Лики Санкт-Петербурга
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Шебалова Ольга Витальевна

В материале представлены конспект урока  по теме "Лики Санкт-Петебурга". Образ города рассматривается как в изображении писателей 19 века, так и в произведении Татьяны Толстой "Чужие сны".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liki_sankt-peterburga.docx31.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Лики Санкт-Петербурга»

Цель урока:

Сравнить восприятие Петербурга писателями первой половины 19 века: А.С.Пушкиным,  Н.В.Гоголем, М.Ю.Лермонтовым, с восприятием современной писательницы Татьяны Толстой. 

Виды деятельности:

продуктивная творческая: подготовка индивидуального сообщения на основе разных источников;

поисковая: самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы;

исследовательская: анализ сюжетов художественных произведений с помощью внетекстовых материалов, сравнительный анализ произведений.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная (выступление - защита), групповая.

Межпредметные связи: литература, история, обществознание, информатика.

Метапредметные умения: развитие монологической речи; работа с дополнительными источниками информации (словари, справочники, Интернет-ресурсы); умение составлять презентации; навыки аналитической работы с первоисточниками; умение сопоставлять и сравнивать.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия; принимать и сохранять учебную задачу, прогнозировать результаты уровня усвоения изучаемого материала, контроль и оценка.

Познавательные: общеучебные – способность понимать текст, владеть навыком анализа текста, ориентироваться в различных источниках информации, умение конспектировать

Логические – дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об образе Петербурга в русской литературе, умение структурировать материал, подбирать аргументы.

Коммуникативные: готовность к общению, развитие навыков публичного выступления.

Технологии: ИКТ, технологии на основе системно-деятельностного подхода.

Вид урока: комбинированный (проектная деятельность с элементами урока – конференции).

Тип урока: обобщение изученного материала

Оборудование: репродукции картин русских художников, вариации на тему Петербурга, музыкальное сопровождение для презентации учащихся, компьютер, экран, рабочие листы учащихся, карточки учащихся, раздаточный материал.

Ход урока

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Скука, холод и гранит…

А. С. Пушкин.

Учитель: Наш урок я начала словами А.С.Пушкина. В чем особенность построения данного четверостишия?

Учащиеся: Принцип контраста: «пышный» - «бедный».

Учитель: О каком городе так мог отзываться А.С.Пушкин?

Учащиеся: О Петербурге.

Учитель: Какие ассоциации вызывает этот город у Вас?

Учащиеся: Нева, памятник, музей, белые ночи, «Улицы разбитых фонарей», «Бандитский Петербург», Адмиралтейство, Пушкин, Гоголь, Петропавловская крепость, Достоевский, Некрасов, Петр I, Невский проспект, Сенатская площадь, Зимний дворец, Аврора, Исаакиевский собор, сырость, болота…

Учитель: У каждого из Вас свои ассоциации, свой образ Петербурга, который сложился на основе личных впечатлений, просмотра документальных и художественных фильмов. Совершим прогулку по этому замечательному городу вместе с Александром Розенбаумом – символом города, патриотом этого города.

Клип «Налетела грусть».

2. Знакомство с темой, целью и задачами урока.

Учитель: Петербург… Созданный гением Петра I и мастерством строителей, этот город всегда привлекал взоры писателей, поэтов, художников, композиторов. Как Вы уже догадались, речь сегодня пойдет об этом удивительном городе. (Слайд 1) Запишем тему нашего урока: «Образ Петербурга в русской литературе». Мы знакомы со множеством произведений литературы, в которых возникал образ Петербурга. Давайте вспомним их.

Учащиеся: «Медный всадник», «Станционный смотритель», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Пиковая дама», «Преступление и наказание», «Белые ночи», «Бедные люди», «Ночь перед Рождеством», «Невский проспект», «Ревизор», «Мертвые души», «Шинель», «Размышление у парадного подъезда»

 Учитель: Вы назвали произведения авторов 19 века, но в 18 и 20 веке образ Петербурга возникал на страницах литературных произведений. Какой вывод можем сделать?

Учащиеся: Образ Петербурга мы можем назвать сквозным образом в русской литературе.

