"Поделись своим сердцем!" (Поэтическое путешествие по родным местам)
план-конспект занятия по литературе (10 класс) на тему
Конспект урока внеклассного чтения в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_otkr.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
« Поделись своим сердцем» (Поэтическое путешествие по родным местам)
Рудакова Марина Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №10», г. Артемовский
Цели:
1. Образовательные: знакомство с «поэтической мастерской» артёмовских авторов; работа над анализом стихов, входящих в книги « В моей душе и музыка, и слово»; «Поделись своим сердцем»; «Здравствуй», совершенствование выразительности чтения.
2. Воспитательные: формирование чувства заинтересованности в судьбе родного города, а также чувства гордости за своё учебное заведение, чувства корпоративности; умения работать в коллективе.
3. Развивающие: совершенствование творческих возможностей учащихся, воспитание эмоциональной, интеллектуальной сферы личности, развитие эстетического вкуса.
Ведущий (учитель) Средь толстых томов,
Переплётов солидных
На полке на книжной
Легко отыскать
Те книжки-брошюрки,
Почти невелички,
Но часто беру их,
Чтоб вновь почитать.
(Учитель берёт с полки книги и показывает ребятам.)
Теплы их названья,
Знакомы сюжеты,
И в строчках стихов
Всё понятно до слёз:
Здесь близкие люди,
Родные просторы
И улицы города
В песне берёз.
(Звучит песня «Мой Артёмовский» в исполнении автора - О. Бочковой.)
Ведущий (ученик). Недавно мне удалось побывать на презентации сборника стихов и песен артёмовских поэтов литературного объединения «Здравствуй». Я был поражён, что в нашем маленьком городке есть столько талантливых людей. И замечательно, что их творчество отражено в книгах. Названия сборников действительно очень тёплые и добрые: «Музы нежные цветы», «В моей душе и музыка, и слово», «Поделись своим сердцем», «Здравствуй».
Ведущий (учитель). Знакомство с этими книгами- это путешествие по родным, дорогим сердцу местам, встречи с добрыми знакомыми.
Ведущий (ученик). А помогут нам совершить это путешествие наши гости: выпускники школы-авторы стихов и песен, помещённых в представленные сборники, Олеся Бочкова и Сергей Анисимов, а также наши учителя, родители, старшие товарищи-одиннадцатиклассники.
Ученица Город мой Артёмовский.
Много разных городов на большой планете.
Величавых и глухих, мой вторым под стать.
Свито гнёздышко моё в городочке этом,
Для меня его роднее в мире не сыскать.
Воздух свежестью пьянит и зимой и летом.
Щедро дарит его мне да туман реки.
А в аллеях городских, под сплетеньем веток
Разговор ведут о жизни мои земляки.
Исцелюсь из родника ключевой водою,
Обелиску поклонюсь низко до земли,
А уеду далеко - мучаюсь тоскою,
Здесь воркуют в лад со мной наши сизари.
Переулки, улочки сердцем обнимаю,
В Бобровке серебристой солнышко ловлю.
Золотые зореньки потомкам завещаю,
Город мой Артёмовский, как тебя люблю!
(Галина Бибикова .)
(Ученица 11 класса Краюхина Лена поёт свою песню об Артёмовском.)
Ведущий (учитель) Недавно вы писали сочинение «Мои размышления о судьбе родного края). Меня порадовала ваша заинтересованность в развитии нашего Артёмовского, восхищение неброской уральской природой.
(На экране с помощью мультимедийного проектора даются выдержки из сочинений учащихся на фоне видов родного города.)
Ведущий (ученик) Андрей Векшин пишет: «Мне нравится наша Бобровка. Я очень люблю здесь рыбачить: утром клёв просто исключительный, а настроение весёлое, ведь окрестности реки красивы в любое время года».
Ученик Рубиновые ягоды в траве,
И тучи комаров над головою,
И воздух не колышется от зноя,
И пряно пахнет сеном и рекою.
Портрет твой, лето, я дарю тебе.
О разноцветье полевых цветов,
Какое не затмят красоты юга,
О ветре, колющем лицо упруго,
И о костре, в котором искры вьюгой
Полночи я рассказывать готов.
Скучаю, вечером придя домой,
О травах, утром утонувших в росах,
И о дожде, секущем землю косо,
О бликах солнца вдоль речного плёса.
Скучаю, лето, о тебе зимой.
(Анатолий Корелин)
Ведущий (ученик) «Я живу в селе Покровское,- пишет в сочинении А. Свалова.-И хотя учусь в городе, с удовольствием рассказываю об окрестностях родного села. А ещё мне очень приятно, что наш классный руководитель, Зинаида Леонидовна, тоже родом из Покровского».
Классный руководитель.
Воду родниковую
Освятил Христос,
Месяцем-подковою
С отраженьем звёзд.
Необыкновенно
В праздничный денёк,
Нарядил берёзками
Вдоль и поперёк.
Ах какая улица!
С гордостью идёшь,
На покров напудрится,
Будет плакать дождь.
В центре церковь-памятник,
Предков здесь крестили,
Как корабль в гавани
У большой России!
