Тематическое планирование по предмету "Живое слово"
проект по литературе на тему

Швецова Ольга Михайловна

планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhivoe_slovo.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента наравне с курсами истории, литературы, МХК, технологии. В соответствии с разработанной и утвержденной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной российского образования была утверждена в Калининградской области концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении российской национальной культурно-исторической традиции. Это обусловлено целым рядом факторов социального, культурного, духовно-нравственного характера.

Исторические перемены российской жизни в 20 в., связанные с трагическими событиями русской революции и идеологией «нового человека», «нового мира» и т.д., приведшей к «вымыванию» (если не сказать насильственному искоренению) национальной культурной доминанты; сложные, противоречивые и часто деструктивные явления в современном культурном и образовательном процессе постперестроечного периода; общие глобализационные процессы, идущие в мире, когда вместо международной интеграции навязывается концепция подчинения мировых природных, человеческих и культурных ресурсов одной общепланетарной системе глобального управления, – ставят перед образованием задачу восстановления, сохранения исторической памяти, духовно-нравственных традиционных ценностей, которые всегда являлись почвой, объединяющей народы и питающей народную жизнь и культуру.

В последнее время становится очевидной все нарастающая разочарованность в американизированной масскультуре, неспособной удовлетворить духовные потребности народов с исторически сложившимися традициями высокой культуры, к которым бесспорно относится и русская с ее тысячелетней историей. В этой ситуации вновь возникает тяга к национальным истокам, к своей культурно-исторической специфике.

Современный мир переживает сложнейший период кризисов и бурь, касающихся самих основ национальной жизни народов. Авторы современного фундаментального научного исследования «История культур славянских народов» убеждены: «История дает много примеров тому, что в условиях бурь и потрясений выживали народы, которым удавалось сохранить свои духовные ценности и внутреннюю свободу, свою культурную самобытность и национальное самосознание». 

Особенно остро проблема национальной идентификации стоит перед населением Калининградской области, территориально не связанной с Россией. Будучи россиянами (русские, белорусы, украинцы составили костяк населения области – более 90 % всего населения, при этом ныне население пополняется и переселенцами, принадлежащими к различным культурам, национальностям, вероисповеданиям), жители области в современных условиях не имеют возможности поддерживать тесные контакты с «материковой Россией». Подрастающее поколение гораздо чаще выезжает в Польшу, Германию, Прибалтику. Отсюда большая для калининградской молодежи, по сравнению с российскими подростками и юношеством, опасность ориентации на ценности прозападной культуры. Думается, в этих условиях проблема сохранения русской традиционной культуры оказывается особенно актуальной. Решить ее может лишь система мер, направленных на создание единого пространства с русской национальной доминантой, предпринимаемых как на уровне государства и общества, так и на уровне отдельной семьи, школы, человека.

Этому призвана служить и программа курса «Живое слово», основной задачей которого является изучение национальной традиции, явившей себя в лучших произведениях отечественной словесности, в русской классической литературе. 

Нормативно-правовая база

Рабочая программа разработана с учетом требований и положений, изложенных в следующих документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования по живому слову. Приказ МО №1089 от 05.03.2004.

3. Письмо комитета по образованию администрации городского округа «Город Калининград» от 29 марта 2010 г. №06112-843-и.

4. Департамент государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих гос.аккредитацию на 2011/2-12 учебный год», приказ №2080 от 24.12.2010.

5. Локальный акт ОУ, регламентирующий единообразие оформления и структуры рабочей программы.  

Общие положения концепции курса

Любая культура существует в первую очередь благодаря традиции, преемственности основных духовно-нравственных ценностей, а, следовательно, является историчной и не может быть познана вне истории народа и его духовного выбора. Существуют общие законы формирования любой национальной культуры: в ее основании всегда находятся религиозные представления народа о жизни и смерти, о духовно-нравственных ценностях человеческого бытия, которые реализуются в истории, формах жизни и творчестве народа. Именно поэтому главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений. Это ни в коей мере не означает замкнутости культур, напротив, дает основание для диалога и взаимовлияния. Изучение родной литературы не исключает обращения и к литературе зарубежной, тем более что западноевропейская традиция (тоже в основе своей христианская) дала много образцов высокой литературы, повлиявшей на развитие русской словесности и, в свою очередь, испытавшей на себе ее влияние. 

