Сценарий заседания читательского клуба "Чтение-праздник души"
план-конспект занятия по литературе (6 класс) на тему

Сценарий заседания читательского клуба "Чтение-праздник души".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx49.05 КБ

Предварительный просмотр:

i?id=77099775-13-72&n=17    Сценарий

заседания читательского клуба  «Чтение – праздник души»

Цели клуба:

  1. Возрождение традиций семейного чтения.
  2. Приобщение детей и родителей к чтению как средству  межличностного общения, средству формирования духовно-нравственной культуры личности.
  3. Повышение компетентности родителей в области детской литературы.

Участники заседания: дети , родители.

План заседания клуба

  1. Вступительное слово председателя клуба (Приложение 1).
  2. Знакомство  с результатами изучения читательских предпочтений обучающихся школы (класса, параллели).  (Приложение 2).
  3. Формулирование проблемы.
  4. Деление на группы. (Присутствующие делятся на группы по цвету программок, которые они получили при входе)
    Работа творческих групп. (Обсуждение проблемы в группах, выработка рекомендаций по проблеме)
    1 группа – «Россия – читающая страна!»
    2 группа  -  «Чтение начинается в семье»

         3 группа - « Моя семья – читающая семья»

  1. Защита проектов.
    Составление советов родителям, чьи дети не любят читать. (Приложение 3)
  2. Выступление психолога.  «О пользе семейного чтения» (Приложение 4)
  3. Обсуждение тематики последующих заседаний:
    Заседание №1.
    «Семейное чтение – основа культуры нации»
    - о традициях русского семейного чтения (чтение в семье Толстых, Пушкиных, Аксаковых);
    - роль книги в воспитании детей;
    - чтение вслух как возрождение старинной семейной   традиции;
    - искусство художественного чтения и рассказывания (практикум)
    Заседание №2
     «Ты мира не узнаешь, не зная края своего» (П.П.Бажов). Литературная карта  донского края.
    - Литературная  гордость земли донской (А.Калинин, В Закруткин, Н.Туроверов);
    - Донской край глазами современных писателей (Т.Кулинич, Б.Бартошевич, Ю.Ремесник);
    - История Донского края на страницах литературных произведений.
    Заседание №3
    «Золотая полка» моей семьи

- Литература путешествий. Книги, которые открывают страны.
-  Книги, рассказывающие об изобретениях и достижениях.
-  Книги из других стран.

  1. Подведение итогов работы.

                                                                                                                                    Приложение 1

i?id=77099775-13-72&n=17Вступительное слово президента клуба

 

     В условиях экономического, социального, политического, идеологического кризиса в России, всё чаще воспитание детей возлагается всецело на школу, в то время как родители заняты проблемами «выживания».

Известно, что семья способствует развитию личности человека, является мощным фактором воздействия. Именно в семье закладываются первые навыки общения, взаимоотношения между её членами. Именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.

Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря устным рассказам, чтению вслух). Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.

 Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых — следствие несформированности ее с раннего детства. Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства — степени овладения речью.

Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

 Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.

         Год от года резко снижается интерес учащихся к чтению. Школой ведётся активная работа по пропаганде чтения. Но почему эта работа становится малоэффективной?

Если возродить утраченную в большинстве семей учащихся традицию семейного чтения, то у ребенка повысится интеллектуальный уровень, уровень воспитанности, ребенок сможет лучше адаптироваться в социуме.

Актуальность  рассматриваемой нами проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. А одним из средств развития интереса к чтению являются традиции семейного чтения.

Читать - это значит, и разбирать, и анализировать, и воспринимать текст. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать. А тот, кто не способен анализировать, не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

         Приведение школьного образования в соответствие с Международным стандартом — дело главным образом тех, кто составляет учебные программы, определяет критерии оценки качества образования, в том числе чтения. Однако большую помощь в этом могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования и качестве жизни своих детей.

