Изучение сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Александрова Наталья Борисовна

Конспект для урока внеклассного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_1.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература, 8 класс

Тема:  Урок внеклассного чтения. Сказка  М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Цель урока: углубить представления о литературной сказке, расширить читательский интерес учащихся

Задачи урока:

  1. Показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина
  2. Показать особенности жанра сказки в творчестве писателя
  3. Совершенствовать навыки анализа текста (эпизода)
  4. Выяснить причины обращения писателя к жанру сказки
  5. Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными Салтыкова –Щедрина
  6. Провести словарную работу над терминами юмор, сатира, аллегория, ирония, эзопов язык.

Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста.

Оборудование: презентация «М.Е.Салтыков-Щедрин. Сказка  «Дикий помещик»»

Этапы урока и их продолжительность:

  1. Организационный момент урока (1 мин.)

- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

  1. Сообщение темы урока

- Сегодня на уроке внеклассного чтения мы будем говорить о сказке Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик», которую вы прочитали самостоятельно. Итак, запишем в тетради число и тему урока (СЛАЙД № 1)

  1. Изучение нового материала
  1. Слово о писателе

- Как мы с вами уже знаем, писательство в России 19 века не было профессией. Многие из литераторов служили или на военной службе или на статской. А знаете ли вы, чем запомнился в Вятке (нынешнем Кирове) чиновник губернского правления? Тем, что никогда не брал взяток, чем существенно отличался от большинства чиновников.

        Имя этого чиновника было Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (СЛАЙД № 2) По приезде в Вятку он еще не был известным писателем-сатириком. Он был молодым чиновником, которого отправили в ссылку за опубликованную им повесть «Запутанное дело». Цензура обнаружила в повести «опасное направление мыслей»

- Ребята, давайте вспомним, что такое цензура? (Это контроль власти за содержанием и распространением информации, печатной продукции, музыкальных и сценических произведений,  в некоторых случаях также частной переписки, с целью ограничения либо недопущения распространения идей и сведений, признаваемых этой властью вредными или нежелательными) (СЛАЙД № 3 – цензура)

- Но опубликование повести и последовавшая за этим ссылка были только началом истории. Впереди были слава, и работа в журнале «Отечественные записки» вместе с Н.А.Некрасовым, и романы «Господа Головлевы» и «История одного города», и знаменитые сказки.

        Салтыков-Щедрин говорил впоследствии: «Я вырос на лоне крепостного права» Что это значит? Он рос в помещичьей среде, с детства наблюдал жизнь крепостных и видел, как уродует людей крепостное право, понимал жестокую несправедливость такого устройства. (СЛАЙД № 4- я вырос на лоне крепостного права )

        В семье писателя пеклись лишь достатке и карьере: «Между моими няньками, которые пестовали мое детство, не было ни одной сказочницы. Вообще весь наш домашний обиход стоял на реальной почве, и сказочный элемент отсутствовал в нем. Детскому воображению приходилось искать пищи самостоятельно, создавать свой сказочный мир, не имевший никакого соприкосновения с народной жизнью и ее преданиями, но зато наполненный всевозможными фантасмагориями, содержанием для которых служило богатство, а еще генеральство. Последнее представлялось высшим жизненным благом…» (СЛАЙД № 5 – дом, где родился СЩ)

        Об этом СЩ написал в своей повести «Пошехонская старина». Вообще, персонажи его детства – мать, тетки- стали прототипами его произведений.

        Что же это были за люди? Отец – Евграф Васильевич Салтыков (СЛАЙД № 6-отец) - был отпрыском старинного, но небогатого дворянского рода. Семья постепенно беднела, и, чтобы поправить материальное положение, сорокапятилетнему Евграфу Васильевичу была найдена невеста – пятнадцатилетняя Ольга Михайловна Забелина (СЛАЙД № 7 – мать), дочь состоятельного московского купца. Брак был неравным и несчастливым.

        С веселой Оленькой, которая попала в подчинение мужу и его сестрам, быстро совершился переворот: очень скоро она стала умелой и властной хозяйкой огромного имения, которое, благодаря ее усилиям, перестало разоряться и даже расширилось. Колоритная фигура матери, ее хозяйственность и расчетливость до прижимистости, властность и хитрость в отношениях с окружающими отразились во многих произведениях писателя, особенно в образе Арины Петровы Головлевой.

