруг стала необходима матери, отчиму, Гавриловне, и её заметили. «Людочка» - это рассказ - предупреждение. Человечество обречено на гибель, если не осознает ответственности за все, что так предельно обострилось в мире, не вернет утраченное милосердие, готовность сострадать чужой боли.

V. Рефлексия

► Чем история Людочки «обожгла ваше сердце»?

«Очень жаль, что существуют негодяи, поступки которых приводят к несчастью. Так не должно быть! Это неправильно!».

«Каким одиноким может быть человек. Жалко Людочку, жалко всех одиноких людей. Им негде укрыться от зла».

«В очередной раз убеждаюсь: самые добрые и безобидные уничтожаются в мире зла…Страшно за себя, за своих будущих детей!»

«История Людочки “обожгла” правдой. В жизни зло очень часто торжествует. И это правда, как ни больно это осознавать».

«Как можно так равнодушно относиться к ребёнку, который приехал к тебе за помощью и защитой!»

«Эта история показала, что законными методами зло победить трудно. Какое равнодушие к человеку в милицейских сводках! А ведь за ними – человеческая жизнь!»

«Если зло нельзя наказать законным путём, то надо бороться с ним так, как отец Людочки».

«Как порой мы, люди, бываем равнодушны друг к другу. А ведь неостановленное зло и несовершенное добро возвращаются к тебе».

«Какая “глухота” близких людей, какое нежелание слышать и понимать друг друга».

► Какой нравственный урок содержит произведение В.П. Астафьева?

Гибель Людочки заставляет нас задуматься о том, что все беды пошли от нас самих, от того, что люди перестали думать, что зло всегда возвращается в различных видах. Порочный с раннего детства Стрекач. Кто виноват в его порочности? Писатель возлагает ответственность на всех нас, забывших о милосердии, подвергающих сомнению самопожертвование, равнодушных к чужой беде.

► Где найти слова утешения? Как помочь людям, попавшим в такую беду, как Людочка? Может быть, словами утешения послужат строчки из стихотворения поэта Н.А. Разумова?

Кукует кукушка. Кукует кукушка,

Бессмертье пророчит на тысячи лет.

Но жизнь человечья всего лишь игрушка

Для тысяч случайных напастей и бед.

Кому в этом мире дано без печали

Прожить даже малость? –

Не знаю таких!

Сколь судеб безвестных невзгоды сломали...

И ты рядовой в миллиардах живых.

Так надо подняться над болью, над стоном,

Взглянуть еще раз, как восходит заря,

Как счастье огромно, как небо бездонно-

И жизнь не захочешь растрачивать зря!

► Давайте же встанем с вами, возьмём друг друга за руки, улыбнёмся и скажем добрые слова. Пусть каждый почувствует, что он не одинок. Пусть в этот миг добро торжествует над злом.

VI. Оценивание. Домашнее задание

Легко ли быть милосердным? (сочинение-рассуждение).                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК В 11 КЛАССЕ ПО РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «ЛЮДОЧКА»

1. Представить В.П. Астафьева, как писателя-неоклассика, продолжившего традицию рассказа о судьбе и жизни «маленького человека».2. Понять причину трагической гибели Людочки. Вызвать у учащихся сочувст...

"Носите бремена друг друга..."(Гал.6:2).(Тема бремени, креста в рассказе В.П.Астафьева "Людочка".)

Статья  " Носите бремена друг друга..." ( Гал. 6:2)  относится к разделу " Литература ". Тема бремени, креста  актуальна сегодня. Цель данной работы - показать на примере рассказа В.П. ...

Конспект занятия по литературе по рассказу В.П.Астафьева «Людочка» и роману «Печальный детектив"

Реализация темы урока  по дисциплине «Литература»  «Нравственные проблемы произведений В.Астафьева» происходит последовательно согласно интегративной технологии.Интеграция материала ...

Урок по рассказу В.П.Астафьева "Людочка"

Урок нравственности для учащихся 10 класса...