План проведения предметной декады учителей физико-математического цикла
материал по физике (10 класс) на тему
- Автор материала: Свириденко Ольга Владимировна, учитель физики
- Образовательное учреждение: МОУ «СОШ р.п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
- Республика/край, город/поселение: РФ/Саратовская область/р.п. Красный Текстильщик
Предметная декада - одна из самых распространённых форм внеклассной работы. В нашей школе мы проводим декаду математики, физики, информатики одновременно, так как учителя этих предметов входят в одно методическое объединение.
Цели:
- развитие интереса к предмету;
- расширение знаний по предмету;
- формирование творческих способностей: логического мышления, рациональных способов решения задач, смекалки;
- содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).
- выявление наиболее способных учащихся.
Задачи:
- Привлечь всех учащихся для организации и проведения декады.
- Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
- Познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.
- Организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.
В региональном конкурсе "Педагогический фейрверк" в номинации "Мой предмет самый лучший" данная разработка была отмечена Дипломом I степени
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Sviridenko_O.V._Moy_predmet_-_samyy_luchshiy_Predmetnaya_dekada.rar | 31.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
методических разработок внеклассных мероприятий
по физике, химии, биологии и экологии
«Педагогический фейерверк»,
посвященный Всероссийскому «Году учителя»
Модель ролевой игры «Слет специалистов оптики» (9 класс)
Да, путь познания не гладок
Но знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению материала по теме «Оптические явления в природе».
Задачи игры:
образовательные: обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений (радуга, мираж, гало, глории, нимбы, голубое небо, красное солнце, зеленый луч, сумерки);
способствовать формированию:
- коммуникативной культуры;
- информационной культуры;
- навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;
научить:
- выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;
развить:
- критическое мышление
- развитие умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами
Опорные знания: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды; явление полного внутреннего отражения.
Организационный замысел: класс делится на две группы: группа по изучению оптических явлений и группа «журналистов» известных научно-популярных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света», и т.д. Тема «Загадочные оптические явления» изучается группой специалистов, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег.
Задача участников слета: 1) изучить оптическое явление и ознакомить всех с вопросами, которые разрабатывались в данной группе (НИИ, лаборатории, научном коллективе). 2) подготовить интересные вопросы для проведения пресс-конференции.
Средства, дидактические материалы: мультимедийная установка, репродукции картин А.К. Саврасова, П.В. Кузнецова, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовского и др., презентации учеников, оборудование для проведения эксперимента (по наличию в школьной лаборатории)
План слета специалистов: (вывешивается заранее в кабинете)
- Сообщение специалистов:
1. Радуга.
2. Миражи.
3. Гало, глории, нимбы.
4. Голубое небо и красное солнце.
5. Зеленый луч.
6. Сумерки.
- Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям.
Подготовка к мероприятию. Обучающиеся выбирают тему (в данном случае «Загадочные оптические явления») и роли. Тему разбивают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп «специалистов» в классе:
1. Радуга.
2. Миражи.
3. Гало, глории, нимбы.
4. Голубое небо и красное солнце.
5. Зеленый луч.
6. Сумерки.
Для каждой группы составляется информационная карта (в ней - название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там - название подтемы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, презентации в программе Power Point. Поясню на примере информационной карты по изучению явления миражи.
Название подтемы: Оптическое явление «Миражи»
План изучения явления:
- изучить теоретические основы явления;
- аргументировано объяснить оптическое явление;
- экспериментально смоделировать в нашей школьной лаборатории возможность наблюдения.
Рекомендуемая литература:
1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.
2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.
В карточке демонстратора по этой подтеме после ее названия стоит: 1) наблюдения явления мираж в школьной лаборатории. Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы.-М., 1967.-Ч. I .-С. 342- 343.
Ход урока.
На доске - план изучения нового материала, каждый пункт которого соответствует вопросам, предложенным группам, эпиграф. Основная часть урока - доклады специалистов. В качестве докладчиков выступают либо по очереди все члены группы, излагая каждый свою часть, либо ее представитель, который суммирует сказанное коллегами, а остальные дополняют сообщение. Все участники слета конспективно записывают в тетрадях доклады, задают вопросы, уточняют сведения.
Для успеха мероприятия, который рассчитан на 2 учебных часа, очень важно выдержать регламент:
1. вступительное слово учителя -5 мин,
2. выступления группы – для каждой группы 10 мин,
3. прения -5 мин. после выступления каждой группы,
4. подведение итогов - 5 мин.
Литература:
1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.
2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.
3. Комисарова О.В. Слет специалистов оптики,- Физика в школе, 2002, № 1
4. Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика, 2005, № 2
Web-сайты: www.log-in.ru/articles/486/
awesta.kosmopoisk.org/ksion.htm
dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/305682
www.avialine.com/country/6/articles/127/476/1160/0/2036.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения предметной декады
Предметная декада - одна из самых распространённых форм внеклассной работы. В нашей школе мы проводим декаду математики, физики, информатики одновременно, так как учителя этих предметов в...
План проведения предметной декады биологии, природоведения, географии
В плане представлены мероприятия, включенные в предметную декаду. Особенностью является привлечение в организацию и проведение декады учителей разных предметов: истории, русского языка и литературы, и...
План проведения предметной декады филологии.
План мероприятий предметной недели филологии со сроками реалиации и назначением ответственных....
План проведения предметной декады филологии (оформление)
Этот материал можно использовать для офомления информационного стенда....
План проведения предметной недели учителей художественно-эстетического цикла и физической культуры
Предметная неделя является итогом внеклассной работы и работы на уроках ХЭЦ и физической культуры проведенной за год. В план предметной недели включаются открыты...
План проведения предметной декады точных наук
В представленном материале вы найдётё план проведения декады "точных наук" и аналитическую справку по результатам её проведения....
План работы методического объединения учителей физико-математического цикла на 2014 - 2015 учебный год
План работы методического объединения учителей физико-математического цикла МОУ Сергеихинская СОШ на 2014 - 2015 учебный год. Руководитель МО Секушенко А.Е....