Интерес к чтению постепенно пропадает или качественно видоизменяется. Особенно хорошо это видно на примере детского населения России. По результатам библиотечных исследований, дети сейчас читают не меньше, чем раньше. Только делают это они по-другому. Примерно три четверти запросов детей, которые приходят в библиотеку, связаны с учёбой.

Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос « Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.

 Конечно, там, где в семье есть традиции чтения, а, к сожалению, эту семейную традицию чтения мы тоже утрачиваем, дети читают по-другому. Но анкетирование даёт нам такие цифры: 65 процентов родителей считают, что чтение – это процесс рациональный, и только 35 процентов - эмоциональный. Уже выросли поколения родителей, которые сами не читают или читают прагматически или вообще на уровне комиксов и клиповой культуры. Перед библиотеками и педагогами встаёт двойная задача - воспитание и детей, и родителей. Воспитание родителей задача более трудная, чем воспитание детей - читателей.

В развитых странах и в Японии создаются национальные программы чтения. И проходят они под девизом «Нация в опасности - дети перестают читать!». «И нам нужно заявить, что отказ от чтения говорит о том, что и наша российская молодёжь в опасности, - считает депутат государственной Думы главный редактор журнала «Русский дом» Александр Николаевич Хрутов. - Нужно изучать мировой опыт популяризации чтения. В некоторых западных странах давно осознали опасность нечтения для общества и приняли меры, иной раз очень эффективные. Например, сегодня во многих странах есть так называемые «книжные кафе», где можно не только купить книгу, но и просто почитать её, пока ждешь заказ. (Кстати сказать, есть такие кафе теперь и в России, например в Санкт -Петербурге). И такие формы ознакомления с книжными новинками получают все большую популярность, особенно у молодежи.

Необходимо возродить добрую и старую традицию семейных чтений. Семейные традиции чтения – это одно из самых благотворных воспитательных средств, которое не только образовывает детей, но и цементирует подлинно участливые, дружеские взаимоотношения старших и младших в семье.

На основании выше сказанного мы делаем вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение является одной из самых серьёзных и актуальных. Исследования российских и западных учёных говорят о том, что не читающий человек не способен анализировать, а значит и не может сделать осознанного выбора: будь то выбор жизненного пути, будь то книги для чтения.

Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Поэтому без возрождения традиций семейного чтения решить эту проблему невозможно. Именно дом, а не школа, является наиболее важным образовательным учреждением в стране, и самые важные наставники — родители. Именно в семье закладываются нравственные основы, прививаются духовные ценности, зарождаются истоки детской души и основы мировоззрения.

В то же время в обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. В частности, повысилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений, в этом отношении особую роль сегодня приобретает вопрос культивирования чтения в условиях семейных отношений, и, в частности, общения посредством книги родителей и детей.

Наличие в семье навыков разностороннего общения является одним из действенных средств укрепления семьи и создания доверительных отношений между взрослыми и детьми как основы воспитания. Чтение способствует такому общению и реализует целый спектр разнообразных семейных функций: эмоциональное единение, обмен информацией, передача жизненного опыта от старших к младшим и ряд других функций. Мы с вами знаем, что в наше время дети и родители часто не находят общего языка, отдаляются друг от друга. В этой ситуации также следует признать: книга - идеальный посредник для диалога ребенка и взрослого, т.к. книга, чтение, а на основе этого – общие интересы способствуют объединению семьи.

Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество, безусловно, признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

В этой связи деятельность школы по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школа может оказать квалифицированное содействия семейному чтению - наличие специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, обучить его организации, а также создать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в библиотеке.

Процесс семейного чтения представляет собой:

· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;

· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;

· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).

Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта.   От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.

Не читающий выпускник школы был признан главным фактором риска современной цивилизации. Он не в состоянии выполнять свои функции ни как солдат, ни как работник, ни как гражданин. В развитых странах уже поняли, что только общество читающее может быть обществом мыслящим. Такое понимание долго игнорировалось. Но жизнь всё расставила на свои места. Прошло понимание того, что обществу, которое хочет использовать новейшие достижения человеческой мысли, нужно, чтобы мыслящих людей было как можно больше. Поэтому на программы по приобщению детей и молодёжи к чтению в богатых странах тратятся колоссальные средства.

