Творчество Бориса Пастернака
план-конспект занятия по литературе (7 класс) на тему

Разработка урока по творчеству Бориса Пастернака.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasternak_iyul.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Борис Пастернак.

Стихотворения «Июль» и «Никого не будет в доме…»

Цели урока: познакомить с творчеством Бориса Пастернака; обрисовать зрительные образы при чтении стихотворений; подвести к пониманию настроения, чувства поэта, определить способы создания образов.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Изучение новой темы.

1. Слово учителя о биографии писателя.

Борис Леонидович Пастернак родился в Москве, в семье академика живописи и выдающейся пианистки. От отца и матери будущий поэт унаследовал их талант. Он мог стать хорошим профессиональным живописцем, но в 13 лет оставил изобразительное искусство ради музыки и в течение 6 лет брал уроки музыки у профессоров консерватории. В 1913 г. Пастернак закончил обучение в Московском университете (на философском отделении) и продолжил учебу в университете Марбурга (Германия). В 1915–1917 гг. поэт жил на Урале, служа на частных химических заводах. Пастернак создает замечательные по своему мастерству и вдохновенности лирические произведения и поэмы. В годы Великой Отечественной войны написал цикл стихотворений, посвященных борьбе с фашизмом, был в качестве корреспондента на фронте под Орлом.

Поэзия Пастернака метафорична, философски глубока, в ней чувствуется огромная свежесть восприятия, искренность и одухотворенность. Пастернак занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы.

2. Чтение статьи «В творческой лаборатории Бориса Пастернака» (с. 140–141).

3. Чтение учителем стихотворения «Никого не будет в доме…».

4. Аналитическая беседа.

– На сколько частей можно условно разделить стихотворение? (На две части. Первая из них состоит из четырех строф. Перед нами возникает немного грустная картина: сумерки, тишина, лирический герой, сидящий у окна, мокрые комья снега, крыши. Строки «Зимний день в сквозном проеме / Незадернутых гардин…» вызывает чувство грусти, тоски, уныния и почему-то вины. Вторая часть состоит из двух последних четверостиший. Картина изменяется самым неожиданным образом, и эта внезапность ощущается уже в первых строках: «Но нежданно по портьере / Пробежит вторженья дрожь…».)

– Меняется ли интонация стихотворения? Каким словом назван приход лирической героини? С чем сравнивается ее появление?  (Приход героини назван «вторженьем», ее появление можно сравнить лишь с «будущностью», с ней приходит мир, жизнь. Вокруг все меняется. «Белых мокрых комьев» теперь нет, а есть снежные хлопья, которые теперь являются единым целым с ней. Ее платье даже не названо платьем, а «чем-то белым», из тех материй, из которых «хлопья шьют». Материал – хлопья, хлопок – делает героиню воздушной, недосягаемой, оторванной от мира. Автор создает удивительно красивую картину: в белом, сотворенном из снега платье выплывает она, недоступная и любимая. Таким образом, сквозь обычное будничное «просвечивается» самое главное, самое важное в жизни. Интонация стихотворения изменяется: грусть, тоска уступают место восторженности и восхищению.)

– Как вы понимаете строки стихотворения Б. Л. Пастернака: «Только белых мокрых комьев / Быстрый промельк маховой…»; «И опять зачертит иней…»?

  1. Выразительное чтение стихотворения «Июль».
  2. Анализ стих-я.

– Каков образ природы у Пастернака? Какими приемами он создается? (Природа одухотворена и олицетворена, наделена свойствами субъекта. Она становится действующим лицом наравне с человеком.)

– С каким чувством описывает поэт летний месяц июль?

– Вызывает ли у вас природа в стихотворении поэта удивление, восхищение? Почему?

IV. Подведение итогов урока.

– Природа в изображении Б. Пастернака – не объект описания, а живая и действующая личность. Не поэт встречает и провожает весну или зиму, любуется летними грозами или зимними стужами, бродит тенистыми аллеями и лесными тропами, а все эти деревья и кусты, тучи и дожди, зимы и весны проникли и живут внутри его души. Природа и состояние души поэта слиты воедино. Особенно ярко это единение ощущается в стихотворениях «Июль», «Никого не будет в доме…».

Поэт учит в большом видеть малое и наоборот – учит вглядываться в себя и в то, что нас окружает. Все творчество Пастернака – это «тайность», «иносказание», в которых заключено стремление понять, что же такое наша жизнь.

Домашнее задание: выучить наизусть одно из наиблее понравившихся стихотворений Бориса Пастернака; прочитать статьи в учебнике об А. Т. Твардовском (с. 144–147).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Лирика Бориса Пастернака"

Урок в 11 классе по теме "Лирика Б.Пастернака" проводится после 1 урока изучения жизненного и творческого пути писателя. Групповая работа позволяет охватить основную тематику лирики поэта....

Художественный мир Бориса Пастернака.

Урок литературы в 7 классе. Анализ стихотворений "Никого не будет дома" и "Июль"....

Жизнь и творчество Бориса Пастернака

Данная презентация может быть использована на уроке литературы при изучении биографии и лирических произведений Бориса Пастернака...

Творчество Бориса Леонидовича Пастернака

Уроки по лирике Б. Пастернака...

"Быть знаменитым некрасиво..." (Жизнь и творчество Бориса Пастернака)

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященый жизни и творчеству Бориса Леонидовича Пастернака."Борис Леонидович Пастернак внёс незаменимый вклад в русскую поэзию советской эпохи и мировую поэзию...

Литературный вечер по творчеству Бориса Пастернака. 11 класс

Литературный вечер по творчеству Бориса Пастернака. 11 класс...

Борис Пастернак. Жизнь и творчество: биография, этапы творчества, основные книги, поэтика.

Презентация для 11 класса к изучению творчества Бориса Пастернака. Представлены основные моменты и этапы творческой биографии писателя, дана краткая характеристика его основных книг. В разделе "П...