Предметная декада. Конкурс чтецов «Наедине с вдохновением!»
методическая разработка по литературе

Нуртдинова Эльвира Газнавиевна

Конкурс предназначен для выявления лучших чтецов среди обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_chtetsov_naedine_s_vdohnoveniem.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Международный день родного языка

(конкурс чтецов «Наследие твоё – твоя земля и твой язык»)

Цель: познакомить обучающихся с праздником – Международным днём родного языка.

Задачи:

·        Помочь обучающимся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности родного языка; познакомить ребят с библейской легендой о «вавилонском столпотворении».

·        Продолжать развивать устную связную речь обучающихся, мыслительную деятельность, память, воображение, внимание; обогащать словарный запас обучащихся; расширять их кругозор.

·        Прививать любовь и интерес к родному языку, воспитывать культуру речи.

Оборубование: мультимедийная презентация; карточки с заданиями для конкурсов - «Дополни пословицу»,  «Грамотеи»; орфографические словари; жетоны.

Форма проведенияконкурс «Знатоки родного языка».

Предварительная работа: выставка народных костюмов; выставка словарей; в течение мероприятия так же проходит конкурс на лучшего чтеца, учащимся желающим принять участие в этом конкурсе заранее раздаются стихотворения по теме.

Ход мероприятия 

1-й ведущий: Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?

2-й ведущий: Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке. Потомки сыновей Ноевых (Ной – библейский персонаж, который был спасён Господом во время Всемирного потопа) сперва все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие ин смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот эти события и называется «вавилонским столпотворением». Так произошли разные народы, говорящие на разных языках (из «Святой истории Ветхого Завета»)

1-й ведущий: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

2-й ведущий: Россия - многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране, более 80 – в республике.  Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

1-й ведущий: Мы можем услышать русский, башкирский. Марийский, татарский  языки, языки  удмуртов, узбеков, армян, таджиков. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

2-й ведущий: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...»

«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!»- восхищался Константин Георгиевич Паустовский 

1-й ведущий: А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей». Знать и любить свой язык обязан каждый. Сейчас мы  объявляем конкурс чтецов «Наследие твоё – твоя земля и твой язык», в котором принимают участие представители каждой группы ……. (представление участников конкурса)

2-й ведущий: Оценивать участие в конкурсах будет жюри в составе ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

1-й ведущий: Представляем первого участника конкурса, ученика 5 б класса Юрпалова Глеба)

Родной язык   (Н.Банко)

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Гордиться вправе ты, француз,

Французским языком.

Ты говоришь всегда, индус,

О языке своём.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, -

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один.

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет.

Спокоен, весел и певуч,

Насмешлив и суров,

И беспощаден, и могуч,

И грозен для врагов.

Суворов одобрял солдат

На русском языке!

Бессмертный Пушкин сочинял

На русском языке!   

2-й ведущий: Все великие люди заботились о языке, боролись за его чистоту, сохранность. Примером грамотной  развитой  речи являются ситуации, происходившие с известными  писателями. С присущей им мудростью, тонким чувством юмора они находили ответ, восхищавший своей краткостью, неожиданностью и остроумием. Предлагаю вам познакомиться с несколькими подобными историями.

    1-й ведущий: Сказочник Х. К. Андерсен, по свидетельству современников, не обращал внимания на свой внешний вид: его старый поношенный плащ и помятую шляпу знал весь Копенгаген. Однажды на улицах чопорного Копенгагена какой – то прохожий спросил его:

- Скажите, этот жалкий предмет на вашей голове вы называете шляпой?

Андерсен не растерялся и, в свою очередь, спросил у прохожего:

- Скажите, а  этот жалкий предмет под вашей модной шляпой вы называете головой?

   2-й ведущий: Гете прогуливался в парке. На дорожке, где мог пройти лишь один человек, ему встретился критик, который резко отзывался о его произведениях. Когда они сблизились, критик чванливо сказал:

- Я никогда не уступаю дорогу дуракам.

- А я…наоборот,- ответил Гете и, улыбаясь, сделал шаг в сторону.

  1-й ведущий:  После долгой болезни на ноге И. А. Крылова образовалась рожа, мешавшая ему ходить. Как – то раз, когда писатель прогуливался по Невскому проспекту, мимо него проехалась карета, и его знакомый бесцеремонно спросил, не останавливаясь:

- А что, Иван Андреевич, рожа прошла?

- Нет, проехала, - вслед ему сказал Крылов.

    2-й ведущий: М. В. Ломоносов, будучи известным ученым, испытывал нужду. Однажды придворный вельможа, заметив у Ломоносова маленькую дыру в кафтане, из которой выглядывала рубаха, ехидно спросил:

- Сударь, оттуда выглядывает ученость?

