Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе « Путешествие в Литературный городок».
методическая разработка по литературе (6 класс) на тему

Шульга Марина Михайловна

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе  « Путешествие в Литературный городок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе

Цели внеклассного мероприятия:

  • Образовательные: обобщение знаний по разделам « Произведения о Великой Отечественной войне», «Писатели улыбаются», обогащение словарного запаса учащихся.
  • Воспитательные: повышение интереса учащихся к чтению художественной литературы; умение работать в группе.
  • Развивающие: развитие навыков внимательного, вдумчивого чтения художественной литературы, развитие речи учащихся.

Форма : внеклассное мероприятие по литературе : « Путешествие в Литературный городок».

Оборудование: презентация, карточки для литературного лото , жетоны.

Ход мероприятия

I.Вступление

Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по Литературному городку. Кто объяснит значение слова «путешествие»? (Путешествие - поездка или передвижение пешком по каким-н. местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха) – слайд №2). 

Прежде чем отправиться в долгий путь, нужно разделиться на 3 команды, потому что по ходу путешествия я буду задавать вам вопросы. В конце пути мы определим, кто лучше знает программные произведения, изученные в этой четверти.

Сегодня я буду вашим проводником в этом путешествии. Кто знает, как иначе называют проводника, показывающего туристам достопримечательности города или местности? Правильно, экскурсоводом, гидом (от ·франц. Guide) – (Слайд №3).

Перед вами схема нашего пути  (Слайд №4 ). Первый этап – галерея . Кто объяснит значение этого слова ? (Слайд №5).

  Сначала мы отправимся с вами в портретную галерею. Первая в мире Национальная портретная галерея была основана в 1856 году в Лондоне с тем, чтобы увековечить образы британцев прошлых столетий (Слайд №6). В России создана Русская портретная галерея — электронная коллекция портретов русских деятелей.

II. Игровая деятельность

1. Галерея.

 Я приглашаю вас посетить портретную галерею русских писателей. Вы должны выбрать №, назвать имя, отчество, фамилию писателя. (3 балла за правильный ответ) (Слайды № 13-18)

Портреты писателей :

  • Симонов
  • Самойлов
  • Астафьев
  • Распутин
  • Шукшин
  • Искандер

2. Следующий этап – Музей (кликнуть мышкой по рисунку с надписью «Музей»).

Музей - учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. Исторический, литературный, краеведческий м. М. изобразительных искусств.(Слайд №7).

Мы отправимся в Музей литературных героев.

Оказывается, в мире существует множество музеев, посвященных героям литературных произведений. Это неудивительно, ведь герои книг часто оказываются не менее интересными, чем реальные исторические личности. Например: Музей литературных героев Астрид Линдгрен (Юнибаккен), Музей Шерлока Холмса(Великобритания), Музей Дон Кихота (Испания), Музей Д`Артаньяна (Франция), Музей барона Мюнхгаузена (Латвия) и др. (Слайды № 8- 12).

 Предлагаю  посетить наш музей и отгадать по описанию, взятому из произведения, имя героя, затем назвать это произведение и его автора (3 балла).

  1. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки и крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука по большим праздникам и по случаю поездки в город. (Бабушка главного героя рассказа В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»).(Слайд № 19)
  2. Загнанная, суетливая, покорная . Всегда брала в долг . (Тётка Васеня , В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»). (Слайд № 21 )
  3. Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание .( Лидия Михайловна , В.Г. Распутин «Уроки французского») . (Слайд № 23 -24)
  4. Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.(Главный герой рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского»). (Слайд № 27-28)
  5. Он был сухой и нервный , страдал  глухотой.  (Дедушка Петьки , В.М. Шукшин «Критики»). (Слайд № 30)
  6. Он был  не  по  возрасту  самостоятельный  и длинный, был стыдлив и упрям. (Петька , В.М. Шукшин «Критики»). (Слайд № 20)
  7. Большеголовый, маленького роста, аккуратно одетый, тщательно выбритый, он властно и спокойно держал класс в руках. Кроме журнала, у него был блокнотик, куда он что-то вписывал после опроса. ( Харлампий Диогенович , Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»). (Слайд № 25-26)
  8. Он подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол. (Авдеенко Ф.А. Искандер ,  «Тринадцатый подвиг Геракла»). (Слайд № 29)
  9. Теперь он стоял спиной к докторше, бледный, с остекленевшими глазами, и, когда ему сделали укол, он внезапно побелел как смерть, хотя, казалось, дальше бледнеть некуда. Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, как будто откуда-то выпрыгнули.                 ( Алик , Ф.А. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»). (Слайд № 22)

3. Кунсткамера.

