Открытое внеклассное мероприятие «Люби, цени и знай русский язык!»
методическая разработка (8 класс) на тему

Реодько Юлия Фёдоровна
Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Новомитропольская СОШ»

Тюхтетского р-на Красноярского края

учитель русского языка и литературы

Реодько Юлия Фёдоровна

План

Слайд 1.                 открытого внеклассного мероприятия

«Люби, цени и знай русский язык!»

Цели:             1) привить любовь к русскому языку;

                2) воспитать у учащихся бережное отношение к русскому слову,

                3) развить интерес к глубокому изучению русского языка как на уроках, так                 и во внеклассное время.

        Оборудование: презентация,  мультимедиапроектор, высказывания и портреты великих людей.

                                                        Эпиграф

Слайд2.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

                                                        Если ты ищешь отрады цветник,

                                                        Если нуждаешься в твердой опоре –

                                                        Выучи русский язык!

                

                                                                        Сабир Абдулла, узбекский поэт

                                        

                                             Ход мероприятия.

        Ведущий.  Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Идет  неделя русского языка и литературы. И сегодняшнее мероприятие  «Люби, цени и знай русский язык!» Мы решили посвятить великому, могучему, правдивому и свободному русскому языку.  Эпиграфом к мероприятию я взяла слова узбекского поэта Сабиры Абдуллы (чтение эпиграфа).

        Русский язык! Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами! Язык, на котором мы говорим, очень богат, он один из самых сильных и самых богатых из живых языков. Русский язык изучают во многих странах мира, поскольку он очень красив и мелодичен.  

Слайд 3.        О  роли русского языка  хорошо сказала  Анна Андреевна Ахматова:

                                     ...Не страшно под пулями мертвыми лечь,

                                        Не горько остаться без крова,-

                                        И мы сохраним тебя, русская речь,

                                        Великое русское слово.

                                        Свободным и чистым тебя пронесём,

                                        И внукам дадим, и от плена спасём

                                                               Навеки!

          Мир полон чудес. Разве не чудо, что мы можем разговаривать с людьми, находящимися в другом городе, да при этом еще и не видеть их? Или наблюдать с Земли за тем, что происходит в космическом корабле? Или смотреть спортивные игры, происходящие в  далёком Сочи? Да только ли это? Но среди различных чудес мы как-то не обращаем внимания на одно из самых удивительных – на наш русский язык.

            Прекрасные мастера русского языка М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, М. Горький, К. Паустовский, А. И. Куприн и другие высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Мы должны всегда помнить их высказывания про свой родной русский язык, потому что они прекрасны. Давайте послушаем эти высказывания о русском языке.

Слайд 4.        1 чтец. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов был, по выражению Виссариона Григорьевича Белинского, «первым русским университетом». Он писал стихи, создал теорию «трех штилей». Русский язык М. В. Ломоносов оценивал так: «Повелитель многих языков язык Российский не токмо обширностью мест, где он господствует, но купно и собственным своим пространством и довольствием велик перед всеми в Европе…»  В русском языке он находил «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изобретениях краткость  греческого и латинского языка».

Слайд 5.   «Как материал словесности язык славяно-русский имеет  неоспоримое превосходство перед всеми европейскими.

 …он гибкий и мощный в оборотах и средствах… звучный и выразительный».

Слайд 6.   «…Дивной вязью он (народ. – Б. П.) плел невидимую сеть русского языка: яркого, как радуга вслед весеннему ливню, меткого, как стрелы, задушевного, как песня над колыбелью, певучего и богатого».

(А. Н. Толстой)      

Слайд 7     Великий писатель Максим Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого немыслимо без уважения к языку: «Язык – это инструмент, надо учиться языку, надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму… Мы должны добиваться от слова наибольшей активности, наибольшей силы внушения,- мы добьемся этого только тогда, когда воспитаем уважение к языку».

Слайд 8.  «Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и блеск красок, и шум садов, и сказочность сновидений,  и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».

(К. Г. Паустовский)

Ведущий. Весьма поучительны высказывания о языке выдающегося русского педагога   Слайд 9.   Д. Ушинского.   «Язык народа, - писал К. Д. Ушинский,- лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни… В языке одухотворяется весь народ и вся его родина… Вот почему лучшее и даже единственно верное средство проникнуть в характер народа – усвоить его язык».

Слайд 10.  В начале 30-х годов замечательный русский писатель Алексей Николаевич Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал: « Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами), - русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

 Ведущий.  Русский язык изучают не только в нашей стране, но и на всех континентах земного шара. Сегодня на русском языке говорят более 250  миллионов человек, а для 160 миллионов он стал родным языком. Труды великих русских ученых – Менделеева, Сеченова, Мечникова, Павлова, произведения русских писателей – Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского и многих других – известны во всем мире, их широко используют в научных работах, читают, переводят.