Исходным положением в исследовании и познании культуры любого народа является изучение ее национальной неповторимости, своеобразия, тех свойств, которые выражают «лицо» нации. «Культура воплощает в себя душу нации, - пишет известный филолог-пушкинист В.С. Непомнящий. - Каждая нация и существует как таковая, в своей индивидуальности, в своей неповторимой ценности до тех пор, пока существует, живет, развивается, возобновляет свою традицию культура. Достижения культуры могут пережить нацию, как пережили, например, шедевры египтян, древних греков и римлян. А вот пережить свою культуру нация не может: с упадком или мутацией культурного развития нация погибает, вырождается».

Таким образом, несомненным является положение о том, что тип любой национальной культуры определяется в первую очередь содержанием той религии, которая лежит в ее основании. Для русской истории и культуры такой первоосновой стала восточная ветвь христианства, или «греческое» вероисповедание, или Slavia Ortodoxa, т.е. православие. Истоком и основой нашего национально-исторического и культурного развития стало крещение Руси в 988 году Великим равноапостольным князем Владимиром, принятое народом осознанно и свободно. Конечно, оно не было случайным, а было подготовлено более чем столетним внутренним процессом познания христианства, благодаря просветительской деятельности святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, создавших славянскую азбуку и переведших Священное Писание и богослужебные тексты на славянский язык. Замечательный русский философ Владимир Соловьев говорил о Крещении Руси князем Владимиром, как о национальном самоотречении, имея в виду отказ от язычества. Об этом же пишет известный философ и богослов Георгий Флоровский: «История русской культуры начинается с Крещения Руси… Русь приняла крещение от Византии. И это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь… Крещение было пробуждением русского духа… Языческое время остается за порогом истории. Это совсем не значит, - пишет дальше исследователь, - будто не было языческого прошлого. Оно было, и побледневшие, а иногда и очень яркие следы его и воспоминания надолго сохраняются и в памяти народной, и в быту, и в самом народном складе». Как всегда просто и точно выразил эту же мысль А.С. Пушкин сказав: «Греческое Вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особый национальный характер», и «мы обязаны монахам нашей историею, следственно, и просвещением» (1822 г.).

Еще одно важнейшее значение этого факта – крещения – отмечают все исследователи истории русской культуры, говоря о том, что через христианство древняя Русь вступает в творческое и живое взаимодействие со всем окружающим культурным миром. Проф. М.Н. Громов утверждает: «Христианизация явилась прорывом в качественно иное состояние общества и сознания. Киевская Русь вошла в круг цивилизованных народов Европы…. Культура Древней Руси постепенно вышла на мировой уровень развития, преодолев патриархальную местную ограниченность языческого прошлого». 

Таким образом, методологически верно изучать историю русской культуры и национальной литературы, учитывая их глубокую внутреннюю связь с православием. Обратим внимание, что именно этот принцип лежит в основе общепринятого отделения литературы древнерусской (или русского средневековья ХI – ХVII веков) от русской литературы Нового времени (ХVIII– ХХ веков), т.к. период конца ХVII – начала ХVIII в. отмечен активным процессом секуляризации (или расцерковления), отделения светской литературы от церковной. Но и после так называемого «обмирщения» литературы, она не отделилась от христианства, которое становится внутренней, ценностной основой творчества русских писателей и пронизывает всю ткань их произведений, проявляясь на всех его уровнях.

В духовной жизни нашего народа, в нашем образовании родная словесность всегда играла особую роль, ибо она была одновременно историей формирования национального самосознания, национальных идеалов, средоточием наших духовных святынь. В работе педагога-словесника воспитание является неотъемлемой частью учебного процесса. Поэтому для учителя очень важно видеть нравственный, воспитательный потенциал произведения, который всегда основан на духовных ценностях. 