Ну, а что делать нашим родителям, таких средств не имеющим? Надо начинать…с себя. Какие средства нужны для того, чтобы папе или маме выкроить полчаса - час несколько раз в неделю на занятия с ребёнком чтением? Затрудняетесь в выборе книги? Дома нет нужной литературы? Есть детские библиотеки с неплохими фондами и специалистами. Книги выдаются бесплатно, сроком до 30 дней. Можно найти время для посещения библиотеки один раз в месяц? Конечно, да!

Помогите детям научиться ориентироваться в книжном море: научите выбирать книжки на полках библиотеки, какие книги предпочитаете читать вы и другие члены семьи, как сложилась ваша библиотека. Обращайте внимание на то, кто написал книгу, рассказывайте ребенку о детских писателях.

Книга - самый древний, полезный и проверенный источник информации и носить с собой удобно (провода не тянутся следом), и вредных излучений нет, и с друзьями обменяться легко. Но... Современные дети не любят читать. И самый популярный вопрос, задаваемый родителями психологам и учителям литературы: как заставить его (ее) читать? Дети также жалуются: «Трудно читать, не сосредоточится». Но не надо заставлять ребенка читать насильно, надо, прежде всего, задать себе вопросы: когда я сама последний раз держал (а) книгу в руках? Что это была за книга? Когда в последний раз малыш просил почитать, не отделались ли вы нажатием кнопки на телевизоре или игровой приставке? Если ответы вас смутили, самое время поработать над собой, а заодно показать ребенку удовольствие от захватывающего процесса чтения.

 

        Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, литература напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…

Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.

Для этого сегодняшним родителям необходимо:

  • ориентироваться в новых писателях и новых книгах;
  • иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;
  • понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;
  • читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.

А наш клуб поможет вам стать родителями читающего ребёнка.

Приложение 2

Анализ изучения читательских предпочтений школьников

 В наше время складываются новые направления в исследованиях аспектов чтения. Читающий ребенок – надежда на хорошее будущее России. Что значит чтение для современных подростков? Какие у них ценности и идеалы жизни? Ответы мы попытались получить, проведя специальное исследование среди учащихся школы.  Цель заключалась в том, чтобы выявить уровень кругозора и степень начитанности учащихся.

Как относятся к чтению учащиеся старших классов? Что они думают по этому поводу?

Респондентам было предложено выбрать один из вариантов ответа, соответствующего их отношению к чтению.

Результаты представлены в таблице.

Варианты ответов

Класс

Люблю читать, но не хватает времени

19

35,7

28,5

Когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое,

развлекательное

52,3

14,2

33,3

Мне нравится читать, много читаю

4,7

21,4

14,2

Читать не люблю

9,5

7,1

4,7

Читаю только для подготовки уроков

38

28,5

23,8

Другое

4,7

На вопрос «Мне нравится читать, много читаю» лишь в 9б классе ответили 21,4 % опрошенных. В 9в ответ на этот вопрос отрицательный. Самый большой процент приходится на вопрос «Когда отдыхаю, люблю почитать что-нибудь легкое, развлекательное». В 9а классе -52,3% , в 9г - 50%. При ответе на вопрос «Читать не люблю» лидирует 9а класс (9,5%), далее 9б (7,1%), 9в набрал 4,7%. Как видно из таблицы 1, многие учащиеся читают лишь для подготовки к урокам.

«Кто ты − окрыленный чтением или приговоренный к чтению». Такой вопрос был задан одиннадцатиклассникам. Согласно данным исследования, наблюдается снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения.  

