Внеклассное мероприятие ЗНАЕМ РУССКИЙ
презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

Андреева Галина Олеговна

Знаем русский!

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

в рамках образовательного проекта «Литература, искусство, слово», посвящённого году литературы

(для учащихся 8 – 11 классов)

 

Цель проведения:

·                                        формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка и литературы;

·                                        развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;

·                                        воспитание интереса к истории, литературе и культуре русского народа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                                        «Нижне-Нарыкарская средняя школа»                       

                       

Внеклассное мероприятие, посвящённое Году литературы

(8 – 11 классы)

школьные картинки к презентации

Андреева Г.О., учитель русского языка и литературы

                                                 2015 год

Знаем русский!

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе

в рамках образовательного проекта «Литература, искусство, слово», посвящённого году литературы

(для учащихся 8 – 11 классов)

Цель проведения:

  • формирование познавательного интереса учащихся  к изучению русского языка и литературы;
  • развитие  коммуникативной и кооперативной компетенции, культуры общения;
  • воспитание интереса к истории, литературе и культуре русского народа.

Оборудование:  галстуки, медали, видеовопрос для «тёмной лошадки», экран, проектор, колокольчик, блокноты-подарки, секундомер.

 Формы работы:   групповая, индивидуальная

 Форма проведения: конкурс

В игре принимают участие уч-ся 8 – 11 классов (3 команды) и жюри.

Команды

«Синие» 

«Красные»

«Жёлтые»

Жюри: председатель – Пакина М.В., учитель русского языка и литературы; члены жюри: Яркина В.В., библиотекарь; Чаркова А.Н., организатор внеклассной работы.

Туры:

1. Конкурс капитанов

2. Блиц-эрудит

3. Язык художественной литературы

4. Тёмная лошадка

5. Мастер-класс

Описание конкурса: три команды (в галстуках: синих, красных, жёлтых). Капитаны команд вытягивают жребий очерёдности заданий. Участник команды закидывает обруч на фишки, а ведущий поочерёдно задаёт вопросы.

                                      (Слайд 1) «Знаем русский!»

Ход игры.

1. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята, дорогие гости! Сегодня в рамках проведения образовательного проекта, посвящённого Году литературы, мы с вами собрались на интеллектуальную игру «Знаем русский!».

                 (Слайд 2) (литература, искусство, слово)

Принимают участие 3-и команды. Представляем наши команды: «Синие», «Красные», «Жёлтые» (ребята 8 – 11 классов) (представление команд).

В качестве судей присутствует жюри: председатель – Пакина М.В., учитель русского языка и литературы; члены жюри – библиотекарь Яркина В.В., организатор внеклассной работы Чаркова А.Н.

Жюри будет следить  за ходом нашего конкурса.

Наш конкурс будет состоять из 5-и туров. За каждый правильный ответ вы будете получать определённое количество баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка и литературы. Участники закидывают обруч на фишки. После чего ведущий поочерёдно задаёт вопросы.

Итак, начинаем.  

                   (Слайд 3)                                         

Конкурс капитанов. Стартовый капитал 12 баллов (по 2 балла за ответ).

  1. Продолжить строчки стихов:

                           Бой идёт не ради славы…

                           (Ради жизни на земле).

  1.               Мы долго молча отступали

                           (Досадно было – боя ждали…)

  1.               Бьётся в тесной печурке огонь,

                           (На поленьях смола, как слеза…)

  1.                Вставай, страна огромная,

                            (Вставай на смертный бой!)

  1.                Никто не забыт,

                            (Ничто не забыто…)

6.                        Эх, дороги…

                           (Пыль да туман...)

                                      (Слайд 4)

Конкурс «Блиц-эрудит» (по очереди за 30 секунд). Жюри засекает время.

Стартовый капитал 9 баллов.

Синие

Красные

Жёлтые

1. Нужен ли дефис в слове город-герой? (да)

2. Каким способом образовано слово «пулемёт»? (сложение основ)

3. Первая рукописная газета на Руси («Куранты»).

4. Какое ювелирное изделие дарит своей любимой герой романа А. Куприна? (Гранатовый браслет)

5. Всегда ли можно найти

автора на обложке книги? (нет)

6. Какими цветами торговала Лиза, героиня повести Н.М. Карамзина? (Ландыш)

7. Кто послал Вороне кусочек сыра?  (Бог)

8. Какой поэт был первым русским дипломатом?

(А.С. Грибоедов)

9. Каким размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Ямб)

1. Какой князь попал в плен в «Слове о полку Игореве»? (князь Игорь)

2. Расставить руки «фитой»? (буквой «Ф»)

3. Первый книгопечатник на Руси (Иван Фёдоров).

4. КаталОг или катАлог?

5. Закончи пословицу: «Час упустишь – … годом не наверстаешь».

6. Из какого произведения слова:

Ребята! Не Москва ль за нами?