По мысли русского классика И.А. Гончарова, основная задача искусства и литературы, — «довершать воспитание и совершенствовать человека». И это понимали наши великие соотечественники, ставя заботу о душе на первое место. Еще Ярослав Мудрый говорил: «Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей». Так и в русской классике трудно найти героя, замыкающего ценности мира на себе. Абсолютно для всех героев отечественной литературы духовная сфера жизни – наиважнейшая. Великие русские писатели-классики ставили вопросы о цели и смысле жизни, об истинных и ложных идеалах, о любви к своему отечеству, о добре и зле… Вот почему автор школьных учебников по литературе, доктор филологических наук проф. Ю.В. Лебедев утверждает: «Приобщение к высокой литературе – не забава, а напряженный труд… Любовь к великой литературе даром никому не дается: ее нужно заслужить через духовный и трудный путь приобщения к тем ценностям и святыням, которые в ней заложены и которые она утверждает. Эти ценности никак не зависят от наших мнений о них и от нашего к ним отношения. Они абсолютны, как земля, небо и солнце». «Духовный труд» приобщения к классике есть приобщение к ее «ценностям и святыням»… Именно поэтому восстановление духовных основ нации становится сегодня миссией уроков литературы.

Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы. Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА «ЖИВОЕ СЛОВО»


Целями курса являются:

1) усвоение учащимися традиций и ценностей русской национальной культуры, истории, быта;

2) воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего отечества;

3) воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;

4) нравственное развитие подростков на основе традиционных для России ценностей, помощь учащимся в национальной идентификации;

5) формирование у подростков нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурных ценностей;

6) воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры школьников;

Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач:

1) чтение и анализ ряда художественных произведений русских писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества, отвечающих целям курса;

2) раскрытие, уяснение и интериоризация духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, отраженных в этих произведениях;

3) создание у подростков устойчивого представления о русском национальном характере;

4) анализ и уяснение особенностей авторского восприятия Руси, России, русского человека в произведениях курса;

5) анализ художественного и языкового своеобразия изучаемых произведений.

Методологические основы построения программы

Методологическим основанием представленного курса являются идеи развития национальной отечественной культуры русских философов (И. Ильин, П. Флоренский, С. Булгаков, В. Соловьев, Н.О. Лосский, Н. Бердяев, Георгий Флоровский), известных культурологов, исследователей русской и мировой словесности (А.Ф. Лосев, Г.П. Федотов, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев, С. Аверинцев) и современных литературоведов, изучающих национальную специфику русской словесности и ее духовно-нравственную составляющую (В.С. Непомнящий, И.А. Есаулов, В.Н. Захаров, А.Н. Ужанков и др.); идеи духовно-практического отношения к человеку (И.А.Ильин), личностно-духовного отношения к знанию – (Б.Рассел), а также личностно ориентированные технологии.

        

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по живому слову за курс 5 класса:

В результате изучения курса учащийся 5 класса должен знать: 

– единство, многообразие и национальную самобытность русской культуры;

– основные этапы развития русской национальной литературы как уникального и самобытного явления;

– отличительные особенности русской национальной литературы.

В результате изучения курса учащийся 5 класса должен уметь:   
– проводить сопоставительный анализ произведений нескольких авторов;
– находить и анализировать средства художественной выразительности в текстах лирического и прозаического характера;

– оформлять обложку книги, используя разнообразные средства Word;

– участвовать в дискуссии;  

– приводить и аргументировать свои доказательства. 

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводится исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять творческий проект.

При изучении курса большое внимание уделяется активизации мыслительной деятельности учащихся при помощи сочетания разнообразных (фронтальных, групповых и индивидуальных) проблемных вопросов и заданий. Систематизация и усвоение полученных теоретических знаний проверяется при выполнении учащимися практических работ – проведения предметного исследования и оформления собственной исследовательской деятельности. По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала. Поэтому программа курса «Живое слово» осуществляет проблемную и проблемно-творческую связь с основным курсом литературы 5 класса.

