"Душа кричит" (по рассказу Г.И. Пинясова "Вчерашний человек"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему

Данный материал, возможно, заинтересует учителей Республики Мордовия, так как представляет собой разработку урока по рассказу замечательного мордовского писателя Г.И. Пинясова "Вчерашний человек".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Душа кричит». (по рассказу Г.И. Пинясова «Вчерашний человек»)

Цель урока:

1.Систематизировать предложенную и самостоятельно подобранную информацию;

2. В процессе анализа подвести учащихся к идейной значимости произведения;

3. Развивать речь и образное мышление учащихся.

Единственное в мире, что имеет ценность,-

                                это деятельная душа.

                                                                                                                  Р. Эмерсон

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

      На протяжении всей своей истории человек окружал себя животными. Вначале это было вызвано лишь корыстными побуждениями: одни помогали на охоте, другие предупреждали об опасности, а третьи облегчали тяжелую работу. Однако с появлением различной техники необходимость в этом отпала, но интереса к животным человек не потерял.

 Выразительное чтение стихотворения Б. Слуцкого «Лошади в океане» и отрывка из рассказа Г. Пинясова «Вчерашний человек».

- Что объединяет стихотворение и данный отрывок?

- Какие чувства испытывали вы при прослушивании?

- При чтении каких произведений вам и раньше приходилось испытывать подобные чувства?

      Действительно, многие писатели стремились создать в литературе образ четвероногого друга. Впереди у нас изучение таких замечательных произведений, как «Кусака» Л. Андреева, «О чем плачут лошади» Ф. Абрамова, которые позволят вам еще раз убедиться в том, что животные, как и люди, умеют радоваться, тосковать, переживать.

      Конечно же, обращение к этой теме не является случайным, ведь именно через отношение к животным раскрывается душа человека, проявляются его нравственные качества. И убедиться в этом мы сможем на примере замечательного рассказа «Вчерашний человек» талантливого современного мордовского писателя Григория Ильича Пинясова.

2.Беседа о биографии писателя.

 

Имя Г. Пинясова не так часто появляется на обложках книг: он на редкость взыскателен к своему творчеству.

- Что вам удалось узнать о жизни и творчестве писателя?

      Родился Г. Пинясов 11 сентября  1944 года в селе Мордовская Поляна Зубово-Полянского района в семье колхозника. Окончив семилетку, поступил в Зубово-Полянское педагогическое училище. После завершения учебы работал в редакции газеты «Мокшень правда». В 1982 году был утвержден главным редактором журнала «Мокша».

      Огромный материал, накопленный из жизненных наблюдений, встреч с интересными людьми, нашел отражение в путевых заметках, очерках, рассказах, опубликованных на страницах газет «Советская Мордовия», «Мокшень права», «Молодой ленинец».

      Лучшие произведения Г. Пинясова были переведены на русский язык и языки других народов России.

  1. Беседа по произведению.

- Испытывали ли вы трудности при чтении  и осмыслении рассказа «Вчерашний человек»?

- Кто является главным героем рассказа? Что вы о нем узнали?

- Как относится к его работе жена?

- «У-ух, вчерашний человек»! Какой смысл вкладывает жена в определение «вчерашний»?

- Понимает ее Сергей?

- Проследите за поведением Сергея на конюшне, посмотрите, как он относится к каждой лошади и как лошади относятся к нему?

- Докажите словами текста, что Сергей постоянно проводит параллель между лошадьми и людьми.

- Как вы понимаете слова Сергея «такой человек холоднее крещенского мороза»?

- А что сам Сергей говорит о таких людях?

           «Но и души кое у кого огрубели»!

- Кого имеет в виду Сергей?

- Федор – напарник Сергея, такой же конюх, но что его отличает от Сергея?

- Сергей, глядя на «работу» Федора решительно говорит: «Иди в стройбригаду, там как стешешь бревно, так и ладно будет». Почему он уверен в том, что «к лошадям его и близко подпускать нельзя»?

- Федор, понимая, что возразить Сергею ему нечем, грубо заявляет: «Ну, скажи мне, кому нужны сейчас твои лошади? Никому. Скоро отправят лошадей в колбасный цех». Как изменился Сергей после таких слов?

     «Меньше стал наполовину»

- Зачем автор употребляет такую метафору?

- Не случайно после известия о том, что его вызывает председатель, на него «словно потолок надвинулся». С какими мыслями идет Сергей в клуб?

- Подтвердились его страшные мысли?

К счастью, нет. Его вызвали для награждения. Момент награждения, безусловно, самый светлый, торжественный в рассказе. И здесь очень отчетливо звучит голос автора, который подсказывает нам, что не только за добросовестный тридцатилетний труд наградили Сергея.

- А наградили его еще за что, как вы думаете?

      Он, Сергей, и сегодня бережно сохраняет дух деревни, чтобы его и потомки почуяли.

- Ребята, поднимите руки у кого есть бабушки и дедушки в деревне?

Много сейчас на селе таких людей, как Сергей?

- Актуальна эта проблема на сегодняшний день?

- К сожалению, недолго пришлось радоваться Сергею. Как мы уже знаем, с лошадьми приключилась беда. Загорелась конюшня. Почему? Кто или что стало причиной пожара?

-Почему рассказ заканчивается многоточием?

- Финал рассказа вам каждому, наверное, видится по-разному. Как вы думаете, от чего это зависит?

(По мере работы с текстом произведения на доску учителем крепятся, но никак не комментируются, слова- ЖИВАЯ, ДУША, БЕЗДУШИЕ, РАВНОДУШИЕ)

- Спишите данные на доске слова. Слова располагаются следующим образом:

                             ЖИВАЯ

                             ДУША

                             БЕЗДУШИЕ

                             РАВНОДУШИЕ

-Проведите черту между теми словами, которые вам хотелось бы отделить.

- Как эти слова перекликаются с темой урока и эпиграфом к нему?

- А можем мы про Сергея сказать, что он «вчерашний» человек?

  1. Подведение итогов урока, выставление оценок.
  2. Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на тему «Если кричит душа…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«А душу можно ль рассказать?»

Тема урока:«А душу можно ль рассказать?» Цели и задачи урока письма: - знакомство с письмом не только как с литературной формой, но и с документом, связывающим эпохи; - воспитание любви к родному я...

Урок внеклассного чтения в 5-ом классе. «И ляжет на душу добро…» (По рассказу И.Бунина «Лапти»)

Цель: воспитание чувства милосердия, понимания и сострадания к ближнему (на примере рассказа И. Бунина «Лапти»)....

Разработка урока "Превосходство природы над душой людской" по рассказам В Шаламова.

Разработка урока  "Превосходство природы над душой людской" по произведениям  В. Шаламова знакомит обучающихся с жизнью и творчеством писателя, с рассказом «Воскрешение лиственницы». Выявляе...

урок литературы "Человек на войне" по рассказу М,Шолохова "Судьба человека"

Конспект урока литературы "Человек на войне" по рассказу М.Шолохова "Судьба человека".  В конспекте используются исторические справки. Сопровожден презентациями....

А. И. Солженицын "Душа неподвластна..." (по рассказу "Матрёнин двор")

Писатель рассматривает в своём рассказе "вечные" вопросы: веры и безверие, что есть правда, что есть ложь, добро и зло....

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...

Методическая разработка урока литературы по теме: Красота души человека. (По рассказу М. Шолохова «Судьба человека»).

Ребята, сегодня мы проводим урок из серии «Великой Победе посвящается». Можно сказать, что уже целое поколение живет без войны. Уже не с каждым годом, а с каждым днем, становится все меньш...