Таблица 2 (в % к числу опрошенных)

Класс

Любят читать

Не любят читать

Читают, если задано в школе

11а

38,8

27,7

33,3

При ответе на вопрос «Какую книгу ты сейчас читаешь или недавно прочел» исследуемая группа была выделена не по возрасту, а по году обучения: 5, 7, 9 классы. Результаты опроса свидетельствуют, что сегодня дети читают различную литературу.  

Варианты ответов

Классы

5-й

7-й

9-й

Классика, поэзия

4,1

63,6

Сказки

37,5

5,5

Приключения, «ужастики»

62,5

36,1

9,1

Детективы

37,5

41,6

18,1

Фантастика

41,6

38,8

9,1

О природе, о животных

25

13,8

Романы о любви

11,1

18,1

О сверстниках

4,1

13,8

36,3

По истории

25

2,7

О науке, технике

16,6

8,3

О войне

4,1

13,8

9,1

Энциклопедия

33,3

30,5

27,2

Другое

9,1

Первое место в шкале читательских интересов у 5, 7 классов занимает приключенческая книга, фантастика и детектив.  

Данной тематике отдают предпочтения 5-й (62,5%) и 7-й (41,6%) классы. С возрастом растет доля тех, кто читает литературу преимущественно по школьной программе (9-й класс−63,6%). Сказки привлекают главным образом младших школьников (37,5%). Низким оказался интерес к литературе о науке и технике, по истории, о войне, о природе и животных у учащихся 9-х классов. И, к сожалению, только 30% учащихся школы пользуются энциклопедиями.

 «Мотивация чтения» (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов

Классы

5-й

7-й

9-й

Рекомендовал учитель

4,1

2,7

9,1

Интересно

87,5

86,1

45,4

Понравилось название

25

19,4

По совету друга

20,8

25

9,1

Знаю автора

8,3

13,8

18,1

По школьной программе

12,5

11,1

54,5

Понравились картинки, обложка

12,5

5,5

Рекомендовали родители

33,3

16,6

36,3

Другое

4,1

Нет ответа

8,3

8,3

Ведущий мотив «интересно». Его назвали 87,5% в 5-х классах, 86,1% в 7-х. У 9-х классов мотив «интересно» уходит (45,4%), его заменяет «читаем по школьной программе» (54,5%).

 В 11 классе был проведен опрос на тему «Ваше самое любимое и нелюбимое произведение». Итоговым результатом социологического исследования читательских предпочтений явилось определение 10 самых популярных и нелюбимых произведений.

Самые любимые произведения

1. Куприн А. «Олеся»                                                                       19,7%

2. Толстой Л. «Война и мир»                                                                  14%

3. Достоевский Ф. «Преступление и наказание»                                  14%

4. Пушкин А. «Евгений Онегин»                                                           11,2%

5. Булгаков М. «Мастер и Маргарита»                                                  11,2%

6. Ахматова А. Стихи                                                                              11,2%

7. Цветаева М. Стихи                                                                               9,8%

8. Войнич Э. «Овод»                                                                                7,2%

9. Горький М. «Старуха Изергиль»                                                        7,1%

10. Горький М. «На дне»                                                                         7%

Самые нелюбимые произведения

1. Толстой Л. «Война и Мир»                                                               30,9%

2. Горький М. «На дне»                                                                         14%

3. Гоголь Н. «Мертвые души»                                                              11,2%

4. Достоевский Ф. «Преступление и наказание»                                8,4%

5. Гумилев Н. Стихи                                                                              8,3%

6. Гончаров И. «Обломов»                                                                     7%

7. Булгаков М. «Мастер и Маргарита»                                                5,6%

8. Бунин И. «Господин из Сан - Франциска»                                      4,2%

9. Гоголь Н. «Ревизор»                                                                          4,1%

10. Блок А. «Двенадцать»                                                                      3%

Как видим, мнение по нескольким произведениям у учащихся не совпадают. К сожалению, названы были произведения только по школьной программе, хотя такая цель при опросе не ставилась.