Это слово вам знакомо по сказу Н.С. Лескова «Левша». (Кунсткамера - музей, собрание редкостей, диковинных предметов). – нажать на рисунок с надписью «Кунсткамера».

Кунстка́мера есть в Санкт – Петербурге, в настоящее время это Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым. В нём находится уникальная коллекция предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов.

Я приглашаю вас узнать в нашей Кунсткамере предметы из литературных произведений, прочитанных вами . Нужно назвать предмет, произведение и его автора. (3 балла)

  • Пряник (В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»). Слайд № 36
  • Макароны , три яблока ( В. Г. Распутин «Уроки французского»). Слайд № 34
  • Чётки ( Ф.А . Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»). Слайд № 35

4. Литературная гостиная (Гостиная – это комната для приёма гостей).

Гостей принято развлекать.  Предлагаю вам поиграть в литературное лото . Ваша задача -совместить термин с его определением. (Слайды № 37-38)

Литературное лото

Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

Эпитет - художественное определение предмета или явления.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого предмета, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

5. Литиздательство

А теперь  мы отправляемся в Литиздательство. Чем занимается Литиздательство? Правильно, изданием книг. Ведущую роль в Литиздательстве играет редактор. В обязанности литературного редактора входит анализ, оценка текста, внесение необходимых изменений.  Предлагаю вам побыть в роли редакторов, объяснить значение нескольких слов из произведений, изученных нами : (1 балл за каждое слово).

Увал – пологий холм ( В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Туесок – берестяная корзина с крышкой ( В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Бадога – длинные поленья ( В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Шаньга – булочка с творогом ( В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Елань – топкое место в болте, все равно, что прорубь на льду.(М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

Ладило – бондарный инструмент.(М.М. Пришвин «Кладовая солнца»)

Заимка – земельный участок, вдали от села ( В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Яр – крутой край оврага . ( В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»)

Чирки – самодельная обувь. («В.Г. Распутин «Уроки французского»)

6. Рекламное агентство.

Рекламное агентство проводит рекламную кампанию: осуществляет продвижение авторов на книжном рынке . Предлагаю вам написать небольшой рекламный текст об одном из произведений, которое вы читали в разделах «Произведения о Великой Отечественной войне», «Писатели улыбаются».

III. Подведение итогов

Вот и подошло к концу наше путешествие по Литературному городку . Давайте подведём итоги и узнаем ,какая команда победила (награждение победителей).

IV. Рефлексия

- Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие?

- Что мы с вами сегодня повторили ?

- Что нового вы узнали?

- Что было для вас особенно интересным?

- Что было для вас трудным? Как вы преодолевали эти трудности?

Я благодарю всех за участие в игре и прощаюсь  с вами до новой встречи . Помните: художественная литература требует вдумчивого чтения .

 

Раздаточный материал.

Антитеза - противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.

Эпитет - художественное определение предмета или явления.

Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.

Метафора - слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого предмета, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство.

Олицетворение - изображение неживых предметов в виде живых существ.

Сравнение - изображение одного предмета путем сравнения его с другим.

Инверсия - необычный порядок слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия для 1-х классов «Путешествие в мир английского языка»

Внеклассное мероприятия для учащихся 1-го класса, которые начнут изучать английский язык во 2 классе. В мероприятии также участвуют ученики 6 и 8 классов. Стараюсь проводить такое мероприяти...

Внеклассное мероприятие по биологии 6 класс" Путешествие в мир здоровья"

Можно использовать на уроках биологии и классном часе в 5 - 6 классах....

Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" на тему: "Литературные сказки" 5 класс

"Звездный час" является как завершающим мероприятием большого раздела "Литературные сказки" в 5 классе с родным языком обучения. Это мероприятие по литературе сотоит из 6 туров, где 1 тур посвящен био...

Внеклассное мероприятие по литературе "Звездный час" на тему: "Литературные сказки" 5 класс презентация

Презентация к разработке внеклассного мероприятия  по литературе "Звездный час"...

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе «По своим и чужим литературным страницам» для учащихся 9 класса.

Описание: предлагается сценарий мероприятия  «По своим и чужим литературным страницам», который можно использовать для внеклассной работы по литературе (например, во время проведения месячни...

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"

Презентация к внеклассному мероприятию по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"...

Конспект внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"

Конспект  внеклассного мероприятия по литературе 5 класс "Путешествие в сказку"...