Слайд 11.         Наш язык прекрасный, вечно юный,

                Тот, который мир услышать рад,

                На котором с мировой трибуны

                Россияне правду говорят.

Ведущий. Действительно, как красив русский язык! Какой богатый и поэтичный этот язык! С ним можно творить чудеса. И я хочу, чтобы вы любили, бережно относились к русскому языку, хорошо знали и ценили его. Я считаю, что знание русского языка является чрезвычайно важным фактором в развитии человека. Но чтобы овладеть им в совершенстве, что нужно знать?

Все. Правила!  

Ведущий. Правильно! Давайте проверим, как вы дружите с ними.

 Начинаем 2 часть нашего мероприятия. 

Слайд 12.  Музыкальная пауза

      Сегодня мы отправляемся с вами в познавательное путешествие во дворец Знаний. 
Участвуют в игре две команды, которые покажут не только свои знания по русскому языку, но и представят свой ум, смекалку, сообразительность, мышление и внимание.       Помочь провести игру мы пригласили компетентное жюри, которое будет судить честно и справедливо.
Итак, прежде чем отправиться в дорогу, познакомимся с командами.
Приглашаю обе команды на сцену:
команду “Всезнайки” и команду  “Умники и умницы”.
Команды, поприветствуйте друг друга!

Слайд 13

Всезнайки”:

Пускай острей кипит борьба,
Сильней соревнование.
Успех решает не судьба,
А только наши знания!

“Умник и умницы”:

Соревнуясь нынче с вами,
Мы останемся друзьями.
Так пусть борьба кипит сильней.
И наша дружба вместе с ней!

Ведуший. Итак, в путь, друзья!

Слайд 14-19.  Разминка:

  1. Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле, Рязани?
  2. «На углу, на террасе, сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.»

(вставить пропущенные орфограммы на месте подчёркнутых)

Слайд 20.   1 этап:  “Созвездие смекалистых”

Команды получают по пакету со звёздами, из которых нужно составить “созвездие”, т. е. из частей слов составить высказывание. Кто раньше составит?

Ответ:  Люби, цени и знай русский язык!

Команде-победителю вручается звезда.

Ведуший. Да, действительно русский язык не из легких. Не случайно некоторые ребята в классе не хотят дружить с правилами. Например,  Лежебокин. Послушаем инсценировку стихотворения Г. Граубина «Ленительный падеж» и вы убедитесь в этом сами.

                

1 инсценировка.      

         Ленительный падеж.

        - Спросил я  Лежебокина:

        - А ну-ка расскажи,

        За что так ненавидишь ты,

        Не любишь падежи?

        Давным-давно все школьники

        Их знают назубок.

        Их за два года выучить

        Лишь ты один не смог.

        Ответил я рассерженно:

-В том не моя вина.

Пусть им сперва ученые

Изменят имена.

Ведь я падеж творительный

Нарочно не учу:

Трудиться,

А тем более

Творить я не хочу.

Такой падеж, как Дательный

Я с детства не терплю.

Давать, делиться чем-нибудь

С друзьями не люблю.

Предложный ненавижу я:

Чтоб не учить урок,

Приходиться выдумывать

Какой-нибудь предлог.

А на падеж Винительный

И вовсе я сердит:

Отец во всякой шалости,

Всегда меня винит.

        - Да, переделка, кажется,

        Серьезная нужна.

        А сам ты смог бы новые

        Придумать имена?

          - Давно придумал:

        Взятельный,

        Грязнительный,

        Лежательный,

        Губительный,

        Ленительный,

        И, наконец, простительный.

2 инсценировка   «В гостях у королевы Пунктуации»

Слайд 21.  2 этап: “Тёмная лошадка”

Кто поможет нам преодолеть следующий этап? Угадайте, о каком великом человеке рассказывают нам Некрасов и Тютчев в своих стихотворных строках?

Слайд 22....Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик...
Не бездарна та природа,
Не погиб ещё тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -
Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
             (Н.А.Некрасов)

...Да, велико его значенье -
Он, верный русскому уму,
Завоевал нам Просвещенье,
Не нас поработил ему...
            (Ф.И.Тютчев)

Слайд 23. Ответ: Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765)

В 1755 году он создал первую подлинную научную грамматику русского языка. В ней были даны правила правописания. Ломоносов усиленно пропагандировал необходимость изучения грамматики.  Поэтому именно он будет задавать вопросы на знания теории русского языка. Отвечать команды должны быстро и чётко,  нужно ответить на 10 вопросов. Жюри подсчитывает верные ответы.

