Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Кузьмина Алина Олеговна
Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.

«Люби, цени и знай русский язык!»

(8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре – 
Выучи русский язык!
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник.
Блещут зеркальностью русского слова – 
Выучи русский язык!

Сабир Абдулла, узбекский поэт.


Подготовила:

Кузьмина Алина Олеговна,

учитель русского языка и литературы

Внеклассная работа.

Цели:

  1. Привить любовь к русскому языку;
  2. Воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову,
  3. Развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так и во внеклассное время.

Оборудование: печатные материалы для выполнения заданий, презентация.


Ход мероприятия.

Ведущий 1.  Добрый день, ребята, уважаемые гости! Наше мероприятие «Люби, цени и знай русский язык!» мы решили посвятить великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку. Эпиграфом нашего мероприятия становятся слова узбекского поэта Сабиры Абдуллы (чтение эпиграфа).

Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен.

Ведущий 2.  Мир полон чудес. Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.

Константин Георгиевич Паустовский писал: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный свет».

Прекрасные мастера русского языка М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький, К. Паустовский, А. И. Куприн и другие высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов  русский язык оценивал так: «Повелитель многих языков - язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…» В русском языке он находил «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изобретениях краткость греческого и латинского языка».

Ведущий 1.  Достоинствами русского языка восхищался А. С. Пушкин. «…Как материал словесности,- писал он,- язык славяно-русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». А еще он сказал, что русский язык «гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, «переимчивый и общежительный в своих отношениях к чужим языкам», звучный и выразительный».

В своем прекрасном стихотворении в прозе «Русский язык» Иван Сергеевич Тургенев называет русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».

В письмах к молодым писателям И. С. Тургенев завещает бережно относиться к русскому языку: «Ещё один последний совет молодым литераторам и одна, последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками… Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..»

Ведущий 2. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога К. Д. Ушинского.

«Язык народа, - писал К. Д. Ушинский,- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык».

Русский язык изучают не только в нашей стране, но и на всех континентах земного шара. Сегодня на русском языке говорят более 250 тысяч человек, а для 160 миллионов он стал родным языком. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова, Павлова, произведения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и многих других – известны во всем мире, их широко используют в научных работах, читают, переводят.

Ведущий 1. Русская поэтесса Екатерина Шевелева в одном из своих стихотворений рассказывает о том, с каким глубоким интересом за рубежом нашей Родины – в Англии простые люди изучали русский язык. Давайте послушаем это стихотворение.

Чтец.

И однажды пушкинские строки
На моем, на русском языке
Прочитал в Гайд-парке хмурый докер,
Силу потерявший на войне.
Строки шли, как волны, выше, круче.
Слушал парк, дыханье затая,
И сиянье пушкинских созвучий
В городе чужом узнала я. 
Не кокетство музыки капризной,
Не эстетов стихотворный крик – 
Это был язык моей Отчизны,
Точный, самый правильный язык.
Наш язык прекрасный, вечно юный,
Тот, который мир услышать рад,
На котором с мировой трибуны
Россияне правду говорят.

Ведущий 2.  Действительно, как красив русский язык! Как богат  и поэтичен наш язык! С ним можно творить чудеса. Всю тонкость и изобразительность русской речи может понять только русский человек, для которого родной язык – это ключ к истории целого народа. Для того, чтобы этот ключик открыл заветную дверь в историю нашего народа, нужно приложить немало усилий, постараться овладеть нужными знаниями.

Ведущий 1.  Каждый день на уроках русского языка Вы учитесь чему-то новому: правильно писать, строить предложения и тексты, стараетесь овладеть навыками выразительной речи, знакомитесь с выдающимися русскими лингвистами и языковедами, великими писателями, творчество которых признано во всем мире. И сегодня мы предлагаем Вам использовать все полученные знания, чтобы выйти победителями в нашей занимательной игре.

Игра наше будет проходить в форме квеста. У нас уже сформированы 4 команды по 6 человек. Каждая из команд выбрала капитана и придумала свое название. (знакомство с командами, название и капитан команды)

Ведущий 2.  Итак, команды должны пройти 8 станций, каждая из которых имеет свое название, и выполнить задание, которое ей будет предложено на станции. На каждой станции команде дается 10 мин. После выполнения задания результаты вносятся в маршрутный лист. В случае успеха команда получает на каждой станции ключевые слова. По итогам прохождения всех станций команды должны составить ключевую фразу из полученных слов и представить ее на суд жюри.

Ведущий 1.  Та команда, которая быстрее выполнит задания и соберет ключевую фразу, станет победителем нашего квеста. А теперь прошу любить и жаловать наше строгое, но справедливое жюри. ( представление жюри)

Ведущий 2.  Капитаны команд прошу подойти для получения муршрутных листов. В них мы вписываем название команды и участников. А также вписываем получившуюся ключевую фразу, после прохождения станций.