Умрёмте ж под Москвой!

(«Бородино» М.Ю. Лермонтова)

7. Фамилия этого героя А.С. Грибоедова образована от слова «молва» (Фамусов)

8. Назовите автора по первой  строчке  известного произведения: «В тумане моря голубом…» (М.Ю.Лермонтов «Парус»)

9. Какое отчество было у Акакия Акакиевича в повести Н.В. Гоголя «Шинель»? (Акакиевич)

1. Сколько букв «эль» в слове артиллерия? (две)

2. Братья, составившие славянскую азбуку (Кирилл и Мефодий).

3. Кому посвящён этот мемориал?      (Слайд 5) (В центральной части Волгограда, где во время Сталинградской битвы шли упорные  бои, (особенно в сентябре 1942 и январе 1943 г.) на Мамаевом кургане поставлен  памятник-ансамбль Героям Сталинградской битвы, 1963-1967)

4. Назовите имя мансийского поэта Тарханова. (Андрей Семёнович)

5. О буйные ветры,

   Скорее, скореё! – эпитет или метафора?

6. Закончи пословицу: «Трудно жить воронушке … на чужой сторонушке».

7. Литературное направление, название которого восходит к латинскому слову «Образцовый» (Классицизм)_

8. Назовите автора по первой  строчке  известного произведения: «В душе моей угасла не совсем…» (А.С. Пушкин «Я вас любил»)

9.В каком чине состоял отец Маши Мироновой? (Капитан)

                                  (Слайд 6)                     

Конкурс «Язык художественной литературы» (даются выдержки из произведений). Стартовый капитал 6 баллов по 2 балла за ответ.

                                         (Слайд 7)                     

  1. Кто автор строк. Как называется произведение?  

              … Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

      Не горько остаться без крова, -

      И мы сохраним тебя, русская речь,

      Великое русское слово.

      Свободным и чистым тебя пронесём,

      И внукам дадим, и от плена спасём

      НА ВЕКИ! (А. Ахматова «Мужество»)

                                (Слайд 8)                     

  1. Определите средства выразительности в отрывке из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

              Уж близок полдень, жар пылает.

      Как пахарь, битва отдыхает…(«жар пылает» - метафора, «как пахарь» -         сравнение, «битва отдыхает» перифраза»)

3.  «Капитанскую дочку» написал А. С. Пушкин. Назовите эпиграф этого     произведения. (Эпиграф: «Береги честь смолоду»)

                            

                                   (Слайд 9) («Тёмная лошадка»)

                                             Видеовопрос

Конкурс «Тёмная лошадка» (вопрос с экрана обращён к группе поддержки). Ответ засчитывается по первой поднятой руке и оценивается в 1 балл. Отвечающий приносит «очко» команде и получает приз.

- Почему карманный нож называют перочинным? (небольшой складной нож, служивший для очинки  гусиных  перьев, которыми писали в старину).                                                                                  (Слайд 10, 11, 12)  (перочинный нож)  

                                          (Слайд 13)

Конкурс «Мастер-класс». Команды участвуют в выступлении-инсценировании. 

Мы попали в необычную мастерскую – «мастерскую слова». Участники команд показывают фрагмент из художественного произведения или читают отрывки из художественного произведения. Жюри оценивает по критериям по 5-тибальной системе:

артистичность;

знание текста;

выразительность.

1. Команда «синих» показывает фрагмент из комедии И.Д. Фонвизина «Недоросль».

2. Команда «красных» - Баташова О. читает монолог Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» «А судьи кто?»

Команда «жёлтых» - Енизорова Е. читает отрывок «Буран» из 2-й главы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Фрагмент из комедии И.Д. Фонвизина «Недоросль» 

Г-жа Простакова – Ильиных А.

Митрофан –  Ильиных Алекс.

                Цыфиркин – Гресев М.

Г-жа Простакова. Пока он отдыхает, друг мой, ты хоть для виду поучись, чтоб дошло до ушей его, как ты трудишься, Митрофанушка.

Митрофан. Ну! А там что?

Г-жа Простакова. А там и женишься.

Митрофан. Слушай, матушка. Я те потешу. Поучусь; только, чтоб это был последний раз, и чтобы сегодня ж быть сговору.

Г-жа Простакова. Придёт час воли божией!..

Митрофан. Час моей воли пришёл. Не хочу учиться, хочу жениться. Ты ж меня взманила, пеняй на себя. Вот я сел.

(Цифиркин очинивает грифель)                  

Г-жа Простакова. А я тут же присяду. Кошелёк повяжу для тебя, друг мой! Софьюшкины денюжки было бы куды класть.

Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизона крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите.

Г-жа Простакова. (работая) Ах, господи боже мой! Уж ребёнок не смей и избранить Пафнутьича! Уж и разгневался!

Цыфиркин. За что разгневаться, ваше благородие? У нас российская пословица: собака лает, ветер носит.