(Слайд 2) Учитель: Наша с Вами цель сегодня – сравнить изображение Петербурга писателями первой половины 19 века: А.С.Пушкиным,  Н.В.Гоголем, М.Ю.Лермонтовым, с изображением современной писательницы Татьяны Толстой.  

А задачи, которые нам предстоит разрешить таковы: определить роль Петербурга в жизни и творчестве каждого автора, выделить ключевые образы, детали создания образа и определить влияние города на судьбы  литературных героев.

Учитель: Как писатели XIX века, так и современные авторы показывают Петербург таким, каким они его видят, но мы замечаем, читая их произведения, что в образе города уже в XIX века появляются трагические черты. Откуда они возникли? Может, такое трагическое восприятие города восходит к истории его строительства, а может, такую роль сыграли легенда, появившаяся в эпоху петербургских реформ: «Петербургу быть пусту!» (Легенду рассказывает 1-й учащийся, получивший заранее индивидуальное задание).

Учитель: Обратимся к истории строительства Петербурга и к легендам, связанным с городом. (Сообщение Н.Сватанов, А.Теплов)

Легенда: Еще вовремя Петра I дьячок из Троицкой церкви, спустясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору – худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем закричал в кабаке: «Петербургу, мол, быть пусту», за что и был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом не чисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец – мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Люди говорили, что город, построенный на костях сотен тысяч людей, – греховный, и природа обязательно отомстит за мученические смерти подневольных строителей города».

Вывод: Да, мнение о Петербурге всегда было противоречивым. «Северная Пальмира» и «ледяной город», «Новый Вавилон» и «Город-спрут», город как фантастической, так и безобразной мечты, город сытых и довольных, город униженных и оскорбленных. И все же Петербург – это великий город. Чтобы понять, что такое Петербург, нужно сначала читать русскую литературу. А потом сквозь её страницы смотреть на все окружающее.  

(Слайд 3) Учитель: Русский поэт Иосиф Бродский сказал: «Нет другого места в России, где бы воображение открывалось с такой легкостью от действительности: русская литература возникла с появлением Петербурга».

 В сущности, писатели участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями камня и зелени, оград и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением. Но и у писателей было особое дело в этом непрерывном процессе градостроительства: их искусство создавало духовный облик города, воздействовавший на всех, кто его строил и в нем жил.

Каковы же они, эти лики Санкт-Петербурга? На этот вопрос ответим в ходе урока

На дом трем группам учащихся дано было задание: подготовить сообщение на определенную тему. Сейчас мы эти сообщения заслушаем. Задание: слушая сообщение, вы должны заполнить таблицу (распечатанная таблица у каждого на парте)

Сообщение – «Петербург Пушкина»

Писатель

Изображение города

Ключевые образы, детали

Какое воздействие оказывает на литературных героев

А.С.Пушкин

«Люблю тебя, Петра творенье!», город – символ величия и славы России, источник вдохновения. НО отмечает порочность и контрастность столицы – «город пышный, город бедный»

Медный всадник – символ власти.

Вода – наводнение.

Равнодушен к судьбе «маленького человека», разрушает его счастье, жизнь, человек в этом городе обречен на безумие.

Вывод: Петербург - любимый город Пушкина. Здесь он провел большую часть своей жизни. В строках своих стихотворений он восхищается «творением Петра», воспевает его с большим чувством. Петербург для поэта - воплощение петровского духа, "Петра творенье", символ созидательных сил России. Однако уже Пушкин, вслед за декабристами, начинает отмечать порочность и контрастность столицы («Город пышный, город бедный…»). Мы видим этот настрой в «Медном всаднике», самом загадочном стихотворении Пушкина. Петербург - город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".

Сообщение – «Петербург Лермонтова»

Писатель

Отношение к городу

Ключевые образы, детали

Какое воздействие оказывает на литературных героев

М.Ю.Лермонтов

Тема Петербурга затронута как бы мимоходом. Отношение не однозначное.

«Не любил Петербург» - «Увы, как скучен этот город…»

Создал самое поэтичное описание города. Город глазами Демона. Город, несущий в себе и добро, и зло.