        Мать, несмотря на властность и жестокость, детей любила, давала им хорошее образование. К шести годам Михаил легко общался на французском и немецком, писал по-русски. (СЛАЙД № 8 – московский пансион)

        С Царскосельским лицеем, где шесть лет учился СЩ, связаны его первые литературные опыты. (СЛАЙД № 9 – Царскосельский лицей) В Лицее на каждом курсе объявлялся очередной продолжатель Пушкина. В своем классе им стал Салтыков. По окончании Лицея (СЛАЙД № 10 – служба после Лицея) молодой человек сотрудничает с «Современником», «Отечественными записками»: пишет рецензии, стихи. И принимает решение стать литератором.

        После публикации первой повести критического направления СЩ был сослан в Вятку. После ссылки, через 15 лет, (СЛАЙД № 11 – Рязань и отставка)СЩ служит вице-губернатором в Рязани, а потом в Твери, где он активно содействует продвижению крестьянской реформы. Он заявил хозяевам губернии: «Я не дам в обиду мужика! Будет с него, господа, … Очень слишком даже будет!» Он возбуждает несколько уголовных дел по фактам жестокого обращения с крестьянами. Его боятся местные помещики.

        ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ О КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЕ.

        В 1862 году он оставляет службу и переезжает в Петербург, чтобы полностью отдаться литературному и журналистскому делу. (СЛАЙД № 11 – дом в Петербурге) Печатает романы, повести, сказки. О сказках мы и поговорим подробнее.

                        

  1. Проверка домашнего задания

- Дома вы прочитали сказку СЩ «Дикий помещик». Но не просто прочитали, а выписали значение устаревших слов, а также слов, значение которых вам неизвестно.

Мякинный вихрь – мякина- семенные пленки, части колосьев, листьев, стеблей, полученные в качестве отхода при обмолотке и очистке зерна злаков и бобовых растений

Посконные портки – из домотканой ткани

Холопий запах – холоп- крепостной человек

Либерал – свободомыслящий человек, политический вольнодумец, желающий большей свободы народу и стране

Казначейство – финансовый орган, ведающий исполнением бюджета, организует взимание налогов, сборов.

Подать – денежный налог с крестьян

Фунт – мера веса в 409,5 граммов

Исправник (капитан-исправник) – полуофициальное название судебных и полицейских должностей Российской империи 1775—1917 гг.

Шельма – пройдоха, мошенник

Смута- мятеж, беспорядок

Фанфаронство – бахвальство, хвастовство

Циркуляры – инструкции

  1. Анализ произведения

  1. О  сказке «Дикий помещик»

- Сказка «Дикий помещик» отражает сложнейшие пореформенные процессы.  В пореформенное время возникло немало адвокатских контор, рассматривавших претензии помещиков к крестьянам. Конторы предлагали свои услуги и через газеты, советуя штрафовать за порубки, за выпасы на тех территориях, которые прежде принадлежали крестьянской общине, а после реформы помещики присоединили эти земли к своим. Неграмотные в большинстве свое крестьяне не понимали новых хитрых порядков и нередко попадали даже под суд.

  1. Беседа по вопросам

- Чего было довольно у помещика? («… и крестьян, и скота, и земли, и садов»)

- Что же было переносимо сердцу помещика? («Много развелось мужика»)

- Почему помещик так опасался мужика? ( Боялся. Что мужик приберет все его добро, «все добро приест»)

- Какую характеристику дает автор помещику в начале сказки? («… был тот помещик глупый, читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое»)

- Чтение газеты «Весть» дается в одном ряду с характеристикой глупого и сытого помещика. Эта консервативная газета стала для героя руководством в жизни. «Весть» призывала помещиков не делать уступок крестьянам, стараться и в пореформенное время сохранить свои привилегии.

- Какой важный для себя совет вычитал в этой газете помещик? (Старайся)

- К каким решительным мерам прибегает помещик? (Решает сначала довести крестьян до полного разорения, а это приведет к физическому уничтожению, к «сокращению» ненавистного мужика)

- Что является завязкой действия? (Завязка действия сказки – исполнение желания «глупого помещика» и страдающих от его произвола крестьян)

-Помещик и мужики поочередно обращаются к Богу. В чем разница?

( Помещик уверен, что Бог обязан потакать его прихотям: убрать из поместья крестьян, чтобы не мешали нежиться. Мужики обращаются к Богу как к единственному спасителю от гибели: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми  с малыми, нежели всю жизнь так маяться!»)

- Каков основной сатирический прием в изображении помещика? (Гротеск)

-Что такое гротеск? (СЛАЙД № 13 – гротеск)

- В прошлом учебном году мы с вами изучали сказку СЩ о том, как один мужик двух генералов прокормил. Что общего со сказкой «Дикий помещик» и в чем разница? ( Сближает то, что в обоих произведениях крестьянин изображен как кормилец и создатель всех жизненных ценностей. Но в «Повести…» генералы разыскивают мужика, принуждают работать на себя, а в сказке «Дикий помещик» наоборот)

- Что за прием использует автор, когда говорит о «русском помещике» Урус-Кучум-Кильдибаеве? (Иносказание)

- Что такое иносказание? Где мы с ним встречались? (СЛАЙД № 14 – иносказание)

- Тюркская фамилия возникла не случайно. Только ордынское иго можно сравнить с игом крепостным, только врагу придет в голову мысль «сократить» население, уничтожить крестьянина-кормильца.

- Почему у меня слайде вдруг возникла обложка басен Эзопа? (Ему принадлежит язык, содержащий тайный смысл, эзопов язык) (СЛАЙД № 15-эзопов язык)

- Какое еще литературоведческое понятие близко к иносказанию? (Аллегория) (СЛАЙД № 16 – аллегория)

- Давайте рассмотрим этапы выявления глупости помещика. Кто первым приехал в гости к помещику и каково было его впечатление от опустевшей усадьбы? (Сначала помещик решил предаться развлечениям, завести у себя театр и пригласил не кого-нибудь,  известнейшего актера того времени Садовского с «актерками». Но вид самого помещика и помещичьего дома отпугнули Садовского. Следующая попытка развлечься- пригласить соседей-генералов в гости и сыграть в карты. Они не могли надивиться свежему воздуху и отсутствие надоевшего мужика, но этой радости пришел конец, как только генералы проголодались. Рассерженные генералы, назвав помещика глупым, «разбрелись по домам».

- Помещика дважды назвали дураком. Надо бы призадуматься. А что делает он? (Решил погадать на картах. Гаданье показало, что поступил он правильно, что надо быть твердым до конца.)

- Чем отличаются мечты помещика от действительности? Какие ему снятся сны?  Что происходит после его пробуждения? (То, что не удается помещику наяву, переходит в его сны. Ему снится, что губернатор весьма доволен его непреклонностью, больше того, что за эту непреклонность его сделали министром и «ходит он в лентах, и пишет циркуляры: «Быть твердыми и не взирать!» Ему даже снится райское житье с Евой на берегах Евфрата и Тигра. Пробуждение возвращает его в реальную жизнь, где нет привычного слуги Сеньки, но появляется неожиданно представитель власти в лице капитана-исправника.)

           3. Чтение по ролям

        - Дети читают по ролям диалог между помещиком и капитаном-исправником.

           4. Продолжение беседы.

  - К каким последствиям привело решение помещика в масштабе губернии? Капитан-исправник доходчиво объяснил глупому помещику, что с исчезновением крестьян прекратились поступления  налогов и податей, что государственная казна пуста, что производимые крестьянами продукты исчезли, что стране грозит голод. Итак, помещик, который в своих снах уже видел себя министром за свою «твердость», теперь попадает в категорию врагов государства. Не случайно же исправник сказал ему на прощание: «А знаете ли, чем это пахнет?» И уже чудится помещику ссылка, но вдруг осеняет здравая мысль, что, может, там и находится его «милый мужик»).

- Какие чувства охватывают помещика после отъезда капитана-исправника? (Страх, беспокойство, беспомощность. Даже мышонок его не боится)

                 - Как обыгрывается в сказке вопрос: «Знаете, чем это пахнет?»           

- Тут бы и одуматься помещику, а он? (По совету газеты «Весть» он «не расслабляется и гнет прежнюю линию: «Нет, лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не кажет никто, что российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев от принципов отступил!»)

- Именно нежелание поступиться принципами во вред себе, во вред государству определяется автором как «дикость», дикость политическая, гражданская, интеллектуальная. Неприятие новых форм, обусловленных временем, - одна из сторон существа помещика, которая позволила сатирику назвать Урус-Кучум-Кильдибаева «диким помещиком». Физическое одичание показано параллельно с одичанием нравственным.

- Как физическое одичание характеризуется автором? (Дикий помещик «сделался силен ужасно, до того силен, что даже счел себя вправе войти в дружеские сношения с … медведем». Помещик стал по-настоящему «диким», сильным, неуправляемым, опасным. Здесь уже было о чем призадуматься властям, которые «покровительствовали помещикам»)

- Какова развязка истории? В чем абсурдность ситуации? («Как нарочно, в это время чрез губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь….. только всплеснул рукам от удивления…». Абсурдность ситуации в том, что решено было ни в чем не повинного мужика, как преступника, «изловить и водворить», а дикому помещику, несмотря на то, что он «всей смуте зачинщик», «наиделикатнейше внушить, дабы он фанфаронства свои прекратил»).