(Анна Кошечева.)
Ведущий (учитель) С удовольствием прочитала сочинение А. Устьянцевой. Она пишет: «Для меня Родина-это город, где прошло моё детство, воспоминания мамы о вечерних прогулках с друзьями по улочкам посёлка Красногвардейского».
Ученица Песня о посёлке Красногвардейском.
Мой Талый Ключ - голубая глубинка,
Клин журавлиный, звезда над тайгой
И у родительских окон рябинка-
Все узелки, что связала с тобой.
Родина-мама! В снегу и в цветении-
Счастье моё от улыбки до слёз!
Песня моя и моё вдохновение-
Это Россия в фонтанах берёз.
Белые-белые звёзды черёмух,
Лилий озёрных русалочья грусть,
Рыжее детство и рыжий подсолнух,
Томик Есенина- весь наизусть!
Родина-мама! В снегу и в цветении-
Счастье моё от улыбки до слёз:
Песня моя и моё вдохновение-
Это Россия в фонтанах берёз.
Я по весне, как по первому снегу,
В осень уйду, затеряюсь в глуби.
Каждому встреченному человеку
Счастья желаю, желаю любви!
Родина-мама! В снегу и в цветении
Счастье моё от улыбки до слёз!
Песня моя и моё вдохновение-
Это Россия в фонтанах берёз.
(Александр Паксиваткин.)
Ведущий (ученик) Я согласен с Антоном Харюшиным. «Нам очень повезло, - читаем в его раздумьях, - ведь для того, чтобы подышать свежим воздухом, пособирать грибов, не надо долго ехать на электричке. Лес виден из окон пятиэтажек).
Ученик А я живу на пятом этаже,
Под самой крышей, чуть поближе к небу.
И замерли берёзки в неглиже
В оконной раме… Если ты здесь не был,
То приходи взглянуть на спящий пруд
Под тающим пуховым одеялом,
Иль поднимись туда, где берег крут,
Где мчатся поезда по частым шпалам….
Да полно, что чужие разговоры?
Когда на горизонте до небес
Взметнулись трубы старенькой «Авроры»
(Так меж собою мы прозвали ГРЭС).
Мост деревянный длинный и скрипучий,
В сосновом обрамлении роддом…
И пусть на свете есть места получше,
Но все мы в этом городе живём!
Здесь каждая тропинка прямо к дому.
Дворы и улицы, и парк, и стадион
Давно привычны. Только незнакомый
Колоколов воскресный перезвон.
Навстречу нам спешат родные люди,
Ведь каждый пятый друг или сосед.
Здесь одиноко никогда не будет,
Уж столько вместе пережили бед.
Куда б меня судьба не заносила:
В далёкие иль близкие края,
Мой милый город, ты моя Россия,
Моя любовь и Родина моя!
(Лидия Кристапчук.)
Ведущий (учитель) Есть места в нашем городе, где каждый преклоняет голову.
Ведущий (ученик) «Переживаю, что рушатся церкви в наших деревнях.
Хорошо, что горожане сохраняют память о погибших на войне. 9 Мая празднуют и ветераны, и молодёжь,»- читаем в сочинении Лены Новопашиной.
Ученик У обелиска в День Победы.
Шли мальчишки в свой последний бой –
Лет от восемнадцати и старше…
Сколько павших, без вести пропавших,
Больше не вернувшихся домой…
На гранитных плитах – имена..
Грустно мне на празднике Победы:
Если б не проклятая война,
До сих пор бы были живы деды.
А берёзки тянутся в зенит!
О весне воробушки судачат…
Грусть венков ложится на гранит.
И в груди –
щемит,
болит
и плачет…
( Александр Паксиваткин)
(С. Анисимов поёт свою песню «Доля России».)
Ведущий (учитель) Разделяю переживания Дениса Беспальчука: «Очень жалко, что люди уезжают из города в поисках работы. Я верю, что наши предприятия возродятся, и людям не надо будет надолго уезжать из дома».
Ученик читает стихотворение «Напутствие»
Послушай, сын, ты завтра в проходную
Войдёшь рабочим в самый первый раз,
Ты не в завод войдёшь – в семью большую,
И станешь полноправным среди нас.
Завод – наш дом. Династия богата
Традициями славных токарей,
Сегодня у станков твои два брата,
Там твой отец, там был и дед Андрей.
В семью такую с гонором не ходят,
С собой в Картане скромность понеси,
Талантов много в нашенском народе,
Перед работой трижды их спроси,
Они поймут, прищурившись лукаво,
Твой трепет и ответственность отца,
Им наш завод даёт такое право
Рабочего, трудяги, мудреца.
К любому делу подойди с душою,
Ты точишь не железку, а деталь.
Отцовский орден в ней присутствует с тобой
И трудовая матери медаль.
В детали той конструкторская мысль,
Чей карандаш – почти его душа,
А у тебя в руках быть должен смысл,
Станок твой – острие того карандаша.
Ты должен знать, что в Заполярье где-то
Твоя деталь надежной быть должна.
Работы много нашей есть на свете,
Но с браком не вернулась ни одна.