Бал

Маскарад

Город - тюрьма

Фальшивый город порождает порочных людей. В Петербурге сформировался Печорин – герой, «составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии»

Сообщение – «Петербург Гоголя»

Писатель

Отношение к городу

Ключевые образы, детали

Какое воздействие оказывает на литературных героев

Н.В.Гоголь

Образ Петербурга всегда двойственен, внутренне контрастен. В городе выражена социальная и нравственная суть России. Холодный, равнодушный, бюрократический, враждебный человеку. Город – воплощение всех безобразий и несправедливостей, где «кроме фонаря, всё дышит обманом». «Лжет во всякое время суток». Изменчивый, обманчивый город.

Невский проспект

Сон.

Враждебен к человеку и порождает зловещие фантазии. Люди сходят с ума, кончают жизнь самоубийством, умирают.

Вывод: Гоголь не дает описаний города, его архитектурных ансамблей. Автор создает художественный образ столицы, в котором выражена социальная и нравственная суть России. В произведениях Н.В. Гоголя образ Петербурга как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Здесь сходят с ума, трагически ошибаются, кончают жизнь самоубийством, просто умирают. Петербург враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Учитель: Мы посмотрели на город глазами писателей первой половины 19 века. Но интерес к этому поистине великому городу не угасает и в наши дни.

Обратимся к рассказу современной писательницы Татьяны Толстой. Рассказ называется «Чужие сны»

Беседа по рассказу

- В чем особенность этого рассказа? Что удивило? Чем поразил? (Жанр – эссе, написан в стиле орнаментализма, т.е. словесный узор преобладает над событийным рядом)

- Как писательница относится к городу?

- Какие ключевые образы, детали вы выделили?

- Какое воздействие город оказывает на людей? (свои выводы заносим в таблицу)

Писатель

Отношение к городу

Ключевые образы, детали

Какое воздействие оказывает на литературных героев

Т.Н.Толстая

Город-сон. Петр Великий построил город своего сна. Город не зажил своей жизнью.

Город холодный, надменный, надчеловеческий, «не приспособленный для простой человеческой жизни».

Город, созданный поколениями русских писателей. (Не реальный город, а греза, мечта, фантазия, созданная писателями).

Город сложной судьбы, не терпит упорядоченности и обыденности.

Неоднозначен. В нем все перемешано: и хорошее, и плохое, и красивое, и безобразное. В нем нет логики.

Петербург неопределенный, изменчивый, обманчивый, способный перевоплощаться и принимать иные облики.

Сон позволяет балансировать на тонкой грани реальности и фантазии.

Вода – это не только стихия, сопровождающая жителей города, это основа сна, она тоже фантазия и отражение. Зеркало, соединяющее мир реальности и мир фантазии.  Стихия, которая сильнее человека, напоминает ему о слабости и бренности.

Время

Город построен не для людей. «Мы все там чужие».

Испытывает человека на возможность жить на грани. Человек ведет борьбу с городом.  (описание поздней осени и весны). «Непременно куплю себе квартиру в Питере: я не хочу простой человеческой жизни. Я хочу сложных снов…»

Жители немножко сумасшедшие: это особое питерское безумие

Вывод:

- Какие мысли, образы, детали сближают Т.Толстую с писателями 19 века?

С Пушкиным: Петербург построен не для простых людей, город создан фантазией и прихотью Петра Первого, город – контрастов, Нева каждый год выходит из берегов, как бы мстя за то,  что её заковали в гранит, люди, живущие в городе, безумцы.

С Лермонтовым: отношение неоднозначное («город не для простого человека, куплю себе квартиру»).

С Гоголем: Петербург неопределенный, изменчивый, обманчивый, способный перевоплощаться и принимать иные облики. Жизнь во сне. Город, несущий в себе добро и зло.

- Почему писатели, живущие в  разные эпохи,  делают Петербург местом действия своих произведений? (Петербург – центр бытия человека, источник вдохновения, ответ на многие сложные вопросы)

- Какое воздействие оказывает этот «самый фантастический город» на жизнь литературных героев? (разрушает жизнь человека, равнодушен к человеку)

- Почему каждый из авторов, изображая Петербург, обращается к судьбам «маленьких людей»?