Итак, наша игра начинается! Вперед, друзья! (команды приступают к выполнению заданий)

(На каждой станции сидит ученик-эксперт, который дает команде задание и отмечает в маршрутном листе результат его выполнения)

Ведущий 1.  А теперь, уважаемые зрители, пока наши команды заняты выполнением заданий, давайте поиграем с Вами. (игра со зрителями)

Итак, в народе говорят: «Хорошую речь хорошо и слушать». Одним из ярких украшений речи являются особые обороты, устойчивые выражения – фразеологизмы. Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени.

Я буду читать фразу, а вы должны выразить ее смысл одним словом. Побеждает тот, кто даст больше правильных ответов.

Мчаться на всех парах (стремительно)

Орать во все горло (громко)

Спать мертвым сном (крепко)

Работать, не покладая рук (усердно)

В час по чайной ложке (медленно)

Сделать на скорую руку (наспех)

Вылететь из головы (забыть)

В двух шагах (рядом, близко)

Без году неделя (недавно)

Втирать очки (обманывать)

А теперь подведем итог, кто же у нас оказался самым активным зрителем. (называет зрителя)

Ведущий 2. Давайте еще поиграем.  Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

  1. Век живи – ... (век учись).
  2. Ты ему слово, а ... (он тебе два).
  3. Когда больше двух, ... (говорят вслух).
  4. Язык мой – ... (враг мой).
  5. Ветер рушит горы, а слово – ... (дружбу).
  6. Слово – серебро, а молчание – ... (золото).
  7. Делу время – ... (потехе час).
  8. Хочешь есть калачи – ... (не сиди на печи).

Ведущий 1. Молодцы, ребята! Знаете очень много пословиц и поговорок.

А теперь давайте с Вами посмотрим на экран. Попробуем разгадать фразеологизмы! Итак, смотрим…(смотрят и называют) А вот и правильный ответ (на экране появляется правильный ответ)

Ведущий 2. И еще одно задание: разгадайте ребус! Внимание на экран.

молодцы, ребята!

Ведущий 1.  Итак, команды справились с заданиями. Уважаемые члены жюри огласят нам итоги нашего квеста. Какая же из команд не только быстрее всех справилась с заданиями, но и верно составила ключевую фразу нашей игры?! (выступление жюри, которое называет ключевую фразу).

Ведущий 2.  Вот и закончилось наше мероприятие. Мы с Вами должны подвести итоги. Не случайно ключевой фразой нашего мероприятия становятся слова из конституции нашей страны: «……………….». Мы должны всегда помнить слова Н.М.Карамзина, который сказал, что «язык важен для патриота» Ведь «язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры…» Поэтому «изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью» (А.И.Куприн).


Название станций и задания для команд:


Расставьте ударения:

Иваси, нефтепровод, каталог, договор, ходатайство, творог, украинский, торты, жезлом (ТВ.п.), красивее, звонишь, кухонный, щавель, газопровод, балованный, диаспора, форзац, апостроф, обеспечение, свекла.

2

МОРФЕМИКА

Образуйте форму родительного падежа:

Носки-

Чулки-

Яблоки-

Сапоги-

Бананы-

Татары-

3

ОРФОГРАФИЯ

Вставьте пропущенные буквы:

Мир…воз…рение, к…нонада, ак…омпан…мент, ак…омпан…ровать, ас…альт,бл…кбаст…р,пр…зидент, ко…ментир…вать, к…л…рит, электр…фикация, пр…творить (дверь), пр…творить (в жизнь), ветр…ный (день), ветр…ная (мельница), золочен…ый, стеклян…ый, пол…литра, пол…сотни.

4

ПУНКТУАЦИЯ

Расставьте знаки препинания:

Дети окунувшиеся в школьную жизнь чувствуют себя уставшими но счастливыми. Все кругом деревья кусты крыши домов покрыто снегом. Малыши очень эмоциональны впечатлительны не могут с достоинством переносить даже маленькое поражение – не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями а главное двойками. Настенька обреченная жить в глуши и во всю жизнь может быть не увидящая ни балов ни театров.

5

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

ИГРА «ЛИФТ»

Берется слово, пишется вертикально сверху вниз (лифт опускается). Это же слово пишется снизу вверх (лифт поднимается). Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее заполнить этажи – написать в каждой строчке по горизонтали слова произвольной длинны, начиная и заканчивая буквами исходного слова. Возьмем слово «МАРКА».

