Урок смыслового чтения "Храбрый утенок"
план-конспект урока по литературе на тему

1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;   3)  воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hrabryy_utenok.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. автора:  Янгуразова Альфия Мияссяровна

Место работы:  Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

№1,с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области

Должность автора: учитель русского языка и литературы в начальных классов.

УМК  «Школа России», 2 класс         

Тема: Б.Житков "Храбрый утенок".

Технологическая карта урока

Цели деятельности учителя

1) познакомить учащихся с содержанием произведения, закрепить умения делить текст на части, составлять план, определять главную мысль произведения; 2) развивать навыки чтения, связную речь, мышление, память, внимание;   3)  воспитывать культуру общения,  чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

научатся: пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через литературное произведение нравственные ценности;

получат возможность научиться: соотносить нравственные идеалы автора, раскрытые в произведении, со своими  жизненными представлениями.

Метапредметные :

Познавательные – анализируют литературный текст с опорой на систему вопросов учителя; выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в парной и фронтальной работе, предлагают итоги анализа на обсуждение; 

коммуникативные – готовы слушать собеседника и вести диалог; излагают своё мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий; умение работать в паре и  в группах.

регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать  учебную задачу урока и стремятся её выполнять. Учаться  работать с планом.

Личностные- проявляют  интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; оценивают  поступки героев литературных произведений и свои собственные с точки зрения моральных норм 

Использованные технологии и формы обучения

Технология смыслового чтения; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, синквейн, инсерт, деление текста на части, составление плана ,рисование словесной иллюстрации.

Образовательные ресурсы

Климанова Л.Ф.и др.Учебник «Литературное чтение» 2 часть; Толковый словарь русского языка; презентация к уроку; карточки к составлению кластера; листы самооценки, листы, проектор, экран.

Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Здравствуйте, ребята! У нас урок литературного чтения. Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, волшебным и волнующим  миром литературы.  Нас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

 - Какие вы у меня все добрые, какие все смелые, какие все умные и умелые, а главное - дружные.

Давайте подымем ладошки к верху и помашем ими, поделимся с окружающими нашим хорошим настроением и добротой.

На партах для вас приготовлены материалы для оценивания своей работы на уроке. Это смайлики трех цветов и клей. Каждому цвету будет соответствовать своё задание. Если оно вам показалось интересным, и вы с ним легко справились, приклейте на лист самооценки зелёный цвет. Если при выполнении задания вы допустили ошибку, то ваш цвет- жёлтый. А если вам трудно было выполнить задание и вы с ним не справились, выберите красный цвет.

Ну, а чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, разогреем наш речевой аппарат.

Речевая разминка:

Уточка-вертихвостка

Ныряла да выныривала,

Выныривала да ныряла.(слайд №2)

Прочитайте чистоговорку шепотом и медленно.
– А теперь прочтите ее громко и быстро.

– Прочитайте конец 1-го предложения с восклицательной интонацией.
– Конец второго предложения прочитайте с вопросительной  интонацией.
– Прочитай конец третьего предложения, выделяя голосом, словно вы сами плывете.

Оцените свою работу, приклеив смайлик на листе-самооценке.

Настраиваются на работу. Погружаются в рабочую атмосферу, принимают участие в речевой разминке, оценивают первый этап своей работы на листе самооценки.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные: волевая саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии, нацеливание на успешную деятельность.

2. Актуализация знаний.

Усвоение литературоведческих понятий.(СЛАЙД 3)

- Что такое сказка?

- Какие бывают сказки?
- Назовите виды сказок.

На листе самооценки приклейте смайлик.

Дают определение понятия «сказка», отмечают виды сказок по авторству и теме.

(Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев.)

Приклеивают смайлики.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделять необходимую информацию

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3. Определение темы и цели урока

Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся с еще одной авторской сказкой. Ее автором является детский писатель Б. Житков.(слайд 4)

- О ком эта сказка, вы узнаете, отгадав загадку.

  Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?

(Утята)    

Отгадывают загадку, аргументируют выбор отгадки.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

операция анализа, сравнения.

Коммуникативные:

отвечают на вопросы, аргументировать свою позицию.

4.Знакомство с творчеством писателя-

Чтение с пометами (инсерт- прием смыслового чтения)

Теперь ребята, давайте все -таки посмотрим ,что написано в сказке, о чем оно. А поможет нам в этом- автор произведения Б. Житков.(Слайд  5,6,7)

 - Сейчас я раздам вам тексты, содержащие сведения из биографии автора. (Приложение 1).

- Вы прочитаете текст, который расскажет вам о Б. Житкове. Ваша задача читать внимательно и делать соответствующие пометы.

- Какая информация о Б. Житкове вам была уже известна?

- Чего вы не знали о писателе?

- Что бы вы хотели узнать еще о нем?

- Что для этого нужно сделать?

Ребята дома эти тексты с биографией приклеите у себя в тетрадях.

Выставка книг писателя.

- Посмотрите, сколько разных книг написал  Б. Житков

Не забудьте ребята приклеить смайлик!

Читают и делают пометки:

«!» – Я это знал.

«+» – Новое для меня.

      «?» – Вопрос.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные:

анализировать содержание информации.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

5.Прогнозирование содержания сказки.

Стадия вызова(прием смыслового чтения).

Работа в группах.

Проверка выполнения задания.

- Прочитайте название сказки.

- Как вы думаете, почему сказка так называется?

- Можете ли вы предположить, о ком и о чем пойдет в ней речь?      (Слайд 8)    

- Предположите, о чем пойдет речь в этой сказке, используя  ключевые слова: хозяйка, тарелка с рублеными яйцами,  утята, утенок Алеша, стрекоза, страшно, прятались, улетела, победа.

- Работать будете в группах. Разделимся на две группы. Составьте свой рассказ, используя эти слова.

У каждой группы на столе памятки, как они должны вести себя при работе в группе.(Приложение 2)

Молодцы ребята!

Ну, а сейчас вернемся к нашим оценочным листочкам и клеим смайлики.

Ответы детей

Дети делятся на группы и составляют свои произведения.

Зачитывают свои произведения.

Приклеивают смайлики в оценочных листочках.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные: прогнозирование,

принимать и сохранять учебную цель и задачу,

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого
и исследовательского характера.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности

6. Стадия осмысления

- А почему автор назвал утенка «храбрым»?

 Хотите узнать?

Высказывают свои предположения.

Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу, дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей

7.Физминутка

(Слайд 10)Утром стрекоза проснулась.

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась.

Два – изящно покружилась

Три – шагнула и присела,

На четыре – полетела

У реки остановилась -

Над водою закружилась.

Выполняют физкультминутку.

8. Знакомство с текстом. Подготовительная работа к чтению

Чтение с остановками.

- Прочитайте сначала по слогам, затем целыми словами:(Слайд 11)

Руб – ле - ных – рубленых
Стре – ко – та - ла - стрекотала
Рас – ска - за – ли - рассказали
Ис – пу – га – ешь – ся - испугаешься
За – жуж – жа – ла - зажужжала
По – ло – ман – ным - поломанным

- Читайте целыми словами:

  • Бег – подбегали, убегали
  • Рассказ - рассказали
  • Испуг - испугались
  • Еда - наедались

- Сейчас мы познакомимся со сказкой писателя (Приложение 3).

Вопросы  для остановок.

1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему?

2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели?

3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему?

4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу?

5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу?

Оцените свою работу , приклеив смайлик своих листах самооценки.

Дети читают.

Каждый ребёнок получает текст, для чтения с остановками.

Сказку читают  хорошо читающие ученики. Остальные дети следят по тексту.

Отвечают на вопросы

Приклеивают смайлики.

Личностные:

умение выражать свои чувства, мысли, проявлять эмоциональную реакцию на текст, адекватную тексту.

Познавательные:

анализировать содержание произведения.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную цель и задачу устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

9. Словарная работа.

- Какие слова показались вам незнакомыми или непонятными?Слайд(14)

 Рубленые яйца – порезанные на мелкие кусочки.

Храбрец – храбрый.

Подберите синонимы к слову «храбрец»

Насилу – с трудом, кое-как.

Стрекотала – издавать резкие короткие звуки, напоминающие треск.

Наелась досыта – вдоволь, до полного насыщения.

Дети дают определение словам.

Подбирают синонимы к слову «храбрец»

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные: осознанно
и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме.

Коммуникативные: умение выслушать высказывания товарищей.

10.Самостоятельное чтение текста.

Оцените своё чтение и понимание текста, приклеив смайлик  на листе – самооценке.

Учащиеся читают сказку, оценивают понимание прочитанного на листе самооценки

познавательные:

- овладение навыками смыслового чтения в соответствии с целями и задачами урока

11. Деление текста на части, составление плана ,рисование словесной иллюстрации.

Теперь ребята давайте попробуем разделить текст на части, отвечая на следующие вопросы. Для этого я ребята подготовила вам схемы для кластера, которые находятся у вас на партах. Давайте заполним кластеры парами.(слайд 15)

 1 часть. Это будет зачином сказки

- С чего начинается рассказ?

- Какую иллюстрацию вы нарисуете?

- Как озаглавите?

Теперь понаблюдаем за развитием действия: 2 часть

- Почему утята не ели?

- Какую иллюстрацию вы нарисуете ко 2 части?

- Как озаглавите?