В 4 классах проводился опрос по теме, «С каким литературным героем ты бы стал дружить и почему?». Анализ анкет показал, что чтение по-прежнему остается одной из ведущих форм время провождения учащихся младших классов. 100% опрощенных любят читать: «мы ходим в школу, учимся читать и писать, начинаем «дружить» с книгами». Что может быть занимательнее, чем чтение хорошей книги? Читая, попадаешь в волшебный мир, переносишься в далекое прошлое или будущее. «Я очень люблю читать» - из анкеты учащегося 4А класса. Литературные любимые герои есть у всех. Это персонажи сказок – Золушка, Незнайка, Царевна Лебедь, Вини Пух, Железный Дровосек, Элли. Несколько человек хотели бы быть похожими на Дядю Федора и Тимура, кумиром стал и Гарри Поттер.

На вопрос «Случалось ли в вашей жизни, чтобы книга повлияла на понятие, какого – либо важного решения?» отвечали учащиеся 6-х классов. Цель была выявить влияние книги на решение важных жизненных проблем. Полученные ответы показали, что у 57,1% опрошенных подростков были случаи, когда именно книга помогла в жизни, называлась, например «Библия» и книги о животных. У 42,8% такого в жизни не случалось.  

 Чтобы выяснить отношение к чтению в свободное время, было проведено исследование в 5, 7, 9 классах.  

  «Как ты проводишь свое свободное время» (в % к числу опрошенных)

Варианты ответов

Классы

5-й

7-й

9-й

Просмотр телепередач

58,3

52,7

36,3

Слушание музыки

54,1

72,2

72,7

Игра на компьютере

58,3

58,3

45,4

Разговоры по телефону

37,5

36,1

27,2

Просмотр видеокассет

33,3

36,1

18,1

Чтение

25

52,7

9,1

В 5-х классах лидирует просмотр телепередач (58,3%) и игра на компьютере (58,3%). 7-е и 9-е классы отдали предпочтение слушанию музыки и игре на компьютере. Чтение занимает последнее место у 5-х и 9-х классов.

Итак, результаты анализа свидетельствуют, что картина детского чтения чрезвычайно неоднородна, сокращается доля чтения в структуре свободного времени, возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением книг только по школьной программе.

По результатам исследования можно сделать вывод: чтение становится национальной проблемой и нуждается в защите и поддержке.  

Приложение 3

 

                           СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ДЕТИ КОТОРЫХ НЕ ЛЮБЯТ ЧИТАТЬ

1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите сами и получайте в качестве подарков.
4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы ( в библиотеке, книжном магазине и т.п.)
5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
6. Выделите дома специальное место для чтения (уголок с книжными полками, креслом и т.п.)
7. В доме должна быть детская библиотечка.
8. Собирайте книги на темы, которые интересуют вашего ребенка. Возможно, ему захочется еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
9. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
10. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории, вместо того, чтобы смотреть телевизор.
11. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
12. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
13. Находите вместе с детьми нужные вам сведения в энциклопедиях, словарях. Старайтесь узнавать значения неизвестных вам слов.
14. Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы развить их навык и уверенность в себе.
15. Почаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
16. Поощряйте чтение материалов периодической печати: даже гороскопов, комиксов, обзоров телесериалов.
17. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.
18. Поощряйте привычку детей читать вечером, перед сном.

 

Приложение 4

Выступление психолога

«О пользе семейного чтения»

                                                                      Что нужно для счастья детям?

                                                                        Чтоб солнце на целой планете,

                                                                            Чтоб мячик и плюшевый мишка,

                                                                 И добрая, добрая книжка.

Наши дети не всегда умеют передавать свои мысли и чувства грамотно, чётко, ясно, душевно. Этому есть причины, одной из которых может быть отсутствие стремления к чтению. Чтобы помочь детям справиться с этой проблемой, мы предлагаем вам давно известный проверенный столетиями способ – совместное чтение в кругу семьи.

   Совместное чтение – прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых минутах остаются с нами всю жизнь.