Слайд 24. 3 этап «Немного о теории»

Вопросы команде «Всезнайки»:

  1. Часть речи, обозначающая предмет. (Существительное)
  2. Слово “белый” по отношению к слову “чёрный”. (Антонимы)
  3. Он бывает между корнем и окончанием в слове. (Суффикс)
  4. Неопределённая форма глагола. (Инфинитив)
  5. Изменение глагола по лицам и числам. (Спряжение)
  6. Часть слова без окончания. (Основа)
  7. Член предложения, отвечающий на вопросы какой? чей? (Определение)
  8. Предложение с двумя грамматическими основами. (Сложное)
  9. Раздел русского языка, изучающий звуки и буквы. (Фонетика)
  10. Сколько букв в русском алфавите? (33)

Вопросы команде «Умники и умницы»:

  1. Часть речи, обозначающая действие. (Глагол)
  2. Слова, близкие по значению. (Синонимы)
  3. Предложение с одной грамматической основой. (Простое предложение)
  4. Изменение имени по падежам. (Склонение)
  5. Она может стоять перед корнем. (Приставка)
  6. Член предложения, отвечающий на вопросы где? куда? как? (Обстоятельство)
  7. Предложение без второстепенных членов. (Нераспространённое)
  8. Раздел русского языка, изучающий словосочетания и предложения. (Синтаксис)
  9. Сколько гласных звуков  в русском языке? (10)
  10. Слово, имеющее несколько значений. (Многозначное)

Ведущая:  Мы выяснили, какая команда лучше знает теорию.  Эта  и получает следующую звезду. (Вручение звезды)

Музыкальная пауза

Слайд 24.   4 этап:  

 Наш следующий конкурс приглашает по 1 человеку от команды. Проверим, насколько они внимательны.

Нужно очень быстро найти и назвать все буквы алфавита по порядку. Кто сделает это за меньшее время, получает звезду.

(Вручение звезды)

 Слайд 26.  5 этап:  «Остров Антиподов»

     Наша следующая остановка на острове Антиподов. Здесь живут люди, которые говорят не так, как мы, а наоборот. Что это значит? А вот что! Каждое слово они понимают с точностью до наоборот. Например, как вы думаете, что означает такая фраза:  С бездельем утопишь слона в поле. 

Оказывается, что так на острове Антиподов звучит известная пословица: Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Наши команды сейчас займутся переводом на наш родной язык известных фраз, пословиц или поговорок, а может и загадок.

Слайд 27.   Команде «Всезнайки»

1. Найди 1 копейку и не потеряешь 1 врага. (Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей).

2. Идет юноша из светлицы и хвост под домом. (Сидит девица в темнице, а коса на улице).

 Команде «Умники и умницы» 

1. Ненавидишь гулять пешком, и ненавидь и велосипед толкать. (Любишь кататься – люби и саночки возить).

2. Упала тыква, можно выплюнуть. (Висит груша, нельзя скушать).

Слайд 28. ОТВЕТЫ

Вручение звезды.    Музыкальная пауза

Слайды 29, 30.   6 этап: Словарная эстафета”

Каждая команда должна составить за 1 мин как можно больше слов из букв, записанных в звезду.

     

Проверка:

Команды по очереди читают слова. Команда, последней назвавшая слово, (без повторов) получает звезду.

Итог игры.

Слайд 31. Ведущая: Итак, несмотря на множество правил, на все трудности встретившиеся нам на пути, мы все благополучно добрались до Дворца Знаний и попали  в него. Это доказывает, что все  хорошо поработали в течение этого часа, обе команды достойны попасть туда. Молодцы, ребята!  Особое спасибо нашему жюри, которое помогало командам поддержкой в преодолении столь сложного пути, вручая командам звёзды.

Слайд 32.           Итак, друзья,

          Пришла пора проститься.

          И я хочу вам пожелать:
         Всегда с охотою учиться,
         Всегда с охотою трудиться

          И никогда не унывать.

Ведущая: Всем большое спасибо! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое внеклассное мероприятие "Люби и знай свой край" (Научно-практическая конференция) (6-7 классы)

Самое прекрасное на свете – Родина. У каждого человека есть Родина, и каждый ее любит. Любит место, где родился и живет. Любит родные просторы, поля, леса. Любит свой родной язык. А еще Родина –...

Вечер на тему "Люби, цени и знай русский язык"

Воспитание у учащихся бережного отношения к родному слову, развитие интереса к глубокому изучению русского языка...

«Люби, цени и знай русский язык».

«Люби, цени и знай русский язык»....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!» ...

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку: «Люби, цени и знай русский язык!» (8 классы)

Если ты хочешь судьбу переспорить,Если ты ищешь отрады цветник,Если нуждаешься в твердой опоре – Выучи русский язык!Горького зоркость, бескрайность Толстого,Пушкинской лирики чистый родник....

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку. «Люби, цени и знай русский язык!»

Открытое внеклассное мероприятие по русскому языку.«Люби, цени и знай русский язык!»...

Внеклассное мероприятие в 5 классе по русскому языку на тему "Увлекательный русский язык"

Материалы к внеклассному мероприятию по русскому языку в 5б классе...