 

Формы контроля: пересказы, презентации, тесты, самостоятельные работы, устный опрос (домашние задания), выступления. 

Межпредметные связи курса «Живое слово»:

литература (восприятие художественного произведения, работа со справочной литературой, словарями); 

информатика (изучение текстового и графического редактора, глобальные сети); 

русский язык (грамотность, соблюдение орфографического режима); 

история (история развития книгопечатания); 

изобразительное искусство (воспитание художественного вкуса, эстетичность и художественное оформление буклетов); 

музыка (восприятие музыкального сопровождения презентаций). 

Дидактическое обеспечение: компьютер, сканер, принтер; печатные материалы (СМИ, учебно-методическая литература, интернет-ресурсы);  словарь литературоведческих терминов.

Место предмета «Живое слово» в базисном учебном плане МАОУ СОШ №13

Рабочая программа по живому слову в 5 классе  рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю). В течение года проводится: плановых уроков  – 35 часов. Срок реализации рабочей программы – один учебный год.

«Живое слово» представляет собой базовый ориентирующий материал по курсу русской литературы в 5-7 классах, могущий служить основой для работы над произведениями русской литературы, транслирующими безусловные национальные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение. «Живое слово» (1 час)

Раздел 1. Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси (4 часа)

«Повесть временных лет»  о древних славянах-язычниках

От язычества к христианству: выбор Древней Руси

«Повесть временных лет» о принятии Русью христианства

Раздел 2. Мир фольклора и русская словесность

2.1 Русский крестьянский мир и народное творчество (2 часа)

Крестьянский уклад жизни и народное творчество

Русская народная песня

2.2 От Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов (5 часов)

«Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре)

Рождество в русской поэзии

Масленица в народной поэзии и русской литературе

Поэзия пасхального цикла: страстная седмица

Пасха в русской словесности

2.3 Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине (4 часа)

Сказка «Бой на Калиновом мосту»

Первый бой Ильи Муромца. Тема татаро-монгольского нашествия в былинном творчестве и образ героя-защитника

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»6 главный талант человека (или урок доброты)

Русская народная сказка «Сказка о Василисе, золотой косе, непокрытой красе и об Иване Горохе»: «Чтобы в роды родов славилось имя…»

2.4 Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды (7 часов)

Народное предание и тема русской истории

Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр 1

«Чудо-богатырь» земли Русской. Народное предание о АВ.Суворове

«Чудо-вождь» земли Русской (жизнь и подвиги русского полководца А.В.Суворова)

Духовно-нравственные ценности в христианских народных легендах и притчах

Духовно-нравственные ценности в христианской народной легенде «повесть о царе Аггее, о том, как он пострадал из-за своей гордости»

Раздел 3. Литературная притча в русской словесности (6 часов)

«Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона

Евангельские притчи

Притча о блудном сыне

«Кто мой ближний?» (тема милосердия в русской словесности. Жанр литературной притчи)

«Будьте милосердны…» (тема милосердия в русской словесности. Жанр литературной притчи)

«Что такое счастье и где его искать?» (по притчам Л.Н.Толстого и В.И.Даля)   

Раздел 4. Литературная сказка: освоение народной традиции (5 часов)

Чему учат сказки Пушкина

П.П.Ершов «Конек-Горбунок»

С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

Сказки С.Г.Писахова

Тематическое планирование учебного материала

Предмет – живое слово

Класс – 5 класс

№ темы

Содержание

Примерное кол-во часов (по программе)

Планируемое кол-во часов учителем

Примечание

1

Введение.