   К сожалению, сегодня родители не уделяют должного внимания чтению своих детей. Родители не знают, какие книги порекомендовать своему ребёнку, а если рекомендуют, то те произведения, которые сами читали в детстве, но которые не всегда интересуют современных детей.

   Большинство родителей не посещают библиотеку вместе с ребёнком, ссылаясь на занятость.

   Часто родители забывают, что они – полноправные субъекты в воспитательно-образовательном процессе. Сотрудничество с родителями – это норма для любого образовательного заведения. Сегодня мы поговорим о возможностях воспитания собственного ребёнка через книгу, показать роль семейного чтения.

  Как показывают опросы, дети искренне доверяют своим родителям, а значит, есть связующая нить между поколениями, духовное родство. Значит, никак нельзя упускать возможностей семейного чтения.

    Позвольте напомнить поучительную историю главного героя рассказа Фазиля Искандера «Авторитет». Известный историк-физик, Георгий Андреевич, достигший 65-летнего возраста, вдруг заволновался о судьбе младшего сына. Двенадцатилетний сын совершенно не интересовался книгами, его интерес сводился  к футболу. Да и вопросы он задавал подчас странные: «Папа, почему мы такие нищие?».

   В очередной день, заключив пари с сыном, что в случае выигрыша отца, он, сын будет два часа читать книгу, отец пошёл играть с ним в бадминтон. Победа досталась Григорию Андреевичу нелегко:

- Неужто вот так  я его каждый день буду вынужден заставлять читать?

В книге всё закончилось хорошо. Но как бы и нам с вами не упустить драгоценное время.

Чтение в кругу семьи  - это развивающая среда, так как

  1. Семейное чтение изначально вводит ребёнка в мир книжной культуры, являющейся наиболее древним проверенным способом воспитания человека.
  2. Семейное чтение пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении.
  3. Семейное чтение способствует правильному овладению родной речью.
  4. Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги.
  5. Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов.
  6. Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения.
  7. Семейное чтение даёт возможность наблюдать за духовным развитием ребёнка и наставлять его.

Детство  - самое главное время для человека, как написал поэт В Берестов, «сердцевина человека». Поэтому семья – это первичное лоно духовности человека, а значит и его Родина.

   А вот каким вырастет ребёнок, зависит от вас. Создайте в доме мир, лад, чтобы было в ваших домах уютно, тепло, чтобы любовь согревала вас и вашу семью. И рядом пусть будет  хорошая книга

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий заседания КВМ.

  Разработка внеклассного мероприятия по математике для 5-го класса. Заседание клуба "Веселых математиков"....

Сценарий заседания интеллектуального кафе «Тетрадь в клеточку» по математике.для учащихся 10-11

Представлен сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 9-11 классов, целями которого являются активизация  мыслительной деятельности обучающихся, формирование творческих способностей, организ...

Сценарий заседания семейного клуба «День Матери – праздник любви и благодарности».

Цели:поднимать социальную роль и статус женщины-матери в обществе;воспитывать уважительное отношение к мамам, желание помогать им;помочь детям через игру вступить в реальную жизнь, а мамам отвле...

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ «ПОЭЗИЯ «КРЫЛАТОЙ ДУШИ» ЛАРИСЫ МЕЖЕНИНОЙ»

сценарий литературной гостиной, посвящённой творчеству белгородской поэтессы Ларисы Межениной....

Сценарий заседания клуба любителей английского языка "SUCCESS" по теме"Весь мир-театр"

Данный сценарий поможет учителям английского языка провести внеклассное мероприятие по теме "Театр"....

сценарий тематической программы "СПИД-болезнь души"

тематическая программа для старшеклассников о вреде СПИДа и наркомании ....

разработка сценария общешкольного мероприятия "СПИД - болезнь души"

Мероприятие посвящено пропаганде здорового образа жизни, знакомит учащихся с информацией о глобальной проблеме человечества - болезнью "СПИД". Данное мероприятие проводится 1 декабря...