Митрофан. Задавай же зады, поворачивайся.

Цыфиркин. Всё зады, ваше благородие. Ведь с задами-то век назади останешься.

Г-жа Простакова. Не твоё дело, Пафнутьич. Мне очень мило, что Митрофанушка вперёд шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!

Цыфиркин. Задача. Изволил ты, на приклад, идти по дороге со мной. Ну, хоть возьмём с собою Сидорыча. Нашли мы трое…

Митрофан. (пишет) Трое.

Цыфиркин. На дороге, на приклад же триста рублей.

 Митрофан. (пишет) Триста.

Цыфиркин. Дошло дело до дележа. Смякни-тко, по чему на брата?

Митрофан. (вычисляя, пишет) Единожды три – три. Единожды нуль - нуль

Г-жа Простакова. Что, что до дележа?

Митрофан. Вишь триста рублей, что нашли, троим разделить.

Г-жа Простакова. Врёт он, друг мой сердешный! Нашед деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.

Митрофан. Слышь, Пафнутьич, задавай другую.

Цыфиркин. Пишите, ваше благородие. За ученье жалуете мне в год десять рублей.

Митрофан. Десять.

Цыфиркин. Теперь, правда, не за что, а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял, не грех бы тогда было и ещё прибавить десять.

Митрофан. (пишет) Ну, ну, десять.

Цыфиркин. Сколько ж бы на год?

Митрофан. (вычисляя, шепчет) Нуль да нуль – нуль. Один да один…

Г-жа Простакова. Не трудись по-пустому, друг мой!. Гроша не прибавлю: да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а всё вижу, пустота. Денег нет – что считать? Деньги есть – сочтём и без Пафнутьича хорошохонько.

Сколько веревочке ни виться, а кончику все равно быть. И наша игра закончилась. Вы сегодня, ребята, умниками и умницами себя показали – и слово умное молвить, и выразительно читать, и быстро отвечать.

За урок вам ставлю «5»!  

                                                     (Слайд 14)

Заключительное слово. Талантливый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, и раскалённым железом…. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое – приносит беду». Действительно, слово – это великая сила. Учитесь каждый день правильно обращаться со словом,  чтобы быть эрудитом.   

                                                     

                                              (Слайд 15) Молодцы, спасибо!

Подведение итогов: А теперь от эмоций перейдём к сухой математике – подсчёт баллов, определение мест.

Подарки

Учите русский язык, литературу, историю, не забывайте своих предков.

 Литература:

  1. Гришина Е.А. Краткий словарь иностранных слов. Ок. 8000 единиц. Издательство «Астрель», 2002, - 640 с.
  2. Дмитриева Д.В. Толковый словарь русского языка: свыше 12000 значений. М. ООО, издательство «Астрель», 2003. – 989 с.
  3. Коровина В.Я. и др. – автор-составитель. / Литература/. 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 ч.. – М.:Просвещение.2014г.
  4. Коровина и др. – автор-составитель В.Я. /Литература/. 9 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч. / – М.:   Просвещение.
  5. Кулакова Е.Ю., /Русский язык/ Методическая газета для учителей-словесников стр. 9 – 14, № 5, 2011 год.
  6. Праздник в школе: Юнипресс, 2002. – 176. – (Досуг, игры, развлечения)
  7. Сухова О.М.,  Праздник в средних и старших классах. Издательство «Учитель», 2002. С. 38-42.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗНАЕМ РУССКИЙ!

Слайд 2

Литература Искусство Слово

Слайд 3

Конкурс капитанов

Слайд 4

Блиц-эрудит

Слайд 6

Язык художественной литературы

Слайд 7

… Не страшно под пулями мёртвыми лечь, Не горько остаться без крова, - И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесём, И внукам дадим, и от плена спасём НА ВЕКИ!

Слайд 8

Уж близок полдень, жар пылает. Как пахарь битва отдыхает … М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Слайд 9

«Тёмная лошадка»

Слайд 13

МАСТЕР-КЛАСС

Слайд 14

Василий Александрович Сухомлинский ,kkkkk Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и острым ножом, и раскалённым железом… Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое – приносит беду.

Слайд 15

Молодцы! Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби и знай русский язык"

Внеклассное мероприятие направлено на формирование познавательного интереса к русскому языку.В ходе мероприятия учащиеся принимают участие в разных конкурсах. В увлекательной форме они узнают много но...

Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем русский". 9-11 классы.

Сценарий внеклассного мероприятия "Знаем русский". 9-11 классы....

Презентация Внеклассное мероприятие ЗНАЕМ РУССКИЙ

Знаем русский!Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературев рамках образовательного проекта «Литература, искусство, слово», посвящённого году литературы(для учащихся 8 – 11 классов) Цел...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Люби и знай русский язык"

В игровой форме закрепить знания по русскому языку, развивать интерес к русскому языку, научить работать как самостоятельно,так и в команде....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!» ...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...