(В судьбе «маленького человека» автор находит воплощение судеб человечества в целом.  Каждый из героев находится в конфликте с окружающим миром, вступая в оппозицию «личность и власть». При этом «маленький человек» оказывается способен на «бунт». Каждый из героев обречен на трагедию, поскольку существует в условиях, когда  сама «жизнь гибнет в царстве смерти»)

Вывод: Петербург – это и место действия литературных произведений, и герой этих произведений. Петербург – и символ, воплощение борьбы добра и зла в человеке. Петербург – это и метафора пути к самопознанию, пути от смерти к жизни, творчеству. Петербург – это, главным образом, уже текст, порождающий новые тексты и генерирующий свои мифы в них.

Заключительное слово учителя:

Вот такой разный и в то же время схожий Петербург мы увидели в произведениях писателей 19 и 21 веков. Однако не стоит ту или иную точку зрения принимать как единственно верную. Каждый читатель способен выработать свою позицию. А для этого нужно вчитываться в литературу, которая выразила отношение Петербургу. Разговор об этом городе мы с вами не заканчиваем. У нас впереди Петербург Гончарова, Петербург Некрасова, Петербург Достоевского, Петербург поэтов Серебряного века. Такой разный, неоднозначный и удивительно прекрасный город.

Петербург в произведениях современных писателей

Роман Владимира Николаевича Васильева «Лик черной Пальмиры» продолжает знаменитый цикл о Дозорах, который начал один Сергей Лукьяненко, а продолжал уже совместно с Васильевым. В северной столице, самом мистическом городе России, объявились «дикие» Иные – подростки, не знающие ни Света, ни Тьмы, что нарушило и без того хрупкий баланс сил между Добром и Злом: «…Не только люди бывают иными… Иными бывают и города… Есть города-тёмные, есть города - светлые, есть и те, кто не принял ни ту ни другую сторону. И один из таких городов — Санкт-Петербург, Чёрная пальмира…

Отрывки из произведения (для обсуждения и поиска сходства):

"Тут Лайк насупился и ненадолго замолчал. То ли обдумывал то, что собирался сказать, то ли прислушивался к ощущениям.

- Питер... Питер - это, братцы, вообще жуть. Винница по сравнению с ним - оазис.

Симонов многозначительно хмыкнул:

- А что ты хотел - Питер на костях стоит!

Не в одних костях дело, - покачал головой Лайк. - Ингерманландские болота сами по себе довольно мрачное место. Идеальное для жертвоприношений. Знали бы вы, сколько там жизней загублено, сколько энергии выпито... Питер ненавидит всех - он просто иначе не умеет. Это город-зомби и город-вампир, он жрёт всех без разбору - Темный, Светлый, Иной, не Иной. И как истинный вампир, он умеет очаровывать, чтобы жрать. Питерцы теряют душу с улыбкой на устах и с глубокой любовью к городу, который душу из них день за днем высасывает. Неспроста там мало Иных и совершенно нет старых и сильных Иных. Вы видели эти улицы, лишенные деревьев? Вы видели эти дворы - ни травинки, ни былинки, сплошной асфальт? Мертвые каменные колодцы, в которых душа стынет? Знаете, как Питер звали полтораста лет назад... в определенных кругах? Черная Пальмира. Не Северная - Черная. Не завидую тому, кто отважится увидеть истинный лик этого проклятого города.

Питер встретил их пасмурным небом, неприятным моросящим дождичком и заплеванным перроном.

Прошли по перрону, миновали здание вокзала. Под ногами валялся всякий мусор - окурки, обертки, клочки газет. Перед выходом на Литовский у вентиляционной шахты грелось целое сонмище бомжей. Тут же рядом два синюшных типа давили с горла дешевый азербайджанский портвейн, а чуть в стороне, у неопрятного забора, натужно блевала увядающая дама в старомодном плаще и такой же старомодной шляпке.

Питер производил мрачное и гнетущее впечатление - на всех:"

Как изменяется образ Петербурга в произведениях этих авторов, вы узнаете, когда их прочтете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

Педагог Санкт-Петербурга о Санкт-Петербурге

О работе на занятиях изобразительного искусства....

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...