В семье большой, увы, не без урода,
Людей ты встретишь и хороших, и плохих,
Одно лишь знай, что среди нашего народа
Добром всегда встречают молодых.
И если ты ответишь людям правдой,
Ты будешь с ними, будешь как они.
Ну а сейчас…иди, мой сын. До завтра.
Иди… и если сможешь – отдохни.
( Николай Кожемякин.)
Ведущий (ученик). А это остановка
Особая в пути.
Мы приглашаем в школу десятую зайти.
Знакомьтесь, это школы
Родной выпускники.
Они свои расскажут
Из сборника стихи.
(Выступление О. Бочковой и С. Анисимова – выпускников школы со своими песнями и стихами. Их рассказ об истоках творчества. Дарят свои мини-книжки с автографами.)
Ведущий (ученик) Мы путешествуем в пространстве,
Мы путешествуем во времени.
На смену выпускникам прошедшим
Приходит наше поколение.
Ведущий (учитель) Ученица 11 класса Оля Корелина приглашает вас на свой вернисаж-путешествие по городу ( Оля читает своё стихотворение о городе и несколько слов о рисунках).
О. Корелина. Мой город.
Прекрасный город, близкий и родной,
Довольно тихий, милый, небольшой.
Артёмовский- ты родина моя!
Стоишь тихонько, голову склоняя,
Ты для меня по-своему красив:
Река Бобровка и лесной массив,
Многоэтажки и родная школа-
И мне до боли всё это знакомо.
Здесь моя родина и здесь я родилась.
Тут воспитали, тут я поднялась.
И лишь тебе, родной мой городок,
Я посвящаю суть всех этих строк.
Россия- мать моя, Артёмовский - отец!
Она- кормилица. А ты-? Ты мой творец.
Ты меня создал, ты меня слепил
И воспитал, и в жизни просветил.
Когда я падала - ты руку подавал,
Когда я злилась – ты всегда прощал.
И фраз мне не хватает описать,
Чтобы все мысли, что внутри сказать.
Ведущий (ученик) Листаем страницы
И тоже гуляем
По паркам, аллеям
И нашим дворам
Читай вместе с нами,
Вполне я уверен,
Понравятся тоже
Стихи эти Вам.
Ведущий (учитель) Трудно представить знакомство с книгой без нашего школьного библиотекаря.
(Галина Константиновна читает стихотворение «Город жизни» )
ГОРОД ЖИЗНИ
Город детства, юности и зрелости,
Ты, как я, куда-то всё спешишь.
Не хватило сил, а, может смелости
Много лет назад покинуть твою тишь.
Улиц тишину в венцах черемухи,
Речку, родников ночные сны,
Старый дом, где нас пугали шорохи,
С детством расставания костры.
Юность вслед манила искушением,
Светом дальних городов-планет,
Мама мне шептала в утешение:
«Отчий край твой здесь, другого места нет
Дороги у жизни все мгновения
Так не забывай об этом, дочь.
Дерево живёт листвой, кореньями,
А тщеславие гони, ты, прочь»
Годы шли, меняя зимы вёснами,
Город хорошел и молодел,
Летом был умыт дождями грозными,
Осенью хмелел, как винодел.
Зрелость подошла ко мне с внучатами,
Счастье материнское двоя,
Как всегда, красив и тих закатами
Город, в имени чьём жизнь моя
(Тамара Небелюк)
Ведущий (учитель) На каждом этапе жизни рядом с нами наши близкие – родители.
Звучит напутствие детям : стихотворение «Круговая порука добра»
Птицы, звери, деревья и дети,
И цветы на окошке твои –
Все, что с нами живёт на планете ,
Жить не может без нашей любви.
Где бы сердце Вам жить не велело –
В шумном свете иль сельской глуши,
Расточайте свободно и смело
Драгоценности вашей души.
Только вы не скудейте душою,
Коль придёт испытаний пора:
Человечество живо одною
Круговою порукой добра.
(А. Евдокимова.)
Ведущий (учитель). Ставлю книжки обратно на полку,
Им недолго на полке стоять,
Потому что я очень надеюсь,
Вы их тоже возьмёте читать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект клуба выходного дня "Поделись своей добротой"
Проект клуба выходного дня Поделись своей добротой" Цель, задачи, этапы проекта...
Час общения "Поделись своею добротой"
Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию с презентацией в детском доме для 8-9 классов...
Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"
Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...
Открытое воспитательное мероприятие в рамках проекта клуба выходного дня: "Поделись своей добротой"
Открытое воспитательное мероприятие Клуба выходного дня: "Мой путь к доброте" для учащихся 1-6 классов. Познавательно - увлекательное путешествие в страну Доброты. Юные путешественники на станциях: "Д...
Социальный проект "Поделись своей радостью"
Данный соц. проект создан на основе работы школьного кукольного театра. В основу проекта положена деятельность по преобразования соц. действительности, результатом которой является создание специфичес...
Заочное путешествие по родным местам
Классный час направлен на привитие любви к родным местам, проведен с целью расширения знаний о природных богатствах и интересных местах Александровского района...
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю
"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми Нижегородской земли и родного края....