Творчество Бориса Леонидовича Пастернака
план-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки по лирике Б. Пастернака

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boris_pasternak.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Борис Пастернак

1 занятие

Цель: знакомство с биографией писателя. Особенностями его творчества. Его политические, социальные и эстетические взгляды.

Начинаем занятие с романса на стихи поэта «Зимняя ночь» и чтением стихотворения «Во всем мне хочется дойти до самой сути».

- Когда и в связи с чем состоялась первая встреча с поэтом? Сонет № 66 Шекспира в переводе Пастернака, переводы пьес великого английского драматурга. Переводил Шиллера и Гете с немецкого, Петефи – с венгерского, Словацкого – с польского, Бараташвили – с грузинского. Главный труд Б. Пастернака-переводчика – Шекспир «Гамлет», «Макбет», «Генрих 4», «Король  Лир», «Отелло» и «Ромео и Джульетта». Воспоминания А. Вознесенского: «Однажды Вознесенский и Пастернак были в театре им. Вахтангова на премьере «Ромео и Джульетта» в переводе Пастернака. Смущенного поэта после спектакля просили выйти на сцену».

Звучит стихотворение «Школьник». Далее выразительное чтение стихотворений поэта. Пастернак родился в Москве, в семье академика Л.О. Пастернака и известной пианистки Кауфман 10 февраля 1890 года. Чтение «Февраль. Достать чернил и плакать!» сложению стихов предшествовало увлечение музыкой, а рядом с музыкой была живопись. В мастерской отца бывали Врубель, Серов, Васнецов, Коровин, Ге, Трубецкой. Пастернак не стал ни художником, ни музыкантом, но живопись и музыка вошли в его творчество. На своем пути поэт испытал еще одно увлечение – философией. Для совершенствования которой он в 1912 году поехал в Германию, в Марбург, в город первой любви и разочарований, о которых он писал:

Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на кровли. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке.

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

В тот день всю тебя, от гребенок до ног,

Как трагик в провинции драму Шекспирову…

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.

Только через отказ в любви можно в полной мере ощутить ее необходимость, только познавший ночь уверует в непобедимость рассвета.

Стихотворение «Сон», «Здесь прошелся загадки таинственный ноготь», «Любимая – жуть!», «Когда любит поэт». Пастернак в хаосе чувств видел их гармонию. Но когда в дни революции в эту гармонию вторгается хаос социальных потрясений, поэт растерялся. Зимой 1919 года Пастернак пишет «Шекспира».

Значение слов в стихотворении:

«кнастер» - сорт табака

«биель» - парламентский законопроект

«малага» - сорт винограда

«пинта» - мера жидкости

- О чем эти стихи?  В стихотворении отразились сомнения поэта в нужности его поэзии для «плещущей черни». Отсюда нервное замешательство поэта. Он испуган. Испуган за судьбу своего творчества, в обновляющемся по непостижимым для него законам миру. Финал трагичен, но не безысходен: поэт не озлоблен, он только растерян. Ему необходимо время, чтобы постичь происходящее. В движении тучи увидеть девичьи черты, в изгибе женских плеч угадать приметы страсти, в ожоге страсти обрести испепеляющий жар любви. В существовании любви ощутить движение жизни. В движении жизни расслышать пульс вечности, чтобы в конечном итоге через хаос внешних впечатлений бытия прийти к внутренней гармонии души. Звучит романс «Зимняя ночь».

Домашнее задание:  определить свое отношение к поэзии Пастернака, подумать над основными мотивами его творчества до революции и в дни Октября.

2 занятие

Знакомство с поэмой Б. Пастернака «Лейтенант Шмидт». Начинаем и заканчиваем урок романсом «Зимняя ночь». Поэт пытается осмыслить происходящее в дни революции и определить свое место в ней. Ему вспомнился образ Петра Петровича Шмидта. Это лейтенант Черноморского флота, возглавивший в ноябре 1905 года восстание на крейсере «Очаков». Шмидт видел обреченность восстания, но, пользовавшийся уважением и доверием матросов, он не мог отказать им в трагический час, превратившись из «человека в героя в деле, в которое он не верит». Поэт создал обаятельный образ мужественного человека, вместе с которым открыл для себя истину:

Ты понял блаженство занятий,

Удачи закон и секрет.

Ты понял, что праздность – проклятье

И счастья без подвига нет.

Первая из трех частей поэмы экспозиционная: она переносит нас в июль 1905 года, где на Киевском ипподроме, а затем в поезде герой поэмы встречается с З. Ризберг, ставшей корреспонденткой Шмидта в поэме:

Я вам писать осмеливаюсь..

