«Мастерство сатирического изображения действительности в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Мошинская Евгения Сергеевна

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_literatury_7_klass_dikiy_pomeshchik.doc670 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема урока: «Мастерство сатирического изображения действительности

                              в сказке М.Е Салтыкова-Щедрина  «Дикий помещик» (1869г.)»

Тип урока – урок изучения нового материала

Эпиграф:      Сатире, бесспорно, посчастливилось на Руси. Если мы припомним

                      достославное изречение: «Земля наша велика и обильна, но порядка

                      в ней нет», то окажется, что родоначальником сатиры был едва ли

                      не Гостомысл.

                                                                                                  М.Е Салтыков-Щедрин

(Гостомысл – новгородский посадник 11 века, которому приписываются эти слова)

Оборудование и материалы: манитофон с аудиозаписью сказки Салтыкова-Щедрина

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокомил»; портрет и скульптурное изображение Салтыкова – Щедрина; демонстративный материал (иллюстрации к сказкам

«Дикий помещик» худ. Кукрыниксы, «Повесть о том, как один мужик двух генераов прокормил»); иллюстрации учащихся.

Цели урока:

  1. дидактическая – освоить художественное содержание сатирической сказки Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», раскрывая новаторские приёмы писателя-сатирика; определить роль его произведений в истории русской литературы.
  2. развивающая- развивать культуру читательского воприятия художественного текста, образное и аналитическое мышление учащихся.
  3. воспитательная- воспитывать у учащихся непрятие таких социальных и нравственных пороков, как: неравенство, рабство, лень, тунеядство, глупость и др.; показать на примере сказки позитивную роль сатиры и юмора в жизни человека и общества.

                             

                                                   Ход урока

  1. Психологический настрой.

Приветствие учеников учителем.

Объявление темы и целей урока учащимся.Разбор эпиграфа, записанного на доске. Запись темы и эпиграфа в тетрадь.

Идея автора, выраженная в эпиграфе: сатира на Руси востребована во все времена, это продиктовано соц. условиями жизни общества, государства. Наша цель- на примере сказки Салтыкова-Щедрина рассмотреть художественно-сатирические приёмы, позволяющие автору изобличать соц. и нравст. пороки, царящие в обществе.

  1. Повторение изученного ранее материала – контроль степени усвоения произведения «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  1. «Оставь только одно» (тест)

  1. Как два генерала оказались на необитаемом острове?

а) в результате кораблекрушения;

б) по щучьему велению;

в) с помощью волшебника;

2.  В чём мужик на острове варил суп?

а) в котелке;

б) в пригоршне;

в) в кокосовой скорлупке;

3. Какую газету читали генералы на острове?

а) «Московские ведомости»;

б) «Московское обозрение»;

в) «Весть»;

4. Как генералы отыскали на острове мужика?

а) по следам на песке;

б) по звукам балалайки;

в) по запаху мякинного хлеба;

5. Кем мужик работал в Петербурге?

а) поваром;

б) извозчиком;

в) маляром;

6. В каком виде генералы прибыли на остров?

а) в мундирах;

б) в ночных рубашках;

в) раздетые;

7. Какой предмет проглотил  один из генералов за неимением ужина?

а) пуговицу;

б) орден;

в) тапочки;

8. Из чего мужик сделал силки для птиц?

а) из собственных волос;

б) из собственной рубахи;

в) из лески;

9. Как генералы вернулись домой?

а) заснули и проснулись дома;

б) так же, как и попали на остров;

в) мужик построил корабль;

10. На какой улице в Петербурге жили генералы?

а) на Подьяческой;

б) на Фонтанке;

в) на Литейной;

11. Какой из генералов был поумнее?

а) тот, кто был учителем каллиграфии;

б) тот, кто был учителем географии;

в) тот, который не был учителем;

12. Что сделали в городе Вятке с пойманной рыбой, прежде чем варить  уху?

а) напоили;

б) высекли;

в) откормили;

13. Как генералы мужика при себе удерживали?

а) цепью приковали;

б) верёвочкой привязали;

в) он остался сам;

14. Чем генералы наградили мужика?

