«Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»
методическая разработка

Гареева Алина Ирековна

«Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»

Основной формой организации музыкального воспитания в школе  является урок музыки.  Эта форма охватывает  всех детей с 1 по 8 класс и никогда не потеряет своей актуальности,  хотя имеются ещё и музыкальные кружки, факультативы, студии. Кроме урока музыки учитель проводит «Декаду музыки». Под этим понятием подразумевается комплекс мероприятий, посвященный одному учебному предмету «Музыка», в рамках десяти дней. Эти мероприятия могут быть, как только для начальной школы, так и для 5-9 классов. Учитель заранее планирует, какие конкурсы, игры, викторины будут проведены, какие темы необходимо раскрыть, как предлагаемый материал связан с основной программой по предмету, музыка каких стилей, направлений и композиторов будет звучать. Запланированные мероприятия могут проводиться как в рамках урока, так и во внеурочное время. Количество участников зависит от темы и цели мероприятия, от предполагаемых  результатов.

Предлагаю познакомиться  с видами разных конкурсов и заданий  «Декады по музыке» для 1-4 классов.

Творческие конкурсы-задания для классов.

1 классы:

  • «Рисуем музыку П.И.Чайковского» (по произведениям из «Детского альбома».
  • Решаем ребус: составление ребусов с названием нот на формате А-4.
  • Загадки: составляем загадки к названиям музыкальных инструментов на формате А-4 (фото инструмента + загадка).
  • Составь картинку музыкального инструмента и назови инструмент (выдается разрезанная картинка музыкального инструмента).

2 классы:

  • Даны портреты композиторов: П.И Чайковский, М.И. Глинка, В.А.Моцарт, Г.В.Свиридов, И.С.Бах, М.П.Мусоргский, С.С. Прокофьев. Учащиеся слушают вопросы и отвечают, о каком композиторе идёт речь.

Примеры:

  1. Перечисли русских композиторов.
  2. Какой композитор сочинял музыку для органа.
  3. Кто сочинил сказку «Петя и волк».
  4. Какой композитор сочинил три знаменитых балета.
  5. Кто сочинил балет «Золушка».
  6. Кем создана кантата «Александр Невский».
  7. «Детский альбом» для фортепиано кто сочинил.
  8. Кто сочинил оперу про подвиг русского крестьянина.
  • «Паспорт для музыкального инструмента». Это задание можно дать после изучения сказки «Петя и волк».

В паспорте отражают:

- название инструмента, фото или рисунок (на титульной странице),

- описание,

- время возникновения,

- страна,

- близкие родственники,

- знаменитые музыканты, владеющие этим инструментом,

- в каком ансамбле или оркестре может звучать,

- известные произведения для этого инструмента.

  • «Волшебный цветик-семицветик»

Творческое задание: выполнить 2 одинаковых по форме цветика-семицветика. На каждом листочке написать названия средств музыкальной выразительности (приклеить лепесточки): интонация, мелодия, динамика, тембр, лад, регистр, ритм, темп. На втором экземпляре цветика написать обозначения этих терминов (сделать лепесточки вытаскивающимися). Эта игра помогает запомнить обозначения средств выразительности и проверить знания учащихся.

  • Конкурс рисунков к сказке «Петя и волк».
  • Музыкальная живопись М.П.Мусоргского (рисунки по произведениям «Картинки с выставки»).  Конкурс рисунков.
  • Изготовление масок для постановки отрывков из оперы «Волк и семеро козлят».

3 класс.

  • Составить словарь музыкальных терминов.
  • «Историческая страничка» - творческое домашнее задание на формате А-4 о композиторах, о музыкальных инструментах, об истории создания оперы, балета или мюзикла, о праздниках: масленица, вербное воскресение, о святых земли Русской и т.д.
  • Конкурс рисунков главных действующих лиц опер и балета «Спящая красавица.

4 класс.

  • Некоторые задания могут дублироваться из 1-3 классов.
  • Составить песенник, состоящий из разных видов русских народных песен (это может быть групповая работа, включающая, название,  строку мелодии песни, текст, картинка).
  • Составь схему симфонического оркестра (формат А-4).
  • История театров Санкт-Петербурга – исторические справки.
  • Составь  схему оркестра русских народных инструментов.

           Кроме творческих заданий в декаду Музыки можно проводить игры-конкурсы среди команд по параллелям. В команде по 5-7 учащихся из каждого класса, название команды, эмблема. Для каждой игры раздаточный материал, презентация с вопросами и ответами, музыка, используемая в игре, напечатанные грамоты, призы. Из учащихся старшей школы создаётся жюри. Критерии оценивания каждого конкурса оговариваются непосредственно перед его проведением.