(часть первая, глава 2)

Следующие главы о событиях в мятежном Севастополе в октябре 1905 года. Опубликование Манифеста 17 октября. Речь Шмидта на похоронах жертв расстрела мирной демонстрации. Разгон матросского мятежа. Арест Шмидта с последующим пребыванием его под стражу на броненосце «Три Святителя». Чтение 3 главы. Первая часть поэмы. Герой пытается осмыслить свой путь. А этот путь привел его в революцию. Он пытается уйти в иную жизнь на эту не похожую. Но сам оказывается в вихре событий, подхваченный ветром революции, подобен его стихийным порывам. Сборы героя прерваны приходом делегата от Совета революционных матросов, который передает ему просьбу Советов возглавить восстание на броненосце «Очаков»:

Как вдруг звонок, и кабинет

В перекосившемся: О боже!

Но, узнав, что командующий Черноморским флотом вице-адмирал Чухнин приказал разоружить броненосцы и окружить мятежные казармы артиллерией, Шмидт не может отказать в просьбе. Его долг – помочь людям, чтобы спасти их. Чтение 3 главы второй части. Рассказ о героических и трагических событиях 14 ноября 1905 года ведется при выборочном чтении 5, 8, 9 глав второй части и заканчивается 1 главой третьей части. «Все отшумело. Вставши поодаль». Третья часть о судебном процессе над восставшими, о смертном приговоре лейтенанту Шмидту и  его речи на суде, переданной Пастернаком почти документально.

3 занятие (заключительное)

Отношение Пастернака к событиям 30-50-х годов, отношение к культу личности И.В. Сталина. Жизнь и деятельность поэта во время Великой Отечественной войны. Послевоенное время. Чтение стихотворения «О знал бы я, что так бывает». Началось время нелепых подозрений с правлением Сталина. Повышенная бдительность и крайние меры. Необоснованные репрессии. Когда все подчинялось воле человека. Пастернак писал:

Иль я не знаю, что, в потемки тычась («Другу»)

Пастернак делает все возможное, чтобы обезопасить друзей, поддерживает А. Ахматову, Мейерхольда, Мандельштама.

Но кто же он? На какой арене

Стяжал он поздний опыт свой?

С кем протекли его боренья?

С самим собой, с самим собой.

Пастернак пытается укрыться в желанный мир природы и души, но не смог. Как быть? Остаться самим собой. Остаться человеком, который немыслим вне человечества. Чтение стихотворения «Любимая, молвы слащавой» (1931 год). С 1936 года Пастернак живет в подмосковном поселке Переделкино. Но когда грянула война, он сменил мирную толстовку на военный френч. Стремясь попасть на фронт, прошел курсы военного обучения. На фронт попал только в 1943 году. Вместе с бригадой, в которую входили Серафимович, Федин, Иванов, Пастернак ездил на Орловский участок фронта. В результате этой поездки написал цикл стихотворений. Читаем одно «Смерть сапера», стихотворение заканчивалось вещей строфой:

Жить и сгорать у всех в обычае.

Но жизнь тогда лишь обессмертишь,

Когда ей к свету и величию

Своею жертвой путь прочертишь.

После войны изданы книги Пастернака: «Земной простор», «Избранные стихи и поэмы». Последняя книга стихов «Когда разгуляется» (1956-1959) была приготовлена к изданию, но вышла после смерти поэта. Скончался 30 мая 1960 года, похоронен на переделкинском кладбище. Пастернак утверждал в своем творчестве великий закон сохранения энергии: ничто не возникает из ничего, ничто не исчезает бесследно. Он видел приближение августа. Рождение любви. Нового человека. Человек не песчинка, а центр мирозданья. Звучат стихи поэта «Объяснение», «Первый снег», «Единственные дни», «Свидание». Звучит мелодия «Зимней ночи» («Свеча горела на столе»). Домашнее задание: письменно поделиться своими впечатлениями о творчестве Б. Л. Пастернака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Бориса Пастернака

Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...

Творчество Бориса Пастернака

Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака....

Борис Леонидович Пастернак: жизнь, творчество, судьба.

Урок литературы в 11 классе с использованием ЭОР....

Борис Леонидович Пастернак

Презентация создана к 125 летию со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака....

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Материал к уроку литературы в 9 классе...

Борис Леонидович Пастернак

Лирика Б. Пастернака...

"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака."Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию...