"И дольше века длится день..." К 125-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Бектышева Марина Анатольевна

Разработка урока в соответствии с технологией "французских мастерских". Направлен на обучение анализу стихотворения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k_125.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

К 125-летию со дня рождения Бориса Леонидовича Пастернака.

Конспект урока литературы в 9 классе по творчеству Б. Пастернака

Бектышева Марина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №100»

Работа на уроке ведется в форме «технологии французских мастерских». Так как данная технология предусматривает самостоятельную работу учащихся в группах, озвучивание (социализацию) результатов, выводов, поэтому урок занимает 2 часа учебного времени. В конспекте использованы некоторые термины. Их толкование дано в Приложении 1.

 Цель мастерской — создание творческой среды для вхождения в мир поэта, реализация чувств, настроений, ассоциаций через систему творческих заданий.

Задачи мастерской:

1. Путем изучения фактов биографии Б.Л. Пастернака и комментирования поэтических строк следующих стихотворений:

  • «Снег идет»
  • «Единственные дни»
  • «Недотрога, тихоня в быту…»
  • «Быть знаменитым некрасиво…»
  • «Гамлет»
  • «Во всем мне хочется дойти…»

ввести учащихся в мир поэта, научить читать, понимать, осмысливать многозначное слово художника в контексте его времени и судьбы.

2. Учить выявлять приметы стиля в стихотворениях поэта, учить умению соотносить эмоционально-образные впечатления от текста.

3. Вызвать личные ассоциации и попытку учащихся творчески пересоздать внутренний мир лирического героя и от своего ощущения выйти к осмыслению личности поэта.

        Оборудование:

  1. Проектор, экран, ноутбук, колонки
  2. Листы неразлинованной бумаги (2-3 на учащегося)
  3. Предметы для рисования: краски, кисти, карандаши, фломастеры в достаточном на группу учащихся количестве
  4. Портрет Б. Пастернака на доске
  5. Распечатки материалов для учащихся (Приложения 2-4)
  6. Видеоматериалы с песнями на стихи Б. Пастернака.

Примечание: домашнее задание предыдущего урока – изучить биографию Б. Пастернака

Тема урока: «И дольше века длится день…»

Ход урока:

  1. Индуктор

А) Что такое время? В чем измеряется время? Запишите на листах, или нарисуйте, или создайте модель времени.

Б) Социализация в классе.

В) Обсудите в группе предложение «И дольше века длится день…». Как вы его понимаете?

Г) Социализация в классе.

Д) Строка, являющаяся темой нашего урока, принадлежит перу известного поэта 20 века. Он мог бы стать великим художником, как его отец Леонид Осипович, или известным музыкантом, как его мать Розалия Исидоровна. Но он выбрал трудный и тернистый путь словесного творчества, хотя время, в которое он жил, было смутным, неспокойным, писать о нём было опасно. Этот человек прославил Россию, но Россия, какой она была в первой половине 20 века, не была ему за это благодарна.

      Я пропал, как зверь в загоне                               

     Где-то люди, воля, свет, 
    А за мною шум погони, 
    Мне наружу ходу нет.

    Что же сделал я за пакость, 
    Я убийца и злодей? 
    Я весь мир заставил плакать 
    Над красой земли моей.

Так писал поэт в 1958 году, когда «за выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы» был удостоен Нобелевской премии, от которой его вынудили отказаться, исключив из Союза писателей.

Творчество этого человека стало известным широкому кругу читателей России только в конце восьмидесятых годов, когда впервые был напечатан роман «Доктор Живаго». А в начале 21 века некоторые произведения этого выдающегося человека стали изучаться в общеобразовательной школе.

        Е) Догадались ли вы, о каком человеке идет речь? Какие факты биографии Б.Л.  Пастернака вам известны? Поделитесь сведениями с участниками группы.

        2. Самоконструкция

        Какие мысли, чувства, ассоциации вызвали у вас факты биографии поэта? Запишите на листе.

        При изучении стихотворений разных поэтов мы с вами обнаружили, что многое в произведениях является автобиографичным. Таков, например, лирический герой М.Ю. Лермонтова. Каким может быть лирический герой стихотворений Пастернака? Запишите на листе. Обменяйтесь своими впечатлениями и предположениями в группе.

        3. Социоконструкция

        Создайте общий образ лирического героя, используя ваши материалы.

(Скорее всего, это человек интеллигентный, образованный, внимательный к окружающим, добрый, любящий природу родной страны и т.д.)

        4. Социализация в классе

        5. Работа с материалом

        А) Прочтите предложенные стихотворения. Приложение 2. Если есть желание, то вполголоса всей группе, или про себя самостоятельно. Обсудите тематику стихотворений. Выберите одно или несколько, нарисуйте ваши эмоции, возникшие при прочтении стихов. Это могут быть просто цвета или образы.

        Б) Объясните свой выбор одноклассникам. Социализация в группе.

        В) Афиширование

Г) Что вас как читателей привлекает в каждом стихотворении? Заполните таблицу, некоторые клетки ее могут остаться пустыми:

Название

Образ лирического героя

Цвет

Звук

Эмоции

Лексика

«Снег идет»

«Недотрога, тихоня в быту…»

«Гамлет»

«Единственные дни»

«Быть знаменитым некрасиво…»

(Пример заполнения таблицы в Приложении 3)

        Д) Дополните свои представления о лирическом герое Пастернака, которые вы озвучивали ранее. Работа на листах.

Е) Какие из произведений вызвали у вас эмоциональный отклик? Есть ли у вас желание прочесть их вслух?  (Декламация стихов может быть заранее подготовлена)

        Ж) Поэзия Пастернака удивительно музыкальна: «Никого не будет в доме» С. Никитин, «Зимняя ночь» А. Пугачева, «Свидание» В. Соломин, «Гамлет» В. Высоцкий, «Ёлка» Е. Камбурова, «Снег идет» Т.  и С. Никитины. Я предлагаю вам послушать некоторые песни. (Видео можно найти в сети Интернет: http://www.youtube.com/)

6) Разрыв

Вспомните строчку из стихотворения Б. Пастернака, которая стала темой нашего урока. Напишите сочинение, выбрав темой данную строку или любую другую из прочитанных произведений.

        7) Афиширование

        8) Рефлексия

А) Современники Б.Л. Пастернака так отзывались о нём и о его поэзии:

  • «Пастернак больше любит описывать беспорядок, чем порядок» Д.С. Лихачев
  • «Пастернак почти всегда воспроизводит в своей лирике ту действительность, которая в эту секунду мелькнула у него перед глазами» К. Чуковский
  • «Сколько современных поэтов зажгли свои свечки от великой свечи Пастернака» А.Вознесенский
  • «Его грудь заполнена природой до предела» М. Цветаева
  • «Он наделен каким-то вечным детством» А. Ахматова Приложение 4

Выберите высказывание, с которым вы согласитесь или, наоборот, оспорите.

Б) Социализация

Г)  Выскажите свои впечатления от урока или нарисуйте их и объясните.

Д) Социализация

        В качестве домашнего задания предлагается выучить наизусть любое из стихотворений Б. Пастернака.

Использованная литература и источники:

  1. Анализ стихотворения: учебно-методическое пособие / Н.А. Миронова, Е.А. Самойлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 383 с.
  2. Русская литература ХХ века: учебная книга для учащихся старших классов / Г.А. Меркин. – Москва: Скрин, Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1995.
  3. Русская поэзия ХХ века в выпускном классе: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 144 с.

http://www.youtube.com/

https://ru.wikipedia.org/wiki/

Приложение 1

1.  «Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.

             2.   «Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.

             3.   «Социоконструкция» — построение этих элементов группой.

             4.  «Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.  «Афиширование» — вывешивание «произведений» — работ учеников и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории и ознакомление с ними — все ходят, читают, обсуждают или зачитывают вслух (автор, Мастер, другой ученик).

              5.  «Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.

              6. «Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у учащихся в ходе мастерской, это богатейший материал для рефлексии самого Мастера, для усовершенствования им конструкции мастерской, для дальнейшей работы.

Приложение 2

СНЕГ ИДЕТ

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,

Всё пускается в полет,-

Черной лестницы ступени,

Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,

Словно падают не хлопья,

А в заплатанном салопе

Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,

С верхней лестничной площадки,

Крадучись, играя в прятки,

Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.

Не оглянешься - и святки.

Только промежуток краткий,

Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.

В ногу с ним, стопами теми,

В том же темпе, с ленью той

Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет,

Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,

Снег идет, и всё в смятеньи:

Убеленный пешеход,

Удивленные растенья,

Перекрестка поворот.

1957

         *  *  *

 Недотрога, тихоня в быту,

Ты сейчас вся огонь, вся горенье,

Дай запру я твою красоту

В темном тереме стихотворенья.

Посмотри, как преображена

Огневой кожурой абажура

Конура, край стены, край окна,

Наши тени и наши фигуры.

Ты с ногами сидишь на тахте,

Под себя их поджав по-турецки.

Все равно, на свету, в темноте,

Ты всегда рассуждаешь по-детски.

Замечтавшись, ты нижешь на шнур

Горсть на платье скатившихся бусин.

Слишком грустен твой вид, чересчур

Разговор твой прямой безыскусен.

Пошло слово любовь, ты права.

Я придумаю кличку иную.

Для тебя я весь мир, все слова,

Если хочешь, переименую.

Разве хмурый твой вид передаст

Чувств твоих рудоносную залежь,

Сердца тайно светящийся пласт?

Ну так что же глаза ты печалишь?

1956 

ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.

Прислонясь к дверному косяку,

Я ловлю в далеком отголоске,

Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче,

Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый

И играть согласен эту роль.

Но сейчас идет другая драма,

И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе.

Жизнь прожить - не поле перейти.

1946

ЕДИНСТВЕННЫЕ ДНИ

На протяженье многих зим

Я помню дни солнцеворота,

И каждый был неповторим

И повторялся вновь без счета.

И целая их череда

Составилась мало-помалу -

Тех дней единственных, когда

Нам кажется, что время стало.

Я помню их наперечет:

Зима подходит к середине,

Дороги мокнут, с крыш течет

И солнце греется на льдине.

И любящие, как во сне,

Друг к другу тянутся поспешней,

И на деревьях в вышине

Потеют от тепла скворешни.

И полусонным стрелкам лень

Ворочаться на циферблате,

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

1959

* * *

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956

Приложение 3

Название

Образ лирического героя

Цвет

Звук

Эмоции

Лексика

«Снег идет»

Единство лирического героя с окружающим миром, за ним он наблюдает как бы со стороны

Преобладание белого

Приглушенный, скорее даже тишина, нет резких звуков

Множество глаголов, создаюших неспешность движения, оригинальные сравнения

«Недотрога, тихоня в быту…»

Скромная женщина, в какой-то миг изменившаяся совершенно, этому способствовал лир. герой

Яркие, пламенные цвета, и бусины, скорее, красного цвета

Страстная влюбленность пары, печаль лир. героини

«Гамлет»

Он одинок, противопоставлен миру, жизни, обществу

Сумрак ночи и луч света

Тяжесть от необходимости сделать выбор. С которым ты не согласен

Чашу эту мимо пронеси,  меня уволь, жизнь прожить – не поле перейти

«Единственные дни»

Восторженность лирического героя, наблюдающего поворот от зимы к весне, оживление в мире

Представлено время, причем в причудливых переплетениях: и миг, и  век. Время замирает

«Быть знаменитым некрасиво…»

Самоцельность художника, его особое положение во времени и пространстве

Притча на устах у всех

Приложение 4

  • «Пастернак больше любит описывать беспорядок, чем порядок» Д.С. Лихачев
  • «Пастернак почти всегда воспроизводит в своей лирике ту действительность, которая в эту секунду мелькнула у него перед глазами» К. Чуковский
  • «Сколько современных поэтов зажгли свои свечки от великой свечи Пастернака» А.Вознесенский
  • «Его грудь заполнена природой до предела» М. Цветаева
  • «Он наделен каким-то вечным детством» А. Ахматова

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)

Цели:1.       Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...

Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

"И дольше века длится день..." Памяти Чингиза Айтматова (Его имя носит наша школа)

17 апреля 1998 года. Семнадцать лет назад. Именно в этот день в нашу школу приезжал Чингиз Айтматов. Да, тот самый. Писатель с мировым именем. Человек с большой буквы. И именно 17 апреля 1998 года в п...

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель) Класс(ы):  11 класс Предмет(ы):  Литература  Краткое о...

ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ роман «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»

План-конспект урока по литературе в 11 классе по биографии и творчеству Ч.Т.Айтматова ("И дольше века длится день")...

Проблема памяти в романе Ч.Айтматова "И дольше века длится день"

Данный урок разработан в рамках технологии педагогических мастерских...