Предлагаю проанализировать несколько игр и заданий. По аналогии с этими заданиями можно скомпоновать любую игру.

Игра «Музыкальные инструменты».

Проведение этой игры зависит от того, какие темы по музыке вы уже прошли и с какими инструментами знакомы ребята, хотя как раз на этом мероприятии можно и познакомить детей с неизвестными ещё музыкальными инструментами.  Ребятам предлагается распечатка с картинками инструментов и вопросы, на которые отвечает команда, получая 1 балл за правильный ответ.  Желательно иметь презентацию, где будет такое же изображение.  Можно в распечатке ещё дать названия всех

изображённых инструментов в разном порядке.

 

Примерные вопросы:

  1. Назовите струнные щипковые инструменты (номера и названия).
  2. Какие инструменты могут быть в симфоническом оркестре.
  3. Перечислите духовые русские народные инструменты.
  4. Назовите инструменты, которые звучат почти одинаково, как они называются.
  5. Какое общее называние есть у пианино и рояля.
  6. Как переводится название инструмента «рояль».
  7. Из каких слов состоит  «фортепиано», что означат каждое слово.
  8. Назовите струнный смычковый инструмент.
  9. Чем отличается и в чём разница между инструментами по №1 и №4.
  10. Назовите ударные инструменты.
  11. Какой из  инструментов является родственником баяна.
  12. (ряд вопросов «Под каким номером изображён ……. инструмент» или «Как называется инструмент по № …..»
  13. У каких инструментов одинаковая клавиатура.
  14. Можно ли играть на скрипке без смычка.
  15. Перечислите инструменты, на которых играли скоморохи.
  16. Какой из инструментов имеет колокольчик.

В этой игре необходимо дать музыкальную викторину, со звучанием всех инструментов отдельно или в ансамбле. Ребята отгадывают инструмент, называют номер и название.

В презентации можно из этих картинок составить викторину «Третий лишний».

Примеры:

Учащиеся должны не только назвать номер и название «третьего лишнего» инструмента, но дать объяснение «почему?» так думают.  Варианты можно ещё дополнить.

По аналогии с этими заданиями можно составить вопросы для учащихся 2,3,4 классов по теме «Музыкальные инструменты».

Игра для 3 классов «Музыкальная шкатулка».

Игра состоит из заданий:

«Загадки» - отгадать загадки;

«С нотой на пару» - придумать слова со слогом названия нот звукоряда;

 «Музыкальные инструменты» - узнать по фрагменту музыкальный инструмент, назвать его;

«Вокальный цикл «Детская» М.П.Мусогского – послушать номер из «Детской» «Жук» и создать правильную картинку к этой музыке;

«Отгадай кроссворд» - решить кроссворд;

«Великие наши композиторы» - послушать музыкальный фрагмент и отгадать композитора, название произведения и название отрывка (произведения и композиторов выбирает учитель,  смотря, в какое время проводится декада, какие произведения уже слушали на уроках).

Между конкурсами предусмотрено исполнение изученных ранее песен.

          Во всех игровых мероприятиях учитель обращает внимание на то, что музыка — это не только самостоятельный вид детского творчества, но и важнейший предмет эстетического цикла, который помогает в духовно-нравственном развитии каждого ребёнка, формирует основы музыкальной культуры, развивает художественный вкус и повышает интерес к музыкальному искуству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения предметной декады учителей физико-математического цикла

Автор материала:      Свириденко Ольга Владимировна, учитель физикиОбразовательное учреждение: МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»...

Организация предметной декады - один из методов развития интереса к предметам физико-математического цикла

Статья посвящена методике проведения предметных декад, приведён план проведения недели МИФ...

План проведения предметной декады

Предметная декада - одна из самых распространённых форм внеклассной работы. В нашей школе мы проводим декаду математики, физики, информатики одновременно, так как учителя этих предметов в...

Анализ предметной декады гуманитарного цикла

План проведения предметной декады гуманитарного цикла, анализ декады...

Предметная декада. Конкурс чтецов «Наедине с вдохновением!»

Конкурс предназначен для выявления лучших чтецов среди обучающихся...

Конкурс чтецов "Времена года в стихотворениях русских поэтов 19 века" (в рамках предметной декады, посвящённой "Году экологии")

В материале представлена программа конкурса, стихи русских поэтов 19 века о временах года....

Методическая разработка «Виды конкурсов и заданий для предметной декады по музыке»

Кроме урока музыки учитель проводит «Декаду музыки». Под этим понятием подразумевается комплекс мероприятий, посвященный одному учебному предмету «Музыка», в рамках десяти дней...