Анализ сказки "Гадкий утенок" Г.Х. Андерсена
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Ботаева Динара Мұқарамқызы

Урок-игра "Силовое многоборье". Сопоставительный анализ биографии сказочника и образа гадкого утенка в сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pourochnyy_plan.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:               Директор школы/Тлемисова А. С./

Учитель: Ботаева Динара Мухарамовна

Неделя русского языка и литературы

Открытый урок

7 класс Литературное чтение

Дата: 15 ноября 2012 год.

Тема урока: Анализ сказки «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена

Цель: Освоив тему урока, ученик должен знать и понимать содержание прочитанной сказки; должен проанализировать художественный текст по языковым уровням.

Задачи: 1. Познакомить с жизнедеятельностью Ганса Христиана Андерсена.

               2. Развивать умение определять тему, идею каждой главы.

               3. Развивать умение выделять главное в контексте.

               4. Охарактеризовать образ гадкого утенка.

               5. Доказать актуальность темы.

Тип урока: Урок формирования новых ЗУН.

Вид урока: Игра «Силовое многоборье»

Методы: Комментированное чтение, анализ, сравнение, исследование, ИКТ, элементы технологии критического мышления.

Оборудование: Интерактивная доска, учебник, аудиозапись сказки.

Межпредметная связь: с зарубежной литературой,  русским языком, физической культурой, философией.

І. Мотивационный момент

Взаимоприветствие. Наличие учебных принадлежностей.

Психонастрой.

Стимул: Если вы выполните это упражнение, то у вас улучшится настроение, и здоровье станет крепче.

Топай, Мишка,

Топай, Мишка.

Хлопай, Мишка,

Хлопай, Мишка.

Приседай со мной братишка,

Руки вверх, вперед и вниз –

Улыбайся и садись.

ІІ. Актуализация ЗУН

Запись даты.

Загадка

«Допинг-контроль».

Стимул: Если вы отгадаете загадку, то сможете узнать кому сегодня мы посвятим свой урок.

Удивительный ребенок!

Только вышел из пеленок.

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

/Утенок/

1. О ком мы будем сегодня говорить?

Работа с рисунком.

Стимул: Если ты внимательно рассмотришь рисунок, то сможешь описать внешность утят. 

Утёнок любит воду

И мокрую погоду.

И зонтик ни к чему

Поэтому ему.

  1. Как выглядят утята?
  2. Захотелось ли вам взять утят в руки? Почему?
  3. Откройте учебник на стр. 62,  как вы понимаете выражение гадкий утенок?

Запись темы.

ІІІ. Игра «Силовое многоборье»

РАЗРЯДНИКИ.

Стимул: Если ты выполнишь все данные задания, то станешь разрядником.

Задания:

1. Прослушай текст

2. Определите тему, идею І части

3. Охарактеризуйте систему образов.

КАНДИДАТЫ.

Стимул: Если ты выполнишь все данные задания, то станешь кандидатом в мастера спорта.

Айбек – ІІ часть.

Тельман – ІІІ часть.

Жаркын – ІV часть.

Арнур – V часть.

VI часть – всем.

Задания:

  1. Прочитайте каждый свою часть текста.
  2. Нарисуйте кардиограмму «Внутренний мир гадкого утенка»
  3. Озвучьте свой рисунок, объясните душевные переживания утенка.

ФИЗМИНУТКА

МАСТЕРА СПОРТА.

Стимул: Если ты выполнишь все данные задания, то станешь мастером спорта.

Задания:

  1. Разгадайте тайну гадкого утенка.

Стимул: Если ты познакомишься с биографией сказочника, то возможно разгадаешь тайну гадкого утенка.

Ганс Христиан Андерсен

Гадкий утенок

В детстве был грустным мальчиком с необыкновенно печальными глазами. Причина детской грусти и печали точно не известна. Быть может, мальчик стеснялся своего некрасивого лица или, быть может, угрюмые места, где родился Ганс Христиан, располагали к меланхолии.

Утенок вылупился позже всех, был ужасно велик, гадок. Долговязый урод.

Чаща лопуха, птичий двор,

Ганс Христиан был единственны ребенком бедного башмачника и прачки. Всю оставшуюся жизнь, страдал резкими перепадами настроения, боялся темноты, боялся быть похороненным заживо и сгореть. Он превратился в долговязого неуклюжего мужчину, с угловатым лицом, который так и не обзавелся семьей. Еще одним его комплексом, было его бедное происхождение

Его клевали, дразнили, толкали. Утенок только поворачивался в разные стороны и кланялся, как умел. Видно я такой безобразный, что даже собаке противно меня есть.

В столице Дании он хочет играть в театре, пытается писать пьесы, стихи. Некоторые из них даже публикуют. Но когда актёра из него не получилось, Андерсен стал писать, еще с большим рвением. Сначала стихи, пьесы и водевили, потом романы. Писал много, мучился ужасно потому, что сочинения его долго никому не нравились.

Две утки называют его дурнушкой. Два диких гуся -  смешным. Кот и курочка тоже посчитали утенка страшным чудовищем.

Только в 1835 году Ганс Христиан, когда ему исполнилось уже тридцать лет, пишет сказку «Огниво». И к нему приходит настоящий успех!

Далее следуют новые и новые творческие успехи. Бедный сын башмачника достиг своего! Он стал всемирно знаменит. Во всех европейских столицах готовы были без конца принимать и чествовать «великого сказочника», а родной город Оденсе объявил сына прачки своим почётным гражданином, и в честь этого тожественного события был устроен фейерверк.

Утенок увидел свое отражение: он был не гадким и серым, а белым лебедем. Дети радовались его красоте. Старые лебеди склонили перед ним свои гордые шеи. Из груди утенка вырвался ликующий крик.

IV. Контроль.

Египетские пирамиды.

Стимул: Если ты настолько силен, то сможешь построить египетские пирамиды.

Обзор темы. Фотография Андерсена.

  1. Рефлексия. Найдите себя. Объясните свой выбор.

Разрядник

Кандидат

Мастер спорта

  1. Домашнее задание.

Понравилось ли вам творчество Ганса Христиана Андерсена? Прочитайте и перескажите сказку на стр. 70 «Пятеро из одного стручка»

VІІ. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок ИЗО/литература 5 класс "Художественный образ в сказке Х.К.Андерсена "Снежная королева"

Урок представляет интеграцию таких дисциплин как изобразительное искусство и литература. Дети работают над одной целью, но решают задачи по двум направлениям одновременно....

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Внеклассное чтение «Путешествие по сказкам Андерсена».

Внеклассное чтение проводится после изучения творчества Х.К.Андерсена. Цели урока:развитие внимания, интереса к литературе, навыков    сотрудничества, развитие речи учащихся, воспи...

Урок литературы.Сопоставительный анализ сказки Г.Х. Андерсена «Девочка со спичками» и рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»

Урок внеклассного чтения по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...

Статья "Сравнительный анализ художественных образов (на примере сказок Г.Х. Андерсена "Русалочка" и А.Н. Толстого "Русалка") "

В статье дан пример сравнительного анализа персонажей сказок Г.Х. Андерсена «Русалочка» и А.Н.Толстого «Русалка» на уроке литературы в 6 классе....

Аксиологический подход в изучении литературных произведений в школе ( на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»)

В данной статье рассматривается польза и актуальность  использования аксиологического подхода в изучении литературных произведений в школе (на примере анализа сказки Г. Х. Андерсена «Снежна...

Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...