Главные вкладки

    План проведения предметной декады учителей физико-математического цикла
    материал по физике (10 класс) на тему

    Свириденко Ольга Владимировна

     

    1. Автор материала:      Свириденко Ольга Владимировна, учитель физики
    2. Образовательное учреждение: МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
    3. Республика/край, город/поселение:  РФ/Саратовская область/р.п. Красный Текстильщик

    Предметная декада - одна из самых распространённых форм внеклассной работы. В нашей школе мы проводим декаду математики, физики, информатики одновременно, так как учителя этих предметов входят в одно методическое объединение.

    Цели:

    • развитие интереса к предмету;
    • расширение знаний по предмету;
    • формирование творческих способностей: логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;
    • содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).
    • выявление наиболее способных учащихся.

    Задачи:

    1. Привлечь всех учащихся для организации и проведения декады.
    2. Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
    3. Познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.
    4. Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.

    В региональном конкурсе "Педагогический фейрверк" в номинации "Мой предмет самый лучший" данная разработка была отмечена Дипломом I степени

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Региональный конкурс

    методических разработок внеклассных мероприятий

    по физике, химии, биологии и экологии

    «Педагогический фейерверк»,

    посвященный Всероссийскому «Году учителя»

    Модель ролевой игры «Слет специалистов оптики» (9 класс)

    Да, путь познания не гладок

    Но знаем мы со школьных лет

    Загадок больше, чем разгадок,

    И поискам предела нет.

     Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению  материала по теме «Оптические явления в природе».

    Задачи игры:

    образовательные: обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений  (радуга, мираж, гало, глории, нимбы, голубое небо, красное солнце, зеленый луч, сумерки);

    способствовать формированию:

    1. коммуникативной культуры;
    2. информационной культуры;
    3. навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;

    научить:

    1. выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;

    развить:

    1. критическое мышление
    2. развитие умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами

    Опорные знания: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды; явление полного внутреннего отражения.

    Организационный замысел:  класс делится на две группы: группа по изучению оптических явлений и группа «журналистов» известных научно-популярных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света», и т.д. Тема «Загадочные оптические явления» изучается группой специалистов, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег.

    Задача участников слета: 1) изучить оптическое явление и ознакомить всех с вопросами, которые разрабатывались  в данной группе (НИИ, лаборатории, научном коллективе). 2)  подготовить интересные вопросы для проведения пресс-конференции.

    Средства, дидактические материалы: мультимедийная установка, репродукции картин А.К. Саврасова, П.В. Кузнецова, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовского и др., презентации учеников, оборудование для проведения эксперимента (по наличию в школьной лаборатории)

    План слета специалистов: (вывешивается заранее в кабинете)

    1. Сообщение специалистов:

    1. Радуга.

    2. Миражи.

    3. Гало, глории, нимбы.

    4. Голубое небо и красное солнце.

    5. Зеленый луч.

    6. Сумерки.

    1. Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям.

    Подготовка к мероприятию. Обучающиеся выбирают тему (в данном случае «Загадочные оптические явления») и роли.  Тему  разбивают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп «специалистов» в классе:

    1. Радуга.

    2. Миражи.

    3. Гало, глории, нимбы.

    4. Голубое небо и красное солнце.

    5. Зеленый луч.

    6. Сумерки.

    Для каждой группы составляется информационная карта (в ней - название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там - название подтемы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, презентации в программе Power Point. Поясню на примере информационной карты по изучению явления миражи.

    Название подтемы:  Оптическое явление «Миражи» 

    План изучения явления:

    1. изучить теоретические основы явления;
    2. аргументировано объяснить оптическое явление;
    3. экспериментально смоделировать в нашей школьной лаборатории возможность наблюдения.

    Рекомендуемая литература:

    1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.

    2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.

    В карточке демонстратора по этой подтеме после ее названия стоит: 1) наблюдения явления мираж в школьной лаборатории. Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы.-М., 1967.-Ч. I .-С. 342- 343.

    Ход урока.

     На доске - план изучения нового материала, каждый пункт которого соответствует вопросам, предложенным группам, эпиграф. Основная часть урока - доклады специалистов. В качестве докладчиков выступают либо по очереди все члены группы, излагая каждый свою часть, либо ее представитель, который суммирует сказанное коллегами, а остальные дополняют сообщение. Все участники слета конспективно записывают в тетрадях доклады, задают вопросы, уточняют сведения.

    Для успеха мероприятия, который рассчитан на 2 учебных часа, очень важно выдержать регламент:

     1. вступительное слово учителя  -5 мин,

     2. выступления группы – для каждой группы 10 мин,

     3. прения -5 мин. после выступления каждой группы,

     4. подведение итогов - 5 мин.

    Литература:

    1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.

    2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.

    3. Комисарова О.В. Слет специалистов оптики,- Физика в школе, 2002, № 1

    4. Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика,  2005,  № 2

    Web-сайты: www.log-in.ru/articles/486/  

                         awesta.kosmopoisk.org/ksion.htm  

                         dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/305682      

                         www.avialine.com/country/6/articles/127/476/1160/0/2036.html  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План проведения предметной декады

    Предметная декада - одна из самых распространённых форм внеклассной работы. В нашей школе мы проводим декаду математики, физики, информатики одновременно, так как учителя этих предметов в...

    План проведения предметной декады биологии, природоведения, географии

    В плане представлены мероприятия, включенные в предметную декаду. Особенностью является привлечение в организацию и проведение декады учителей разных предметов: истории, русского языка и литературы, и...

    План проведения предметной декады филологии.

    План мероприятий предметной недели филологии со сроками реалиации и назначением ответственных....

    План проведения предметной декады филологии (оформление)

    Этот материал можно использовать для офомления информационного стенда....

    План проведения предметной недели учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры

        Предметная неделя  является итогом внеклассной работы и работы на уроках ХЭЦ и физической культуры проведенной за год.  В план предметной недели  включаются открыты...

    План проведения предметной декады точных наук

    В представленном материале вы найдётё план проведения декады "точных наук" и аналитическую справку по результатам её проведения....

    План работы методического объединения учителей физико-математического цикла на 2014 - 2015 учебный год

    План работы методического объединения учителей физико-математического цикла  МОУ Сергеихинская СОШ  на 2014 - 2015 учебный год. Руководитель МО Секушенко А.Е....