а) орденом;

б) плёткой;

в) рюмкой водки и пятаком;

Учащиеся показывают сигнальные карточки:

Красная –а)

Синяя – б)

Зелёная – в)

  1. Теоретический диктант

Учащиеся записывают  в тетрадь термины, определения которых зачитывает учитель, далее один ученик идёт к доске и располагает карточки с теоретическими понятиями в нужном порядке при помощи магнитов:

      АЛЛЕГОРИЯ
     ГИПЕРБОЛА
     ГРОТЕСК
     САРКАЗМ

      САТИРА

      ЭЗОПОВ ЯЗЫК

      ЭПИТЕТ

      ЮМОР

Определения:

Иносказание, в котором определенная мысль или понятие предаётся через обрисовку конкретных предметов, явлений действительности (аллегория)

Явное преувеличение, имеющее целью усиление выразительности (гипербола)

Изображение действительности в резко искажённом виде, соединение несоединимого, реального с фантастическим, того, что невозможно с точки зрения здравого рассудка (гротеск)

Едкая, язвительная насмешка (сарказм)

Гневное осмеяние каких-либо опасных для общества пороков (сатира)

Художественная речь,основанная на иносказании (по имени древнегреческого баснописца) (эзопов язык)

Эмоционально окрашенное определение (эпитет)

Вид комического, в котором предметы, события, люди и их поступки показываются в смешном плане  (юмор)

  1. Рассмотрение нового материала.

  1. Словарная (лексическая)  работа

     (по цепочке)

прошение-

циркуляры-

лучина-

светец-

мякинный (вихрь)-

посконные (портки)-

пульку сыграть-

гранпасьянс-

пОдать-

повинность-

либералы-

губернатор-

исправник-

временнообязанные-

без винной и соляной регалий-

казначейство-

пахнет водворением-

 Учащиеся объясняют «трудные» слова, пользуясь сносками к тексту и заранее подобранным материалом. Например, циркуляр- распоряжение подведомственным учреждениям; прошение – письменное ходатайство; лучина- тонкая длинная щепка от сухого полена; посконные – из домотканного холста, полученного из конопли; пульку сыграть – партию игры в преферанс (род карточной игры); пОдать – в царской России 2 пол. 19 века: денежный налог, взимавшийся с крестьян и мещан; губернатор- начальник какой-н. большой административно-территориальной единицы и.т.д.

   Вопрос учителя: на какие стилевые и тематические пластывы бы разделили лексику щедринской сказки? (канцеляризмы, бытовая лексика/крестьянского быта, политичес-

                                                                                            \помещичьего быта

кая лексика, просторечие: «хоть бы лешего нелёгкая принесла», «курицын сын» и др.)

Возможна работа по карточке с группой сильных учащихся: подобрать примеры из текста к каждому пласту лексики.

  1. Аналитическая беседа по тексту

Какой период истории России изображает Салтыков-Щедрин в сказке «Дикий прмещик» -дореформенный или пореформенный? (после реформы 1861 года)

Как жилось помещику после реформы? (хорошо по-прежнему, у него было всё)

Что послужило причинами возникшего у помещика недовольства своими мужиками?

(-очень много развелось «в царстве» мужика;

- призыв газеты «Весть» : «Старайся!»)

Каково было, по-вашему, содержание газеты «Весть»?  Стараться в чём призывала газета? ( и в пореформенное время стараться сохранить свои привилегии, не делать уступок крестьянам)

Охарактеризуйте помещика. Каким именем наделяет его автор, нет ли в этом чего-то необычного? («русский помещик» Урус-Кучум Кильдибаев – эта тюркская фамилия намекает на ордынское иго, только его можно сравнить с игом крепостничества)

С помощью какого художественного приёма характеризует Салтыков-Щедрин помещика, описывая его тело? (ЭПИТЕТОВ: тело имел мягкое, белое, рыхлое, рассыпчатое). А вам эти эпитеты показались узнаваемыми или неожиданными?

Действительно, это авторские эпитеты. Но согласитесь, насколько они мастерски подобраны и точны!

 Как исчез из поместья мужик? (унёс мякинный вихрь, бог услышал мольбы мужиков)

Сколько этапов выявления глупости помещика показывает автор? (3) Кто первым и почему объявил помещика глупым? (актёр Садовский)

От кого во второй раз он услышал то же самое? (от двух генералов-соседей)

Кто еще посетил помещика в его имении? (капитан-исправник). Давайте зачитаем, какой диалог состоялся между этими двумя персонажами по ролям.