1

1

2

Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси

4

4

Тестирование

3

Русский крестьянский мир и народное творчество

2

2

4

От рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов

5

5

Тестирование

5

Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине

4

4

тестирование

6

Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды

7

7

Тестирование

7

Литературная притча в русской словесности

6

6

Тестирование

8

Литературная сказка: освоение народной традиции

5

5

Тестирование

9

Повторение

1

Контрольная работа

Всего

34

35


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«ЖИВОЕ СЛОВО» 5 класс

№ п/п

Наименование темы

Содержание учебного материала

Вид контроля

Требование к уровню подготовки учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение – 1 час

Вводный

Введение.

Работа в парах, упр. «Ассоциации»

Мини-сочинение о возможностях слова

2

Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси - 4 часа

«Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках

Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси

беседа

Ответы на вопросы

3

От язычества к христианству: выбор Древней Руси

Отрывок из главы «Про Перуна – бога и Илью –пророка

лекция

По тезисам пересказ

4 – 5

Древнерусская летопись «ПВЛ» о принятии Русью христианства

Картина В. М. Васнецова «Крещение Руси»

Инсценирование эпизодов, рассказ учителя

Мини-сочинение «Почему крестилась Русь?», инд. Отрывки из произведений о князе Владимире

6

Русский крестьянский мир и народное творчество – 2 часа

Крестьянский уклад жизни и народное творчество

Русский крестьянский мир и народное творчество

беседа

Учить народные песни

7

Русская народная песня

Народные музыкальные инструменты, аудиозаписи

инсценирование

Сопоставить песню «Степь» с рассказом С. Т. Аксакова «Буран»

8

От Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов – 5 часов

«Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре)

От рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов

Работа в группах

Нарисовать символы Рождества

9

Рождество в русской поэзии

Рождественские открытки, картины «Поклонение волхвов», икона Рождества Христова

Выразительное чтение, анализ иллюстративного ряда

Выучить одно стих.

10

Масленица в народной поэзии и русской литературе

Репродукция В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», макет солнышка

Рассказ учителя, работа в группах

Мини-сочинение «Просить прощения – зачем?»

11

Поэзия пасхального цикла: Страстная седмица

Репродукция эскиза «росписи для Владимирского собора в Киеве «Распятый Иисус Христос», «Плащаницы» В.М. Васнецова

Работа в парах

Выучить 1 стих.

12

Пасха в русской словесности

А. Иванов «Воскресение», аудиозапись

Анализ волочебных песен, самост. работа

Написать стилизацию под народное предание, взяв за основу идею преданий «Чудо на мельнице», «Христос – странник»

13

Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине – 4 часа

Сказка «Бой на Калиновом мосту»

Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине

К. Васильев «Бой Добрыни со Змием»

Работа в группах, словесное рисование

Придумать продолжение сказки

14

Первый бой Ильи Муромца. Тема татаро-монгольского нашествия в былинном творчестве

Иллюстрации с изображением родных просторов, православных храмов, модель щита

Инд. сообщение ученика о сказителях, беседа

Пис. ответить на вопрос: «Какие черты характера мне нравятся в Илье Муромце и почему?»

15

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

Репродукции

Иллюстрирование фрагментов

Пересказ отрывка

16

«Сказка о Василисе, золотой косе…»

Рисунки учеников

Выразительное чтение по ролям

Инсценирование отрывков

17

Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды – 7 часов

Народное предание и тема русской истории

Карточки с заданиями

Работа в группах

По выбору: подготовить семейное предание или найти исторические предания

18

Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр I

Лит. Тексты

Инд. рассказ учащегося, чтение преданий

Подготовить рассказы о Петре I из доп. Источников

19

«Чудо – богатырь» земли Русской. Народное предание о А. В. Суворове

Портрет А. В. Суворова

Работа в группах

Подготовить сообщения о Суворове

20 – 21

«Чудо – вождь» земли Русской (жизнь и подвиги А. В. Суворова)

Репродукции картин в. И. Сурикова «Портрет Суворова», «переход через Альпы»

Рассказы учащихся, составление таблицы, работа в группах

Выяснить значение слова «легенда»

22

Духовно – нравственные ценности в христианских народных легендах

Лит. матерал

Беседа. Заполнение таблицы

Прочитать легенду «Повесть о царе Аггее»

23

Духовно – нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Аггее…»

Карточка – словарь

Аналитическая беседа

Мини-сочинение «Что такое мудрость?»