- Нет, - ответил Ломоносов, - глупость туда заглядывает.

  1-й ведущий:  Бернард Шоу встретился с очень толстым джентльменом. Взглянув на длинного и худого Шоу, джентльмен сказа:

- У вас такой вид, что можно подумать, что вся Англия голодает.

- А посмотрев на вас можно подумать, что вы являетесь причиною этого голода.

2-й ведущий: Нам остаётся только восхищаться остроумием и находчивостью писателей и продолжить наш конкурс.

1-й ведущий:  Стихотворение Валерия Брюсова «Родной язык» в прочтении  ученицы 5 Б класса Шарыповой Карины.

 

 Мой верный друг! Мой враг коварный!

 Мой царь! Мой раб! Родной язык!

 Мои стихи – как дым алтарный!

 Как вызов яростный – мой крик!

 

Нет грани моему упорству.

 Ты - в вечности, я - в кратких днях,

 Но все ж, как магу, мне покорствуй,

 Иль обрати безумца в прах!

 

 Твои богатства, по наследству,

 Я, дерзкий, требую себе.

 Призыв бросаю,- ты ответствуй,

 Иду,- ты будь готов к борьбе!

 

 Но, побежден иль победитель,

 Равно паду я пред тобой:

 Ты – мститель мой, ты – мой спаситель,

 Твой мир – навек моя обитель,

 Твой голос – небо надо мной!

 

1-й ведущий: Современный культурный человек имеет в среднем словарный запас от 3 до 6 тысяч слов.

 2-й ведущий Слово – это удивительный дар, которым обладает только человек. В русском языке великое множество слов. Но сколько их? На этот вопрос не может утвердительно ответить не один специалист. Богатая разнообразная лексика русского языка собрана в словарях.

1-й ведущий: Одним из тех, кто начал свой труд собирателя и охранителя родного языка, будучи,  ещё очень молодым, в 17 лет, был Владимир Иванович Даль. Его «Толковый словарь живого великорусского языка», пережив множество изданий, красуется на книжных полках и постоянно востребован в домах огромного числа людей разных  профессий. И это безоговорочно указывает на то, что Даль есть явление национального масштаба и его имя стоит в первой шеренге великих деятелей российской культуры и науки. Он  посвятил свою жизнь РУССКОМУ СЛОВУ.

2-й ведущий: Стихотворение Сергея Баруздина «Стихи о человеке и его словах» читает ученица 5 Б класса Гаврилова Елизавета.

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твёрдые и мягкие,

Слова бывают смелые,

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Много слов на свете,

Много дел на свете,

Если дела нету –

Слово – это ветер.

Слово улетает,

Не поймаешь снова…

Человек без дела –

Человек без слова!

1-й ведущий: У каждого народа есть свои особенности, традиции, культура и язык. Все это отличает каждый народ друг от друга. Именно это заставляет людей гордиться принадлежностью к тому или иному народу. А в языке передаются все особенности образа жизни того или иного народа. Поэтому многие народы, даже малые стараются всеми средствами и силами сберечь свой язык, свою гордость, отдавая дань предкам и своей уникальности.

2-й ведущий: Предлагаем послушать стихотворения на родных языках наших обучающихся

1-й ведущий: Рами Гарипов. Родной язык. Читает ….

Мин халҡымдың сәскә күңеленән

 Бал ҡортондай ынйы йыямын,

 Йыямын да — йәнле ынйыларҙан

 Хуш еҫле бер кәрәҙ ҡоямын.

Шуға ла мин беләм тел ҡәҙерен:

 Бер телдән дә телем кәм түгел —

 Көслө лә ул, бай ҙа, яғымлы ла,

 Кәм күрер тик уны кәм күңел!..

Халҡым теле минең - хаҡлыҡ теле,

 Унан башҡа минең илем юҡ;

 Илен hөймәҫ кенә телен hөймәҫ,

 Илe юҡтың ғына теле юҡ!

Әсәм теле минең — сәсән теле,

 Унан башҡа минең халҡым юҡ,

 Йөрәгендә халҡы булмағандың

 Кеше булырға ла хаҡы юҡ!

2-й ведущий: Стихотворение Александра Яшина «Русский язык» читаетКрючкова Маргаритта, ученица 5 Б класса.

Русский язык (отрывок)

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех, он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Хочешь – песни, гимны пиши,

Хочешь выскажи боль души.

Будто хлеб ржаной, он пахуч,

Будто плоть земная, живуч.

Он – язык луны и планеты,

Наших спутников и ракет,

В школе, дома и на совете

Разговаривайте на нём:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

1-й ведущий: ученица ….. представляет вашему вниманию стихотворение великий татарского поэта «Туган тел» («Родной язык»)

2-й ведущий: Знаете ли вы, что  в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

1-й ведущий: Что нужно делать чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость-основа речевого поведения.