3 часть

- Чему удивлялась хозяйка?

- Какую иллюстрацию вы нарисуете ко 3 части?

- Как озаглавите?

Здесь ребята начинается кульминация

4 часть

- Кто приходил к утятам в гости?

- Что происходило между ними?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите?

5 часть

- Что произошло?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите?

Развязка событий.6 часть

- Чем заканчивается рассказ?

- Какое чувство испытывают утята?

- Какую иллюстрацию нарисуете к этой части?

- Как озаглавите?

– Я думаю, многие из вас уже  готовы пересказать этот текст, пользуясь планом, но это будет вашим домашним заданием  Причём задание я предлагаю на выбор: кто-то может пересказать сказку"Храбрый утенок" опираясь на план, а кто-то может усложнить задание и попробовать пересказать текст от лица Алеши.

Оцените свою работу в парах, приклеив смайлик на своих листах самооценки.

Ученики заполняют кластеры.

Хозяйка кормит утят

Утята боятся стрекозы

“Должно быть, наши утята заболели, ...ничего не едят”.

Утёнок Алеша обещает помочь

Утёнок сдержал свое слово и прогнал стрекозу

Стрекоза больше никогда не прилетала

Приклеивают

познавательные :

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.

коммуникативные:

- умение договариваться, находить общее решение.

12.Работа по содержанию текста

Прием «Синквейн».

Работа в группах.

Какова тема произведения?

- Назовите главных героев произведения.

- Какими были утята? Почему?

- Что хотите сказать об утенке Алеши? Какой он?

-Кем оказался утенок Алеша – хвастуном или храбрецом?

- Охарактеризуйте стрекозу.

- Составьте синквейн про Алешу и стрекозу.(слайд23)

- Оцените свою работу в парах, приклеив смайлики  листах самооценки.

Дети отвечают на вопросы.

Группы составляют синквейн про Алешу, и про стрекозу.

Алёша.                                                                            

Храбрый, смелый.                                                      

Помогает, защищает, побеждает.                              

Он спас утят от стрекозы.                                          

Храбрец.        

Стрекоза

Большая, злая

Прилетела, стрекотала, пугала.

Была прогнана Алешей

Побежденная

Дети зачитывают свои синквейны                                                              

Личностные УУД: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Регулятивные: строить монологическое высказывание.

Познавательные: выделять необходимую информацию, обосновывать выбор.

Коммуникативные:

проявлять активность в коллективной деятельности.

13. Подведение итогов урока.

Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям.

- С каким  произведением мы познакомились сегодня на уроке?

- Кто его автор?

- Что можно сказать об утенке Алеше? Какой он?

- Кто был близок к содержанию произведения?

- Чье предположение было более верно?

- Какова основная мысль произведения?

- Как вы думаете, почему это произведение сказка, а не рассказ?

Оцените себя смайликом.

На доске 2 русские народные пословицы. (слайд 24) Прочитайте. 

ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.

-Объясните смысл первой.

- Как понимаете слово «крах»? 

Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?

- А какую вы бы взяли на вооружение?

- У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.

Отвечают на вопросы.

Оценивают.

Не надо бояться пустых страхов.

Смелый всегда побеждает.

Неудача, провал

 Личностные: проявляют интерес
к учебной деятельности.

Регулятивные:

дополнять высказанные мнения по существу полученного задания.

Познавательные УУД:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

14. Рефлексия.

А теперь ребята подведем итоги, на листах самооценки мы напишем как:

- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за …

- После урока мне захотелось …

- Сегодня я сумел …

Наш урок не был бы таким, если бы мы не работали вместе. Ведь не зря говорят, что только вместе мы сила и всё в наших руках.

Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке, выражают  своё отношение к  уроку.

Личностные:

оценивать собственную и коллективную деятельность.

Регулятивные УУД:  начальный уровень сформированности  умений проводить самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности.

Познавательные УУД:  осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.

Коммуникативные:

проявлять внимание к суждениям товарищей.

Приложение 1.

Краткая биография Бориса Житкова

Борис Степанович Житков родился  в 19 веке, в Новгороде, в семье математика и пианистки.

По образованию химик и биолог, инженер-кораблестроитель и штурман дальнего плавания. Работал юнгой, штурманом научно-исследовательского судна, ихтиологом, служил морским офицером.

Б.С.Житков объездил полсвета – Россию, Европу, Азию, Японские острова. Он свободно объяснялся на многих языках, превосходно играл на скрипке, был искусным дрессировщиком.

Он создал много произведений, в том числе удивительную книгу «Что я видел». Герой ее четырехлетний мальчик Алеша.

Книги Б. Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

Приложение  №2

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Приложение 3

Храбрый утёнок

Сказка

Каждое утро хозяйка выносила утятам полную тарелку рубленых яиц. Она ставила тарелку возле куста, а сама уходила.