6

ЛЕКСИКА

ИГРА «ПЕРЕВЕРТЫШИ»

Необходимо каждое слово во фразе заменить на антоним, чтобы получилась известная фраза:

- и она, смиренная, требует штиль…(а он, мятежный просит бури)

- промах-грубость пажей…(точность - вежливость королей)

- слон по лесу полетел, слон штраф потерял… (муха по полю пошла, муха денежку нашла)

- перед вами даже засуха…(после нас хоть потоп)

- штиль по реке работает, но паровозик тормозит…(ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет)

- умер юноша с чужой девушкой вдали от другого желтого плоскогорья…(жил старик со своею старухою у самого синего моря)

7

СОЛЯНКА

КАРТОЧКИ С ЗАДАНИЯМИ

  1. Найдите существительное, которое не имеет формы множественного числа: фестиваль, знамя, листва, конкурс, врач.
  2. В каком слове пишется буква «а»: р…сток, пор…сль, р…стовщик, зар…сли, отр…сль.
  3. В каком слове количество звуков и букв совпадает: поздно, веешь, пять, юла, сеют.
  4. В каком слове ударение падает на первый слог: каучук, маляр, силос, партнер, звонит.

8

«ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ»

Русский язык создавался на протяжении веков. Во многом мы должны быть благодарны поэтам, писателям, под чьим пером рождался современный русский литературный язык.
Вам даны краткие сведения из жизни людей, ваша задача -определить кто
это, какой вклад внес в становление русского языка.
1. В начале сентября 1831 года вышла в свет книга. Имени автора на книге не было, вместо этого на титульном листе обозначилось: «Повести, изданные пасичником Рудым Паньком». Какая это книга и кто автор
?( Н.В.Гоголь.В русской литературе второй половины 1820 и 1830 годов
была сильна потребность в народности. Летописи, народные песни,
сказания стали «лучшими, чистейшими» источниками для нашей
словесности (слова В.К.Кюхельбекера). Особый интерес при этом вызвала
Украина. Роскошь южной природы, непринуждённая весёлость, игры
парубков и гордая свобода девушек привлекали необыкновенно. «Вечера
на хуторе близ Диканьки» (20 марта 1809г. – 21 февраля 1852г.)

2. Она родилась 11 июня 1889 года под Одессой. Годовалым ребёнком она была перевезена в Царское Село. Читать училась по азбуке Льва Толстого. Первое стихотворение написала в 11 лет. По словам, стихи в её жизни начались не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина, Некрасова («Мороз, Красный нос»). Эти вещи знала наизусть ее мама.
О ком идет речь? 
(Анна Ахматова)
3. Начал всерьез сочинять стихи в лицее. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала «Вестник Европы» появилось послание «К другу стихотворцу». Под ним стояла странная надпись: «Александр н. к. п. ш.». Мать его, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. 
(А.С.Пушкин)
4. Лишь поэт, которого до глубины души столь нераздельно и постоянно
волновала и красота родных его «рязанских раздолий», и судьба Руси
крестьянской в «суровые, грозные годы» революции, и будущее всего
«шара земного», мог создать «Иронию», «Сорокоуст»,«Пугачёва» и «Страна негодяев», «Москву кабацкую» и «Персидские мотивы».
Александр Блок первым открыл талант молодого поэта, первым услышал «песни души». 
(Сергей Есенин)
5. У кого из поэтов 19 века в юности самым страстным увлечением был
театр. «Кем я хочу быть?» - он ответил: «Артистом императорских
театров». Кто из поэтов всю жизнь со статической безжалостностью к
себе повторял: «Так надо, поэт ничего не должен иметь». 
(Александр Блок)
6. Школьники знакомятся с трилогией, главный герой – Николенька Иртеньев. Автор сопоставляет и сравнивает свои мысли, чувства и поступки с тем, как жил, мыслил и чувствовал юный герой. - Он любил вспоминать мысль Пушкина о том, что слова писателя есть его дела, а о себе говорил: «Писанье ж моё есть весь я».
 (Л.Н.Толстой)

Список используемой  литературы:

  1. Барышникова Г.Б. Познавательные игры, конкурсы и праздники для начальной школы  Ярославль: Академия развития, 2006
  2. Волина В.В. Фразеологический словарь  «АСТ-ПРЕСС», 1996
  3. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. СПб.: Издательский дом «Литера», 2004
  4. «Праздник – ожидаемое чудо!» Внеклассные мероприятия.1-4 кл. М.: «ВАКО», 2006.
  5. Стрельцова Л.Е. Мастерская слова. М.: «Просвещение», 1996
  6. Ракитина В.А., Рыжанкова Е.Н. Повышаем грамотность детей с помощью ребусов. СПб: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2007
  7. Узорова О.В. Все предметы начальной школы в викторинах. 1-4 кл. М.:«Астрель», 2003
  8. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя. 1-4 кл. М.  «Глобус», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

Вечер на тему "Люби, цени и знай русский язык"

Воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка...

Открытое внеклассное мероприятие «Люби, цени и знай русский язык!»

Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во м...

«Люби, цени и знай русский язык».

«Люби, цени и знай русский язык»....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...