- Почему мужики пролетали над городом «роем», а не «стаей»? (Понятие рой относится к пчелиным семьям. Пчела – символ трудолюбия, а также рой – понятие, обозначающее значительное скопление в одном месте существ, единую массу, каждая составляющая которой живет только роевой жизнью, сама по себе практически не имеет ценности.)

- Что изменилось в уезде с появлением мужика?

- Какой мы можем сделать вывод? (Без мужика приходит в упадок экономика)

- Что стало с помещиком? (Он остался диким, без крепостного Сеньки ни на что не способен, но власть у него не отобрали: он все так же владеет мужиками)

- Какое определение больше подходит сказке «Дикий помещик»: юмористическая или сатирическая? Что такое юмор, сатира? В чем разница между этими понятиями? (СЛАЙД № 17- юмор, сатира)

- В чем смысл названия сказки?

- Эпитет «дикий» метафорически обозначает невежество, грубость, отсталость, нравственную неполноценность. В названии сказки эта метафора приобретает прямой смысл: помещик действительно одичал, стал подобен дикому зверю. (СЛАЙД № 18 и 19 – иллюстрации)

- Давайте обратимся к иллюстрациям сказки? Таким ли представляли себе помещика? Почему он изображен в  фуражке и с  трубкой?

- Давайте еще поговорим о жанре произведения. Это сказка, давайте найдем элементы сказки. (Традиционный зачин, сказочное число 3, сказочные выражения)

5. Итоги беседы по сказке «Дикий помещик»

-Как вы думаете, почему СЩ выбрал жанр сказки? После ответа учащихся – СЛАЙД № 20 - цитата 

- СЩ писал: «Я русский литератор и потому имею две рабские привычки: во-первых, писать иносказательно и, во-вторых, трепетать. Привычке писать иносказательно я обязан…цензурному ведомству. Оно до такой степени терзало русскую литературу, как будто поклялось стереть ее с лица земли. Но литература упорствовала в желании жить и потому прибегала к обманным средствам»

- В чем заключается общественное значение сказок СЩ? Актуальны ли они в наше время? (Несмотря на небольшой объем сказок, автор рассматривает проблемы больные для России того времени, проблемы государственной важности. Сатирик сумел раскрыть политические проблемы через повседневный быт в форме фольклора. Они обращены в настоящее. Призывают отстаивать свои права, бороться за себя, трудиться и уважать труд других.  Писатель очень хотел, чтобы человечество рассталось со своими пороками, со своим прошлым).

6. Заключительное слово учителя.

- СЩ создал новый, оригинальный жанр политической сказки. (СЛАЙД № 21 – о политической сказке). В них соединились три плана: сказочный, реально-исторический и бытовой. Это целая сатирическая энциклопедия русской жизни. К сожалению, его произведения актуальны до сих пор. Его сатира направлена и на власть имущих, и на тех, кто покорно подчиняется м и терпит унижения. Писатель выступает против неразумного, хищнического отношения к народу, к богатствам страны, против насилия и грубости, против рабского, холопского сознания. Важно, что в основе язвительных, остро сатирических произведениях СЩ лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества.

7. Домашнее задание (СЛАЙД № 22)

8. Выставление оценок, подведение итогов.

9. Организационный конец урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам изучения сказки А.Погорельского "Чёрная курица..."

Данная презентация содержит краткую информациию об авторе А.Погорельском, а также иллюстративный материал к сказке "Чёрная курица, или подземные жители", который поможет в проведении уроков изучения д...

Урок литературы в 7 классе Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик» и «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»                      ...

Библейские реминисценции в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Презентация по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина "Дикий помещик"...

Презентация, посвященная жизни и творчеству М.Е.Салтыкова-Щедрина (Изучение сказки "Дикий помещик")

Можно использовать при изучении сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина (термины: ирония, сарказм, аллегория)...

Тест по изучению сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Тест по изучению сказки "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"...

Обучение сопоставительному анализу на уроках литературы в 5 классе (на примере изучения сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева» и сказа П. Бажова «Хозяйка Медной горы»).

В статье представлена методическая разработка урока по обучению сопоставительному анализу сказки «Снежная королева» Х. К. Андерсена и сказа П. П. Бажова «Хозяйка Медной горы». ...