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые  погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

2-й ведущий: А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей Ксандра и его слуги  первого баснописца Эзопа.

 

Сцена в которой участвуют 2 обучащихся.

 - Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую  в мире вещь.  Где она?

  - Вот, мой господин. Это – язык!

  -   Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

  -   Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка?  Язык –это первые  слова ребенка «мама», «солнце», «цветок». Язык –это целый мир.

  -   Ну хорошо!  Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

  -   Вот она, мой господин!

  -   Снова язык?!?

  -    Да.  Язык  самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

 

1-й ведущий: Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.  Ребята, цените свой родной язык, язык ваших предков

 2-й ведущий:  Однако о чистокровности русского языка говорить не приходится, так как заимствованных слов в нем огромное количество.  Вот вы, наверное, думаете, слово «огурец» русское?  Ошибаетесь, оно пришло в наш язык из греческого, так же как и «грамота», «кровать», «парус»,  «свекла», фонарь».  Слово «ябеда», которое у нас знает каждый малыш, пришло из скандинавского языка. А «базар», «сундук» и всеми любимое слово «деньги»  - из тюркского языков. Слово «халява» известно всем. Его употребляют, когда хотят получить что-то даром. Но раньше это слово значило другое – «широкое голенище».  Почему?  По одной из гипотез, когда-то, сидя за столом, гости прятали за голенище сапога еду, которую не могли съесть сразу. Таким  образом, у них была возможность даром поесть еще раз.

 1-й ведущий: Что же случилось с нашим языком за два века?  Во-первых, у многих слов появилось другое значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину. Прежде в ящик складывали полезные вещи, сейчас в него «пялятся». Из тарелок ели , на худой конец, них прилетали инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это телевизионная антенна.

    2-й ведущий: Что делать?  Прогресс.

     Бабки прежде были старые, ворчливые, стали – новые, зеленые, хрустящие. 

1-й ведущий: А как бичует сквернословие поэт Эдуард Асадов в стихотворении «О скверном и святом» нам прочитает ученица 6 А класса Еникеева Яна.

 

Что в сердце нашем самое святое?

Навряд ли надо думать и гадать.

Есть в мире самое простое

И самое возвышенное – Мать!

Так почему ж большое слово это,

Пусть не сегодня , а давным-давно,

Но в первый раз ведь было кем-то, где-то

В кощунственную брань обращено?

Тот пращур был и темный, и дурной

И вряд ли даже ведал, что творил

Когда однажды взял и пригвоздил

Родное слово к брани площадной.

Ну как позволить, чтобы год за годом

Там оскорблялось пламя их сердец?!

И сквернословам всяческого рода

Пора сказать сурово наконец.

Бранитесь или ссортесь, как хотите,

Но не теряйте звания людей

Ни имени, ни чести матерей!

 

2-й ведущий: Будем беречь и любить наше русское слово, ведь с него начинается Родина.

1-й ведущий: Слово для подведения итогов конкурса чтецов  предоставляется жюри.

 

Список используемой литературы

·        Давыдова Т.: Дружок: Пословицы, поговорки, крылатые выражения; издательство Стрекоза,2009

·        Клюхина И.В. Пословицы, поговорки и крылатые выражения; издательство ФГОС, 2008

·        Сапожников, В. Золотов :Священой истории Ветхого Завета; Букинистическое издание, 1990

·        Ромашкина Н.Ф. : Внеклассные мероприятия в игровой форме; издательство ГЛОБУС, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие предметных компетенций на занятиях театральной студии "Вдохновение" - Cборник с материалами XVI Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы модернизации российского образования». (2013 г.)

Cборник с материалами  XVI Международной научно-практической конференции  «Актуальные вопросы модернизации российского образования»  [[{"type":"media","view_mode":"medi...

Сценарий конкурса чтецов "Вдохновение"

Данная разработка представляет собой сценарий конкурса чтецов для старшеклассников. Конкурс чтецов "Вдохновение" - традиционное для нашей школы внеклассное мероприятие. Неклиновская лётная школа - уни...

Конкурс чтецов "Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века" (в рамках предметной декады, посвящённой "Году экологии")

В материале представлена программа конкурса, стихи русских поэтов 19 века о временах года....

Сценарий конкурса чтецов «Вдохновение»

разработка сценария конкурса чтецов...

Методическая разработка «Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»

Кроме урока музыки учитель проводит «Декаду музыки». Под этим понятием подразумевается комплекс мероприятий, посвященный одному учебному предмету «Музыка», в рамках десяти дней...

«Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»

laquo;Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»...

Сценарий конкурса чтецов "Вдохновение"

Разработка внеклассного мероприятия "Конкусс чтецов "Вдохновение"...