Приемы, используемые на этапе рефлексии
презентация к уроку по литературе на тему

Фирсова Елена Станиславовна

Презентация содержит теоретический и практический материал по использованию разнообразных приемов, которые помогают закончить урок грамотно, качественно и интересно как для учащихся, так и для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_ispolzuemye_na_etape_refleksii_pokaz.ppsx347.83 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Приемы, используемые на этапе рефлексии учебной деятельности на уроке» Фирсова Елена Станиславовна, учитель высшей квалификационной категории ФГКОУ «СОШ №24» Минобороны России

Слайд 2

Рефлексия – обязательный этап урока Рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя. В науке под рефлексией понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Применительно к урокам рефлексия — это какая-то его часть, в ходе которой учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Слайд 3

Когда проводить рефлексию? Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала, более того в современной педагогике выделяют отдельн ый тип урока, который получил название урок рефлексии.

Слайд 4

Приемы на этапе рефлексии учебной деятельности В опрос к тексту; даймонд ; диаманта; З-Х-У; до-после; идеальное задание; лесенка; мысли во времени; незаконченные предложения; необычная обычность; опрос-итог; письмо с дырками; плюс-минус-интересно ; ПОПС-формула ; пятерочка; райтинг ; реставрация; ромашка Блума ; рюкзак; синквейн ; случайность; совет; сообщи свое я; супер-контрольная ; телеграмма; три уровня домашнего задания; уровневая контрольная работа; хокку ; цветные поля; шесть шляп; штрихи; щадящий вопрос и др.

Слайд 5

Вопрос к тексту Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему список вопросов. Иногда целесообразно оговаривать количество вопросов, их вид. В конце урока можно дать задание составить вопросы для закрепления учебного материала или взаимопроверки на следующем уроке или дается задание составить вопросы, на которые с легкостью ответишь сам.

Слайд 6

Вопрос к тексту Таким образом, опосредованно выявляем уровень усвоения материала и получаем список вопросов для проведения опроса на следующем уроке или, как в нашем случае, готовый вариант домашнего задания на следующий урок. Обучающиеся самостоятельно участвуют не только в организации внимательного чтения и обсуждения текста, но и формулировании домашнего задания. Это повышает мотивацию детей на его выполнение и осознание себя активным участником образовательного процесса.

Слайд 7

Творческие приемы рефлексии Хокку ( хайку ) Синквейн Диаманта

Слайд 8

Хокку ( хайку ) Хокку ( хайку )- начальные стихи, жанр японской поэзии, нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любовные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Отличается простотой поэтического языка, свободой изложения. Прием заключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явление, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожиданный. Его можно отнести к художественной форме рефлексии.

Слайд 9

Как писать хокку Строчка 1: Я видел ( кого-то или что-то) Строчка 2: Какого? Строчка 3: Как?

Слайд 10

Примеры хокку Я видел Чацкого. По-прежнему один Герой и воин. Любовь сильнее смерти? Шеина глупа. Зачем Желтков в нее влюбился? Литература… Больше, чем урок. Люблю ее! Урок труден. Но жизнь будет легче. Сплошная польза. «Грамматика любви»… Что может быть важней? Любовь бессмертна!

Слайд 11

Диаманта Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятие с противоположным значением, поэтому этот прием полезен для работы с понятиями, противоположными по значению. 1,7 строчки – существительные-антонимы; 2 – два прилагательных к первому существительному; 3 – три глагола к первому существительному; 4 – два словосочетания с существительными; 5 – три глагола ко второму существительному; 6- два прилагательных ко второму существительному.

Слайд 12

Примеры диаманты Пугачев Мудрый, милосердный, Действует, казнит, милует. Крестьянский бунт, публичная казнь. Раздумывает, решает, милует, Своенравная, недоверчивая, Екатерина II . Обломов Ленивый, мечтательный Добрый, лежащий, умирающий, Угасание медленно, но верно; «обломовщина». Работает, мыслит, живет, Расчетливый, целеустремленный Штольц .

Слайд 13

Эффективность диаманты Прием помогает развивать мыслительные способности учеников: служит хорошим средством для развития форм критического мышления. При системной работе с этой формой рефлексии он очень эффективен. он

Слайд 14

Синквейн Этот прием используется, безусловно, как вариант индивидуальной работы, однако для начала нужно составить его всем классом. На переходном этапе целесообразно создавать синквейн в процессе работы в парах. Хорош этот прием и для домашнего задания, это даст учителю возможность оценить, насколько ученики верно поняли смысл изучаемого материала.

Слайд 15

Пример синквейна Женщины и война. Хрупкие, юные, страшная, жестокая, Любят, спасают, удивляют, губит, калечит, испытывает. Женщины и война – понятия несовместимые, но они сделали все, чтобы наша страна осталась свободной. Жизнь. (После изучения «У войны не женское лицо» С.Алексиевич).

Слайд 16

Творческие приемы рефлексии 1. Быстрые и мощные инструменты для рефлексии, поскольку они дают возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах . 2. О громный стимул для развития творческого потенциала каждого школьника.

Слайд 17

ПОПС-формула Позиция (Я считаю, что проблема данного текста актуальна/ не актуальна) Объяснения (… потому что…) Пример (Могу доказать это на примере…) Следствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)

Слайд 18

ПОПС-формула Использование данного приема работает на достижение метапредметных результатов обучения, развивает логическое мышление, речь, ощущение себя во вневременном пространстве, в то же время соотнесение настоящего и прошлого, настоящего и будущего, воспитывает, учит, организует одновременно.

Слайд 19

Лесенка Обучающимся предлагается представить себе, что существует такая лесенка, на которой стоят все школьные предметы. На первой ступеньке будут самые скучные, трудные, нелюбимые, а на десятой – интересные, полезные, любимые, особый акцент я делаю на таком важном критерии, как возможность применить полученные знания, умения в жизни , то есть польза предмета. Потом обучающимся необходимо указать, на какой ступеньке (от 1 до 10) оказался у них на данном этапе русский язык или литература.

Слайд 20

Лесенка и самооценка Параллельно с рейтингом предмета я еще предлагаю поставить оценку и каждому из учеников самому себе. Получаются разные дроби: 6/3; 8/4; 10/4; 10/5 и другие. Как правило, уровень оценки предмета на прошедшем уроке связан с самооценкой ребенка. Когда же он наглядно понимает эту зависимость, то стремление к обучению возрастает.

Слайд 21

Телеграмма Это прием актуализации субъективного опыта, который позволяет в краткой форме поделиться своими мыслями и чувствами по поводу прошедшего урока, оценить самого себя или своего товарища.

Слайд 22

Приемы рефлексии, связанные с самостоятельной деятельностью Важной частью преподавания любого предмета является заложенный в него принцип идеальности (высокого КПД), который позволяет максимально использовать знания, интересы, возможности обучающихся с целью повышения результативности образования. Он реализуется и через самостоятельный выбор домашних заданий, и через составление контрольных работ и их взаимопроверке.

Слайд 23

Суперконтрольная Прием суперконтрольная заключается в том, что текст контрольной работы разрабатывают ученики друг для друга. На одном листе пишут задания, на другом ответы. На уроке обмениваются заданиями и выполняют их. По своим листам ответов проверяют выполнение. На этой контрольной ученик получает три оценки – за задания, выполнение и ответы с проверкой. По итогам выставляется средняя оценка.

Слайд 24

Эффективность суперконтрольной Польза суперконтрольной очевидна: мотивация к обучению повышается, раз от разу выполнение такого вида работы улучшается, что способствует повышению собственной значимости и чувству сопричастности, активному взаимодействию со всем классом и с учителем тоже. Каждый ученик оказывается вовлеченным в процесс управления и коллективом, и самим собой, потому что возникает ситуация, когда не кто-то за них, а они САМИ обучают друг друга, чувствуют свою успешность и САМИ стремятся ее подкрепить.

Слайд 25

Примеры заданий из суперконтрольной 1.Задание. Какой связью соединены между собой однородные члены? А) никакой; Б) сочинительной; В) подчинительной; Г) затрудняюсь ответить. Составила ученица 8Б класса Марухина Татьяна. 2.Задание. Какие бывают союзы? А) одиночные, двойные, двусоставные; Б) одиночные, двойные, повторяющиеся; В) повторяющиеся, сложные, простые. Составил ученик 8Б класса Архипов Денис

Слайд 26

Приемы оценивания и самооценивания Таблица самооценивания . Анкеты .

Слайд 27

Таблица самооценивания Шкала оценивания. «+», участвовал в работе – 1 балл, «0», не участвовал в работе – 0 баллов, «-», мешал работе – минус 1 балл.

Слайд 28

Таблица самооценивания Фамилия, имя Участво вал в общем обсужде нии (предлагал идеи, критико вал высказывания) Формули ровал ответы, выводы Выступал от группы Задавал вопросы в группе, классу, учителю Оформлял запись, рисунок, таблицу

Слайд 29

Анкета На уроке я работал Активно/пассивно Своей работой на уроке я Доволен/не доволен Урок для меня показался Коротким/длинным За урок я Не устал/ устал Мое настроение Стало лучше/ стало хуже Материал урока мне был Понятен/ не понятен Полезен/бесполезен Интересен/скучен Домашнее задание мне кажется Легким/трудным Интересным/неинтересным

Слайд 30

Фразеологизмы как прием рефлексии . При помощи этого приема мы и обогащаем речь ребят образными выражениями, и даем оценку своей учебной деятельности на уроке.

Слайд 31

Приемы рефлексии Таким образом, современные приемы обучения позволяют так организовать пространство урока, чтобы рефлексия как один из основных факторов развития личности стала важной и неотъемлемой, а что еще немало важно- интересной его частью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы, методы и приемы, используемые на уроках русского языка

Под активными методами обучения в большинстве случаев подразумеваются методы, основанные на коммуникациях, объективно возникающих как между учащимися, так и между учениками и учителем.Суть мет...

Статья "Методические и организационные приемы, используемые только в работе при обучении на профильном уровне".

Профильное обучение отличается от непрофильного широким применением целого ряда форм и методов урочной и внеурочной работы (элементы лекционно-семинарской системы, организация проектной и исследовател...

Некоторые приемы, используемые при решении комбинаторных задач

Разбор примеров на"Обратимость выбора", "Фиксирование элементов", "Склеивание элементов"...

Подготовка к экзамену.Сочинение.Вступление.Приемы, используемые во вступлениях к сочинению.

Вступление к сочинению должно быть очень небольшим-предложения два-три.Ничего лишнего.Время все ценят и разговоры "вокруг да около " не нужны. Итак,вступление должно быть коротким и обязате...

Приемы, используемые для повышения качества образования по математике.

В статье описаны приемы нейролингвистического программирования, которые можно применить в образовательном процессе....

Технологическая карта урока по технологии развития критического мышления и методические приемы, используемые на различных этапах урока биологии.

В результате использования технологии развития критического мышления появляется возможность соединить в образовательном процессе навыки различных видов интеллектуальной деятельности с навыками о...

Вопросы,используемые для проведения рефлексии на уроках.

Данные вопросы можно использовать в качестве рефлексии на уроках...