Почему власти так обеспокоились поведением «дикого помещика»? Чем навредило исчезновение мужика государству?  (нет податей - казна опустела; нет доходов: вино никто не пьёт – нет соответствующей статьи доходов; распространились грабежи, разбой, убийства)

А теперь давайте поразмышляем, к каким последствиям может, по мысли автора, привести дворянское сословие его привычка жить за чужой счёт?

Прослушайте аудиозапись и объясните, откуда этот эпизод и чем он важен для раскрытия авторского замысла, смысла сказки

(прослушивается отрывок, описывающий процесс одичания генералов)

Какой сатирический приём здесь использован? (гротеск: один генерал проглотил орден другого)

(смысл: бессилие, полная зависимость дворянского сословия от крестьянского приводит первых к деградации и полному одичанию – физическому, интеллектуальному, гражданскому, моральному).

 Зачитайте эпизод «одичания» помещика – во внешности,в поведении.

Обратите на иллюстрацию художников Кукрыниксов к сказке.

Как изменился сад помещика без мужика? (пришёл в запустение, дорожки поросли репейником, завелись змеи, гады, дикие звери)

Что хотел сказать этими описаниями автор образованному читателю? (как ничтожен помещик без мужика; народ – источник не только материальных, но и духовных благ)

Какова же главная мысль автора относительно роли в обществе и государстве мужика? (мужик = богатство, достаток, порядок)

Что изменилось в уезде с возвращением мужика? (запахло мякиной и овчинами, появились мука, мясо, живность, подати)

Подобная ситуация  (полная зависимость помещиков от мужиков) единичной ли была в России или распространена повсеместно? (вывод: значит, от частного случая Салтыков-Щедрин поднимается до высокого художественного обобщения).

  1. Подведение итогов беседы (слово учителя)

             Итак, мы видим, что, несмотря на небольшой объём сказки, Салтыков – Щедрин охватывает проблемы, самые больные для России того времени, можно сказать, огромной государственной важности. С помощью различных сатирических приёмов писатель сумел раскрыть и донести до нас политически окрашенное  содержание своего произведения. Всё действие происходит будто бы в рамках  одного имения, но вот уже вовлекается в сферу действия уезд,  затем и губернский город, а по сути – вся Россия.

    М. Горький сказал: «Невозможно понять историю России во 2-ой половине 19 века без помощи Щедрина». Такова роль сатирика – изобличать пороки, существующие во все времена.Но обличая, Салтыков-Щедрин надеялся на непременное грядущее торжество правды. Истинаая сатира призвана только созидать.

   Можете ли вы сказать, какие мысли, высказанные писателем в сказках, современны и сегодня? Каких писателей-сатириков современности вы знаете?  Какое место занимает сатира в наши дни?

  1. Домашнее задание: 1) составить кроссворд по сказке «Дикий помещик»;

                                       2) написать небольшое сочинение-размышление на тему

                                         «Роль сатиры в наши дни».

 

 

Источник-

МОУ СОШ №17 Октябрьского района городского округа

город Уфа РБ

Учитель     литературы

МОУ СОШ №17

Галлямова Елена Альбертовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Презентация по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"...

Кроссворд по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик" и "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил". 7 класс

Кроссворд по сказкам Салтыкова-Щедрина поможет усвоить изучаемый материал, можно использовать как вариант контроля....

Изучение сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"

Конспект для урока внеклассного чтения...

Урок внеклассного чтения по сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик", ""Повесть о том , как один мужик двух генералов пркормил ", "Премудрый пескарь"

Урок по данной теме является повторительно- обобщающим и проводится после изучения творчества писателя Салтыкова - Щедрина в 7 классе....

Методическая разработка: Сатирическое изображение действительности в сказках М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик», «Премудрый пескарь».

Комбинированный урок с использованием элементов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Открытый урок по теме «Нравственные проблемы и поучительный характер сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик».

Формирование коммуникативной, информационной, аналитической компетенций при изучении творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина....