Педагогические мастерские как эффективная технология при изучении литературы
статья по литературе на тему

Бережная Галина Геннадьевна

В статье описано использование технологии педагогических мастерских.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon berezhnaya_g.g._pedagogicheskie_masterskie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические мастерские как эффективная технология при изучении литературы

Учитывая особенности современного общественного процесса, негативные последствия, которые наносят вред формированию мировоззренческих позиций подрастающего поколения, считаю необходимым на уроках формировать квалифицированного читателя с живой и восприимчивой душой, умеющего сопереживать литературным героям, читателя, способного соотносить собственные нравственные ценности с нравственными ценностями книги; на примере классики формировать свой внутренний мир.

Чтобы педагогический труд давал учащимся радость, чтобы повседневные уроки не превращались в скучную, однообразную повинность, ввести каждого из обучающихся на счастливую тропинку творчества поможет технология педагогических мастерских.

Цель «Мастерских» - научить людей мыслить творчески, раскованно, самостоятельно выстраивать свое знание. «Мастерские» бывают различных типов. Самые распространённые, пожалуй, «Мастерская построения знаний» и «Мастерская обучения творческому письму». В «Мастерской» каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинает светиться неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым. Оно обретает цвет, запах, становится шероховатым и скользким, влажным и колющим…

«Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» - не спрашивает, а утверждает один из основателей «Мастерских» Пьер Колен. Не случайно многие «Мастерские» начинаются  с игры ассоциаций, вызванных словом.

Первый этап работы «Мастерской» - «индуктор» - мотивирует творческую деятельность каждого участника. Это обращение к ассоциативному и образному мышлению, обращение обязательно личностное и загадочное. На данном этапе часто предлагается слово, к которому надо подобрать ассоциации; можно писать, рисовать, а потом посмотреть и даже позаимствовать что-то интересное у соседей.

Второй этап – работа с материалом, погружение в него: работа со схемами, моделями, текстом, иллюстрациями. Главное – на этом этапе должна произойти «деконструкция» материала, превращение его в некое подобие первобытного хаоса. Работа идет на уровне отдельных слов, звуков, обрывков. Из них потом выстраивается нечто новое. Работа с материалом сменяется непременной «социализацией». Каждый участник читает в группе свою работу, соотнося ее с тем, что получилось у других. Идет взаимообогащение, самокоррекция, поскольку никому не возбраняется что-то по ходу дела добавлять к уже написанному.

Кульминация творческого процесса – «разрыв». Это озарение, новое видение предмета, неожиданность. Появляется информационный запрос. На данном этапе нужна справочная литература, учебники, позволяющие ответить на возникшие вопросы. После индивидуальной проработки – новая «социализация» - взаимный пересказ того, что удалось узнать. Возникает полифоническое эхо, обогащение новыми для участников «Мастерской» знаниями. В ходе работы предлагается выделить главное. Кстати, работа в «Мастерских» идет в быстром темпе, и главное выделяется уже за счет этого темпа – нет времени «растекаться мыслью по древу».

После такой проработки – этап творческий. Обычно пишется текст, сочинение на тему, которую на основе рассматриваемого материала каждый определяет для себя сам.

Последний этап – «рефлексия» - самоанализ. Не привычные оценки «хорошо» или «плохо», а анализ движения мысли.

Основной алгоритм работы в «Мастерской» - чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставления старых знаний со своими новыми открытиями и социализации. В «Мастерской» учат главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других.

Какие-то элементы «Мастерских» учителя используют, даже не догадываясь об этом. Без творческой работы в школе не обойтись. Эта методика ломает привычные стереотипы. Знание представляется не сложившейся системой, не чем-то устойчивым и незыблемым, а бесконечным поиском, построением без окончательного завершения. В методике «Мастерской» не совсем привычным для традиционной школы оказывается положение учителя. Он не всезнающий мэтр, не источник абсолютных знаний, вещающий с кафедры и карающий за недостаточно точное усвоение материала, а старший сотрудник «Мастерской». Он, конечно, более опытен, но вовсе не обязан быть самым талантливым и даже самым умным. Старый афоризм: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого тебе учиться» - наполняется здесь новым и конкретным смыслом. Опыты «Мастерских» в какой-то мере помогут воспитанию свободных творческих людей, не боящихся вырабатывать и высказывать свое собственное мнение, понимающих, что знание должно пластично изменяться, а не оставаться непреложной догмой. Может, тогда появятся люди, способные строить, а не разрушать, совместно работать, а не подвергать осмеянию тех, кто имеет своё мнение?

Необходимые для раздачи на уроке материалы на сегодняшнем развитии множительной техники нетрудно скопировать. Зато можно варьировать их количество и составлять свои задания по отдельным их фрагментам.

Мастерская «Погружаясь в вальс метели…» проводится при изучении пушкинских «Повестей Белкина».

Главный секрет «Мастерских» - путь к произведению через себя: школьники должны включиться в  работу, если вопрос заинтересует их лично. И начинается все почти с игры.

1-й этап. Предлагается сесть по группам. Сразу масса эмоций - выбрать себе достойную компанию для совместной работы. Потом просьба открыть тетради и, оставив пока в стороне А.С. Пушкина, написать слово «Метель». Писать можно вдоль, поперек, по диагонали – как захочется. Можно и нарисовать что-нибудь, только быстро. К этому слову надо подобрать слова – ассоциации (смысловые, фонетические), можно поиграть буквами, составляющими это слово, можно изобразить что-то графически. А пока идет работа, тихо звучит музыка магнитофонная запись – знаменитый вальс Свиридова. Учащиеся в это время подбирают слова: снег, ветер, метёт, вихрь, холодно, замёрз. Обменялись словами в группах, выяснили, что меняться, собственно, и нечем – всё почти одинаково.

2-й этап. Группам раздаются листочки – пушкинские тексты, в которых упоминаются метель, зимняя дорога, буря. Это отрывки из хорошо известных стихотворений «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Зимняя дорога» (можно предложить стихи не в отрывках, а полностью), а также фрагмент из повести «Капитанская дочка», начинающийся словами «Сделалась метель», и стихотворение «Бесы». Законы «Мастерской» превращают  знакомые строки в рабочий материал. Тексты даны для того, чтобы можно было дополнить свои «метельные ассоциации» пушкинскими. На основе выписанных слов предлагается написать миниатюру «Я попал в метель». Непременный этап «Мастерской» - от собственных ощущений, собственного опыта (пусть небогатого) – к литературе.

3-й этап – очень важный – обмен опытом, обобществление. Каждая группа выносит на суд всего коллектива класса только один из текстов – по собственному выбору.

4-й этап. После того как погрузились в стихию метели, внесём туда же героев пушкинской повести «Метель». Лист тетради делится на колонки: одна – для характеристики Маши, вторая – Владимира, а третья – Бурмина. Текст повести прочитан дома, так что более-менее знаком. Если кто-то дома схалтурил, товарищи помогут найти нужную страницу. Задание: Выпишите некоторые слова и словосочетания, помогающие передать взаимоотношения каждого из героев повести с метелью.

5-й этап. Предлагается самим задать вопросы к повести. Ничего сложного не требуется – просто по содержанию. Возможно, что-то осталось непонятным!?

6-й этап. После короткого разговора о том, как судьба распорядилась судьбами героев пушкинской «Метели», предлагается выделить слова, которые могут быть ключевыми для разговора или сочетания по этой повести: метель, судьба, любовь, неожиданность, предопределение…

Слова записываются на доске. Вокруг этих верстовых слов-столбов и будем «завихривать» свои опусы. Например, такое: «Метель как будто предчувствовала, что Владимир скоро умрет, поэтому она помогла встретиться Бурмину и Маше, а Владимиру не дала доехать до церкви. Метель – очень доброе существо или даже олицетворение доброй судьбы».

Кто-то начал рассуждать о том, что Бурмину не везло с женщинами, он сам к ним относился легкомысленно и вот метель решила его, с одной стороны, наказать, а с другой дать шанс обрести настоящую любовь. В этих работах тоже просматриваются определённый уровень освоения пушкинского текста попытка его осмысления. На то она и «Мастерская», что каждый волен открывать что-то своё, идти своим путём.

Весь учебный процесс направлен на то, чтобы у детей сначала появилось желание, эмоциональный настрой, а потом и потребность учиться. Данная технология позволяет учителю добиться успеваемости, качественного её роста, развивает творческое мышление и познавательную активность учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Индивидуально-ориентированная образовательная технология «Педагогическая мастерская» как эффективное средство реализации ФГОС"

Региональный конкурс научно-методических материалов, программ и проектов "Новые технологии для Новой школы", апрель 2012 г.Номинация «Эффективные средства реализации ФГОС в среднем и старшем звене»Авт...

Статья Педагогическая мастерская «Художественное творчество» ТЕХНОЛОГИЯ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ» НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ для детей от 6 до 8 лет

Статья знакомит педагогов с французской обучающей технологией творческая мастерская и рассказывает об опыте педагога в применении этой технологии. Разбор ведется по занятию "Рисование пушистых кошек"....

Научно- исследовательская работа на тему: Технология педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы как совместный процесс творчества учителя и ученика

В научно-исследовательской работе представлена теория по теме «Технология педагогических мастерских», а также её практическое применение. Технология педагогических мастерских предполагает учёт индивид...

Применение технологии педагогических мастерских на уроках русского языка и литературы с целью развития познавательных, творческих и исследовательских способностей школьников.

В педагогической статье рассказывается об основных принципах, структурных элементах урока, построенного по технологии педагогических мастерских. Формирование УУД осуществляется под руководством Мастер...

Новые эффективные технологии на уроках литературы

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств...

Доклад «Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения» Педагогический совет №4 «Эффективные технологии воспитательной деятельности как средство реализации ФГОС ООО» от 26.03.2019 г.

В наши дни роль системы дополнительного образования в подготовке подрастающего поколения ощутимо возрастает. Её призвание - решить важнейшую социальную проблему, которая связана с выявлением и развити...

Статья "Опыт использования элементов педагогической мастерской на уроках русского языка и литературы"

Данная статья является описанием инновационного педагогического опыта по использованию элементов технологии мастерских на уроках русского языка и литературы с 5 по 11 классы....