24

Литературная притча в русской словесности – 6 часов

«Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона.

Иллюстрации к Библии, изображение храма царя Соломона

Рассказ учителя, работа в группах, работа со словарем

Написать свою притчу о душе, радости

25

Евангельские притчи

Икона Иисуса Христа, изображение виноградной лозы

Рассказ Батюшки об Иисусе, заполнение таблицы, работа в группах

Написать притчу об отношении детей и родителей

26

Притча о блудном сыне

Репродукция картины  Рембрандта «Возвращение блудного сына»

Аналитическая беседа, работа с репродукциями

Описать случай, который содержит идею притчи

27

«Кто мой ближний?» (тема милосердия)

Иллюстрации Г. Доре к Библии

Работа со словарем, эвристическая беседа, работа в парах

Ответ на вопрос «Может ли возникнуть ситуация, когда вы не станете человеку помогать?»

28

«Будьте милосердны…»

И. Репин «Странник»

Работа со словаре, анализ стихов

Определите идею стих. И. Тургенева «Христос»

29

«Что такое счастье и где его искать?»

Макеты фигурок человечков с шариками

Работа в группах

Мини-сочинение «Я счастлив(а)» или «Что мешает мне быть счастливым?»

30

Литературная сказка: освоение народной традиции – 5 часов

Чему учат сказки А. С. Пушкина

Портрет А. С. Пушкина, фрагменты фильмов к сказкам

Работа в группах, заполнение таблицы

Письменный ответ «Кого их героев сказок можно назвать счастливым? Почему?»

31

П. П. ершов «Конек – Горбунок»

Портрет П.П. Ершова, иллюстрации к сказке

Беседа, иллюстрирование фрагментов

Худ. пересказ эпизода

32

С Т Аксаков «Аленький цветочек»

Выставка работ

Чтение по ролям

Иллюстрации к сказке

33

Сказки Степана Григорьевича Писахова

Сборник сказок С.Г. Писахова, мультфильм «Морожены песни»

Рассказ учителя

Повторить пройденный материал, кроссворд, вопросы, задания

34

Заключительный урок

Работа в группах

35

Повторение – 1 час

Обобщающий урок

Повторение



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по истории и обществознанию по учебникам издательства "Русское слово"

Календарно-тематическое планирование по УМК "Русское слово" история и обществознание 2011-2012 учебный год...

Тематическое планирование 10 класс ("Русское слово" автор программы Е.М. Домогацких

Тематиское планирование по географии 10 класс Издательство "Русское слово" автор Е. М. Домогацких...

Тематическое планирование 11 класс (изд. "Русское слово" автор программы Е.М. Домогацких

Тематическое планирование по географии 11 класс издательство "Русское слово" автор программы Е.М. Домогацких...

Календарно-тематическое планирование к учебнику "Английский язык" под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.Русское слово и Макмиллан)

Календарно-тематическое планирование к учебнику "Английский язык" под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.Русское слово и Макмиллан)...

Календарно-тематическое планирование занятий драматического кружка "Живое слово"

Календарно-тематическое планирование занятий кружка "Живое слово"...

Тематическое планирование кружка по литературе "Царственное слово"

Занятия кружка по литературе предназначены для средних и старших классов общеобразовательной школы....

Календарно-тематическое планирование + пояснительная записка к учебнику "Английский язык" 8 класс под ред. Ю.А. Комаровой, И.В. Ларионовой, К. Гренджер (изд.«Русское слово» и «Макмиллан Паблишерз Лимитед».

Календарно-тематическое планирование к учебно-методическому комплекту (УМК) курса «Английский язык» для учащихся 8 классов рос-сийских общеобразовательных учебных заведений (авторы Ю.А. Комарова, И.В....