Как только утята подбегали к тарелке, вдруг из сада вылетала большая стрекоза и начинала кружиться над ними.

1. Вопрос: Как вы думаете, как поведут себя утята? Почему?

(Они спрячутся, испугаются)

Она так страшно стрекотала, что перепуганные утята убегали и прятались в траве. Они боялись, что стрекоза их всех перекусает.

А злая стрекоза садилась на тарелку, пробовала еду и потом улетала. После этого утята уже целый день не подходили к тарелке. Они боялись, что стрекоза прилетит опять. Вечером хозяйка убирала тарелку и говорила: "Должно быть, наши утята заболели, что-то они ничего не едят". Она и не знала, что утята каждый вечер голодные ложились спать.

2. Вопрос: Почему хозяйка думала, что утята заболели?

(Тарелка оставалась полной)

Однажды к утятам пришёл в гости их сосед, маленький утёнок Алёша. Когда утята рассказали ему про стрекозу, он стал смеяться.

- Ну и храбрецы!
- сказал он.
- Я один прогоню эту стрекозу. Вот вы увидите завтра.

3. Вопрос: Поверили ли утята Алеше? Почему?

(Думали, что он тоже испугается)

- Ты хвастаешь, - сказали утята, - завтра ты первый испугаешься и побежишь.

На другое утро хозяйка, как всегда, поставила на землю тарелку с рублеными яйцами и ушла.

- Ну, смотрите, - сказал смелый Алёша, - сейчас я буду драться с вашей стрекозой.

Только он сказал это, как вдруг зажужжала стрекоза. Прямо сверху она полетела на тарелку.

Утята хотели убежать, но Алёша не испугался. Не успела стрекоза сесть на тарелку, как Алёша схватил её клювом за крыло. Насилу она вырвалась и с поломанным крылом улетела.

4. Вопрос: Как Алеша победил стрекозу?

(Схватил ее клювом за крыло)

С тех пор она никогда не прилетала в сад, и утята каждый день наедались досыта. Они не только ели сами, но и угощали храброго Алёшу за то, что он спас их от стрекозы.

5. Вопрос: Почему утята угощали Алешу?

(Он им помог)

Оценочный лист

Ф. И. ______________________________________________________

ТЕМА УРОКА :_________________________________________

Этап урока

Самооценка

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Знакомство с творчеством писателя-

Прогнозирование содержания сказки.

Знакомство с текстом.

Деление текста на части, составление плана ,рисование словесной иллюстрации.

Прием «Синквейн».

Работа в группах.

Возврат на стадию вызова к ключевым понятиям...

- На сегодняшнем уроке я узнал …

- На этом уроке я похвалил бы себя за...

- После урока мне захотелось

- Сегодня я сумел ....


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий спектакля "Гадкий утенок"/ "The Ugly Duckling"

Данный сценарий предназначен для учеников 3-4 класса,  не зависимо от того по какому УМК они обучаются. В данной разработке отрабатывается материал по теме "Семья", модальный глагол can, глагол t...

Анализ сказки "Гадкий утенок" Г.Х. Андерсена

Урок-игра "Силовое многоборье". Сопоставительный анализ биографии сказочника и образа гадкого утенка в сказке....

Презентация и план-конспект театрализованного урока английского языка во 2-м классе по теме «The Ugly Duckling» by Hans Christian Andersen («Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена)

В своей работе я использовала инсценировку сказки "The Ugly Duckling" by Hans Christian Andersen и в завершении учебного года мы показали ее для родителей. Автор и произведение сказки «Гадкий утенок» ...

Сценарий спектакля на английском языке «Гадкий утенок»/ “The Ugly Darkling” (по мотивам сказки Г. Х. Андерсена)

Сценарий спектакля на английском языке «Гадкий утенок»/ “The Ugly Darkling” (по мотивам сказки Г. Х. Андерсена) Цели: практические: - совершенствование навыков устной речи; - совершенствование нав...

Пьеса "Гадкий утенок" для 3 класса на английском языке

Данная пьеса имеет в своей основе материал, предложенный в учебнике Spotlight Starter. Материал адаптирован для постановки на сцене. В качестве декораций используются виртуальные пейзажи (выполнены в ...

Мастер-класс по изготовлению игрушки "Утенок"

Данный мастер-класс научит: самостоятельно изготавливать мягкую игрушку; соблюдать правильную последовательность выполнения работы; приёмам сшивания и оформления игрушки; поспособствует развитию...

Авторский сценарий сказки на английском языке "Гадкий утенок"

Материал предназначен для драматических кружков на английском языке для обучающихся  средних школ. Сказка написана в стихотворной форме для лучшего усвоения материала....